"Погром" или ревизия? Предисловие к публикации архивного документа

МАГНИЦКИЙ М.Л.


ОТЧЕТ ПО ОБОЗРЕНИИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М[инистерство] Д[уховных] Д[ел] и Н[ародного] П[росвещения] [1] департамент народного просвещения донесение Члена Главного Правления училищ Действительного Статского Советника Магницкого, заключающее отчет по обозрении Казанского университета. Апреля 9 дня 1819 года № 3.

Господину министру Духовных Дел и Народного Просвещения [2].

Исполнив возложенное на меня поручение, по обозрению Казанского университета, имею честь представить Вашему Сиятельству подробный в оном отчет.

Замечания, отчет сей составляющие, буду я излагать в самом том порядке, которому следовал при обозрении и потому представляю в 1-м отделении 1-й части состава университета, во 2-м отделении обозрение наружного его благоустройства, в 3-м отделении состояние хозяйственного управления, в 4-м отделении положение учебной его части, в 5-м отделении часть нравственного его образования.

Сие составит 1-ю часть отчета. Потом изложу во II-й ой части оного в 1-м отделении состояние Казанской гимназии в порядке хозяйственном, учебном и нравственном во 2-м отделении разных заведений, при университете находящихся.

В III-й части, в 1-м отделении представлю общее заключение или краткое извлечение из всего отчета, а во 2-м отделении изложу мнение мое, которое Вашему Сиятельству, в предписании своем изволили требовать, о приведении Казанского университета в надлежащее устройство; или заменении его в случае невозможности исправить, новым порядком учебного управления.

Часть 1-ая
Отделение 1-е
Общий состав университета
.

Совет университета состоит из 23-х Профессоров и Адъюнктов [3], из сего числа пять только имеют голос и уважение, но не могут дать делам надлежащего исправления, ибо большинство голосов, движимое личностью и посторонними влияниями, действуют решительно.

Большинство членов состоит 1-ое: из иностранцев, в числе коих человека два люди достойные, другие ни языка нашего, ни законов и порядка не знают. Прочие же сами люди запутанные в делах и неблагонадежные.

2-ое: из молодых людей русских профессоров и адъюнктов, добрых и благонравных, но воспитанных и произведенных, по большей части весьма снисходительно, теми самыми, кои делали злоупотребления, а потому голоса сих последних, в числе 13-ти, кроме двух, всегда подкрепляли зло по самому невинному побуждению почтения и благонравия.

Посреди сего Совета старый и пронырливый профессор Яковкин [4] господствовал своим влиянием. Запутанность его счетов проходила без замечаний. Беспорядок и самовольство хозяйственного управления оставались без надлежащего отчета. Ученики Гимназии, недоученные, принимались по его покровительству в студенты, без строгого испытания. Дети частных людей, живущие у него на пенсионе, допускались к лекциям профессоров, под названием слушателей, и не ходя на лекции, а почислившись на оных три года, получали или звание студентов или аттестат.

Сие состояние Совета, обратившегося в посмеяние самых его членов, изъясняет все замеченные министерством беспорядки и неустройства лиц и заведений между ему подчиненным.

Имею честь представить здесь в доказательство того духа, которым Совет вообще заражен, рассуждение о разных системах нравоучения, профессором философии сочиненное, одобренное и напечатанное в университете и произнесенное в торжественном собрании прошлого года [5].

Если нужно будет, то и еще могу я представить сочинение сего рода, оставленное мною в Казани, потому, что оно не напечатано, и было взято и рассмотрено мною в рукописи.

Изложив сие общее понятие, о составе и духе центрального управления Казанского университета, поступлю я к представлению прочих частей моего отчета, кои по мере раскрытия их, во всей подробности покажут последствия от сей причины проистекшие.

К сему отделению приобщу я записку о главнейших членах Совета с замечаниями, почерпнутыми из послужных их списков; из личного моего с ними знакомства; из рассмотрения их сочинений, из слушанных мною из лекций и осмотра порученных им заведений.

Отделение 2-ое.
Обозрение наружного и полицейского благоустройства Казанского университета.

Пять домов университетом занятые, построены и накуплены весьма ненадежные. Университет, приняв их положение в 1814-м году, стал продолжать настояние о их починке еще в 1813 году сделанные. Начались сметы для их исправления архитекторами, не знающими архитектуры и коих постройки непрестанно валются.

Вместо того, чтобы сказать, что некоторые из сих зданий куплены почти в развалинах, а другие пришли в сие состояние вскоре после постройки, составили расщет на их починку, во сто тысяч рублей в лишком.

Отпущены 35 тыс. руб. на необходимейшие починки. Деньги сии употреблены, теми же незнающими архитекторами на починки наименее нужные; ибо напр.: вместо укрепления, треснувшей до фундамента, капитальной в доме стены, выбелили другие и т. п. Деньги сии растрачены без всякого хозяйственного надзора и частию неправленно, покупкою материалов, без подряда и на добрую веру Екзекутора [6].

В сем состоит развязка тех запутанных представлений и смет, кои затрудняли Министерство в сношениях его с университетом по сему предмету.

Необходимо нужно будет послать отсюда опытного и надежного архитектора, для осмотра всех зданий, Университету принадлежащих.

После сего осмотра откроется, что есть такие здания, которых и чинить нельзя; а нужно будет перестроить или если они совершен негодны, то должно будет, сломав построить новые. Откроется, что в главном здании Университета передняя стена наклонилась и чрез времени угрожает падением.

Когда архитектор произведет сей осмотр и сделает смету, для приведения университетских зданий в надлежащую безопасность; то нужно будет его оставить на время в Казани членом строительной комиссии, которая не заключала бы контрактов с Казанскими монополистами Савиновым и Калмыковым [7], как то доселе было, а заготовляла бы сама все нужные материалы, хозяйственным образом, и под личною ответственностию, произвела строение, по утверждении здесь смет и фасадов.

Для состава сей комиссии можно будет употребить профессоров, коим как предмет сей, так и бывшие злоупотребления известны.

О заимствовании нужного для сего суммы, без особенного назначения из строительного капитала буду я иметь честь представить в своем месте, при общем мнении по осмотру (часть Ш-я отделение 2-ое).

В пяти домах Университету принадлежащих, между тем как студенты стеснены в помещении; а ученики гимназии и комнат для уроков не имеют и учатся в спальнях, чиновники университета занимают 90 покоев, кроме тех, кои заняты служителями, солдатами и разными принадлежностями.

Профессора Арнгольд [8] и Герман [9] имеют первый 11-ть, а последний 10-ть покоев. Секретарь Университетского управления [10] занимает 6-ть комнат, а переплетчик университета 3 и т. д.

В рассуждении полицейского устройства в университетских зданиях, Екзекутор найдет много весьма неисправным. Беспорядок пожарных орудий и невозможность ими действовать могли подвергать ежедневно обширное университетское здание опасности от пожара. По моему приказанию трубы исправлены, ведра и прочие принадлежности собраны в одно место и удобно могут быть ныне взяты к немедленному употреблению. Но оставалось еще сделать следующие распоряжения, коих по краткости моего в Казани пребывания не мог я привесть в действо, и предложения к исполнению совету, а именно:

1-ое: Рассохшиеся рукава труб или вычинить, ежели можно, или переменить новыми.

2-ое: Неудобные, по тягости и огромности их, багры переделать в обыкновенные.

3-е: Сделать расписание пожарной команды таким образом, чтобы в случае нужды каждый солдат знал орудие, которым должен действовать и чтобы немедленно мог при оном явиться по известному знаку.

4-е: Пожарных служителей поручить в команду надежнейшего унтер-офицера, который в должности брандмейстера, за исправность пожарных орудий и служителей, лично ответствует под начальством Екзекутора.

Исправность сей команды не только обеспечить безопасность университета, но и пособием полиции может быть в пожарах, поблизости Университета.

К неисправности Екзекутора должен я был отнести нечистоту, которую нашел в классах, столовых, спальнях и кухнях.

Восстановление повсеместной чистоты и порядка в несколько дней, доказало, что они были возможны и могут всегда быть сохраняемы.

Сохранение их возложил я на личную ответственность Инспектора Студентов и Гимназии [11], доколе сия последняя в университетском доме будет находиться.

В спальнях студентов нашел я воздух испорченным и повторил замечание инспектору мною сделанное, о немедленном устроении отдушин, которые впускали бы в комнаты нужное количество воздуха для освещения их поутру и на ночь. Я заметил, что в коридорах у всех почти печей унесены заслонки и даже двойные вьюшки, и что беспорядок сей может иметь опасные следствия, ибо против самых печей видел я большие щели в полах.

Инспекторам, каждому по своей принадлежности, поручено сие осмотреть и немедленно представить опись недостающим заслонкам и железным листам своему начальству.

Для предупреждения же подобного неустройства на будущее время, предоставил я право Ректору или Проректору исправлять все подобные небрежности Екзекутора на его счет.

Нестерпимую неопрятность стола и буфета учеников Гимназии и их кроватей, поставил я на замечание главному надзирателю оной; а приведение сей части в надлежащий порядок поручил особенному попечению Директора Гимназии [12] и надзору Инспектора.

Для лучшего наблюдения за сохранением чистоты во всех зданиях Университета и совершенного порядка в классах Гимназии и факультетов, поручено мною проректору составить образование такого внутреннего надзора, который бы начинаясь от входа в университет, окружал непрестанно учеников и студентов.

Для сего предложил я:

1-ое. Чтобы учрежден был особенный привратник, как то бывает во всяких публичных заведениях.

2-ое. Чтобы в Гимназии из учителей, а в университете из студентов было составлено дежурство.

3-е. Чтобы каждый вечер дежурные доносили своим Инспекторам, а Инспекторы Ректору о всех происшествиях дня.

Для исполнения сих распоряжений предложил я Совету утвердить выбором постоянного Инспектора Студентов и переменить главного надзирателя Гимназии, который как по беспорядку оной, так и по причинам далее в части II-й отделении 1-м о гимназии изъясненным, в настоящей должности остаться не мог.

Внутренняя полиция Университета в самом дурном положении. Инспектор Студентов, профессор Брейтенбах [13], есть человек слабый, в отношении своей должности, он навещает студентов весьма редко, то есть чрез несколько дней, и они живут без всякого за ними присмотра. Когда сделан мною вопрос о числе их, то для узнания оного собирались от профессоров сведения, о числе слушателей, на их лекциях.

Неопрятность комнат студентами занимаемых, невзирая на приготовления к приезду моему сделанные, поразила меня. Белье постельное нашел я в самом дурном состоянии и многие постели без простыней и наволочек. Кухня и все в ней принадлежности как-то посуда и прочее найдены в столь большой нечистоте, что без отвращения видеть их не можно.

К довершению беспорядочного управления студентами, по предписанию бывшего Министерства, не содержатся они от Университета, но получают жалование и занимаются сами своим хозяйством, в рассуждении стола и других потребностей. Сие имеет то неудобство, что отнимает у них нужное для существеннейших занятий время, оставляет в их распоряжении деньги, которые они и во зло употреблять могут и по неопытности их, самого содержания, надлежащим образом, не обеспечивает.

Отделение 3-е.
О хозяйственном управлении Университетом.

По хозяйственному управлению Университета, нашел я только в порядке хранение университетских сумм; но и здесь не мог свидетельствовать 50 р. медью, сложенных, по недостатку места и ветхости мешков таким образом, что один замок и печать сохранение их обеспечивают. Впрочем, заготовление разных для Университета потребностей, как то дров, свеч, провианта и фуража производилось в противность общих и частных Университетского устава постановлениям, не подрядом, а закупом, через Екзекутора. Хотя в оправдание сей совершенно противозаконной меры, и представленно мне то, что покупки производят справочно из цен; но так как несмотря на сие, цены сии превышают истинные торговые, то из сего следует только то, что справочные цены, будучи обыкновенно везде, а особенно в Казани, чрезмерно велики, закрывают злоупотребление закупов некоторыми благовидным извинением.

Изъяснив сие Совету Университета, я предложил ему восстановить сию часть управления на законном ее основании.

Сверх сей неисправности закупов самое хранение разных потребностей и особенно дров не мало не обеспечено.

Каждый мог брать их по произволу всякой определительности. Я поручил сделать по квартирам назначение их количества, сообразно числу людей, на законном основании.

Усмотрев из поданных мне отчетов, построениям и починкам университетских зданий, что в оных на довольно значущие суммы закупка материалов производилась чрез Екзекутора, без всякого другого отчета, кроме показания имени купца, у которого что-либо куплено, сделал я надлежащее замечание Совету и предложил отменить сию важную неправильность навсегда, а Екзекутора, замеченного мною, с сей стороны весьма неблагонадежным, обратив на одно исполнение полицейских его обязанностей, поручил всю хозяйственную часть особому Економу, по назначению Совета.

В сем заключается причина того неумеренного увеличения издержек, которое возростало.

Окончив обозрение хозяйственной части Казанского Университета, не нарядил я особой Комиссии для строгого и подробного обревизования Университетских счетов по следующим причинам:

1-ое. Все старые счеты, в которых заключается наибольшая часть неправильностей представлены были прежнему начальству народного просвещения и оставлены тогда без замечания, что Совет принимая за утверждение оных, в сем смысле и отозвался мне.

2-е. Смерть покойного ректора [14] подала способ ссылаться во всех затруднительных случаях на личные его распоряжения.

3-е. Учет самый подробный невзирая на вышеизложенные к нему препятствия, открыл бы без сомнения растрату важных сумм, без закрытия даже оной законными формами, но он не обнаружил бы подлинно виноватых и не доставил бы способа вознаградить потери казны, ибо и все имущество целого Совета двадцатой части ее не составит.

По сим причинам и ограничил я действие мое, по сему предмету, строгим замечанием Совету и предложением о прекращении бывших по хозяйственной части неустройств на будущее время; для чего и приняты мною на месте все нужные меры, как Ваше Сиятельство из представленного у сего списка, с последнего моего предложения, усмотреть изволите.

Отделение 4-е.
О положении учебной части Казанского университета.

1. Факультет нравственно-политических наук.
В факультете сем не нашел я главной науки Закона Божия.

Из справок по сему случаю мною взятых открылось, что еще в 1814 году, покойный Ректор Браун, заявил Совету о лжеумствовании Студентов, и просил, чтобы для отвращения оного открыты были лекции Закона Божия. Совет представлял попечителю, но представление сие осталось без разрешения. Потом, в прошлом году, Профессор Городчанинов [15], входил в Совет с таким же настоянием; Совет положил сделать справку и доложить присутствию; но сего доселе не исполнил.

Самое разделение наук сего факультета неправильно и с уставом несообразно.

В уставе положен после Профессора естественного, политического и народного права, по точному разделению самой науки права, Профессор Гражданского и Уголовного, сказано, судопроизводства; но под сим словом разуметь должно право Российской Империи; ибо общие начала Гражданского и Уголовного права предшествуют науке судопроизводства, которое составляет только дополнение к оным. Итак, положено учить Гражданскому и Уголовному Российскому праву; а учат вместо того одному Российскому Уголовному.

В уставе положен, равномерно в порядке самой науки права, Профессор прав знатнейших как древних, так и новейших городов; а учат вместо того Римскому и общему уголовному праву, с применением к сему последнему Римского, Германского и опять Российского законодательства, хотя для того и есть особенная кафедра.

Причиной сей запутанности в разделении учебных предметов, есть произвольное их назначение самими преподавателями, без всякого общего собрания, которое введено сначала и оставалось доныне.

Впрочем в сем факультете один профессор Солнцев [16] преподает лекции на латинском языке; один он занимается своего частью с прилежанием; имеет собрание нужных для нее авторов; составляет записи и принял деятельные меры к тому, чтобы студенты ходили на лекции.

Профессор философии Срезневский [17], воспитанник здешнего Педагогического Института, следуя системе Якоби [18], руководствуется духом не весьма полезным и по счастию преподает лекции свои так дурно, что их никто не понимает. Просидя в классе его два часа спросил я студентов в чем лекция того дня состояла и ни один не знал сего. Полагая, что присутствие мое могло быть причиною сего странного рассеяния, сделал я некоторые вопросы из истории философии, которую они прежде слушали, но в том, ни одного из них, удовлетворительного ответа не получил.

Адъюнкт Манасеин [19], преподающий лекции Естественного, политического и народного права в отсутствии; он открывает училища в Кавказской Губернии.

Из послужного его списка видно, что он сам, преподаваемой им науке, доучивался в Петербурге, не более полутора года, после чего и утвержден здесь же адъюнктом права.

Нет ничего жалостнее преподавания Российского уголовного права Профессором Врангелем [20]. Ни понятия о преподаваемом им предмете, ни познания языка Российского, на котором преподает, он не имеет. Поучась в нескольких немецких университетах, вступил он юнкером в Комиссию составления Законов, и переехал в Казань, из юнкеров Комиссии в пять лет сделался профессором. Он зять г-на Яковкина [21].

Профессор Дипломатической политической Економии Цеплин [22], есть человек самый пустой, и читает лекции политики, самой тщетной и почти не существующей науки.

Профессор Кондырев [23], преподает лекции Политической Економии по Сарториусу [24], который никак не может служить руководством в сей науке; ибо и сам издал только сокращение Смита [25].

II. Факультет Физико-Математической науки.
Профессор Броннер [26], преподававший лекции Теоретической и опытной физики весьма недостаточно заменяется Магистром Кайсаровым [27].

Впрочем, часть Математических наук сего факультета заслуживает особенное внимание, по выбору преподавателей, можно сказать, что одна сия часть составлена правильно и преподается отлично хорошо. Университет обязан сим случаю. Попечитель Румовский [28] будучи сам известный Математик, занимается сим рядом наук предпочтительно, а с тех пор люди, при нем выбранные и образованные, остались доныне.

Профессор Бартельс [29] есть человек отлично знающий, но не довольно хорошо знает по Русски и лекции преподает вместо на Русском, Немецком, а иногда, смотря по разумению студентов, и на латинском языке.

Он вообще кажется лучшим лучше мог бы быть Академиком, нежели преподавателем. Теперь он болен и сколько мне известно желал бы отправиться в Швейцарию.

Ектраординарный Профессор Астрономии и наблюдатель Симонов [30], молодой человек отличный познаниями и поведением, известный в чужих краях и подающий самую большую надежду, на будущее время. Он преподает лекции свои прекрасно и предлагал Совету правила для экзамена Студентов в математических науках, весьма основательные и необходимые, но предложение сие, показавшееся слишком строгим, не было принято.

Екстраординарный Профессор Никольский [31], сверх отличных достоинств, по своим знаниям в Математике и по нравственным качествам, имеет и то достоинство, что факультет, отдавая справедливость его отменно ясному преподаванию, склонил его давать лекции, первым началам чистой Математики, для вступающих из Гимназии Студентов. Неправильность сего распоряжения, противного Уставу и самому образованию учебной системы, где все приуготовительные науки составляют курс Гимназии, не отнимая из профессора Никольского чести, скромности и усердию его принадлежащие, открывает состояние учения в Казанской Гимназии и снисходительность, с какою Университет допускает в студенты людей, первым началам существеннейших познаний не обученных.

Вместо сего неправильного доучивания следовало бы не принимать недоученных; но тогда Университет не имел бы студентов; а без студентов и профессоры не могли бы долго получать своих окладов и университет не мог бы сохранить того призрака существования, который с сидящими на лекциях учениками, под именем студентов мог он иметь доселе.

Екстраординарный профессор Лобачевский [32], хотя и отсутствующий ныне, по общему отзыву, есть человек отлично знающий.

Адъюнкт Дунаев [33] в преподавании химии не может достаточно заменить хорошего профессора сей науки.

Профессор Естественной Истории, Доктор Фукс [34], есть человек отличный и в ученом свете известный.

Профессор сельского Домоводства и Технологий, Брейтенбах [35], преподает лекции сих тщетных наук, весьма недостаточно, на немецком языке. Занимает две кафедры, для жалования; а имеет в одной и другой 4 слушателя, потому только, что отправляя должность инспектора студентов, может он принудить и принуждает тех из них, кои разумеют по немецки, ходить к нему на лекции.

Итак, в сем факультете преподавание Математических наук в порядке, а впрочем один г-н Фукс может преподавать лекции настоящим образом.

III. Факультет Врачебных наук.
Кафедра профессора Анатомии, Физиологии и Судебной медицины, вопреки всякому порядку и университетскому уставу, занята студентом Отсолигом [36], под руководством Декана факультета [37]. Сей молодой человек может быть хорошим учеником, но не учителем.

Таким образом медицинские науки преподаются на факультете далее, но надлежащего основания не имеют.

Патологию, Терапию и Клинику преподает за Профессора сих наук, профессор Фукс. За профессора врачебного веществословия, фармацевтики и врачебной словесности, преподает профессор Медицины и Хирургии доктор Вердерамо [38], человек отлично достойный и в ученом свете известный. Он же преподает лекции Повивального искусства.

Профессор Арнгольд [39], человек не знающий Латинского языка и не умеющий доселе собрать остова тела человеческого, человек, коего незнание в Хирургии обличается представляемым у сего списком, сделанным им операций, преподает лекции хирургии.

В сем факультете 6 студентов, которые считая жалование профессоров, помещение и отопление, стоят 15 т. р. в год.

 


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру