Прославление святителя Филиппа в 1652 году

Значительным государственным и церковно-политическим событием середины XVII века стало перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. Мощи митрополита Филиппа были принесены в Москву 9 июля 1652 г. 19 июля 1652 г. святые мощи положили в серебряную раку в Успенском соборе Кремля. В этой торжественной церемонии приняли участие многие высшие чины Русского государства и Русской Православной Церкви во главе с царем Алексеем Михайловичем и митрополитом Новгородским Никоном, уже вскоре ставшим Патриархом Московским и всея Руси, а также огромное число простых москвичей, настолько запрудивших кремль, что и яблоку негде было упасть. И сам государь придавал столь большое значение новому прославлению святителя Филиппа, что, во-первых, написал отдельное послание самому святителю Филиппу, и, во-вторых, подробно описал всю процедуру чина перенесения его мощей в другом послании — к казанскому воеводе Н.И. Одоевскому.

Перенесению мощей святителя Филиппа совсем неслучайно было придано общегосударственное значение. Прежде всего, и для царя Алексея Михайловича, и для всех православных христиан торжественная церемония перенесения мощей святителя Филиппа была свидетельством раскаяния в грехах светской власти перед самим святителем. Ведь, напомним, митрополит Филипп был незаконно свергнут с митрополичьего стола царем Иваном Васильевичем Грозным, а затем и умерщвлен по царскому приказу. И потому новый государь, уже из новой династии Романовых, замаливал грех царя Ивана Грозного. Недаром в "Послании… к Святителю Мученику Филиппу" Алексей Михайлович писал: "Молю тебя прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы: хотя я и неповинен досаждению твоему, но гроб прадедний присно убеждает меня и в жалость приводит… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием, до подашь ему прощение… Честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеянном".

Подобное покаяние царя было далеко неслучайным. Под духовным влиянием митрополита, а затем и патриарха Никона, Алексей Михайлович в этот период стремился к воплощению в реальной жизни идеала взаимоотношений светской власти и Церкви — к той самой "симфонии властей". И покаяние перед святителем Филиппом становилось символическим покаянием русских государей (всех русских государей!) перед всей Русской Православной Церковью. Больше того, царь Алексей Михайлович стремился показать, что в будущем события времен Ивана Грозного повториться не могут.

Кроме того, факт покаяния в грехах царя Алексея Михайловича перед святителем Филиппом становился и необходимой частью всей государственно-политической идеологии Российского царства в XVII в. Дело в том, что восшедшие на престол после Смутного времени Романовы должны были еще доказывать свои династические права на царский титул. И в этом смысле фигура святителя Филиппа становилась одним из связующих звеньев между Романовыми и Рюриковичами: царем Алексеем Михайловичем и царем Иваном Васильевичем Грозным. А факт преемственности власти Романовых от Рюриковичей логично ставил вопрос об ответственности новой династии и ее государей за деяния своих предков.

Наиболее остро и ярко эта идея воплотилась именно в 1652 г. — в "Послании царя Алексея Михайловича к Святителю Мученику Филиппу". Филипп пострадал от Ивана, приняв мученическую смерть от руки опричника Грозного — Малюты Скуратова. При этом всем было известно, что Малюта действовал по приказанию своего царя. Тем самым Грозный стал повинен в убийстве (одном в ряду многих), грехе, легшим не только на самого Ивана, но и его потомков. Последовавшая вслед за опричниной Смута в Московском государстве, прекращение династии Рюриковичей, сложности, с которыми столкнулись первые Романовы при восстановлении страны после страшнейшего разорения, все это и многое другое приводило придворную идеологию и общество к мыли о том, что благополучие наследников Грозного немыслимо без очищения от грехов, возложенных этим царем на души своих потомков. В том числе и поэтому ближайшее окружение царя Алексея, в том числе митрополит Новгородский Никон, способствовали тому, что молодой царь решил взять на себя миссию очищения через покаяние царствующего дома.

Надо сказать, что Алексей Михайлович в разные периоды своей жизни по-разному относился к поступку, совершенному в 1652 г., но, анализируя его грамоты к мощам Филиппа, убеждаешься в искренности царских намерений, в личном осмыслении столь необычного шага. Царь Иван Васильевич для Алексея Михайловича являлся не только одним из предков, доказательство родства с которым обеспечивало законность занятия царского трона, но и личностью, глубоко интересовавшей Романова. Не случайно, что часть документов из архива Ивана Грозного хранились в архиве Тайного приказа, созданного и руководимого царем Алексеем Михайловичем.

Интересно, что для царя Алексея Михайловича, как одного из ярких представителей XVII столетия, так же как и для современного человека, было характерно искать подтверждение правильности своих поступков в событиях, произошедших вслед за тем, как что-либо было сделано. Правильность шага по перенесению мощей митрополита Филиппа в Москву, верность и благотворность раскаяния царь видел в множественности чудес, совершенных митрополитом по прибытии его мощей в столицу. Именно эти чудеса описывал Алексей в своем послании к Н.И. Одоевскому. Так, только приняв "с великою честию" в свои руки мощи, царь стал свидетелем одного чуда — исцеления "бесной и немой" женщины, которая "в тот же час стала говорить и сделалась здравою". Чудеса продолжились и далее, пока мощи несли в Успенский собор: возле Лобного места исцелилась некая девица, а рядом с Грановитой палатой прозрел некий слепец. Свершались чудеса и в течение всех десяти дней, с 9 по 19 июля, пока мощи святителя стояли в Успенском соборе до положения их в серебряную раку. Анализируя свершившееся, царь сообщал: "Как принесли его в соборную и апостольскую Церковь и поставили на прежде бывшем его престоле, кто не подивится, кто не прославит и кто не прослезится, видя изгнаннаго и возвращающагося и с великою честию приемлемаго? Где гонители, где ложный совет, где обаятели, где соблазнители, где ослепленныя мглою очи, где хотящия восприять власть гонимаго ради? — Не все ли зло погибли, не все ли исчезли во веки, не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси и там месть вечную приимут, если не покаялись".

Таким образом, святость предшествующей Руси, заново принятая и осмысленная в новом, XVII веке, становилась важнейшим фактом, подтверждающим духовную и государственно-политическую преемственность царства Романовых с государством Рюриковичей, а значит и со всей предшествующей историей. Недаром, при Алексее Михайловиче всячески подчеркивали родственную связь Романовых с Рюриковичами – Иван Грозный прямо объявлялся "прадедом" Алексея Михайловича.

Текст посланий царя Алексея Михайловича святителю Филиппу и боярину Одоевскому публикуется по: Российское самодержавие первых Романовых / Сост., предисл., комм. Г.В. Талиной. / Под ред. С.В. Перевезенцева. М., 2005. С. 160–162. Подготовка текста и комментарии – Г.В. Талина.

С.В. Перевезенцев, Г.В. Талина

 

 

 

ПОСЛАНИЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА СВЯТИТЕЛЮ МУЧЕНИКУ ФИЛИППУ (1)
Христову подражателю, небесному учителю вышеестественному и плотскому ангелу, преизящному и премудрому и духовному учителю нашему, пастырю же и молитвеннику, великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексeй, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует. Ничто такой печали не творит моей душе, пресвятый владыко, сколько то, что тебя нет, богохранимого царствующаго града Москвы, во святой, великой и преименитой соборной апостольской церкви Пресвятыя, Чистыя и Благословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святаго Ея Успения, исполняющим место с прежде и после тебя бывшими святителями, дабы ради общих ваших молитв, святая, соборная и апостольская церковь и вера о Христе, которою спасаемся, пребывали всегда неподвижно и стадо вашей святительской паствы ненаветно от всепагубных волков; ибо и мы, не своею силою или многооружным воинством укрепляемся, но Божиею помощью и вашими святыми молитвами все нам на пользу строится.

Второе, молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию (2), ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы: хотя я и неповинен досаждению твоему, но гроб прадедний присно убеждает меня и в жалость приводит, когда спослушествует совесть моя списанному житию и страданию твоему, что от того изгнания и до днесь лишаешься твоей святительской паствы царствующаго града. И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием, до подашь ему прощение, и упразднится чрез то поношение над ним о твоем изгнании, и все уразумеют, что ты к нему мирен, ради благодати твоего к нам пришествия и пребывания во святой, соборной и апостольской церкви.

Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко, ибо уже исправился тобою евангельский глагол, за который ты пострадал: что всякое царство разделившееся не устоит, и нет уже пререкающаго глаголам твоим о свидениях господних, и благодать Божия, ради святых твоих молитв, в нашем царстве присно изобилует, и нет уже ныне в пастве твоей никакого разделения; если же было бы, не устояло бы доселе ради разделения, но ныне все единомысленно просим и молит: даруй себя желающим тебя, прийди с миром восвояси, и свои тебя с любовью примут, и не вмени себе в некое искушение или иное что посылаемое нами моление. Ведаешь ты, воистину, о священный верх, что нам сие чуждо; посему и уповаем на Господа скоро тебя увидеть и облобызать уповаемыя честныя твои мощи. О, священная глава, святый владыко Филипп, пастырь наш! Молим тебя, не презри нашего грешнаго моления, прииди к нам с миром. – Царь Алексий, желающий видеть тебя и поклониться мощам твоим святым.


ГРАМОТА ВОЕВОДЕ КАЗАНСКОМУ КНЯЗЮ Н.И. ОДОЕВСКОМУ ПО ПОВОДУ ПЕРЕНЕСЕНИЯ В СТОЛИЦУ МОЩЕЙ МИТРОПОЛИТА ФИЛИППА (3)
Даровал нам Бог, великому государю, великое солнце: как древле царю Феодосию возвратил мощи пресветлаго солнца Иоанна Златоуста, так и нам даровал Бог целителя, новаго Петра и втораго Павла проповедника и втораго Златоуста, великаго и пресветлаго солнца, Филиппа, митрополита Московскаго и всея Руси чудотворца возвратить мощи. И мы, великий государь, с богомольцем нашим Никоном, митрополитом Новгородским, ныне милостию Божиею патриархом Московским и всея России, со всем Освященным собором, с боярами и со всеми православными христианами, даже до грудных младенцев, встретили у Напруднаго и приняли на свои главы с великою честию; и в какой час приняли, тогда же сотворил исцеление бесной и немой жене, и в тот же час стала говорить и сделалась здравою, а как принесли к Лобному месту, тут опять девицу исцелил, при посланниках литовских, которые стояли у Лобного места. Как поставили его святыя мощи на Лобном месте, все прослезились: пастырь, гонимый понапрасну, возвращается назад и грядет на свой престол; когда же принесли на площадь против Грановитой, тут опять слепаго исцелил, и как древле при Христе вслед вопияли: сын Давидов помилуй! Так и в ту пору вопияли вслед ему. Такое множество народа было от самаго Напруднаго по соборную апостольскую церковь, что нельзя было и яблоку упасть, а больных лежащих и вопиющих к нему безмерно много, и от великаго вопля и плача безмерный стон был. Стоял он десять дней посреди церкви для молящихся, и во все дни с утра до вечера был звон, как на святой неделе, так и те дни радостны были: то меньше, что человека два или три в сутки, а то пять, шесть и семь исцеление получат. А как патриарха поставили (4) он, свет чудотворец, двух исцелил в тот день, и ныне реки текут чудес. Стефанову жену, Вельяминову, исцелил; уже отходную велела говорить и забылась в уме своем, но явился ей чудотворец и сказал: "вели себя нести к моему гробу" (а она слепа и ушами восемь лет не слышала и головою болела), а как принесли, в тот же час прозрела и услышала, встала и пошла здоровою; и не только болевших восемь лет, но и двадцать и тридцать исцеляет, и кровоточивых, и бесных, и всякие недуги. Как принесли его в соборную и апостольскую церковь и поставили на прежде бывшем его престоле, кто не подивится, кто не прославит и кто не прослезится, видя изгнаннаго и возвращающагося и с великою честию приемлемаго? Где гонители, где ложный совет, где обаятели, где соблазнители, где ослепленныя мглою очи, где хотящия восприять власть гонимаго ради? – Не все ли зло погибли, не все ли исчезли во веки, не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси и там месть вечную приимут, если не покаялись. О блаженны заповеди Христовы! О блаженна истина нелицемерная! О блажен воистину и треблажен кто исполнил заповеди Христовы и от своих за истину пострадал! Ей, ничего лучше того не избрали, как веселиться и радоваться им в истине и правде и за нее пострадать и людей Божиих разсуждать в правде. А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя Всещедраго Бога нашего и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых: чтобы Господь Бог, ради Ея прошения и их святых молитв, даровал бы нам, великому государю, и всем боярам с нами единодушно людей Его разсудить в правде, всех равно, ибо писана: что суд Божий никогда крив не живет, и о всех христианских душах поболение нам иметь, и в вере крепкими и в истине, как столпам, стоять твердо и за нее страдать до смерти во веки и на веки.


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Письмо царя адресовано к мощам митрополита Филиппа (в миру – Федора Степановича Колычева). В 1652 г. по совещанию царя Алексея Михайловича с патриархом Иосифом и всем Освященным собором мощи было решено перенести из  Соловецкого монастыря в Москву. С этой целью на Соловки было отправлено посольство из духовных  и светских лиц во главе с Никоном, тогда – митрополитом Новгородским. По прибытии посольства за литургией в церкви, где почивали мощи святителя,  Никон распечатал и во всеуслышание прочел данную грамоту царя к митрополиту Филиппу. 

2. Филипп Колычев стал митрополитом  (1566 г.) в один из самых страшных периодов отечественной истории – опричнину Ивана Грозного. Между царем и церковью не было единства по двум основным вопросам: разделению государства на земщину и опричнину и вопросу об "измене боярства". Митрополит Филипп стал одним из лидеров оппозиции царскому курсу. Условием своего согласия на принятие митрополичьего сана Филипп выдвинул отмену опричнины. С 1568 г. Филипп решился на всенародное обличение политики царя, опирающейся на террор. Ответом царя стало следствие против Колычева. Угроза властей заставляла священнослужителей давать ложные показания против митрополита. 8 ноября 1658 г. во время богослужения в Успенском соборе опричники во главе с Басмановым огласили соборный приговор о низведении Филиппа с митрополичьей кафедры. Одновременно с этим шла жесточайшая расправа   с родственниками Филиппа: погибло десять человек Колычевых. Филипп был заключен в тверской Отрочь монастырь. 23 декабря 1569 г. во время похода Грозного в Новгород, посланный царем, опричник Малюта Скуратов задушил Филиппа в его келье подушкой. В 1591 г. по просьбе братии Соловецкого монастыря мощи Филиппа были перевезены из тверского Отроча монастыря на Соловки.

3. Мощи митрополита Филиппа были принесены в Москву 9 июля 1652 г. В своей грамоте к Одоевскому царь описывает торжество, которым сопровождалось это событие. 19 июля 1652 г. мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе Кремля. Память Филиппа праздновалась всей русской церковью с 1591 г., 23 декабря, но с 1660 г. празднование было перенесено на 9 января. Память Филиппа также празднуется 3 июля, когда вспоминается перенесение его мощей в Москву, и 5 октября вместе с всероссийскими святителями Петром, Алексием и Ионою. Филипп был присоединен к трем перечисленным святителям в 1875 г.

4. В 1652 г. поставлен на патриаршество Никон.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру