М.Л. Магницкий и его роль в борьбе "православной оппозиции" с Библейским обществом

М.Л. МАГНИЦКИЙ
"ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ЗАПИСКАМ О ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВАХ" (1)

Слева от текста имеется приписка рукой А.А. Аракчеева (2): "Государь (3) изволил читать 17 апреля 1824 г."

Повсеместное, Гражданское закрытие тайных обществ (4) не имело ожиданного от сей меры последствия, по двум причинам:

1-я. Можно запретить публичное изъяснение образа мыслей, на бумаге и на словах; но запретить соединение в сем образе мыслей помощью личных тайных сообщений, нет никакой возможности, а оно-то и есть цель тайных обществ и публичность их была всегда только личина для того нужная, чтобы отвратить внимание общества и правительств от цели истинной. Итак что же произвело запрещение?

Разрушило личину, прекратило пустые собрания, отсекло членов бесполезных, усилило осторожность и тайну орденских начальников и заставило их, вероятно, распространять свое учение косвенно и в других формах. Труд им дан новый, но зато и важная представлена выгода — их почитают несуществующими!

Точно так как не можно уничтожить готового подкопа, заткнув его, а надобно сделать контрмину, нельзя и обществ тайных уничтожить ничем кроме других обществ, кои бы их в течении некоторого времени поглотили. Обществами сими разумею я Церковь и воспитание, о коих сказано будет в конце записки.

2-я причина бесполезности запрещения тайных обществ (здесь и далее курсив Магницкого — А.М.) есть существование посреди общества Европейского, такого тайного общества, которое даже так и не называется, но несет имя церкви, а между тем ужаснейший враг всех Церквей и особенно двух католических (5) и всех Правительств и особенно Самодержавных. Общество сие суть методисты (6).

Цель его, публично объявленная, Манифестом одного из величайших их фанатиков, есть ниспровержение властей духовных и гражданских во всем мире. Способы достижения сей страшной цели тем ужаснее, что они покрыты формами так называемого чистого христианства, терпимости, благотворительных учреждений. Помощию сих средств, люди самые добросердечные и благонамеренные, делаются их орудиями.

Общество сие состоявшее, в 1817 году, по напечатанным его актам, из 500 т[ысяч] человек, объемлет уже все части света. Иностранных миссионеров его щитается (так в тексте. — А.М.) до 2 т[ысяч] человек. Оно располагает большими суммами, имеет сильных покровителей и действует обыкновенно через людей знатных и особенно чрез женщин.

Присяга его сильнее иллюминатской (7), ибо состоит в том, что принимаемый клянется и тогда содействовать его видам, когда переменит свой образ мыслей на его щет. — неслыханная присяга!

Оно рассчитывает на два класса: низший состоит из друзей (amis), а высший из искреннейших (intimes).

Известные здесь агенты его, будучи деятельнейшими членами Библейских обществ, ведут весьма удобно переписку свою с отдаленнейшими местами, не навлекая на себя подозрения, но часто ездят в Англию, вероятно с самоважнейшими сообщениями. Бумаги их могли бы открыть много важного. Впрочем, так как они враги англиканской церкви и англинской (так в тексте. — А.М.) Монархии; то лучшие сведения против них можно получить от духовенства и посольства англинского. Езуиты (8) также не теряют их из вида. Все лютеране и протестантство, от церквей своих отставшие, составляют подпору методистов. Баадер (9), Линдель (10), Госнер (11) их союзники — Нилл (12), начальник их здесь, по духовной части. — Есть по нещастию, у них союзники и из русских.

Рассеяние сей шайки, сего духовного якобинства, важнее закрытия наружных масонских лож.

Впрочем, коренное средство к истреблению и тайных обществ и методизма есть одно: возвысить, утвердить, приблизить к Державной власти Православную Церковь, непрестанно боримую; ограничить терпимость, ее гонящую, определением должной ее меры, обуздать духовное якобинство разных расколов лютеранства, возвышением пред ними католицизма, к нам ближайшего и по духу своему, для самодержавия безвредного (13); и принять общие меры, для истребления из всех частей народного воспитания всех духов нечистых неверия, либеральности, своеверия и методизма.

7 апреля [1824 г.]

ПРИМЕЧАНИЯ К ПУБЛИКАЦИИ:
1. Из: "Записки о тайных обществах, полученная от Магницкого М.Л. в 1824 гг. (об иллюминатах, об-ве Иоахима, о распространении немецкой философии.. 1824.). ГА РФ. Ф.1165.Особенная канцелярия министерства внутренних дел. Оп.3. Д.59. 1824. Л. 42-45 об.

2. Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834), крупный государственный и военный деятель, в 1815-1825 гг. доверенное лицо Александра I, последовательный консерватор, был в 20-е гг. XIX в. лидером так называемой "русской партии", к которой принадлежал и Магницкий, и которая добивалась закрытия Российского Библейского общества и отставки покровительствующего ему министра духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицына. Следует отметить, что публикуемая записка была направлена против Голицына, который был смещен с поста министра 15 мая 1824 г.

3. Александр I — Российский император в 1801-1825 гг.

4. 1 августа 1822 г. был издан рескрипт Александра I о запрещении тайных обществ и масонских лож и о взятии с военных и гражданских чинов подписки, что они не принадлежат и впредь не будут принадлежать к таковым организациям.

5. Имеются в виду как католическая, так и Православная Церковь.

6. Методисты — протестантская конфессия, возникшая в XVIII в. в результате отделения от англиканской церкви и получившая распространение главным образом в англосаксонских странах. В России методисты приняли активное участие в деятельности Российского Библейского Общества, против которого активно выступал Магницкий.

7. Иллюминаты — собственно иллюминатами называлась тайная организация, основанная в 1776 г. немецким мистиком Адамом Вейсгауптом. Принципы организации были заимствованы Вейсгауптом у иезуитов и масонов, в основе ее был строгий иерархический порядок. Члены организации следовали принципу "цель оправдывает средства". Только высшему разряду посвященных открывалась тайная цель общества: замена христианской религии деизмом и монархической формы правления — республиканской. В 1785 г. орден был запрещен. Следует иметь в виду, что Магницкий обычно называл иллюминатами масонов и мистиков всех направлений

8. Иезуиты — монашеский католический орден.

9. Баадер Франц (1765-1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.

10. Линдль, Игнатий — немецкий проповедник, член Российского Библейского Общества. О нем см. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000. (ук.).

11. Госснер Иоганн Евангелиста (1773-1858) — католический священник из Мюнхена, активный деятель Российского библейского общества, выслан в 1824 г. из России за публикацию произведений, содержащие нападки на Православие. О нем см. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I.СПб., 2000. (ук.).

12. Нилль — член Великобританского Миссионерского Общества. О нем см. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I.СПб., 2000. (ук.).

13. В данном случае симпатии Магницкого к католичеству носят не религиозный, а культурно-политический характер. В этом отношении он напоминал К.Н. Леонтьева, который видел в католической церкви "самый выразительный из охранительных оплотов общественного здания" (см. Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999.- С.55-56).


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру