"Погром" или ревизия? Предисловие к публикации архивного документа

3-е, уже семь лет стоит сей вредный Университет от 134 до 247 т. р. В год, между тем как две знатнейшие наши Духовные Академии Петербургская и Московская, образующие столько отличных христианских учителей, едва и половину сей суммы, сколько мне известно стоят, а в том же городе где находится Университет несравненно лучшая его Семинария, получает на свое содержание не более 15 т. р.

4-е. Гимназия Казанская, по злоупотребительному хозяйственному ее управлению, по недостаточному образованию к выбору ее учреждений и по духу, которым заражена она от Университета, представляет заведения в самом дурном положении.

5-е. Управление обширного округа Казанского Университета, объемлющие 15 губерний, должно быть в самом дурном положении, судя по тому, что об Университет доказано.

Отделение 2-е.
Общее мнение мое по сему делу.
На благосклонную доверенность, с которою Ваше Сиятельство предписать мне изволили представить Вам, вместе с донесением о всех подробностях осмотра, мое мнение, об исправлении Казанского Университета, ежели исправить его можно, или в противном случае, о замене его другим родом учебного управления; я иначе отвечать не могу, как по совести и крайнему моему разумению, и потому полагаю понеже нет никакой возможности исправить такое сословие, где из двадцати человек, едва треть благонадежных выбрать можно.

1-е. Казанский университет, пользовавшийся всеми правами и ппреимуществами, присвоенными, и свято со стороны Правительства сохраненными, нарушивший с своей стороны коренные обязанности свои и тем, в продолжении нескольких лет, раздравший грамоту ему дарованную условно (ибо утвержден совокупно с нею и устав обязанности его определяющий), злоупотребивший сумму 2 м. руб., причинивший очевидный вред не токмо от себя непосредственно, но и в обширном округе, по непреложной справедливости и по всей строгости прав, подлежит уничтожению.

2-е. уничтожение сие может быть двух родов а) в виде приостановления Университета и в) в виде публичного его разрушения.

Я бы предпочел последнее, по следующим причинам.

Ежели приостановить его, под видом недостатка профессоров или подобным, то нет сомнения, что истинное намерение его уничтожения не скроется, ученые всей Европы столь ожесточенные обличением вредных последствий мнимого их просвещения, будут клеветать правительство, приписывая единому действию власти, то что сделано по самой строгой справедливости, а ежели будет заявлено публично, что Университет (который впрочем, в ряду государственных установлений, по самому его уставу, не более значит, как коллегия), нарушил свои обязанности, что можно доказать статьями самого его устава; злоупотребил права ему дарованные и не принес ожиданной от него в продолжении 14 лет пользы, что все может быть доказано математически, тогда пусть все возможные университеты судят приговор сей. Все честное и благомыслящее из современников и потомства, будет на стороне Правительства.

Акт об уничтожении Казанского университета тем естественнее покажется ныне, что без всякого сомнения все правительства обратят особенное внимание на общую систему их учебного просвещения, /49 об/ которое сбросив скромное покрывало философии стоит уже посреди Европы с поднятым кинжалом.

3-е, За сим можно бы было разместить приличным образом то малое число людей достойных из чиновников Казанского университета, которым, с предположением о их употреблении представляется у сего особенная записка. Они тем более заслуживают покровительства Вашего Сиятельства, что посреди общего неустройства, в нем не участвовали и сколько было возможно противились злоупотреблениям и были полезны.

4-е. Пяти домов Университета и три Гимназии принадлежащие, могли бы быть осмотрены, нарочно посланным отсюда архитектором, и приведены в наилучший порядок из хозяйственной суммы Университета 109. 430 руб. составляющей.

5-е. Вместо Университета можно бы было, в главном из его зданий, поместить Гимназию, которая сохраняя, как то было до Университета, название Императорской Гимназии, получила бы новое обширнейшее и лучшее образование. При гимназии нужно бы тогда было устроить отделение для образования учителей, из казенных воспитанников, и пансион для благородного юношества, которое бы только жило в особенном доме и на особом положении, и училась бы в Гимназии.

Меня уверяли в Казани, что если бы Правительство устроило такой Пансион, то дворяне всей губернии охотно стали бы платить за каждого воспитанника по тысяче рублей.

6-е. Как гимназию так и Пансион поручить надежному и благочестивому чиновнику, который бы жил в самом доме Гимназии.

7-е. Преподавание Закона Божия то есть той части Священной Истории, Богословия Догматического и нравственного и Археологии, которая нужна каждому человеку, какого бы состояния он ни был, поручить по выбору Преосвященного, кому либо из отличнейших духовных особ.

Я имею причину надеяться, что сам Ректор Казанской Семинарии [69] примет на себя сию обязанность.

8-е. К управлению Гимназии присоединить можно центральное Татарское училище, которое бы управляло прочими и образовало для них учителей, но вместе, будучи под влиянием христианского управления без малейшего вида стеснения совести Магометан, подавало бы способ, с нужною осторожностию, действовать к неприметному и постепенному их отклонению от Алкорана.

Училище сие ничего бы не стоило правительству, ибо профессор Казанского университета Кондырев [70], человек отлично деятельный и усердный, сказывал мне, что будучи в Оренбурге, склонил он весьма удачно Муфтия [71] обнародовать всем подведомственным ему Магометанам, о пожертвовании на сей предмет. Благодарность за сие письмо от Г[осподина] М[инистра] Нар[одного] Пр[освещения] чрез Профессора Кондырева к Муфтию посланное, доверит сие дело наилучшим образом.

9-е. Сверх того из суммы, на Университет ежегодно ассигнованной, можно основать в Казани важное и для тамошнего края и для армии заведение — большой Медико-Хирургический Институт, со всеми к оному принадлежностями, как-то: Анатомическим Театром, Клиническими Медицинского и Хирургического больницами и скотоврачебным отделением.

Казанский Преосвященный [72] уверил меня, что из всей Епархии своей может он на первый случай дать ежедневно 100 учеников, а так как полный курс Медицинских наук занимал бы четыре года, то по истечении оных, институт мог бы давать Правительству ежегодно около ста лекарей, а со временем более. Ежели предположения сии будут одобрены, то я могу представить образование сего Института; ибо все нужные к тому материалы мною собраны.

10. Разные учебные пособия Университета могут быть употреблены следующим образом:

Из библиотек Университета можно будет библиотеку Франка отдать Медицинскому Институту; из оставшейся выбрать достаточную для Гимназии, а редкие издания взять сюда.

Из кабинета Физического, можно с нужными дополнениями составить хороший для Медицинского Института, равно как и из лаборатории и кабинета Естественной истории.

Из обсерватории лучшие орудия можно взять сюда.

11. Для управления Медицинским Институтом можно определить Директором профессора Фукса, который ныне в Казани находится.

12. Все сии заведения равно как и управление округом поручить Попечителю, с особенною инструкциею. Таким образом, вместо одного Университета и расстроенной Гимназии Правительство без малейшей прибавки к настоящим издержкам, получит: 1-е. Благоустроенную Гимназию, которая будет снабжать округ свой учителями.

2, Пансион для благородного юношества.

3. Татарскую Гимназию и

4) Медицинский Институт, который давал, чрез 4 года от сего, ежегодно сто лекарей армии, снабжать будет весь тамошний край скотоврачами столь необходимыми для его обширного скотоводства.

Ежели предложения сии удостоятся утверждения, то неукоснительно может быть представлено полное их раскрытие, состоящее в принадлежащих к оному образованиях.

Сим закончу я отчет, который был обязан дать по делу на меня возложенному.

Недостатки оного отношу я Ваше Сиятельство отнести к неупражнению моему доселе по части народного просвещения, все же то, что может принести некоторую пользу, по всей справедливости, отдано на счет тех чиновников, коих деятельною помощью и отличным усердием в самое короткое время я мог собрать все нужные материалы, за 14 лет по всем частям Университетского Управления, по всем его заведениям и по Казанской Гимназии. Представляя у сего список сим достойным чиновникам, я покорнейше испрашиваю заслуженных ими наград.

Подписал: Член Главного Правления Училищ [73].
М. Магницкий.

ПРИМЕЧАНИЯ К ПУБЛИКАЦИИ
1. Создано в 1817 г. с целью внедрения религиозных ценностей в систему образования Российской империи, "дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения". Делилось на два департамента — Духовных Дел и Народного просвещения. Просуществовало до 1824 г.

2. Голицын, Александр Николаевич (1773-1844), князь, государственный деятель. С 1803 обер-прокурор Святейшего Синода, в 1817-24 министр духовных дел и народного просвещения.

3. Должность, соответствующая современной должности старшего преподавателя.

4. Яковкин, Илья Федорович (1764-1836), заслуженный профессор российской истории, географии и статистики. Воспитанник Петербургской Учительской семинарии. Профессор Казанского университета с 1805 г. Первый его директор и инспектор казеннокоштных студентов (1805-1813). При нем университет работал без разделения на факультеты и без выборной администрации. Обвинен в злоупотреблениях властью и растрате казенных средств. Уволен 5 августа 1819 г. без права на пенсию.

5. Речь идет о торжественной речи, произнесенной профессором философии и естественного права И. Е. Срезневским (см. сноску 17): Срезневский И.Е. Рассуждение о разных системах нравоучения, сравненных по их началам: Актовая речь. Казань, 1817 (перепечатана в Вестнике Европы. 1817, № 19).

6. С февраля 1818 г. должность экзекутора, то есть эконома и коменданта зданий исполнял Ушмарский: Национальный архив Республики Татарстан Ф.92 Оп.1 Д.781 "Дело об определении чиновника Ушмарского экзекутором в Казанском университете" 1818.

7. Калмыков Платон, как значится в материалах ревизии, "купеческий сын", с которым университет заключал договора на ремонт университетских домов. За ремонт одного гимназического корпуса ему было заплачено в 1818 г. 28.000 рублей (РГИА Ф.733 Оп.39 Д.260 Л.303)

8. Арнгольд, Адам Иванович (1785 — ?), профессор хирургии и повивального искусства. Окончил Петербургскую медико-хирургическую академию. Профессор Казанского университета с 1812 г., заведовал клиническим институтом. Уволен 5 августа 1819 г.

9. Герман, Мартин Готфрид (1755-1822), профессор латинского языка, литературы и древностей. Выпускник Геттингенского университета, ученик Х.Гейне. Профессор Казанского университета с 1805 г. В 1813-1819 гг. — декан словесного факультета; в 1817-1819 гг. — директор Педагогического института при университете. 5 августа 1819 г. уволен "по старости лет".

10. Врангель, Егор Васильевич (1785-1841), профессор гражданского права и уголовного судопроизводства Российской империи, секретарь университетского совета. Слушатель Иенского, Виттенбергского и Вюрцбургского университетов. Адъюнкт Казанского университета с 1809 г., экстраординарный профессор с 1811 г., ординарный профессор с 1815 г. Уволен 5 августа 1819 г.

11. См. сноску 14.

12. Директором гимназии с 16 марта 1819 по 9 июня 1820 г. был назначен профессор Казанского университета Г.Б.Никольский.

13. Брейтенбах, Филипп Леонтьевич (1770-1845), профессор технологии, сельского домоводства и лесоводства. Воспитанник Эрфуртского, Майнцкого и Геттингенского университетов. Профессор Казанского университета с 1812 г. С сентября 1817 г. по июнь 1819 г. — инспектор казеннокоштных студентов. Уволен 5 августа 1819 г.

14. Браун, Иван Осипович (1777-1819), профессор анатомии, физиологии и судебной врачебной науки. Выпускник Венского университета. Профессор Казанского университета с 1807 г. Первый выборный ректор университета после его полного открытия, состоявшегося в июле 1814 г. Избирался ректором трижды: в 1811 г. (результаты выборов не были утверждены министром), в 1813 (утвержден в должности в феврале 1814 г.) и в 1817 г. Умер в январе 1819 г.

15. Городчанинов, Григорий Николаевич (1772-1852), профессор русской словесности. Воспитанник Московского университета. С 1806 г. — адъюнкт, с 1810 г. — экстраординарный профессор, с 1814 г. — ординарный профессор. В 1816 по 1822 гг. — декан словесного, а в 1822-1824 гг.- декан нравственно-политического отделений. См. также: Национальный архив Республики Татарстан Ф.977, Оп. "Совет", Д.337 "Предложение профессора Городчанинова о преподавании Закона Божьего" 1818.

16. Солнцев, Гавриил Ильич (1786-1866), профессор прав знатнейших древних и новых народов. Воспитанник Московского университета. Преподаватель Казанского университета с 1814 г. С июня 1818 по июнь 1819 г. — декан отделения нравственно-политических наук. С декабря 1818 г. по октябрь 1819 г. выполнял обязанности проректора. В октябре 1819 г. утвержден на один год ректором университета. Уволен в 1823 г. за преподавание теории естественного права.

17. Срезневский, Иосиф Евсевьевич (1780-?), профессор философии и преподаватель естественного права. Выпускник Московской духовной академии и Главного Педагогического института в Петербурге. Преподаватель Казанского университета с 1811 г. С 1812 г. — магистр, с 1815 г. — адъюнкт, с 1817 г. — экстраординарный профессор. Уволен 5 августа 1819 г. за неблагонадежность.

18. Якоби, Фридрих Генрих (1743-1819), философ и романист, член Академии наук в Мюнхене, полемизировал с рационалистическими учениями Канта, Фихте и Шеллинга, считал источником познания чувство и веру.

19. Манасеин, Елпидифор Петрович (1795-1833), адъюнкт правоведения. Выпускник Казанского университета. С 1811 г. — студент-кандидат, с 1814 г. — магистр, с 1817 г. — адъюнкт правоведения. В 1819 г. командирован виизтатором училищ на Кавказ. Уволен из Казанского университета в 1821 г.

20. См. сноску 10

21. См. сноску 4

22. Цеплин, Петр Андреевич (1772-1832), профессор всеобщей истории, географии и статистики, а затем политэкономии и дипломатики. Воспитанник Ростокского и Геттингенского университетов. Профессор Казанского университета с 1805 г. Уволен в 1806 г. за конфликт с Яковкиным. Вновь поступил на службу в Казанский университет в 1813 г. Уволен 5 августа 1819 г. за употребление спиртных напитков.

23. Кондырев, Петр Сергеевич (1788-1823), профессор исторических наук и политической экономии. Выпускник Казанского университета. С 1807 г. — студент-кандидат и помощник инспектора казеннокоштных студентов, с 1809 г. — магистр, с 1811 г. — адъюнкт, с 1814 г. — экстраординарный профессор, с 1820 г. — ординарный профессор.

24. В 1812 г. П.С. Кондырёв сделал перевод книги геттингенского профессора Г. Сарториуса фон Вальтерхаузена "Начальные основания народного богатства и государственное хозяйство". В ней в доступной форме была изложена передовая на тот момент экономическая теория Адама Смита

25. Смит, Адам (1723-90), шотл. экономист, один из крупнейших представителей классической политэкономии.

26. Броннер, Франц Ксаверий (1758-1850), профессор теоретической и опытной физики. Учился в иезуитской семинарии Диллингена и духовной семинарии Нейбурга, ученик профессора математики Диллингенского университета И.Б. Пикеля. Профессор Казанского университета с 1810 г. С 1812 по 1816 гг. — директор Педагогического института при университете, с 1814 по 1816 гг. — инспектор казеннокоштных студентов. В 1817 г. уехал из Казани в отпуск и не вернулся. Окончательно уволен в мае 1820 г.

27. Кайсаров, Андрей Васильевич (1787-1854), адъюнкт физики. Выпускник Казанского университета. С 1809 г. — студент-кандидат, с 1811 г. — магистр, с ноября 1819 г. по декабрь 1820 г. выполнял обязанности лаборанта при профессоре физики, с октября 1820 г. — адъюнкт.

28. Румовский Семен Яковлевич (1734-1812), академик, первый русский астроном, ученик Л. Эйлера. С 1760 г. преподавал в Петербургской АН, с 1800 г. — ее вице-президент, служил в Комиссии народных училищ. С 1803 по 1812 г. — попечитель Казанского учебного округа.

29. Бартельс, Иоганн Мартин Христиан (1769-1836), профессор математики. Выпускник Геттингенского университета. Профессор Казанского университета с 1808 г. С 1814 по 1820 г. — декан отделения физико-математических наук. В сентябре 1820 г. перешел в Дерптский университет.

30. Симонов, Иван Михайлович (1794-1855), профессор астрономии. Выпускник Казанского университета. С 1812 г. — магистр, с 1814 г. — адъюнкт, с 1816 г. — экстраординарный профессор, с 1822 г. — ординарный профессор. Участвовал в кругосветном путешествии на шлюпах "Восток" и "Мирный" под командованием Беллинсгаузена и Лазарева.

31. Никольский, Григорий Борисович (1785-1844), профессор прикладной математики. Выпускник Петербургского педагогического института. С 1808 г. — магистр, с 1811 г. — адъюнкт, с 1814 г. — экстраординарный профессор, с 1817 г. — ординарный профессор Казанского университета.

32. Лобачевский, Николай Иванович (1793-1856), профессор чистой математики, ректор Казанского университета (1827-1846). Выпускник Казанского университета. С 1811 г. — магистр, с 1814 г. — адъюнкт, с 1816 г. — экстраординарный профессор, с 1822 г. — ординарный профессор Казанского университета. Ректор Казанского ун-та (1827-46). Создатель неевклидовой геометрии, внесшей коренные изменения о природе пространства.

33. Дунаев, Иван Иванович (1788-184?), профессор химии и технологии. Выпускник Петербургского главного педагогического института. С 1811 г. — магистр, с 1814 г. — адъюнкт, с 1817 г. — экстраординарный профессор, с 1823 г. — ординарный профессор Казанского университета. С 1816 по 1820 г. был редактором газеты "Казанские известия".

34. Фукс, Карл Федорович (1776-1846), профессор терапии, патологии и клиники. Учился в Герборской академии, Геттингенском и Марбургском университетах. Профессор Казанского университета с 1805 г. До 1818 г. преподавал естественную историю и ботанику.

35. См. сноску 13.

36. Отсолиг (Оссолиг), Федор Мартинович (1798-1863), преподаватель анатомии, физиологии и судебной медицины. Воспитанник Казанского университета. В 1818-1819 г., будучи еще студентом, начал преподавать. С июня 1818 г. по декабрь 1819 г. был помощником врача университетского клинического института.

37. См. сноску 38.

38. Вердерамо, Эммануил Осипович (1778- ?), профессор повивального искусства. Учился в университете Салерно. В 1812 г. получил степень доктора медицины Венского университета. Профессор Казанского университета с 1815 г. Кроме медицинских курсов преподавал итальянский язык и фехтование. С 1817 г. по 1820 г. — декан отделения врачебных наук. Уволен в январе 1820 г. по болезни.

39. См. сноску 8.

40. См. сноску 15.

41. Хвостов

42. Ломоносов, Михаил Васильевич (1711-1765), рус. ученый, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка.

43. Державин, Гаврила Романович (1743-1816) , рус. поэт., представитель классицизма.

44. Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), рус. поэт, создатель русского романтизма.

45. Гораций, Квинт Гораций Флакк (65 до н.э. — 8 до н.э.), римский поэт.

46. Бредеро, Гербранд.Адрианс (1585-1618), голланд.драматург и поэт. Автор комедий из народного быта.

47. Сычугов, Иван Петрович, кандидат правоведения. Выпускник Казанского университета. В мае 1819 г. ему было поручено преподавание в университете латинского языка.

48. См. сноску 32.

49. Тимьянский, Василий Ильич (1791- ?), профессор естественной истории и ботаники. Выпускник Казанского университета. С 1809 г. — студент-кандидат, с 1811 г. — магистр, с 1814 г. — адъюнкт, с 1820 г. — экстраординарный профессор, с 1823 г. — ординарный профессор. Уволен в июле 1825 г. по собственному прошению.

50. Петровский, Степан Сергеевич (1769-1819), адъюнкт артиллерии, фортификации и архитектуры. Воспитанник Московского университета. С 1810 г. — адъюнкт Казанского университета по преподаванию артиллерии и фортификации, с 1812 г. преподавал также гражданскую и военную архитектуру. В 1810-1812 г. был смотрителем публичных (для чиновников, желавших получить университетский аттестат) курсов. Уволен в марте 1819 г. по болезни.

51. См. сноску 4.

52. Томас, Иван Григорьевич (1770- ?), профессор всеобщей истории, географии и статистики. Учился в Галльском и Иенском университетах. Профессор Казанского университета с 1810 г. С 1816 по 1822 гг. — пастор евангелическо-лютеранской церкви Казани. Уволен из университета 5 августа 1819 г.

53. Хальфин, Ибрагим Исаевич (1778-1829), лектор татарского языка и адъюнкт восточной словесности. Получил домашнее образование и духовное образование в медресе. Преподаватель Казанского университета с 1812 г. С 1823 г. — адъюнкт восточной словесности. Автор учебников и словарей татарского языка.

54. "Желательно, чтобы Профессоры некоторых наук, особливо Словесных, Философических и Юридических, учредили беседы со студентами, на которых предлагая им на изустное изъяснение предметы, исправляли бы суждения их и самый образ выражения, и приучали бы их основательно и свободно изъяснять свои мысли, и для удержания при Университете Латинской Литературы желательно, чтобы в беседах сих употребляем был Латинский язык.

55. Вольтер, наст. имя Мари Франсуа Аруэ (1694-1778), франц. Писатель и философ-просветитель, сыгравший значительную роль в идейной подготовке французской революции 1789 г.

56. См. сноску 4.

57. См. сноску 31.

58. Лейтер, Иван Феодорович (1770-1842), лектор немецкого языка. Выпускник Лейпцигского университета. Преподаватель Казанского университета с 1812 г. Содержатель частного пансиона для мальчиков. Уволен из университета в июле 1821 г. по подозрению "в неблагонадежности".

59. Основу университетской библиотеки составили личная коллекция князя Г.А. Потемкина-Таврического (состоящая из ценных зарубежных и отечественных изданий, в том числе карт и альбомов, часть из которых являются раритетами), книжные собрания казанского помещика В.П. Полянского и доктора И.П. Франка. Сохранился каталог этой библиотеки, относящийся к 1808 г. Он содержит 3434 названия отдельных сочинений.

60. Штуф — кусок, глыба руды или иного ископаемого

61. См. сноску 26

62. См. сноску 28

63. См. сноску 34

64. См. сноску 36

65. См. сноску 4

66. См. сноску 29

67. См. сноску 10

68. Юнаков, Михаил Алексеевич (1790-1820), адъюнкт исторических наук. Воспитанник Казанского университета. С 1811 г. — магистр, с 1815 г. — адъюнкт. С 1812 по 1816 гг. — помощник инспектора казеннокоштных студентов. С 1814 по 1820 гг. — секретарь отделения словесных наук.

69. С 1818 по 1832 ректором Казанской семинарии был Феофан Александров (1785-1853).

70. См. сноску 23

71. Муфтий — глава Оренбургского Магометанского Духовного собрания. С 1788 г. им был назначен Мухаметджан Хусейнов. Речь идет о плане Кондырева учредить с помощью муфтия высшее мусульманское медресе при Казанском университете.

72. Архиепископ Казанский и Свияжский с 1816 по 1826 Амвросий II (Алексей Протасов) (1752-1831).

73. Главное Правление Училищ — орган при министерстве народного просвещения, а с 1817 г. при министерстве духовных дел и народного просвещения, куда входили попечители всех 6-ти учебных округов, занимался разработкой концепции образовательной политики, утверждением учебных пособий, утверждал отчеты учебных заведений, осуществлял кадровые назначения.


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру