Михаил Александрович Бакунин

Известный в будущем деятель международного революционного движения, один из основоположников революционного анархизма Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) родился в с. Премухино Тверской губернии в родовитой и просвещенной дворянской семье. Его отцом был Александр Михайлович Бакунин, Новоторжковский уездный и Тверской губернатор. Михаил получил неплохое домашнее образование и в 15 лет поступил в Петербургское артиллерийское училище. Окончив его, Михаил вскоре вышел в отставку в чине прапорщика. Последующие годы Бакунин большей частью проводит в Москве, где занимается философским самообразованием. Под влиянием кружка Н.В. Станкевича он впервые серьезно знакомится с немецкой классической философией и становится знатоком систем Фихте и Гегеля. Его авторитет в этой области в кружках философствующей молодежи второй половины 30-х гг. XIX века признавался практически всеми.

В 1840 году Бакунин выехал в Германию для изучения философии в Берлинском университете. Там он увлекся политикой и вскоре примкнул к социалистическому движению. М.А. Бакунин принял активное участие в европейских революциях 1848 — 1849 гг. Он сражался на баррикадах в Париже, Праге, Дрездене. Его дважды приговаривали к смертной казни: сначала саксонский суд, а затем — австрийский. В 1851 году Бакунин был передан русским властям, и заточен в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, где провел 6 лет. В 1857 году его отправили на вечное поселение в Сибирь, но через некоторое время М.А. Бакунин бежал из ссылки и, побывав в Японии и Америке, вновь появился в Европе.

Здесь он развил кипучую деятельность: участвовал в польском восстании 1863 — 1864 гг., пытался организовать в Италии тайный союз социалистов-революционеров, участвовал в восстании во французском г. Лионе. В 1864 году он вступил в I-й Интернационал, но вскоре из-за идейных разногласий с К. Марксом создал собственную организацию "Международный альянс социалистической демократии", что привело к расколу Интернационала. Точно определив наиболее уязвимые точки марксистской теории, Бакунин направляет на ее критику всю страсть своего темперамента. И в 60 — 70-е гг. XIX века он имел довольно много сторонников в европейском и русском социалистическом движении. В настоящее время анархическое движение также продолжает существовать в некоторых государствах Европы и Америки.

В конце 60 — начале 70-х гг. М.А. Бакунин много внимание уделяет русскому революционному движению. Он участвует в издании газеты "Народное дело", пишет революционные брошюры и листовки, сотрудничает с С.Г. Нечаевым. Одновременно он руководит деятельностью "Международного альянса социалистической демократии" и всячески старается способствовать началу социалистической революции в Европе. Несмотря на большую активность М.А. Бакунина, его политическая деятельность в 70-е гг. терпит полный крах. В последние годы жизни он полностью удаляется от дел, пишет мемуары и философские трактаты. Умер М.А. Бакунин 29 июня 1876 году в результате тяжелой, мучительной болезни в клинике швейцарского г. Берна.

В своем философском развитии М.А. Бакунин прошел несколько стадий. Вообще, по своей натуре он был увлекающимся человеком, можно сказать "вечным романтиком". Та или иная идея, которая казалась ему верной, полностью захватывала его сознание, и он со всей страстью стремился воплотить в жизнь свое очередное идейное увлечение. Ведь именно в этом — в воплощении в жизнь пропагандируемых им идеалов, Бакунин видел смысл собственной жизни и деятельности. Впрочем, и сам Бакунин осознавал свою романтическую экзальтацию, написав позднее: "В моей природе была всегда любовь к фантастическому, к необыкновенным, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим горизонт безграничный". При этом, как отметил еще В.В. Зеньковский, бакунинский романтизм был "всю жизнь окрашен религиозно", хотя в его религиозности не было ни грамма церковности. И эта "внецерковная религиозность" стала одной из самых важных особенностей философских воззрений М.А. Бакунина.

В молодости, в 30-е гг. XIX века, М.А. Бакунин последовательно увлекся сначала фихтеанством, а затем гегельянством. Как фихтеанец, Бакунин сохранял еще определенную христианскую религиозность, утверждая: "Я чувствую в себе Бога, я ощущаю рай в душе". Но философия действия Фихте уже оказала существенное влияние на бакунинское мировоззрение и постепенно он стал переносить божественные черты на человека. В 1836 году он писал: "Человечество есть Бог, вложенный в материю… Назначение человека — перенести небо, перенести Бога, Которого он в себе заключает, на Землю… поднять землю до неба". Но вскоре главное место в уме и сердце русского мыслителя занимает философия Гегеля. В "абсолютном идеализме" немецкого философа Бакунин увидел своего рода "новую религию" и идея философского Бога-Абсолюта полностью завладела им: "Мое личное "я"… обрело Абсолют… моя жизнь в известном смысле отождествилась с абсолютной жизнью". Значительное влияние на Бакунина оказала и гегелевская диалектика, ибо в ней Бакунин увидел силу, способную освободить человеческий разум от многих заблуждений и предрассудков, превратить человека в истинно свободное существо. Ведь, повторимся, целью Бакунина была не сама философия, а практическая реализация философских принципов в жизни, преобразование жизни на основе философских истин.

Оказавшись в 40-е гг. XIX века в Германии, М.А. Бакунин пришел к выводу, что единственной возможностью реализовать его устремления является революционная деятельность. Теперь он говорит о бессилии теоретической философии, но начинает пропагандировать философию действия, причем, революционного действия. Но, как и ранее, даже в революционной деятельности он пока еще ищет Бога: "Я совершенно отказался от постижения Его с помощью науки и теории… Я ищу Бога в людях, в их свободе, а теперь я ищу Бога в революции".

Одним из главнейших философских принципов, которые Бакунин почерпнул из гегельянства и внес в свою практическую деятельность, стал принцип диалектического отрицания. По его убеждению, в отрицании старого ярко проявляется другой процесс — сотворение нового. Именно поэтому идею отрицания русский мыслитель переосмыслил в революционном духе и стал утверждать необходимость и благость творческого разрушения: "Радость разрушения есть в то же время творческая радость". В результате, идея "творческого разрушения" стала одной из руководящих во всем мировоззрении М.А. Бакунина, а вся его философия стала строиться, исходя из принципа отрицания.

В 50-70-е годы XIX века долгие идейные и философские поиски М.А. Бакунина на путях "творческого разрушения" вполне логично привели его от гегелевского "абсолютного идеализма" к "абсолютному" материализму и атеизму. Бакунин становится убежденным материалистом, утверждает, что мир един в своей материальности, Вселенная — это история без границ, без начала и без конца, а миром правит "всемирная причинность,.. вечно творящая и творимая", выраженная в цедом ряде "естественных" законов.

Подобные убеждения непосредственно связаны и с атеистическими воззрениями. Теперь Бакунин полностью отрицает Бога, все религии и все церковные организации: "Если Бог существует, — пишет он, — то у человека нет свободы, он — раб; но если человек может и должен быть свободен, то значит Бога нет". Таким образом, именно М.А. Бакунин стал первым последовательным русским атеистом, причем, с присущей ему страстью, воинствующим атеистом.

Материализм и атеизм необходимо приводили Бакунина и к новому пониманию сущности человека. По его мнению, человек — это продукт исторического развития, т.е. физиологического и социального развития общества, не имеющий в своей личности ничего "божественного" и "сверхъестественного". Главной силой человека является его разум, а основным и единственным средством познания и преобразования мира, по убеждению Бакунина, является наука, сила, которая делает человека свободным и превращает его в истинного творца собственной жизни: "Един мир, и едино средство для познания назначения законов или порядков его для добывания Истины — Наука". Именно наука должна помочь разрушить все старое и построить будущее человечество. Более того, в бакунинском мировоззрении можно увидеть почти религиозное преклонение перед наукой, ведь наука должна заменить собой всякую религию в народном сознании: "Мы хотим разрушения всякой народной религии и ее заменения народным знанием. Да, мы хотим для народа разумного, строго научного знания". В результате, человек приравнивается Богу, ибо способен самостоятельно, осознанно и даже лучше Бога изменять и творить мир. Следовательно, в этих взглядах можно проследить настоящую мифологизацию человека, общества и науки.

Своего рода венцом бакунинского мировоззрения 60-70-х гг. стала социальная философия. Он считал, что обществом правят определенные законы, являющиеся продолжением "естественных" законов, основные из которых — закон социальной солидарности и закон свободы. Составным элементом свободы Бакунин считал бунт, который человек, как социальное существо, должен поднять против "старых" общественных устоев — прежде всего, против церкви и государства. В таком понимании творцом человеческой истории становится народ, а средством активного социального действия — народная "социальная" революция.

Цель революции — воплощение идеалов будущего общества. Вообще, Бакунин при всем своем материализме, оставался непреодолимым романтиком. И в социальной философии он полностью отрицал историческое настоящее во имя неких романтических социальных идеалов: "Ежедневность есть самый страшный призрак, оковывающий нас ничтожными, но сильными, невидимыми цепями". Иначе говоря, в бакунинском понимании "сегодняшний день", "ежедневность" достойны только уничтожения, а истинная жизнь, истинное счастье человека целиком находятся в будущем, причем, в идеальном будущем.

Именно поэтому Бакунин призывал к уничтожению любого государства, любой формы государства. По его мнению, государство — это неизбежное зло исторического развития человеческого общества, ибо государство становится средством подавления человеческой свободы. Но государство и общество — две разные структуры: государство — это лишь временная, исторически преходящая форма существования общества, а идеалом общественного бытия является безгосударственное общественное устройство. Точно также Бакунин резко отрицал капитализм, который, по его убеждению, стало пиком экономического порабощения человека, разрушающего человеческую личность. Убежденный сторонник социализма, Бакунин видел в социалистической организации производства будущее человечества.

На основе отрицания государства и капитализма сформировался собственный социальный идеал М.А. Бакунина — общество анархии. Анархия (от греч. "безвластие") — это свободная социалистическая ассоциация свободных индивидов, торжество свободы и социализма. Будущее общество Бакунин представлял себе как анархическое и социалистическое, основанное на принципах свободы, равенства, справедливости, свободное от эксплуатации. При этом русский мыслитель был убежден, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — рабство. Отвергая не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее "сверху вниз", он предлагал взамен государства федеративную свободную организацию "снизу вверх" — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа. Кстати, именно поэтому он столь жестко спорил с К. Марксом, который, наоборот, был уверен в необходимости сохранения государства при социализме.

Особое место в размышлениях Бакунина отводилось России, которую он считал неотделимой частью единого славянского мира. Социальной и экономической основой бытия славянских народов является крестьянская община, которая противостоит натиску западных принципов индивидуализма, государственности и капитализма. На основе общины, по мнению Бакунина, славяне могут сразу же создать "новое" анархическое и социалистическое общество. Поэтому главной задачей является объединение славян в их борьбе с капиталистическим Западом.

Бакунин был убежден, что именно в России начнется и затем разольется по всему миру "социальная революция". Искрой, которая станет началом мирового революционного пожара, должен и может стать "разбойный элемент" — символ бунтарства русского народа. Бакунин вообще уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, разбудить который была призвана интеллигенция — "умственный пролетариат". Русский крестьянский бунт перекинется на все остальные славянские народы, и они сметут западный капиталистический мир.

Необходимо отметить, что революционные взгляды М.А. Бакунина, которые принято называть "бакунизмом", нашли множество сторонников в Европе (Испании, Италии, Франции и, отчасти, в Швейцарии) и, особенно, русском народническом движении 60 — 70 гг. XIX века. Впрочем, когда русские бакунисты стали агитировать крестьян за немедленный бунт, оказалось, что положения теоретического анархизма плохо сопрягаются с реальной жизнью. Сильная в своей критической части, теория Бакунина была абсолютно нереализуема на практике. Поэтому к концу 1870-х годов среди русских народников бакунистов почти не осталось.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру