Слово на обновление Десятинной церкви

"Слово на обновление Десятинной церкви" было написано во второй половине XI в., в правление великого князя Изяслава Ярославича. Именно при Изяславе вновь поднимается авторитет Десятинной церкви, как главного религиозного центра Киевской Руси. В тексте Слова это обстоятельство неоднократно подчеркивается: Изяслав называется "старейшинствующим" среди иных Ярославичей и уподобляется своему деду Владимиру Святославичу, который именуется "благоверным праотцом христолюбивывым". В свою очередь, настоятель Десятинной церкви именуется "старейшинствующим в святителях". Главной святыней Десятинной церкви были честные мощи святого Климента папы Римского.

 

Предисловие и подготовка текста – С.В. Перевезенцев. Перевод с древнерусского языка Ю.А. Бегунова

 

 

 

Так и этого церковного солнца, своего угодника, нашего же заступника, святого, если сказать достойно, священномученика Климента из Рима подлинно в Херсон, из Херсона в рану Русскую страну сотворил пришествие Христос Бог наш, благодаря преизобильной милости ради нашего, верных, спасения.

 

О, человеколюбие, благости неисчетная пучина! Не к истинным присным рабам сотворил пришествие своему угоднику, но к врагам и отступникам, о которых было сказано так: "Принесли в жертву сынов и дочерей своих бесам!" И пусть сбудется прореченное: "Благодатию вы спасены; там, где увеличатся грехи, там возобладает благодать", а там, где были жертвенники бесам, тут святые Церкви славят Отца и Сына и Святого Духа, которые с пришествием святого Климента сотворились и утвердились.

 

Потому и мы, отказавшись законной благодати, славим, и хвалим, и кланяемся в Троице хвалимому Богу, благодаря того верного раба, который умножил сокровище своего господина не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне, еще и в русском мире; обращаясь к нему: мученикам – похвала, святителям – украшение и незыблемое основание Церкви Христовой, которую врата ада не одолеют! И истинный заступник стране Русской, и венец преукрашенный славному и честному граду нашему и великой митрополии же, матери городам.

 

Тобою русские князья похваляются, святители ликуют, иереи веселятся, монахи радуются, люди добродушествуют, приходя с горячею верою к твоим христоносным костям, утоляя святынею жажду, и, хваляще Бога, возвращаются восвояси, освящая дома, и храмы, и тела свои кроплением, и мажутся, и пьют, принимают здоровье душой и телом, благодаря твоим честным молитвам.

 

Потому поистине всех городов славнее, [город], имеющий всечестное твое тело, и весело играешь, воспевая похвалы, как будто бы второе небо на земле воистину показалось, Матери Господа Церкви божественной, в которой воистину честное твое тело лежит, как солнце вселенную освещает.

 

О апостолам сопрестольник, равночестный с ангелами! Бесы прогоняемы бывают и недуги отлетают, войска без успеха возвращаются, еретики проклинаются, православная же вера возрастает больше всего, преисполненная обильно с тобою; празднуем грехов прощение с тобою, угодник Христов, надеемся от тебя получить надежду на вечную жизнь, которую дай нам получить, все суетное отложившим, и с обеих сторон к добродетелям приготовляющимся. Но, подобно тому, как ты сохранил от нападения не видящих солнца зверей отрока в море, так и ты сохраняй любящих тебя от нападения в миру невидимых зверей. Христолюбивому же и верному князю нашему попроси полезного, чтобы он в нынешнем благополучии сподобился бы вечных благ.

 

Так поступил верный последователь своим предкам в служении добродетели, церковь твою обновляя, подобно тому, как это делал этого же благородного тот благоверный праотец христолюбивый, воистину же мучениколюбец, со многим старанием и огромною верою, оттуда и до сих мест усердно и благочестиво перенес твои пречестные мощи на освящение и спасение себе же и всему роду своему, говорю же, и стране нашей, как мы веруем. Также и ты, подобный апостолам Климент, тех же ты детище, где правит добро, отсюда же всех в небесное обиталище перенеси, потому мы и доподлинно просим, о преподобниче, возьми нас в свои угодники.

 

Ныне же воистину пусть веселится старейшинствующий в князьях, так как блажен тот, кто воистину обладает скипетром с помощью твоих молитв, которые всегда имеет с собою. Радуется старейшинствующий в святителях, так как блажен тот, кто прикасается к твоей святости и людей верных освящает. И пусть ликуют граждане старейшинствующего среди городов города нашего, ибо блаженны они твоим заступлением и уподоблены твоим воинам. Пусть празднует светло блаженный твой клир, являясь старейшим клиром по твоему ходатайству и по-родственному тебе служа. Пусть торжествуют те, кто достойно чтит твою память с верою и любовью, ибо те, кто подает милостыню нищим, сами будут помилованы.

 

Трижды блаженным воистину ты явился, Климент, пострадавший за Троицу и так и других научивший поступать. Потому и наречен ты Господом великим ради нас, недостойных, которым ты явился, возлюбив свое блаженство, богато одарив, отче честный, подобно своему Владыке Христу принимая с любовью (как от убогой вдовы с похвалою две медные монеты) несмысленной и грешной душой с верою принесенное, собранное для ребенка, нищетою тебе великую хвалу воздавая.

 

Ты же свыше посещай нас милостию, так как ты уже достиг обещанных благ, которые приготовил Бог всем любящим его.

 

Воистину ты блажен есть! Потому и сохрани все нас, тебя любящих, ведь и отцы чадолюбивы и они не гнушаются младенцев разумных и лепечущих языком, но еще более их любят и дружат с ними. Потому и, враг развратных народов, ныне принуждаем и благородным богопочитателем из многого малое написать, хотя бы и не по порядку, так как груб я, но надеюсь на твои честные мольбы, архиерей честный Христов, и позволь нам всегда вместе со всеми благоугодниками тамошних щедрот, не насыщаясь, вечно насыщается. Мы же ныне единодушно, слыша глас твоего научения, славу и благодарность воссылаем даровавшему тебе разум, к Богу взывание, и веры соблюдение, и служения совершение, и от бед избавление. Пусть отныне будет благословенно имя самого Владыки, единого и преблагого Бога нашего, в Отце и в Святом Духе славимого, ныне и присно во все бесконечные и непреходимые века невечернего дня, в веки веков. Аминь.

 

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру