Олимпийские игры в Древней Греции

Ролевая театрализованная урок-игра с элементами конкурса

Цель занятия: познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. Игровое занятие поможет пережить атмосферу праздника и соревнования и будет способствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсе, имитирующем Олимпийские игры.

 

Опережающее задание: изучить дополнительную литературу и материал учебника по теме. Класс разбивается на команды по 5-7 человек, от каждой команды выбирается элленодик - судья.

 

Познавательное задание на весь урок: Что с точки зрения древнего грека имело большее значение для победы олимпийца - мастерство спортсмена или любовь к нему богов?

 

Материалы для игры см в кн.: Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. Историческое образование в современной России. М, 1997, с 79-82.

 

Список литературы для подготовки:

1. П. Микель. Древняя Греция. М, 1999.

2. С. Пич, Э. Миллард. Греки. М, 1995.

3..К.М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Олимпийские игры. М, 1958.

4. Ю.В. Шанин. Герои античных стадионов. М, 1979.

5.    Г.М. Годер. Венок из оливы // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1981.

6.    А.А. Нейхард. Олимпийские игры // Книга для чтения. Древняя Греция / Под ред. С.Л. Утченко. М, 1974.

7.    Н.А Чаплыгина. Олимпийские игры // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1999.

 

Ход занятия. Вводная часть. Учитель кратко рассказывает об истории возникновения Олимпийских игр и традициях их проведения. Зачитывается известная цитата: " Нет другой звезды благороднее солнца - звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры" (Пиндар). К концу урока необходимо выяснить, почему древние греки так гордились играми.

 

По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова греческих колоний (откуда могли прибыть участники Олимпийских игр), дается характеристика Олимпии и разводятся понятия "Олимпия" и "г. Олимп". Зачитывается описание Олимпии.

 

Описание Олимпии (из кн: К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. "Олимпийские игры").

На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада и юга небольшую долину. В этой долине, окруженной в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов - вот и все постройки Олимпии. Ее постоянное население - только служитель культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями Древнего мира.

 

Далее учитель или три ученика знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр (подробнее об этом в кн: В. Замаровский. "Путешествие к семи чудесам света". М, 1980).

 

Первая версия. Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако, царь не сдержал своего обещания, и Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу - Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

 

Вторая версия. По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что если кто-нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов - Зевсу Олимпийскому.

 

Третья версия. Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии - дочери Эномая и подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где был похоронен Пелоп, в долине р. Алфей и впадении в нее ручья Кладея, и стали устраивать состязания на колесницах.

 

Далее учитель напоминает учащимся о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, то есть началом летоисчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагаются хронологические задачи на эту тему.

 

1.Сколько лет тому назад состоялись первые Олимпийские игры?

2.Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день играми?

3.       Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр в 1896 году?

4.       Сколько игр прошло бы, если бы славная традиция никогда не нарушалась?

5.    Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?

6.    В 708 году до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (В 688 году до н.э - кулачный бой, в 680 г. до н.э. - состязания на колесницах).

 

Основная часть игры. Учитель открывает начало Олимпийских игр призывами глашатаев. Глашатаи из числа учеников: "Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!"

 

Далее команды могут разыграть жеребьевку подобно тому, как это делали греки на Олимпийских играх.

 

Выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква греческого алфавита (цифр не знали). Элланодик отбирал жетоны и определял порядок выступления. В игре ребята также могут тащить букву, то есть номер своего выступления. Буквами надо обозначить различные дни состязаний. О каждом дне будет рассказывать команда соответственно своей букве (то есть порядковому номеру и дню состязаний).

 

 

Далее, согласно порядковому номеру жеребьевки, команды выступают с заранее выполненными заданиями.

 

Задание 1. На контурной карте "Древняя Греция" и "Древнегреческие колонии" отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда команда прибыла в Олимпию. Проведите по карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (г. Пантикапей, Г. Массилия, г. Кирена, г. Милет). Высчитайте примерно, сколько времени вы добирались до Олимпии. Вот примерные сроки преодоления расстояний для греческих судов:

 

Пирей - Лесбос - три дня

 

Пирей - Византия - шесть дней

 

Пирей Синоп - 10 дней

 

Пирей - Пантикапей - 12 дней

 

Родос - Египет - 4 дня

 

Задание 2. Высчитайте, в каких Олимпийских играх вы принимаете участие, если ваши соревнования проходят в 200 г., 148 г, 100г, 72г по древнегреческому календарю.

 

Олимпийские игры открываются, объявляется программа состязаний.

Программа состязаний

1.       Подготовительные церемонии и жертвоприношения.

2.       Состязания глашатых и трубачей.

3.    Бега колесниц и скачки, пятиборье.

4.       Состязания мальчиков (17-20 лет).

5.    Бег, кулачный бой, панкратий, бег в вооружении.

 

Судьи занимают свои места. Элленодики записывают участников, проверяют их гражданство, наблюдают за тренировками оценивают состязания. В игре судьи записывают активных участников, проверяют правильность выполнения заданий, оценивают оригинальность, эрудицию и смекалку команд, подсчитывают очки, дают бумажные амфоры вместо призов.

 

В первый день приносили жертвы богам и произносили клятвы у алтарей. Пример начала клятвы: "Клянусь Зевсом, венок принесу я, Клеоним!" Команды озвучивают задание №3.

 

Задание 3. Выберите бога или богиню - покровителя вашего города или команды. Объясните выбор. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.

 

Далее происходит новая жеребьевка, во время которой участники получают задание рассказать об одном виде состязаний- беге и прыжках в длину, метании копья и диска, панкратии и борьбе, заездах колесниц. Также команды продумывают имя и историю олимпионика в "своем" виде состязаний.

 

Предлагаем некоторый материал по видам состязаний.

 

Состязания в беге. Дорожку делали в 192 метра в длину, она была глиняной и посыпалась песком. Существовало традиционно три основных забега: стадий - забег в одну длину дорожки, диалос - две длины, и долихос - 20 или 24 длины. Бегали туда - обратно.

 

Борьба. В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды противника кидал на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Борьба панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать противника и выбивать глаза.

 

Пятиборье. В это состязание входили бег, борьба, прыжки, метание копья и диска.

 

Соревнования колесниц. Колесница для победы должны была сделать 12 кругов.

 

Можно привести фрагмент рассказа о соревнованиях колесниц.

 

На ипподроме полно народу: конные состязания - любимое зрелище греков. Свободные греки получали зрелищные деньги и направлялись смотреть любимые состязания. Медленно одна за другой выезжали колесницы. На мгновение ипподром замирает, но через секунду уже слышны приветственные крики. Сигнал трубы, и состязание уже началось. Сквозь облака пыли в лучах утреннего солнца мелькали разноцветные одежды возниц. Слышно ржание коней и скрежет колес. Стремясь обогнать друг друга, они безжалостно колотили своих партнеров, пена поднималась от вздыбленных конских спин. Вдруг трибуна ахнула. Раздался грохот ломающихся колесниц, ржание лошадей, крики и стоны людей. Все смешалось. Среди этой неразберихи, однако, выехала колесница, запряженная тройкой прекрасных лошадей, на которой был довольный возница, приветствуемый ликующими болельщиками. Это был победитель. В последующие дни мы посетили соревнования бегунов, метателей, копий, борцов. За нарушение правил хлыстали кнутом. Соревнования сопровождались ликующими криками болельщиков.

 

В заключение рассказов про соревнования проводится беседа.

1.       Считаете ли вы, что соревнования в Древней Греции носили демократический характер? Чем докажите?

2.    Могли ли Олимпийские игры возникнуть в Древнем Египте?

3.    Кто чаще всего становился победителем на Олимпийских играх? Какие факторы влияли на это?

4.    Могли ли свободные крестьяне Аттики стать победителями Олимпийских игр?

5.       Объективно или субъективно проходила процедура определения победителя в различных видах соревнований?

 

Заключительная часть урока. Судьи подводят итоги. В игре пятый день состязания, где раздаются награды.

 

Для премирования победителей заранее изготавливаются бумажные амфоры.

 

Учитель рассказывает о наградах, которые устраиваются олимпионику. Вот они: пальмовая ветвь, венки из ветвей маслины, амфоры с маслом, быки. Списки олимпиоников высекали на мраморных плитах. Город давал победителю:

 

пурпуровая одежда

денежные средства как премия

пожизненная пенсия

почетное кресло в театре

пожизненное питание

прижизненная статуя (для победивших 3 раза)

монеты с изображением победителя

мраморная стела с хвалебной надписью

освобождение от налогов и повинностей

прославление поэтов в стихах.

 

Далее учитель по итогам работы судей выкрикивает имена "олимпиоников" сегодняшнего урока. Все в классе кричат: "Слава победителям!". Если среди победителей будут девочки, то можно рассказать о женских спортивных праздниках в Древней Греции и обсудить демократичный характер данных состязаний.

 

В конце урока обсуждается задание, которое было поставлено в начале урока о том, что влияло на победу греков - мастерство или милость богов.

 

Домашнее задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь победителя Олимпийских игр.

 

Вот пример одной из надписей.

 

"Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчик

Столь же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе,

И на ристалищах ловко умеющий править конями,

Славою он увенчал город почтенных отцов".


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру