Чин поставления на царство царя Федора Алексеевича. 1676 г.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Иоаким (1620-1690) — девятый и предпоследний патриарх Всероссийский (1674-1690). С 1655 г., оставив военную службу, принял монашество, в 1664 г. стал архимандритом Чудова монастыря. В 1672 г. поставлен в митрополиты Новгородские. 26 июля 1674 г. возведен на патриарший престол.

2. Иосиф (? - 1652) — пятый патриарх Московский и всея Руси (1642–1652 гг.). Его патриаршество пришлось на конец царствования Михаила Федоровича и начало царствования Алексея Михайловича. При Иосифе принято Соборное уложение 1649 г. и учрежден Монастырский приказ. Во время его патриаршества государство начало грекофильскую реформу, в дальнейшем получившую название "реформы Никона" и приведшую к разделению Русской Православной Церкви на никонианскую и срарообрядческую. Иосиф не был сторонником реформирования, отношения с царем Алексеем складывались крайне сложные. Вынужден был уступить грекофильским стремлениям двора. Отрицательное отношение государя к Иосифу, нашло отражение в одной из грамот царя Алексея к Никону ("Повести о преставлении патриарха Иосифа"). В ней царь фактически обвинил патриарха в недостойной для пастыря жизни на основании принятия кончины, не соответствовавшей "канону преставления" лица духовного звания.

3. До коронации Петра и Ивана, первой коронации, когда на царство венчались сразу два государя, сохранялась традиция использования при обряде "мономаховых утварей". В это понятие входили: шапка Монамоха, бармы, скипетр, царское яблоко (держава), Животворящий Крест. Шапка Мономаха — золотой филигранный остроконечный головной убор средне-азиатской работы XIV в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом. По легенде конца XV — нач. XVI в. шапка Мономаха была якобы прислана византийским императором Константином Мономахом великому князю Киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху. (Чины поставления на царство Алексея Михайловича и Федора Алексеевича также отразили эту идею. Традиция выстраивать легенды по отношению к разного рода святыням в этот период была крайне распространена в России, неоднократно проявляет себя в "Чинах" по отношению не только к шапке Мономаха, но и к другим предметам). Бармы — иконы, бывшие на диадиме — платне, составлявшим царское ожерелье и оплечье в виде закругленной пелерины. Скипетр — один из наиболее древних символов монархической власти. (В переводе с греческого — жезл). Яблоко (держава) — эмблема монаршей власти, в России получила название "яблоко", т.к. представляла собой золотой шар с короной или крестом. Животворящий Крест, используемый во время коронации, заключал в себе частичку креста, который по преданию был прислан вместе с шапкой Мономаха великому князю Владимиру Всеволодовичу.


4. По традиции все коронации московского периода Российского царствования проводились в Успенском соборе Московского Кремля. (Архитектор — Аристотель Феорованти, освящен — 15 августа 1479 г.). Помимо обряда венчания на царство в Успенском соборе происходили церемонии бракосочетания царей, избрания очередной главы русской церкви. В соборе служили торжественные молебны перед началом военных походов и после одержанных побед.

5. Для приготовления к коронации Федора Алексеевича по сложившейся при первых Романовых традиции в Успенском соборе воздвигали "чертожное царское место у задних столбов". При этом в соборе оказывалось два "царских места": вновь устроенное и царское место у южных ворот. Последнее также использовалось во время церемонии, но в отличие от первого было не временным, а постоянным. Царское место у южных ворот — великолепный памятник искусства резчиков по дереву, выполненный в 1551 г. для Ивана Грозного, иначе назывался Мономахов трон. Сохранился поныне, представляет собой огороженную четырехугольную площадку, увенчанную шатром. Ножками трону служат четыре резанных из дерева лежащих зверя. Три стенки трона сплошь заполнены барельефными изображениями походов великого князя Владимира Мономаха и легендарного получения им из Константинополя царских регалий. На четырех столбиках над царским местом высится украшенный резными кокошниками и фронтонами граненый шатер.

6. Во время торжественных церемоний регламентации подвергались не только последовательность действий, но и одежда духовных и светских лиц, задействованных в ней. Для государя и придворных наиболее торжественной считалась одежда цвета золота. По традиции думные чины должны были надеть горлатные шапки — вышиной с локоть из соболя или лисицы.

7. Рюрик — согласно летописной легенде ("Повесть временных лет") призван ильменскими славянами вместе с братьями Синеусом и Трувором княжить в Новгороде. Считается основателем династии Рюриковичей.

8. Владимир Святославович (? — 1015), князь новгородский (с 969), киевский (с 980), младший сын великого князя Святослава. В 988–989 гг. в качестве государственной религии ввел христианство. При нем Древнерусское государство вступило в полосу своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах — "Владимир Красное солнышко". Канонизирован Русской Православной Церковью.

9. Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) — великий князь киевский с 1113 г. Сын великого князя Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. В силу этого брака в XV–XVI вв. появилась и закрепилась легенда о принятии Владимиром Всеволодовичем символов царской власти от Константина Мономаха.

10. Царь Михаил Федорович (1613–1645) — первый царь династии Романовых, избран на царство Земским собором 1613 г., дед царя Федора Алексеевича.

11. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) — второй государь из династии Романовых, сын Михаила Федоровича, отец Федора Алексеевича.

12. Интересно сравнить эту речь Федора Алексеевича с речью к патриарху и Освященному собору царя Алексея Михайловича:

"Апостольских престолов восприемницы, святыя истинныя православныя веры греческаго собора столпи, пастырие и учители Христова словеснаго стада, богомольцы наши: пречестнейшии и всесвятейшии о Бозе, отец отцем и учитель христовых велений истины, столп благочестия, евангельския проповеди рачитель, кормчий Христова корабля, неблазненно той направляющу во пристанище спасения, святейший Иосиф, патриарх московский и всеа России, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь Освященный собор, и вы, боляре и окольничие, и думные люди, и дворяне, и приказные, и всякие служебные люди, и гости, и все христолюбивое воинство и всего великаго Российскаго царствия православные христиане!

Благодатию и изволением Всемогущаго в Троице славимаго Бога нашего во мнозех летех седоша на царском престоле, и на великом княжестве всеа Великия России великие государи, цари и великия князи, от великаго князя Рюрика и от благочестиваго и равноапостольнаго великаго князя Владимера Святославича, просветившаго всю Русскую землю святым крещением, и от благочестиваго и великаго князя Владимера Всеволодовича Мономаха, иже превысочайшую честь и царский венец и диадиму от греческаго царя Константина Мономаха восприим, сего ради и Мономах наречеся, от него же вси великия государи царским венцем венчахуся, даже и до великаго государя царя, достойнаго, праведнаго и благочестиваго блаженныя памяти деда нашего, великаго государя, царя и великаго князя Феодора Иоанновича, всея России самодержца, на сем престоле царском недвижими быша; волею же Божиею он, дед наш, безчаден остав земное царство, отъиде к вечному блаженству Небеснаго Царствия, а после того Московское государство многое время было в разорении, и как Божиею милостию царствующий град Москва от врагов очистилась и все великое государство учинилось свободно, и по оном же деде нашем, хвалами достойнаго, и по челобитью боголюбивых преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, и всего Освященнаго собора Российскаго царствия, так же царей и царевичей и многих государских детей разных государств, которыя служат российским великим государем царем, и бояр, и окольничих, и дворян, и приказных, и всяких служилых людей, и гостей и всего великаго Российскаго царствия православных христиан учинился на семь царском престоле на Владимирском и Московском, и Новгородском, и на царствах Казанском и Астраханском и Сибирском, и на всех великих и преславных государствах Российскаго царствия великим государем, царем и великим князем всея России самодержцем отец наш, блаженныя памяти великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович, всея России самодержец и многих государств государь и обладатель, и великим и царским венцем и диадимою, еже есть святыми бармами, от руки преосвященнаго Ефрема, митрополита Казанскаго и Свияжскаго венчался, и скифетр великаго и преславнаго Московскаго государства и всех великих и преславных государств всеа Великия России в руку свою восприял и своим царским, бодроопасным содержательством и смотрением во всем своем великом Российском царстве благочестие крепце соблюде, и все православное христианство в покое и в тишине и во благоденствии тихо и немятежно строя, и всеми благими на вселенней цветяше превыше всех великих государств, и славно бысть имя его, великаго государя, во всей вселенней и во всех окрестных великих государств великие государи с ним, великим государем, в дружбе и в любви быти желаху, и любочестныя многия дары ему, великому государю, присылаху. И тако с Божиею помощию отец наш, великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея России самодержец, скифетр всеа Великиа России правящу 32 лета. Егда же изволением Божиим приближися кончина времени святаго живота его, и тогда нас, сына своего царевича и великаго князя Алексея Михайловича, благословил царством и великим княжеством Владимирским, и Московским и Новгородским, и царствы Казанским и Астраханским и Сибирским, хоругви правления скифетра всея Великия России, и велел нам на то царство и великое княжество помазатися и венчатися царским венцем и диадимою, сиречь святыми бармами, и о том отец наш, блаженныя памяти благочестивый великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович, всея России самодержец, при своем государском преставлении и вам, богомольцу нашему, святейшему Иосифу патриарху московскому и всея России, и бояром и царскому своему сигклиту приказал, и вы б, отец наш и богомолец, святейший Иосиф, патриарх московский и всей России, со всем Освященным собором, по воли Божией и по оному благословению отца нашего, блаженныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, на царство и великое княжество Владимирское и Московское и Новгородское, и на царство Казанское и Астраханское и Сибирское, и на все великия и преславныя государства Российскаго царствия нас св. миром помазали и тем царским венцем и сятыми бармами и диадимою по древнему нашему царскому чину венчали".

13. Согласно официальной идеологии того времени родство Рюрика возводилось к Августу — римскому императору с 27 г. до н.э., внучатому племяннику Юлия Цезаря, усыновленному им в завещании.

14. Для сравнения приведем речь патриарха Иосифа к государю Алексею Михайловичу:

"О, Богом дарованный, благочестивый и христолюбивый, изрядный, сиятельный, наипаче же во царех пресветлейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец!

Всесильнаго и вся содержащаго Бога Отца, изволением и благоволением Единороднаго Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и поспешением Святаго и Животворящаго Духа Всемогущия Святыя и Единосущныя Троицы волею и хотением изыде великих царей Российских корень и самодержавствовал в велицей России от превысочайшаго перваго великаго князя Рюрика, иже ото Августа Кесаря обладающаго всею вселенною, и от благочестиваго равноапостольнаго великаго князя Владимира Святославича, просветившаго Рускую землю святым крещением, и от великаго князя Владимира Мономаха, иже превысочайшую честь — царский венец и диадиму от греческаго царя Константина Мономаха восприим, сего ради и Мономах наречеся, от него же вси великие государи Российскаго царствия венцем венчалися, даже до великаго государя, праведнаго и хвалам достойнаго, блаженныя памяти деда вашего, великаго государя, царя и великаго князя Феодора Иоанновича, всеа России самодержца, на семь царском престоле неподвижна быша, и волею Божиею оный ваш дед безчаден оставил земное царство отъиде в Небесное, и царствующий град Москва после того многое время были в разорении, а как по милости Всемогущаго и Всесильнаго в Троице славимаго Бога и Пречистыя Его Матери, Христианския Надежды и Заступницы, и великих святителей московских чудотворцов и всех, иже в велицей России просиявших молитвами, царствующий град Москва и все Московское государство очистилось и учинилось свободно по Его, Великаго Бога, милости, и по деде вашем, хвалам достойнем, блаженныя памяти по великом государе, царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа России самодержце, а по прошению боголюбивых преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, и всего Освященнаго собора Российскаго царствия, также царей и царевичев, и многих государских детей разных государств, которые служат Российским великим государем царем, и бояр, и окольничих, и дворян, и приказных, и всяких служилых людей, и гостей, и всего великого царствия православных христиан учинился на сем царском престоле — на Владимирском и Московском и Новгородском, и на царствах Казанском и Астраханском, и Сибирском и на всех великих и преславных государствах Российскаго царствия великим государем, царем и великим князем отец ваш, благочестивый и христолюбивый государь, царь и великий князь Михаил Феодорович, всеа России самодержец и многих государств государь и обладатель, и царским венцем и диадимою, еже есть святыми бармами, от руки преосвященнаго Ефрема митрополита Казанскаго и Свияжскаго венчася, и скифетр великаго и преславнаго Московскаго государства и всех великих и преславных государств и всеа Великия России в руку свою восприял, и Всесильнаго Бога крепкою десницею и своим царским бодроопасным содержательством и разсмотрением во всем своем великом Российском царствии благочестие крепце соблюдая и веру Христову непорочну сохранил, и все православное христианство в покое и в тишине, и во благоденствии тихо и немятежно строя, царствующий град Москва и все великия государства Российскаго царствия при нем, великом государе, любочестныя дары многия присылаху и в дружбе, и в любви с его царским величеством быти желаху, а которые окрестных великих государств великие государи его царскаго величества были недруги — и те все у него, великаго государя, мира и любви прошаху и вечной и докончальной любви, и в дружбе на всей его царскаго величества воле учинишася, и не бысть никто же от великих окрестных государств великие государи ему, великому государю, в недружбе, но в братстве и в любительной ссылке, кийждо по своему достоинству, а иныя многия в подданстве учинишася. И тако с Божиею помощию, отец ваш, государев, и христолюбивый великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович, всея России самодержец, скифетр всеа Великия России правляше в велицей чести и славе лет 32; егда же судьбами Божиими неизреченнаго смотрения его приближися кончина благаго жития его, тогда он, великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович, всея России самодержец, призвал меня, богомольца вашего, и царский свой сигклит, и вас, Богом дарованнаго и благороднаго и Богом возлюбленнаго сына своего, великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея России, при нас благословил царством и великим княжеством Владимирским, и Московским, и Новгородским, и царствы Казанским, и Астраханским, и Сибирским, и всеми великими и преславными государствы и хоругвями правления скифетра всеа Великия России, и велел вам, сыну своему, великому государю нашему, после себя на царство и на великое княжество помазатися святым миром и венчатися царским венцем и диадимою, сиречь святыми бармами, ими же прародители ваши, великие государи, венчалися, и повелел тебе именоватися и в титле описыватися великим государем, царем и великим князем, и отчичем, и дедичем, и наследником великаго Российскаго царствия, по древнему вашему царскому чину, и нам бы вас, о святем Дусе сына и Богом дарованнаго и благороднаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, Божиею милостию государя и самодержца всея великия России, благословити на царство и на великое княжество Московское всея Великия России, и помазати святым миром и венчати царским саном и венцем.
И я, богомолец ваш, и митрополиты, и архиепископы, и епископы по милости и воле Всесвятыя и Живоначальныя Троицы, и по приказу и благословению отца вашего, блаженныя памяти благаго и праведнаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, на его, отца твоего, прародительском царском престоле, вас, великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, Божиею милостию государя и самодержца всеа России, на те ваши великия преславныя государствы, на Владимирское, и Московское, и Новгородское, и на царства Казанское, и Астраханское, и Сибирское, и на все ваши новоприбыльные государства, иже в державе и во области Российскаго царствия, благословляем и венчаем и святым миром помазуем, по вашему царскому древнему чину и достоянию, и отныне о Святем Дусе, государь и возлюбленный сын святыя Церкви и нашего смирения, Богом возлюбленный и Богом избранный, и Богом почтенный, и поставляемый от вышняго промысла по данной нам благодати от Пресвятаго и Животворящаго Духа, се от Бога поставляешися и святым миром помазуешися, и венчаешися царским саном и святыми бармами и венцем и именуешися Богом венчанным, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, царь и самодержец всея великия России, и да умножит Бог лет царствию вашему, и сохранит мирно и ненаветно, и да благословит Вас благословением правым, ему же несть пременения, и положит на главе вашей государской венец от камени честнаго и дарует Вам, великому государю, долготу дний, и даст Вам Господь в деснице вашей скифетроцарствия и посадит Вас, великаго государя, на престоле правды, и оградит Вас всеоружеством Святаго Духа, и утвердит вашу мышцу и подаст Вам, великому государю, на враги победу, яко же Давиду на Голиафа, и Гедеону на Мадиамы, и покорит вся языки хотящия бранем, яко да Вами, пресветлым государем, благочестиваго вашего царства и паки воспрославит и распространит Бог от моря до моря и от рек до конец вселенныя, и расточенная — во благочестивое ваше царство возвратит и соберет во едино, и на первообразное и радостное возведет, во еже быти Вам, государю, на вселенней царю и самодержцу христианскому, и возсияти яко солнцу посреди звезд яже на пользу строения, и в благоденствии душевном и телесном, и всеет Господь в сердце вашем страх Свой, еже к послушным милостивное и праведное, и соблюдет Вас Господь в непорочной христианской вере, и возрастит Господь семя ваше государское в век грядущий в род и род в некончаемыя веки на Российском царстве, и покажет Вас, великаго государя, опаснаго хранителя, и да сподобит тя быти сыну и наследнику Царствия Своего и радости святых, сообщит тя святая своея соборныя церкви велениям их, и да судиши люди твоя правдою и нищих судом истинным, да возсияет во днех твоих правда и множество мира, да в тихости твоей тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, да зре добре и богоугодно поживеши и наследник будеши Небеснаго Царствия со всеми святыми православными цари.

Превысочайшую же честь и вышехвальную хвалу, царствия венец на главу и святыя бармы на раму свою восприими, ея же взыска от древних лет великий государь Владимер Всеволодич Мономах, чтоб от Вас, великаго государя, от вашего царскаго прекрасно цветущаго корени пресветлая и прекрасная ветвь процвела в надежду и в наследие всем великим государствам Российскаго царствия в род и род, в веки и на веки".

15. Царские дядьки — официально назначенные воспитатели царских детей.

16. Ныне сложно сказать, о каких именно иконах идет речь в чине поставления на царство Федора Алексеевича. Возможно предположить, что икона Владимирской Богоматери — это древнейшая из всех известных ныне хранившихся в Успенском соборе икон, созданная в конце XI — начале XII. В свое время ее вывез из Киева во Владимир князь Андрей Боголюбский, именно с ней связано предание о ее написании евангелистом Лукой. В 1480 г. Иван III перенес икону в Москву, в Успенский собор. После Октябрьской революции 1917 г. икона была передана в Государственную Третьяковскую галерею. (Ненарокомова И.С.. Государственные музеи Московского Кремля. М., 1992. С. 151).

17. Далее в чинах поставления на царство Федора Алексеевича и Алексея Михайловича, до этого во многом совпадающих, наблюдаются существенные различия. Вплоть до выхода царя из собора Чин поставления Алексея Михайловича описывает следующий ритуал:

"Святейший же патриарх совершает божественную литургию стоя в Царских Дверях, и тогда приходит царь и великий князь и приемлет святую дору и укроп с вином, и потом отходит на свое место тем же царским путем.

И егда святитель раздаст святый антидор изшед изъ олтаря, и отпуск сотвори среди церкви по чину, и взем святую просфору, царь же приим свою просфору изволил звать патриарха и митрополитов и архиепископов и весь Освященный собор хлеба есть.

И потом патриарх благословил царя крестом и даде о Христе целование.

И Богом венчанный царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, изволил итти из соборной церкви Пречистыя Богородицы в царском своем венце и во святых бармах, южными дверми, к церкви архистратига Михаила".

18. ко Архангелу Михаилу — к Архангельскому собору Кремля.

19. Архангельский собор — усыпальница великих князей и царей московского периода российского царствования. Нынешний Архангельский собор сооружен в 1505–1508 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым, но в XVI в. новый собор был построен на месте ранее существовавших (с XII в. — церкви Архангела Михаила, с 1333 г. — храма, возведенного по приказу Ивана Калиты). В 1340 г. в храме Архангела Михаила был похоронен Иван Калита, с этого момента этот храм и его преемник Архангельский собор приобрели значение государственного некрополя. Согласно всем чинам венчания на царство все московские правители после обряда венчания приходили сюда поклониться праху предков. Среди могил, посещенных Федором Алексеевичем, могилы Дмитрия Ивановича — сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе при невыясненных обстоятельствах, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

20. Церковь Благовещения Пречистыя Богородицы — Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь царской фамилии (как Рюриковичей, так и первых Романовых).

21. "а бояре и окольничие все были без мест..." — во время царского застолья по поводу венчания на царство Федора Алексеевича объявлено "безместие", т.е. запрещено вчинать местнические иски по поводу размещения за царским столом.


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру