Чин поставления на царство царя Федора Алексеевича. 1676 г.

Боляр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству и службе и правде. Ко всем же князем, и княжатом, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему чину и сану. Всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение имей о них от всего сердца. За обидимых же стой царски и мужески, не попускай и не давай обидети, и делай все по суду в правду. Се бо, о царю, принял еси от Бога скипетр правити хоругви великаго царства Российскаго, и разсудити и управити люди твоя в правду, блюди и храни бодренно от дикиих волков, губящих его, да не растлят стада христовых овец словесных, от Бога данна ти и врученнаго содержати скипетр по воли его святой, и по вашему исконному царскому жребию и отечеству того великаго Российскаго царствия. И паки глаголю ти, боголюбивый царю, блюди с Богом и храни, елико твоя царская власть и сила содержит, покрываем Вышняго десницею, и храним благодатию Святаго Духа ото всех твоих врагов видимых и невидимых, глаголет бо Господь Бог пророком: аз воздвигох тя царя правде, и приях тя за руку, и укрепих тя; сего ради слышите царие и князи, и разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам, и сила от вышняго, вас бо Господь Бог в себе место избра на земли, и на свой престол вознес, посади, милость и живот положи у вас. Вам же подобает при сем же от Вышняго повеления, правление человеческаго рода православным царем, не токмо о своих пещися, и свое точию житие правити, но и все обладаемо от треволнения спасати, и соблюдати стадо Его от волков невредимо, но боятися серпа небеснаго, и не давати воли зло творящим человеком, иже душу с телом погубляюще. Якоже бо солнцу на земли не сущу, темно суть все, и не разсудно, сице и наказание души не сущи, размешенно все; едина бо точию добродетель от стяжания безсмертная суть. И паки ти глаголю, о Богом венчанный царю, цело имей мудрование православных догматов, почитай излишше матерь твою, Церковь, яже во Святем Дусе тя воздои, да и сам почтен будеши от нея; и священнический чин имей честно, и стыдися яко отца духовныя ходатая к Богу, честь бо священническая на Бога восходит такожде, и еже на них безчестие множае паче Бога прогневает. Языка же льстива и слуха суетна не приемли, царю, ниже оболгателя слушай, ни злым человеком веры емли, но разсуждай все по Бозе в правду, о Богом венчанный царю, яко всем человеком мудрость честнейши есть, вси бо ту, яко благо, похваляют, и любомудру ти быти подобает, и мудрым последовати, на них же во истину, яко на престоле Бог почивает. Не тако красная мира вся, яко же добродетель красит царя, но зри доброту духовную, и раздавай саны туне, а не на дарех продавай власти; еже бо ценою купивый власть, множае паче обла-даеми купуют, яко мздовоздаянию надеясь ко мздоприятию без боязни зрит. Аще бо и не приступен еси царю нижняго ради царства, но удобо приступен буди горния ради власти, но имаши и сам Царя, еже есть на Небесех. Аще бо Он всеми печется, яко Бог, сице потребно есть и тебе, царю, ничто же презирати. Тщися, о Богом венчанный царю, не точию сия царства исправити нравы благими, но Небесная наследовати добродетельными благодеяниями; и аще хощеши милостива к себе имети Небеснаго Царя и Бога, милостив буди и ты царю ко всем, да и зде добре и благо поживеши во веки веков, добрым царским слухом зде, а тамо славою со Ангелы божиими прежде втораго воскресения и страшнаго суда. Силою Творца, и премудростию Искупителя Сына, и Духа Святаго благодатию, возмогай, о благочестивый царю, о Христе и паки возмогай, да наследник будеши Небеснаго Царствия со всеми святыми православными цари; да возможеши со дерзновением рещи и во второе пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: се аз Господи и людие твои, ихже ми еси дал, великаго твоего царства Российскаго; и тогда, о благочестивый и Богом венчанный царю, и сам услышиши сладкий он глас Небеснаго Царя и Бога: благий Мой рабе, добрый и верный, российский царю Феодоре, о мале ми бысть еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа своего; и тогда, царю, внидеши во Царство Небесное со всеми святыми, и приимеши неувядаемыя славы венец, по божественному Апостолу: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде, яже уготова Бог любящим Его; и тогда, Богом венчанный царю, против своих царских подвиг и трудов, приимеши от Бога мзду сторицею, и начнеши царствовати со Христом в Небесном Царствии, со Ангелы и со всеми святыми славити Бога в Троице певаемаго, и веселитися с ними в безконечные веки. Буди же с тобою Богом венчанным и православным царем и нам получити Царство Небесное, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с ним же Отцу купно и Святому Духу честь и поклонение ныне и присно и во веки веков, аминь".

А потом святейший патриарх благословил царя крестом, и паки глагола ему: о, Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, буди на тебе милость Божия и Пречистыя Богородицы, и сила Честнаго и Животворящаго Креста, и великих чудотворцев и всех святых молитва и благословение, да и нашего смирения молитва и благословение, и всего Освященнаго собора Русския митрополии от ныне и до века, и во многие роды и лета, и умножит Господь Бог лет живота царства вашего, и узриши сыны сынов своих, и устроит, и возвысит Господь Бог царскую десницу твою над всеми твоими недруги и враги, и устроит Господь Бог царство твое мирно и вечно в род и род на веки. И вси людие рекоша: будет и будет многолетно, аминь.

А после поучения, царь и великий князь и патриарх снидоша с чертожнаго места. И патриарх соверша чин венчания, потом благословил царя и великаго князя крестом, и возведе царя на царское исконное место, еже уготовано на десной стране прежними великими государи, цари и великими князи.

А патриарх паки взыде на высокое чертожное место, а митрополитом, и архиепископом, и епископом повеле великаго царя благословити руками, и потом повеле начать часы и святую литургию. Благоверный же и Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, стоя всю обедню на царском месте, еже устроено искони.

И егда бысть выход со святым Евангелием, патриарх же сходит с высокаго места, и целует святое Евангелие, и пойде со властьми во святый олтарь по чину. Егда же нача ризничий чести святое Евангелие, и тогда царь и великий князь, сняв с себя царский венец, и поставил его на златом блюде болярину Иродиону Матвеевичу и, слушав со вниманием святаго Евангелия.

А егда прочте святое Евангелие ризничий, и принесе ко царю и великому князю; царь же и великий князь, сошед с царскаго своего места, целовал святое Евангелие, и поклонився, паки взыде на свое царское место, и царский свой венец приим, на главу паки возложи.

Егда на херувимской песни бывает выход, и тогда царь и великий князь, сняв с себя царский венец, и поставил его на златом блюде боярину же Родиону Матвеевичу, и поклонися трижды.

А после херувимской песни, приняв, святейший патриарх, трикир и дикир, и став в Царских Дверех, осенял государя, царя и великаго князя и весь царский сингклит, и всех православных христиан, по чину, крестобразно.

А потом пойде Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, к Царским Дверям по постланному пути прежнему; и егда прииде к Царским Дверям, и святейший Иоаким патриарх благословил царя и великаго князя крестом, и возложи на него цепь златую.

И потом царь и великий князь отъиде на свое царское место.

А егда речет святейший патриарх Христовы слова: приимите и ядите, сие есть Тело Мое, и тогда царь и великий князь, паки сняв с себя царский венец, и поставил его на златом блюде тому же боярину Родиону Матвеевичу, и поклонился до земли, и по достойне возложи на себя царский венец, и стоял в царском сану, и до помазания святаго и великаго мира, и до причастия святых и животворящих божественных христовых таин, во всю святую и божественную литургию. И егда диаки певчие начали петь киноник, и святейший Иоаким патриарх причастися святых божественных таин тела и крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, таже причащал митрополитов, и архиепископов, и епископа, архимандритов и игуменов, протопопа и священник, и потом повеле отверзти Царския Двери. И тогда казначей и Казеннаго двора диаки постлаша от царскаго места, где царь и великий князь стоял, и до Царских Дверей царский путь, по нему же идти царю и великому князю, поверх сукна багрецу, атлас золот по червленной земле.

А перед Царскими дверьми у самого порогу, где царю помазатися святым миром, комнатной стольник Василий Змеев постлал поверх того царскаго пути сукон и бархатов, ковер шелков золотной, нов, чист, а на верх ковра возложил бархат золотной веницейской по червчатой земле. И святейший Иоаким, патриарх Московский и всея Руссии, посла ризничаго да черного диакона, призвати государя, царя и великаго князя к помазанию святаго и великаго мира, и ко причастию святых и животворящих таин.

Ризничий же и черный диакон изыдоша северными дверьми, и идоша к благочестивому царю и великому князю по десной стране уготованнаго царскаго пути оба вкупе, и пришед ко государю, царю и великому князю, поклонишася благочинно ниже пояса оба же вкупе, и глагола ризничий со всяцем благочинием:

"Благочестивейший государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич! О Святем Дусе отец святейший Иоаким патриарх со всем Освященным собором призывает тя к помазанию святаго и великаго мира, и ко причастию святых и животворящих божественных христовых таин: гряди, государь о Святем Дусе с миром. И паки поклонишася царю по прежнему со всяцем благочинием и поидоша паки во святый олтарь теми же северными дверьми.

Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пойде к Царским Дверем по уготованному пути, во всем царском чину тихо и благочинно, по царскому своему чину.

А егда же государь царь иде к Царским Дверем ко святому помазанию по уготованному царскому пути, и тогда никто же дерзну с своих мест преступити или преходити, но со страхом и с великим трепетом предстояше кождо на своем месте благочиния ради. Бысть же тогда и по всей церкви молчание велие, царскаго ради прехождения и помазания, очи же всех зряху на царя и дивляхуся.

И егда царь и великий князь прииде близ Царских Дверей, и став на ковре чисте, и тогда святейший патриарх прииде от святаго олтаря, и ста в Царских Дверех, принесоша к нему Корнилий митрополит Новгородский, и все митрополиты и архиепископы великое святое и пречестное миро на златом блюде, в хрустальном драгом сосуде.

И святейший Иоаким патриарх прекрести рукою трижды.

А Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, снял с себя свой царский венец, и поставил на златом блюде, и повеле держать своего царскаго величества боярину Родиону Матвеевичу Стрешневу. А скипетр дал держать боярину же Князь Юрью Петровичу Трубецкому; яблоко царскаго чину дал держати боярину же Ивану Федоровичу Стрешневу; а стояли бояре с царским венцем и скипетром и с яблоком, по его царскаго величества приказу, близ его великаго государя, до совершеннаго времени.

А сам царь и великий князь иде ко святым иконам, первее припаде ко Вседержителеву Спасову образу, его же царь Мануил Греческий написа, таже ко святей чудотворней иконе Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, зовомыя Владимирския, юже написа святый Евангелист Лука, (и свидетельствовала сама Пречистая Владычица, еще жива сущи), потом ко Успению Пречистыя Богородицы (16), и оттоль пойде к Царским Дверем, и ста на уготованном постланном месте, у самаго прага олтарнаго на ковре золоте.

И святейший Иоаким патриарх стоя во святом олтаре близ же царских дверей, а Корнилий митрополит держал святое миро на златом блюде в драгом сосуде. Патриарх же, прием святое миро из драгаго сосуда, помазуя царя святым миром, пред Царскими Дверьми, на челе, и на обою ушию, и на устех, и на персех, на выи, и на плещу, и на обою руку, на дланех и другую страну, глаголя на коеждо помазание: печать и дар Святаго Духа, аминь.

А потом святейший патриарх приня вамбак чист, еже есть губа, и притры на государе, царе и великом князе оная святая помазания, да никако что от сего на одежду и на землю паде, и сожже той вамбак на огни в месте сокровенном во олтари. Государь же царь тако пребысть до осьмаго дни, не обмывая на себе святаго мира помазания (17).

По помазании же святаго и великаго мира, святейший патриарх повеле взяти диаконом у комнатнаго стольника у Василья Змеева вторый ковер золот, и постлати пред престолом, и повеле ризничему и диакону великаго государя принять под руки, и ввести во святый олтарь Царскими Дверьми, и поставити не доступая святаго престола, причаститися телу и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И Царския Двери затвориша, и святейший патриарх, взем часть Святаго Тела и положи на дискос яшмовый, такожде положи и Крови Христовы в потирий, (а тот дискос и потирий из Риму повелением Божиим водами приплы в день, в Великий Новград, при святом Антонии Римлянине, еще ему живу сущи,) и повелел дискос со Пречистым Телом держати Корнилию, митрополиту Новгородскому, а святый потир с Животворящею Кровию Ионе митрополиту. И потом повеле святейший Патриарх благочестивому царю глаголати: Верую Господи и исповедую, и вечери Твоея тайныя и прочая, и взем, даде от дискоса часть Животворящего Тела в руки, и благочестивый государь причастися Телу Христову, такожде подаде от потира и Крови Христовы.

По святом же причащении, Богом венчанный и святопомазанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изыде из святаго олтаря, и приняв свой царский венец и возложи его на главу, такожде и скипетр в руку свою, отъиде на свое царское место по тому же пути, радуяся, благодаря Бога, сподобившаго его помазания святым великим миром, и причаститися святей и божественней тайне, имея у себя ручник платен чист, и сим обрыгивлется, сиречь утирается.

И святейший патриарх повеле Двери Царския затворити, и двум митрополитом повеле причастити диаконов, которые с ними служили божественную литургию. Егда же священник изрече заамвонную молитву, тогда святейший патриарх изыде из Царских Дверей и принесоша к нему святый антидор.

Тогда же Богом венчанный и святопомазанный царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, сойде с царскаго своего места, и иде по тому же прежде уготованному пути, во своем царском чину и в диадиме, и пришед, снем шапку, постави на златом блюде и отдаде держати боярину своему; сам же великий государь, царь и великий князь приступи ко святейшему патриарху; святейший же патриарх подаде царю и великому князю часть святаго антидора.

По приятии же святаго антидора, Богом венчанный и святопомазанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, возложи на главу свою свой царской венец и прият в руку свою скипетр, отъиде тем же поставленным путем к царскому своему месту, и ста на своем царском месте.

Святейший же Иоаким патриарх соверша святую и божественную литургию, и вышед пред царския двери среди церкви, сотвори отпуст по чину, и по отпусте пойде ко благочестивому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу с митрополиты и архиепископы, и весь Освященный собор идоша за патриархом.

Егда же святейший патриарх прииде близ государя, царя и великаго князя, и государь, царь и великий князь сошед с своего царскаго места, и пришед Иоаким патриарх Московский и всея Руссии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, со всем Освященным собором, поздравляли благочестивому великому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу о помазании святаго и великаго мира, и о причащении святых и животворящих божественных таин.

А речь говорил святейший Иоаким патриарх сицеву:

"Всемогущаго и Всесодержащаго в Троице славимаго Бога нашего милостию, о Богом венчанный, и Богом украшенный, святопомазанный, благоверный, и благочестивый, и благородный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу! Буди о Бозе здрав и многолетен, во многие роды и лета, на своем превысочайшем престоле Московскаго царствия, и на всех великих и преславных государствах Российскаго царствия, от Бога вданных ти, и благодатию Божиею венчався царским венцем, и святыми бармами, еже есть диадимою, и приняв царский скипетр и хоругви правления, и помазався святым и великим миром, по благодати Святаго и Животворящаго Духа, и приняв святое причастие, еже есть Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, телу на многолетное здравие, а души на преизящное спасение, и сохранит Господь Бог благочестивое и святое ваше царствие мирно и ненаветно, и да соблюдет Господь лета живота вашего в долготу дний, и да благословит тя благословением крайним, ему же несть пременения, и подаст тебе государю на враги победу, якоже Давиду на Голиафа, и Гедеону на Мадиамы, да соблюдет тя государя и семя твое, и в век грядущий да сподобит тя быти сыну и наследнику Царствия Своего, и радости святых сообщит тя. Мы же, богомольцы ваши государевы, должны есмы о вашем государском многолетном царствии и о всей вашей государской палате Всемогущаго в Троице славимаго Бога нашего молити, яко да тобою пресветлым государем благочестивое ваше царство, наипаки воспрославит и распространит Бог от моря до моря, и от рек до конец вселенныя, вое же быти тебе государю на вселенной царю и самодержцу христианскому, и совозсияти яко солнцу посреди звезд, яже на пользу строения в благоденствии душевне и телесне, государь самодержец здрав и многолетен буди!"

Прочие же митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены и весь Освященный чин рекли: аминь.

Поклонишася все царю и великову князю понизку.

И благочестивый великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, звал святейшаго патриарха, и митрополитов, и архиепископов, и епископов и весь Освященный собор, и бояр, и окольничих, и думных людей хлеба ясти.

А потом благословил государя, царя и великаго князя святейший Иоаким патриарх Святым и Животворящим Крестом.

А Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пойде из соборныя церкви Пречистыя Богородицы во всем своем царском чину, в венце и во святых бармах и с скипетром южными церковными дверьми, что ко Архангелу Михаилу (18).

А как благочестивый великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, из-иде из дверей на рундук, и осыпал царя и великаго князя золотыми Касимовской царевич; а мису с золотыми держал стряпчий, что у крюка, Алексей Тимофеев сын Лихачев.

А потом великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пойде ко святой соборной апостольской церкви Архистратига Михаила, по мосткам, тихо и благочинно, по царскому своему чину; путь же весь постлан был червчатыми сукнами. А пред ним, великим государем, шли окольничие и думные, и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки из приказов, и гости в золотном нарядном платъе, и в черных лисьих горлатных шапках.

А за ним, за государем, шли бояре и дворяне большие, и шли все в золотных платьях и в горлатных шапках; а за бояры шли дворяне и всяких чинов люди со многим благочинием; а по обе стороны пути царскаго шли многие окольничие и прочие чиновники, хранили царский путь благочиния ради, да никто же дерзнет преходить того царскаго пути, доколе же государь царь пройде.

Бысть же тогда и всенародное безчисленное множество православных христиан, мужеска полу и женска, стояли кождо по своим местом, со страхом и трепетом, и сердечною радостию, и благодарение возсылающе славу Всесильному Богу, прославляюще и похваляюще Богом венчаннаго благочестиваго великаго государя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и дивящеся чудному тому царскому происхождению. Егда же царь и великий князь прохождаше, тогда царский его путь имаху в его государеву казну.

Егда же вниде государь, царь и великий князъ во святую церковь святаго Архистратига Михаила и протопоп благословил государя царя Святым и Животворящим Крестом Господним, и тогда диакон говорил ектинию: помилуй нас Боже и прочая.

А царь и великий князь целовал святыя иконы, и у гроба сродника своего, святаго и благовернаго царевича и великаго князя Дмитрия Углицкаго и всея России чудотворца. А потом прощался у гроба, блаженныя памяти, деда своего, государя, царя и великаго князя, Михаила Феодоровича всея России, и отца своего государева, блаженныя памяти, благовернаго и христолюбивого великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и прочих царских и великих князей гробов (19), и пойде из церкви западными дверьми.

А егда великий государь, царь и великий князь изыде из церковных западных дверей в паперть, и ту его государя осыпал золотыми Касимовской же царевич.

А от Архангела Михаила пошел царь и великий князь с бояры своими и со всем своим царским сигклитом к церкви Благовещения Пречистыя Богородицы (20); а царский его путь потому же устроен был, яко же от церкви Пречистыя Богородицы ко Архангелу Михаилу, и церковию Архангела Михаила постланы били сукна же червчатыя, а по обе стороны шли окольничие и многие чиновники для строения и бережения его царскаго пути.

А как царь и великий князь приде к церкви Благовещения Пречистыя Богородицы, и вниде в церковь; и протопоп Никита благословил государя царя Святым и Животворящим Крестом Господним, и диакон начал говорить ектению: помилуй нас Боже, и прочая.

И государь, царь и великий князь целовал святыя иконы, и по совершении ектении принял благословение от протопопа Никиты, пойде из церкви от Благовещения Пречистыя Богородицы к своим царским палатам, тоюж восходною, ею же пришел от Архангела, и как ступил с последния ступени на мост, и его, великаго государя, царя и великаго князя, осыпал золотыми трижды Касимовской же царевич.

И оттоле Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пойде мимо середние лестницы на большую краевую лестницу, да на постельное крыльцо, да во своя царския палаты. Уже бо в Троице славимаго Бога милостию вся об нем, великом государе, царе и великом князе Феодоре Алексеевиче, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце, по чину прежних великих государей и отца его великаго государя, о святом его боговенчанном великом царском поставлении, и венчании, и святом миропомазании, и причащении святых божественных таин вся совершишася.

А в соборной церкви царский поставленный он путь, бархаты и атласы поснимали на то уготованные чиновники, и отнесоша на Казенной двор в его государеву казну.

А с царскаго высокаго чертожнаго места червленыя сукна, которыми было обито и постлано до церковных дверей, пожаловал великий государь и святейший патриарх благословил церковников, певчих, диаков и поддиаков, на честь царскаго величества.

И по отпусте литургии святейший Иоаким патриарх пойде во свой патриарший дом, а перед ним шли певчие диаки и поддиаки с лампадою, и со свещами по чину, и пели стих храму. И архиереи и власти по нем шли, и во Крестовой палате от великаго государя к столу ожидали вести.

А как прииде время его царскаго величества столу, и тогда великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, прииде из своих царских хором в Грановитую палату, за свой царский стол, в столовом своем платье; а ко святейшему Иоакиму, Патриарху Московскому и всея России, послал государь с вестию, чтобы он с преосвященными митрополиты и архиепископы, и со всем Освященным собором, шел к его царскому столу.

И святейший Иоаким патриарх со властьми в Крестовой своей палате встав говорил: Достойно есть и прочая, и пошел к великому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, за стол, а за ним шли митрополиты и архиепископы, и черныя власти больших мест; а перед святейшим патриархом шли ключари, и несли Честный Крест Господень на блюде и святую воду, а напереди шли певчие и поддьяки, пели стихи, и за святейшим патриархом шли митрополиты и архиепископы, архимандриты и игумены. А пришед патриарх к Красному крыльцу, шел вверх со всем Освященным собором Красною лесницею, да пред Грановитую палату в сени.

И государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, встретил святейшаго патриарха, вышед из Грановитыя палаты, у дверей.

И святейший Иоаким патриарх благословил государя, царя и великаго князя рукою по чину, и пошли государь, царь и великий князь в Грановитую палату вместе.

А как великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, и великий господин святейший кир Иоаким, патриарх Московский и всея России, вошли в Грановитую палату, и святейший патриарх говорил: Достойно есть и проч. по чину, и благословил великаго государя, царя и великаго князя Честным и Животворящим Крестом Господним, и кропил царя и державу святою водою, и государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, и великий господин святейший кир Иоаким, патриарх Московский и всея России, сели за стол по чину на своих местех, а властем повелел государь царь сести за другим столом, по левую сторону от Благовещения. А боярам пожаловал великий государь царь, велел сести в боярском столе, по правую сторону от себя государя, что словет кривой стол; а бояре и окольничие все были без мест (21).

А власти были у стола, которые были на царском венчании, и у святыя божественныя литургии, и писаны имена выше сего.

 

 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру