Александр Скарлатович Стурдза

Александр Скарлатович Стурдза (18.11.1791. — 13.06.1854) — представитель первого поколения русских консерваторов, дипломат, религиозный философ и публицист.

Стурдза принадлежал к известному молдавскому роду. После его рождения, семья эмигрировала в Россию. Высшее образование Стурдза получил в германских университетах. На формирование его мировоззрения оказали влияние греческие православные богословы.

В 1809 г. Стурдза поступает на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел и был назначен чиновником особых поручений. В 1812 г. работает Стурдза переводчиком, поскольку знал несколько языков. Исполнял обязанности секретаря министерства иностранных дел и переводчика в канцелярии Дунайской армии. В 1813 г. — дипломатический фактотум русского императора в Швейцарии. В 1815 г. — статс-секретарь по иностранным делам. Редактор Акта о Священном Союзе (1815 г.) В январе 1816 г. по поручению Александра I составил текст указа об изгнании иезуитов из России. Тогда же был назначен членом Ученого комитета министерства народного просвещения, а в 1818 г. становится одной из ключевых фигур в Главном правлении училищ, где активно выступил в пользу распространения религиозного образования. "Наставление для руководства Ученого Комитета, учрежденного при Главном Правлении училищ", составленное Стурдзой 5 августа 1818 г., стало документом, который идеологически направлял всю работу в сфере просвещения. В нем главная цель определялась как достижение "согласия между верою, ведением и властию". "Наставление" предполагало существенные ограничения в преподавании философии и естественного права. Одновременно Стурдза разработал проект цензурного устава.

В 1818 г. Стурдза принял участие в Аахенском конгрессе Священного Союза. По поручению Александра I составил "Записку о нынешнем положении Германии", в которой подверг критике университетскую автономию. Для него немецкие университеты являлись рассадниками революционного духа и атеизма. Стурдза предлагал отменить автономию университетов, ликвидировать все академические привилегии, ограничить свободу печати и т.д.

Записка Стурдзы спровоцировала террористические акты против ряда немецких правительственных чиновников. В 1819 г. он покинул Германию. В 1821 г. Стурдза подал прошение о бессрочном отпуске в связи с плохим состоянием здоровья, после чего надолго поселился в Одессе. В апреле 1828 г. Стурдза был послан в Бухарест для заведывания походной канцелярией министра иностранных дел и проведения административных преобразований в Дунайских княжествах. В 1829 г. Стурдза вышел в отставку и окончательно поселился в Одессе, посвятив себя литературной, общественной и благотворительной деятельности. С конца 30-х гг. Стурдза пишет по преимуществу на религиозно-философские и церковные темы, ведет пропаганду православия, полемизирует с представителями других христианских конфессий, а также создает портреты-биографии своих современников: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.Н. Голицына и др. 13 июня 1854 г. Александр Скарлатович Стурдза скончался в Манзыре.

Как мыслитель Стурдза усматривал в религии и национальном характере главные опоры общества. При этом Стурдза отдавал предпочтение православию, знатоком и апологетом которого он был. Стурдза утверждал, что православие может сочетаться с экуменической идеей Священного Союза, однако он стремился к тому, чтобы идеология "Священного Союза" учитывала национальные русские особенности, в частности, специфику православной религии.

Идеалом для Стурдзы выступала самодержавная монархия в союзе с церковью, со строгой сословной иерархией, цензурой, охраняющей начала религии и нравственности. Взгляды Стурдзы до известной степени предвосхищали славянофильство. В.А. Жуковский называл Стурдзу "нашим Платоном христианским" (РА. 1900. Кн. 3. С. 53).

ИСТОЧНИКИ:
Oeuvres posthumes religieuses, historiques, philosophiques et Litteraires, Paris, 1858–1861.

Воспоминания о Карамзине // Москвитянин. 1846. №№ 9–10.

Дань памяти Жуковского и Гоголя // Москвитянин. 1852. Кн. 2. № 20.

Записка о нынешнем положении Германии. Ноябрь 1818 г. // Россия. Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М.; Венеция, 1999.

Мысли о любви к отечеству. СПб., 1818.

Нечто о философии христианской. М., 1844.

О судьбе русской православной церкви в царствование императора Александра I // Русская Старина. 1876. Т. 15. № 2.

Опыт об основных законах природы человека и общества. М., 1811–1812.

ЛИТЕРАТУРА:
Анфим, иеромонах. Александр Стурдза // Странник. 1864. Апрель. СПб., 1864.

Лямина Е. Новая Европа: мнения "деятельного очевидца". А.С. Стурдза в политическом процессе 1810-х годов // Россия. Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М.; Венеция, 1999.

Мартин А.М. А.С. Стурдза и "Священный союз" (1815–1823) // Вопросы истории. 1994. № 11.

Стурдза А.С. // Русский Биографический Словарь. Том "Смеловский–Суворина". СПб., 1909.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру