Александр Покрышкин. Глава 15. Нет уз святее товарищества

Из книги "Покрышкин"

Из писем И.И.Бабака Ю.Н. Косминкову:

"Я радовался самому простому успеху своего первого ведомого — Валентина Караваева… Но тогда я тщательно скрывал эти чувства… К нему относился всегда скупо и сухо. Когда мне передали: "Тебя вызывают в штаб армии", в голове сверкнула мысль: "А как же мой ведомый? Как мой Валя?" Заявил ультиматум тогдашнему командиру: "Я уеду из полка только в том случае, если пообещаете, что в мое отсутствие не пошлете на задание моего ведомого Караваева…" Обещал. Побыл я в штабе… Вернувшись, подходя к КП из репродуктора услышал слова летчиков, ведущих воздушный бой… На душе все похолодело, хотя еще ничего не знал (предчувствия) и вдруг: "Караваев, Караваев, Валька, где ты?!" С той минуты я уже собой не владел: плакал (да именно ревел как ребенок), возмущался, ругался… В общем, напоили меня спиртом, три дня я не летал… И появилось ваше пополнение. Я летал с Петей Гучеком. Все казалось у него не так, как у Караваева. Но когда остались в беде, брошенные в битве с "мессерами", услышал его плачущий голос и … все в душе перевернулось: стал он мне близким, дорогим, любимым. Теперь уже навсегда. Рассказал я Григорию Устиновичу Дольникову об этом, а он меня "пригвоздил": "Видишь, какие у тебя добропорядочные чувства, а Валя Караваев все думал, что его не любишь, что он тебе — чужой…" Эти слова Григория Устиновича я запомнил, с Петром Гучеком были позже, как родные. Это же доброе, человеческое, душевное я перенес на отношения с Григорием Патрушевым. Да, могу открыто и честно сказать, что за всю вместе проведенную боевую работу никогда не повысил на него голос, никогда не отругал, впрочем, его ругать или упрекать в бою было не за что, он все делал так, как надо. Он, казалось, читал мои мысли: только подумал о маневре, а он уже сам его выполняет.

Почему, Юра, я так много пишу о этом? Да потому, что этот стиль доброты, душевности, настоящей человечности пошел от Дольникова. Все это с избытком имелось в Григории Устиновиче. Как жаль, что он немного поздновато пришел в нашу боевую семью. А еще жальче, что рано ушел из нее…

Я не религиозен и, тем более, не суеверен. А еще — не страшусь смерти, ее не миновать! А друг мой, Григорий Устинович, снится мне очень часто: будто водит меня за руки в зарослях волшебного сада…"

Друг И.И. Бабака Григорий Устинович Дольников ушел из жизни в марте 1996-го, на 73 году жизни. Он и в последние годы жизни был необычайно представителен — статная богатырская фигура, орлиный нос, седая шкиперская бородка, большие выразительные глаза, в которых светились ум и воля. А как красив он был тогда, в 1943 году, когда начал воевать. Имея, кроме летного таланта, лишь чуть более 50-ти часов налета, из них на "аэрокобре" — 3,5 часа!.. 30 сентября 1943-го, на 56-м боевом вылете, уже имея на счету три сбитых самолета, младший лейтенант Дольников таранил "мессершмитт", защищая своего командира — Героя Советского Союза Николая Лавицкого. Потом — плен, из которого удалось вырваться с третьей попытки, партизанский отряд. Мало кто знает о том, что эпизод из шолоховского рассказа "Судьба человека", где пленный пьет, не закусывая, водку перед гестаповцами, списан с Дольникова, который однажды после войны рассказал об этом в компании, где оказался и литературный секретарь писателя. В своей книге "Летит стальная эскадрилья" Дольников описывает то застолье. "Русские после первой не закусывают" — это его легендарные слова. А после третьего стакана: "Мы и перед смертью не закусываем…" Далее Григорий Устинович пишет: "Много было нас, Соколовых, испытавших горечь и позор плена… Что же касается сомнений в прадивости эпизода с Соколовым, то могу подтвердить — ни Соколов, ни я в ту минуту не опьянели: мы пили под дулом автомата".

Вернулся в полк Дольников в апреле 1944 года. И.М. Дзусов, а затем сменивший его А.И. Покрышкин притормозили особистов: "Проверяйте на месте. На его коже и костях много сказано. Да не волыньте".

Боевые друзья любили добродушного, с мощным темпераментом Григория (прозвище его было с белорусским акцентом — Горачий). Дольников пишет: "Один из них стал для меня другом на всю жизнь — человек рыцарского, героического самозабвенного отношения к своему долгу перед Родиной — Иван Ильич Бабак… Боевые качества Бабака не ограничивались смелостью и умением наверняка разить врага: он быстрее других сформировался и как организатор боев и как отличный воспитатель — ведь по профессии Иван был учителем".

От Бабака перешел к Дольникову самолет, средства на который были собраны школьниками Мариуполя для лучшего летчика фронта. На этом истребителе было сбито двадцать немецких самолетов. После того, как друг не вернулся, Дольников пишет на фюзеляже — "За Ваню Бабака". А после возвращения Ивана они, не удержав чувств, обнявшись, зарыдали у этой машины…

В конце 1945-го до Дольникова все же добрались соответствующие органы. Проверка, в отсутствие Покрышкина, ушедшего на учебу в Академию им. Фрунзе, была суровой: "Нигде об этом не писал, но били свои не хуже немцев", — рассказывал Г.У. Дольников. Но в армии его все же оставили, служил он на Дальнем Востоке. После 1953 года Дольников делает самую высокую из всех покрышкинцев карьеру, на закате которой становится генерал-полковником, заместителем главкома ВВС. "О послевоенной службе я не писал, а была она, пожалуй, не менее интересной". Дольников участвовал в боевых действиях на Ближнем Востоке (командовал полком, сбивал израильские "фантомы"), в Эфиопии.

До последних дней своей жизни Григорий Устинович боролся за справедливость как мог. И.И. Бабак пишет: "Он прожил красивую жизнь. Украсил и конец ее — все старался сделать доброе друзьям". На скромном памятнике на кладбище в Монино — православный крест…

Из писем И.И. Бабака Ю.Н. Косминкову:

"Особо порадовал ты меня тем, что был вместе с другими, на могиле нашего Александра Ивановича… Вскоре закончится наш ветеранский век, но Покрышкина будет помнить и изучать не одно поколение!

…О строительстве нового здания музея в Новосибирске я давно знаю. Пробовал поднять этот вопрос с авиаторами и общественностью Полтавы… Но настал период разногласий между Украиной и Россией… Наши руководители области посоветовали мне этим вопросом не заниматься. Мои доказательства, что А.И. Покрышкин — не враг, а друг Украины, что он Украину освобождал, не убедили. К тому же экономические дела авиаторов резко ухудшились. В общем, мне сказали — о перечислении денег на музей Покрышкина в Новосибирск не может быть и речи!

…Это самое тяжелое для бывших солдат в "грозном небе". Они находятся у финиша своей жизни, и его ускоряет наша прескверная действительность…"

К своему комдиву у всех покрышкинцев отношение святое. И.И. Бабак в письме к М.К. Покрышкиной описывает случайную встречу на улице Полтавы: "Три человека подошли и спрашивают: "Вы не Иван Ильич? Двое из них — ветераны, а третий — еще совсем молодой, до 30 лет. Он, удостоверившись, что я действительно Бабак, спрашивает: "Скажите, пожалуйста, ваш командир Покрышкин, как мне кажется после прочтения его книг, какой-то особенный, талантливый и добрый человек?! Так это или нет? Я ответил, что так…".

Г.У. Дольников в книге "Покрышкин в воздухе и на земле" писал: "Выделялся Покрышкин еще в начале своего боевого пути. Уже тем, что по вечерам, в нелетную погоду, всегда находил себе занятия, не свойственные, прямо скажем, большинству пилотов. Молодость есть молодость… Он же все время что-то писал, чертил, ходил, полностью погруженный в свои размышления. Все, кто знал его, уже тогда были готовы к тому, что он станет родоначальником новых идей в авиации. Раздаются порой голоса, что о новшествах в тактике еще раньше кто-то что-то говорил и предлагал. Смелее об этом стали говорить после ухода Александра Ивановича из жизни. Но мы, участники тех боев, знаем, что это не так… Более того, только уже опробовав новые приемы в боевых действиях, наши истребители познавали их преимущества… Второй наш трижды Герой, Иван Никитович Кожедуб, никогда, надо отдать ему должное, не претендовал на авторство в тактике, он всегда говорил о себе только как о бойце, и, как он скромно оценивал себя, неплохом бойце.

Сейчас, думаю, можно написать и о том, что Покрышкин щедро делился личными победами со своими подчиненными. Была на фронте такая форма поддержки молодых летчиков… Личный счет Покрышкина с учетом незасчитанных сбитых, думаю, не менее 100. А ведь в 1944-1945 годах, когда мы господствовали в воздухе, ему, командиру дивизии, летать запрещали".

В 1998 году в Новосибирске вышла в свет книга "А.И. Покрышкин. Бой требует мысли". Исследователь О.В. Левченко, изучив все доступные источники, делает вывод: за годы войны первый трижды Герой Советского Союза сбил 94 самолета, 19 подбил и 3 уничтожил на земле!

Ученик А.И. Покрышкина генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев пишет: "Официально за ним числится 59 сбитых самолетов противника, но если внимательно посмотреть и сопоставить все воздушные бои и победы, описанные в воспоминаниях Александра Ивановича и его фронтовых друзей, то их значительно больше, более 85 самолетов врага было уничтожено им. Он не гнался за официальным подтверждением успеха в бою, неизменно подчеркивал: главное — выполнить боевую задачу, нанести урон врагу. Этому может быть и другая причина — скромность великого летчика".

После 1991 года в России опубликовано целое собрание книг об асах люфтваффе. В двух вариантах переведена биография самого результативного летчика-истребителя Германии — "Эрих Хартман — белокурый рыцарь рейха", написанная американскими авторами Р. Толивером и Т. Констеблем. Большой материал собрал американец М. Спик в книге "Асы люфтваффе" (Смоленск, 1999). Напечатаны несколько жизнеописаний командующего люфтваффе Г. Геринга, воспоминания ("Пилот пикировщика") самого знаменитого летчика "третьего рейха" Ханса-Ульриха Руделя, единственного кавалера Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Огромную работу проделал российский автор М. Зефиров, издавший несколько богато иллюстрированных томов о немецких асах — истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках, а также о летчиках из стран, союзных Германии. Роскошно напечатана в Минске книга немецкого генерала В. Швабедиссена "Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации 1941-1945 гг.".

Всей этой обильной литературе в эпоху "информационно-психологической" войны с нашей стороны противостоит едва ли не единственный автор — сын фронтовика Николай Георгиевич Бодрихин, который написал книги ярких очерков "Сталинские соколы" и "Советские асы" о тех, кто победил в той войне. Также Н.Г. Бодрихин подвижнически издал воспоминания Героев Советского Союза летчиков-асов Ф.Ф. Архипенко, Г.А. Баевского и Е.Г. Пепеляева.

Наверно, только у нас возможно такое любование побежденным врагом и умаление подвигов своих героев. В книге о Э. Хартмане все-таки отдана дань уважения пилотам советских гвардейских полков: "Русские заслужили уважение немцев… Это были настоящие летчики-истребители, агрессивные, тактически умелые, бесстрашные. Они летали на лучших самолетах, которыми располагали русские". Но, увы, у нас в стране не написаны и не изданы интереснейшие и вдохновляющие истории-летописи даже этих гвардейских полков…

Попробуем подвести некоторые итоги того, что открылось российскому читателю о силе противника А.И. Покрышкина и других наших истребителей.

Мы отдаем должное люфтваффе, чьи летчики прошли с 1939 по 1945 год несколько войн, воевали и на востоке, и на западе, и на юге. Ряд сильных сторон люфтваффе обеспечивал им превосходство во многих боях и сражених первых лет Второй мировой войны.

Прежде всего, о чем уже не раз говорилось в этой книге, значительно лучше у немцев была организована система подготовки летчиков. Если наши асы имели в начале войны налет 200-400 часов, то немецкие 600-800. Даже в 1941-1942 годах немцы не сокращали время подготовки истребителей в летных школах. Э. Хартман прошел двухлетний полноценный курс обучения в 1940-1942 годах. В январе 1944-го, находясь в отпуске в Германии, он стал свидетелем того, как десять пилотов ПВО Германии разбились, взлетев в плохую погоду на перехват американских бомбардировщиков. Пораженный Хартман пишет письмо Герингу: "…Некоторые из молодых пилотов… имели менее 80 часов налета… Посылать этих юнцов умирать в плохую погоду граничит с преступлением". Х.-У. Рудель, мастер скоростных штурмовок советских танков, также в 1944 году отмечает заметное ухудшение из-за нехватки бензина подготовки в училищах новых экипажей Ю-87: "Я твердо уверен, что если бы мне выделили эти крохи, то и я летал бы ничуть не лучше этих зеленых новичков".

Наш летчик-штурмовик дважды Герой Советского Союза Г.Ф. Сивков отмечал еще одну особенность подготовки пилотов люфтваффе: "Главное… в том, что сколько бы ты не летал в мирных условиях, абсолютно удовлетворительно к бою все равно не подготовишься. Во время учебных полетов в целях обеспечения безопасности запрещается даже приближаться к так называемому "критическому режиму полета" (выход на недопустимые углы атаки, снижение на сверхмалые высоты и т.д.), в то время, как в боевых условиях чем ближе ты к этому режиму подходишь — тем для тебя лучше, больше шансов остаться в живых… Очевидно, при подготовке немецких летчиков допускалось большее приближение к режиму критического пилотирования, чем у нас. Другое дело, что в реальных боевых условиях, когда мобилизуются все скрытые резервы организма, навыки экстремального пилотирования приобретаются очень быстро — если, конечно, выживешь".

Немцы стремились сформировать у летчика индивидуальный почерк аса. Наше командование, как мы знаем, стало уделять этому должное внимание только после воздушной битвы на Кубани. В главе "Сталинские соколы" Р. Толивер и Т. Констебль пишут о Покрышкине: "Он стал великим асом потому, что с самого начала понимал значение индивидуализма в воздушном бою. С помощью своих бесконечных чертежей и постоянного анализа маневров он мог увидеть, как превосходный пилот на плохом самолете может нанести поражение менее умелому противнику на отличной машине".

Командующий люфтваффе Г. Геринг знал — именно асы определяют исход борьбы за господство в воздухе. Лучшие эскадры в Германии использовались гораздо интенсивнее, чем в наших ВВС. Число боевых вылетов у немецких асов гораздо больше, чем у наших. Э. Хартман совершил 1400 боевых вылетов. Х.-У. Рудель — более 2500… Из одной "горячей точки" войны лучшие эскадры без долгих пауз направлялись в другую. Рудель участвовал в боях под Ленинградом, Москвой, Сталинградом, на Кубани, на Курской дуге, в битве за Днепр и так далее. Свою эскадру он называл "пожарной командой" немцев на Восточном фронте.

Заслуживает уважения боевой дух, психологическая устойчивость многих немецких асов. Ученик В. Мельдерса ас Г. Вик (погиб над Ла-Маншем в 1940 году) говорил: "Хочу сражаться и умереть в бою, прихватив с собой как можно больше врагов". Сбитый в очередной раз Х.-У. Рудель "немедленно взлетел на новом самолете и направился в тот же район. Для нас было совершенно обычным делом вернуться в то место, где тебя совсем недавно сбили. Это помогает избавиться от нерешительности и стереть неприятные воспоминания". Рудель продолжал штурмовки на своем Ю-87 даже после того, как сам фюрер запретил ему боевые вылеты, даже после тяжелого ранения и ампутации ноги…

Культивировали командиры люфтваффе и боевое товарищество. Хотя многие асы в погоне за увеличением числа сбитых самолетов придерживались (это осуждал Э. Хартман) правила: "Я собью противника, и к черту моего ведомого".

Своим асам немцы давали большую самостоятельность в действиях, право "свободной охоты". Это были снайперы, действовавшие из укрытия, со стороны солнца или из-за облаков, из высотных "воздушных засад". Группе или эскадре, направленной на "свободную охоту", отводилась определенная полоса действий и необходимое напряжение — количество боевых вылетов в день на каждый самолет. Предоставлялась свобода, которой, как правило, не имели советские летчики. Уже в качестве ведущего пары Э. Хартман "мог действовать так, как сам считал нужным", решая — атаковать либо избежать боя. Рудель писал, что у них в эскадре "обычно все ограничивается тем, что командиру части ставят боевую задачу, а как он будет выполнять ее — это уже его личное дело, так как лететь придется ему, а не штабному гению. К сегодняшнему дню воздушная война стала такой сложной и многоплановой, что никто больше не может полагаться на одни уставы и наставления. Только командиры частей и подразделений обладают достаточным опытом, чтобы в критический момент принять единственно правильное решение".

В советских ВВС способ "свободной охоты", применявшийся все активнее с конца 1942 года, оказался в три-четыре раза результативнее другого.

В этой книге не раз приводились примеры того, как немцы за счет организованности, оперативности действий, отлаженной радиосвязи умели создать численное превосходство на важнейшем участке фронта или в отдельном бою.

Генерал-полковник авиации В.К. Андреев, сравнивая число боевых вылетов у лучших наших и немецких асов, отмечает еще одно преимущество люфтваффе: "Наша система инженерно-технического и аэродромно-тылового обслуживания не могла обеспечить столь эффективной и интенсивной боевой работы авиации. А у немцев, выходит, могла. Однако мы за прошедшие 55 лет так и не смогли не только поставить на должный уровень свою систему, но и толком не разобрались, как же она функционировала у немцев" ("Вестник Воздушного флота". Май-июнь 2000 г.).

Таковы сильные стороны люфтваффе, насколько их можно выделить из доступной нам литературы. Но были, конечно, и слабости…

Еще в Первую мировую войну немецкие асы вели азартное соревнование по числу одержанных побед. Как пишется в книге о Г. Геринге: "Звезды стали все чаще вести себя и на земле и в небе подобно оперным примадоннам… Каждый так заботился о собственных победах, что комбинирование тактики и стратегии было совершенно забыто".

Насколько различны действия в небе Покрышкина и Хартмана! Немец избегает маневренного боя, его стиль — внезапная атака: "80 процентов моих жертв даже не подозревали о моем присутствии, пока я не открывал огонь". Сбить и немедленно скрыться — метод Хартмана. Причем сбить слабейшего: "Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте ЕГО. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись". И сбивает Хартман в основном истребители, из первых 150-ти его побед, зафикированных в летной книжке, лишь 11 — над штурмовиками Ил-2 или бомбардировщиками. Не считает зазорным ас и просто выброситься с парашютом из исправного самолета, когда его в 1945-м "зажимают в клещи" американские "мустанги".

Можно представить себе в такой ситуации Покрышкина? Нет и нет!

Тактика Хартмана была хороша для увеличения личного счета, но к общей победе, одной на всех и в небе, и на земле, ведет другой путь. В каждом бою первоочередная цель Покрышкина — не слабейший, а ведущий группы противника. Главное для нашего Героя — выполнить боевую задачу в общих интересах. Среди сбитых им самолетов преобладают пикировщики Ю-87 и бомбардировщики Ю-88. Н.Г. Бодрихин насчитывает у Покрышкина наибольшее в ВВС Красной Армии число сбитых Ю-88, каждый из которых нес на наши войска две тонны бомб и мог отстреливаться от атакующего истребителя из четырех пулеметов…

Проводивший рискованные испытания в воздухе на месте второго пилота, работавший начиная с 1950-х годов со всеми поколениями наших летчиков генерал-майор медицинской службы запаса, профессор военной психологии, академик В.А. Пономаренко говорит:

"Я сам мальчишкой шел в колонне под Ростовом, где было много мирных жителей, беженцев. И нас с высоты 10-15 метров расстреливал "хейнкель" из крупнокалиберного пулемета. Как сейчас перед собой вижу лицо немецкого летчика…

С 1943 года у нас появился настоящий профессионализм, и секрет нашей Победы не в численном большинстве. Это ложь. Наши летчики превзошли немцев и тактически, и физически. По здоровью у нас, кстати говоря, был самый строгий отбор. И среди немцев нет такого, кто придумал бы столько тактических приемов и делал все, чтобы передать их другим, как Покрышкин. Да еще руководил полком и дивизией, создал целую школу. С Покрышкиным Хартмана нельзя сравнивать! А если бы нашим лучшим 100 асам дали бы ту же свободу, то беру на себя смелость утверждать — они сбили бы больше, чем немцы. Русский вообще больше склонен к свободе, к импровизации, тут нам нет равных".

Нет никакого основания доверять официальным немецким счетам сбитых асами люфтваффе самолетов на Восточном фронте.

Летчик 5-го гвардейского истребительного полка Герой Советского Союза генерал-майор авиации в отставке Г.А. Баевский пишет:

"И еще раз об астрономическом счете сбитых самолетов истребителями люфтваффе… Об этом вместе с Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР А. Щербаковым мы писали в статье "Кем коронованы "короли воздуха" люфтваффе?" (См. журнал "Крылья Родины" №8. 1991). Известно, что мы не единственные, кто выражает сомнение в правильности указанного количества сбитых самолетов у ведущих немецких асов. Эти сомнения высказывали и некоторые служившие с ними пилоты, о чем пишут американские авторы. Об этом же говорили и английские летчики-истребители, участвовавшие еще в операции "Морской лев" (август 1940 г. — май 1941 г.).

Что же происходило на Восточном фронте? Чем сложнее для немцев становилась обстановка (особенно после Курской битвы) и чем выше становилось наше мастерство, тем… удивительно!.. Но количество побед у немецких асов становилось все больше. Похоже, что это скорее "успех" пропаганды доктора Геббельса. Непрерывно отступая, как могли они указывать место падения якобы сбитого самолета? Очевидно, главным "атрибутом" становится фотокинопулемет (ФКП). Тут следует привести воспоминание командира 52-й истребительной эскадры Д. Храбака в главе: "Асы Восточного фронта": "Я летел в составе моей эскадрильи и наблюдал, как один из четырех Ме-109 атаковал одиночный Ил-2. Атака за атакой он расходовал боезапасы с кратчайших дистанций по русскому самолету. Однако Ил-2 невозмутимо продолжал полет… Я не видел другого самолета, который мог выдержать такой обстрел и еще держаться в воздухе, как Ил-2".

А наш вопрос здесь таков: сколько же раз ФКП фиксировал в этом эпизоде поражение Ил-2, или сколько этих Ил-2 смог записать как "сбитых" пилот Ме-109? Наверное, много! А по-существу это хорошее подтверждение живучести нашего Ил-2. И не только Ил-2. Автору этих строк не раз приходилось после боя благополучно возвращаться на аэродром на своем Ла-5фн с многочисленными пробоинами, а через насколько часов на этом же самолете вновь вылетать на боевое задание.

Таким образом, подтверждение побед немецких истребителей в ходе наступления наших войск практически могло осуществляться на основе докладов заинтересованных лиц и ФКП без подтверждения свидетелей с земли, что существенно ограничивало достоверность этих данных. В английском журнале "Летное обозрение" (№4. 1965.) приводится высказывание немецкого автора: "Большинство самолетов, сбитых в последние месяцы, не могли быть проверены официально. Однако… их утверждение в министерстве предрешено".

Вместе с тем, мы не пытаемся принизить высокую профессиональную подготовку и боевые качества немецких истребителей-асов, чему мы были подчас свидетелями. Немецкие асы вполне могли иметь больший, чем советские, счет побед, особенно до 1943 года, когда люфтваффе имели количественное и качественное превосходство в самолетах, а также более эффективное тактическое их использование (по прямому предназначению — для уничтожения самолетов противника в воздушных боях).

Пилоты — асы люфтваффе были исключительно сильным противником (но двух и трехсотенные претензии на победы мы отклоняем как совершенно бездоказательные)" (Г.А. Баевский. С авиацией через XX век. М., 2001).

Заметим, что генерал Г.А. Баевский в 1930-1934 годах жил в Берлине, где отец будущего летчика работал в советском постпредстве. Многие немецкие подростки, как он вспоминает, мечтая стать боевыми летчиками, всегда стремились "показать свое "я", прихвастнуть знанием самолетов, личным знакомством с известным пилотом". Эта склонность "прихвастнуть", судя по всему, сохранилась у многих из них и в дальнейшем.

Например, в книге о Хартмане, публикацию которой он сам одобрил, утверждается, что "когда осенью 1943-го Эрих достиг 150 побед, его слава начала стремительно расти по обе стороны фронта… Для русских он стал известен как "Карая-1", по своему позывному. Позднее для русских он приобрел мрачную известность как "Черный дьявол юга".

Можно сказать только одно — это полнейшая выдумка. К сожалению, наши летчики по именам немецких асов не знали. Но американские сочинители и дальше фантазируют: "Русские назначили цену в 10 000 рублей за голову "Черного дьявола". Русский пилот, который сумел бы сбить его, заслужил бы известность, славу и богатство". Подобные пассажи сильно понижают степень доверия к литературе об асах "третьего рейха". Г. Литвин, кстати говоря, пишет, что Хартман уже на Курской дуге летал под псевдонимом "Рабутски", так как немцы постоянно меняли позывные своих асов.

Коллегу Хартмана майора И. Визе якобы русские называли "кубанским львом" за успехи в тяжелейших боях над Кубанью". Никогда никого мы так не называли…

 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру