Святитель Геннадий Новгородский

Святитель Геннадий Новгородский (ум. 1505 г.) — архимандрит Чудова монастыря, архиепископ Новгородский в 1484–1504 гг., православный святой. На новгородскую кафедру был поставлен как представитель московского правительства и великого князя Ивана III Васильевича. В 1487 г. провел розыск еретиков и обнаружил так называемую ересь "жидовствующих" (новгородско-московскую ересь). Боролся с еретиками, требовал для них смертной казни сожжением, добился проведения в 1490 г. церковного собора по этому вопросу. Проводил широкие конфискации имущества слишком богатых монастырей.

 

Геннадий Новгородский сыграл выдающуюся роль в истории отечественной литературы и религиозно-философской мысли. Собрав многих русских и иностранных переводчиков, он стал инициатором создания немалого числа различного рода религиозно-философских сочинений. Под его руководством в 1499 г. была создана так называемая Геннадиевская Библия — первый на Руси полный свод библейских книг. Геннадий является одним из авторов новых пасхалий, расписанных после 1492 г. — ежегодных православных празднований Пасхи. Автор нескольких посланий против еретиков.

 

Свидетельством осмысления русскими книжниками возможного в 1492 году конца света, прорицаемого некоторыми христианскими богословами, стало "Послание" Геннадия Новгородского Иоасафу Ростовскому. "Послание" написано в 1489 году, сохранилось в единственном списке (ОР РГБ, ф. 304 (Троицкое собрание), № 730, лл. 246 — 253 об.) и опубликовано в ряду других посланий Геннадия Н.А. Казаковой и Я.С. Лурье.

 

В этом Послании Геннадий излагает не только обвинения против еретиков, но и некоторые важные положения самих еретических учений. А одним из главных положений оказывается сомнение еретиков в том, что в 1492 году, по окончании седьмого тысячелетия от сотворения мира, наступит конец света.

 

Впрочем, проблемой конца седьмой тысячи лет архиепископ Геннадий интересовался и ранее. В послании Димитрия Траханиота новгородскому владыке, датируемым сентябрем 1488 г. — мартом 1489 г., воспроизводится вопрос Геннадия: "Како седми тысущь лета приходят, а знамения съвръшения не явись никоторое?" Следовательно, новгородский архиепископ уже тогда задумался над проблемой приближения конца времен и не мог понять, почему Господь не предупреждает человечество Своими знамениями.

 

По сути дела, рассуждение о возможном конце света является главной темой и всего "Послания Иоасафу". Архиепископ Геннадий пытается понять основания "сомнений" еретиков и, в то же время, дать собственный ответ на вопрос о ближайших судьбах мира и человечества.

 

Ответы Геннадий ищет в Библии, в святоотеческой и другой христианской литературе. Он не может воспринимать пророчество о конце света просто на веру, а пытается серьезно разобраться в этом вопросе. Поэтому он просит своего адресата, бывшего ростовского епископа Иоасафа, прислать ему книги. Из Библии его интересуют книги Бытия, Царств, книги Пророков, Притчи Соломона, книга Иисуса Сираха. Кроме того, он разыскивает труды Афанасия Александрийского против ариан и сочинение болгарского писателя X века Козьмы против ереси богомилов, послание патриарха Фотия (IX в.) и житие римского папы Сильвестра I (IV в.), сочинения Дионисия Ареопагита.

 

Внимательно изучает он и еретические сочинения, в частности, "Шестокрыл" — еврейское астрологическое сочинение, состоящее из таблиц для определения лунных фаз и затмений. Именно в "Шестокрыле" Геннадий находит объяснения "сомнений" еретиков — их сомнения основываются на иудейском летоисчислении. Дело в том, в византийском и древнерусском календарях дата сотворения мира определялась как 5500 г. или 5508 г. до Рождества Христова. А в иудейском лунном календаре — как 3761 г. до Рождества Христова и, следовательно, до конца света было еще почти два тысячелетия.

 

И глубокое изучение вопроса поселяет сомнение в душе самого архиепископа Геннадия: "А Еуангелие кончины не явлено, когда будеть". Более того, ему представляется, что чисто математическое решение этой важнейшей эсхатологической проблемы неверно в принципе. Ведь Промысел Божий неподвластен человеческому разуму, и рассчитать с уверенностью Божии деяния никто не в силах. Именно поэтому несколько раз повторяет Геннадий слова Григория Богослова о том, что конца мира нужно ждать во всякий час: "А по Богуслову, и намъ на всякъ часъ ждати сканчаниа".

 

Архиепископ Геннадий понимает, — если конец света не состоится, то это будет сильный удар по всему христианскому богословию и придется выдержать великое борение, ибо, если окончатся годы пасхалии, а Бог еще продлит жизнь мира, то это прибавит дерзости еретикам: "Ино надобе о том подвигъ великъ дръжати, егда скончаются лета, а животом еще прибавитъ Богъ миръ. Ино то еретикомъ, жидовьскаа мудрьствующимь, будеть дрезость, а христианству будеть спона велика". Кстати, он оказался прав. В 90-е годы XV века сторонники "жидовствующих" оказались очень сильны, особенно при дворе великого князя. Пострадал и сам Геннадий, — обвиненный во взяточничестве, он был сведен в 1504 г. с поста новгородского архиепископа и заточен в келье Чудова монастыря в Москве.

 

Святитель Геннадий Новгородский канонизирован Русской Православной Церковью. День памяти: 4 (17) декабря.

 

Впрочем, и русская религиозно-философская мысль оказалась подготовлена к такому повороту. Как считают современные исследователи А.А. Беляков и Е.В. Белякова, "именно в полемике с "глаголющими, что ради несть Христова пришествия, а уже время ему быти" и была выработана новая эсхатологическая концепция". Эта концепция прослеживается по ряду текстов, написанных на рубеже XV–XVI вв., как раз в последние годы седьмой и первые годы восьмой тысячи лет, к которой относят и сочинения архиепископа Геннадия. Кроме того, исследователи относят к этим текстам сочинения Димитрия Траханиота, митрополита Зосимы и Иосифа Волоцкого. Причем именно Иосиф Волоцкий дает наиболее четкое и стройное изложение этой концепции в "Сказаниях о скончании седьмой тысячи" (1492—1495 гг.), позднее вошедших в состав его "Просветителя" в качестве 8, 9 и 10 слов "На новгородских еретиков".

 

В соответствие с этой концепцией, русские книжники разорвали традиционную для восточного христианства связь между концом Византийской империи ("Нового Рима") и возможным воцарением антихриста или же концом света. Например, на Руси совершенно по-своему воспринимали традиционные эсхатологические тексты. Так, в рукописной традиции были широко известны слова Ефрема Сирина: "Писания все сконча, и реченаа знамениа вся съвръши, и несть ино ничтоже прочее токмо суперника нашего, еже есть антихристова слава. На конец бо римьскаго цесарьства, подобает ся всему съвръшити". Уже архиепископ Геннадий, задавая свой вопрос о не свершенных знамениях, заочно полемизирует с этим миропониманием. А Иосиф Волоцкий продолжает эту полемику — цитируя приведенные место 50-го слова Ефрема Сирина, он обрывает цитату и опускает слова "на конец бо римьскаго цесарьства, подобает ся всему съвръшити".

 

В итоге А.А. Беляков и Е.В. Белякова приходят к выводу, что суть новой эсхатологической концепции состояла в том, что русские книжники относили "Второе Пришествие и конец миру в неопределенное будущее… Новая концепция, не отрицая прямо наличия власти антихриста перед Вторым пришествием Христа, времени ему в истории не отводит".

 

Приведенное мнение современных исследователей представляется крайне интересным. Следовательно, продолжая традицию предшествующих русских мыслителей, стремящихся понять место России во всемирной истории в контексте Божиего Промысла, русские книжники уже на рубеже XV—XVI вв. по-своему и совершенно оригинально переосмыслили важнейшие эсхатологические христианские учения, столь распространенные на Востоке. И вновь, как и ранее, это переосмысление открывало перед русским народом и Русским государством бескрайние перспективы. Если гибель "Нового Рима" не связывается с концом мира или воцарением антихриста, то значит, что Русь может принять на себя исполнение миссии вселенского православия, которую к этому времени Византия уже утеряла.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру