Александр Покрышкин. Глава 10. Кубанская битва

Из книги "Покрышкин"

Каждый день звучит в эфире команда: "Я — Покрышкин. Атакую…" Наконец упали путы с его плеч. Накопленная годами трудов и испытаний неимоверная сила крушит и разит без промаха. Пускай ряд побед не засчитан и по официальным цифрам сбитых он еще не выделяется среди асов 4-й армии. Но разведотдел 4-го воздушного флота немцев уже определил, кто из русских наиболее опасен. "Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft!" — "Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!" — все громче и тревожнее слышится предупреждение немцев своим летчикам. "Когда в воздухе был Покрышкин, то нам казалось, что небо над Таманью становилось чище", — пишет летчица-штурмовик Герой Советского Союза А.А. Тимофеева-Егорова.

16-й полк всегда был на главном направлении. Другие полки таких успехов в боях не имели. Командарм Вершинин однажды на КП сам взял микрофон и попросил Покрышкина: "Саша, держись, проучи этих спесивых стервятников". В бою с восьмеркой "мессеров" пара Покрышкина сбила троих. Когда к немецкому майору, спустившемуся на парашюте в поле люцерны, подъехал наш "виллис" с офицером и автоматчиками, он бросил в сторону кобуру с пистолетом, несколько раз повторил: "Меня сбил Покрышкин…"

Отличительная черта его таланта –всегда внезапное появление над полем боя, хотя немцы напряженно вели радиоперехват. Н.И. Уманский вспоминал, как радист на КП армии рассказывал, что немцы шифром передавали сообщения, "илы" у них назывались "бегемоты", Пе-2 — "кенгуру". Особо следили за 16-м полком: "Покрышка дома" или "Борода (Вадим Фадеев — А.Т.) в бане".

Бортмеханик и радист сбитого 12 апреля в районе Тимашевской разведчика Ю-88 дали показания о 4-м отдельном разведотряде, который в составе восьми "юнкерсов" базировался на аэродроме Сарабуз в Крыму. Разведчики вели постоянную фотосъемку, немедленно передавая с воздуха по радио данные о железнодорожном движении и о положении на наших аэродромах (ЦАМО. Ф. 9 гв. ИАД. Оп. 1. Д. 15. Л. 128).

"Его еще нет, а они уже орут…" — восхищался наш радист. Приведем еще один рассказ Н.И. Уманского, который доставил на КП генералов из Москвы: "Восемь наших истребителей Як-1 вели воздушный бой против двенадцати "мессершмиттов". Бой они вели плохо, нервничал их командир, и немцы буквально издевались над "яками". Генералы очень переживали, кричали, ругались между собой, как и бывает в таких случаях, говорили, что летчиков надо послать в пехоту… Но на их счастье Александр Иванович со своей группой из четырех самолетов возвращался из боя, который они провели над Керчью и Темрюком. Они имели преимущество в высоте и как ястребы смело набросились на немцев. За каких-нибудь пять-семь минут четыре Ме-109 уже горели как костры на земле, два летчика спаслись на парашютах, а два погибли, остальные ретировались немедленно… А мои генералы, переругавшиеся между собой, на радостях начали целоваться, чуть не в пляс пустились… Это настоящие асы — так говорили они".

Героически действовали в наступлении на Тамань штурмовики, летчицы на По-2 из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка. Авиация дальнего действия заставила немцев перебазировать 55-ю бомбардировочную эскадру из Крыма в Сталино (Донецк).

Кубанская битва — это возрождение нашей авиации… И все-таки немцы были опытнее, еще могли собрать большие силы для массированных ударов в решающий момент. Так введенная Г.К. Жуковым в бой на пятый день операции особая дивизия Пияшева, на которую маршал возлагал надежды, сразу попала под сильный удар "юнкерсов" и залегла. В книге "Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (М., 1968) пишется о тактике нашей авиации в боях над Крымской, о "ярко выраженном наступательном характере", о том, что "удачно было организовано взаимодействие между родами авиации", о крупных группах истребителей, "которые отгоняли патрулирующих вражеских истребителей или связывали их боем"… На полях экземпляра этой книги из личной библиотеки Покрышкина сохранилась лаконичная пометка Александра Ивановича: "Все было не так". Видимо, авторы труда, военные люди, не могли допустить критики в отношении командующего 4-й воздушной армии К.А. Вершинина, который был тогда Главкомом ВВС.

Практически все бои проходили при значительном численном превосходстве немцев. Покрышкин делал, что мог, атакуя четверками и шестерками армады из десятков самолетов…

К середине мая наступавшие советские войска остановились перед новой полосой мощных укреплений немцев. Очистить Таманский полуостров не удалось. Г.К. Жуков, вернувшийся в Москву далеко не в лучшем настроении, при докладе И.В. Сталину сказал, что таких ожесточенных боев ему видеть не приходилось…

В дни затишья генерал Вершинин вызвал в штаб, в станицу Пашковскую рядом с Краснодаром, лучших летчиков-истребителей своей воздушной армии. Вызов был срочный, летчики прилетели на "аэрокобрах". Приветствуя командарма, на бреющем полете они прошли над штабом и с ревом моторов вертикально рванули вверх. С деревьев посыпались листья. На усталом лице Вершинина показалась улыбка: "Да, это действительно герои…"

За завтраком летчики обсудили наболевшие вопросы и единодушно решили — докладывать командованию будет Покрышкин. Его авторитет в летной среде уже был безоговорочным. Сам Александр Иванович и тогда, и потом спрашивал себя: почему летчиков пригласили в высокий штаб впервые за два года войны? "А давно бы пора поинтересоваться нашей жизнью, мыслями и опытом. Меня всегда удивляло и беспокоило то, что мы живем как-то обособленно: ни о наших находках никто не знает, ни нам не говорят, что есть интересного в других частях".

Наверно, такое положение дел было также одной из причин наших поражений. Вспомним, как отреагировало командование на здравые суждения Покрышкина в штабе при вручении орденов в конце 1941 года… В люфтваффе мы видим сходную картину, но в обратной последовательности. Геринг, поначалу внимательно выслушивавший лучших пилотов, постепенно теряет с ними контакт.

К.А. Вершинин рассказал летчикам о принципах авиационного наступления. Радовало, что ВВС уже имеют возможности для завоевания господства в воздухе, для массированных ударов при прорыве обороны противника.

А.И. Покрышкин от имени летчиков высказал в первую очередь отрицательное мнение о приказе, который до сих пор ограничивал скорость патрулирования истребителей и обрекал их на оборонительный малоуспешный бой. Александр Иванович повторил то, что уже говорил месяц назад генералу Н.Ф. Науменко — нельзя распылять силы истребителей, с утра до вечера летая по графику четверками и шестерками, встречая столь малыми силами крупные группы противника. Немцы педантичны, наносят удары, как правило, по шаблону, в определенное время. Надо высылать им навстречу патрули из двух или трех восьмерок. Летчики согласны иметь боевых вылетов в два раза больше, они хотят побеждать врага, не погибая в неравных боях.

Высказал Покрышкин и такое мнение асов: наиболее успешен перехват бомбардировщиков на их подходе к цели, в глубоком тылу немцев. Но уничтоженные там самолеты не засчитываются. Неслучайно многие летчики стараются воевать только над своей территорией. Не засчитаны гвардейцам даже самолеты, сбитые в районе Мысхако над морем, которые видели экипажи сопровождаемых Пе-2.

Командующий сделал пометки в блокноте, сказал, что "выступление правильное". Вскоре бомбардировочный полк дал подтверждения на сбитые у Мысхако "мессершмитты" и "фоккеры". Здесь, у бомбардировщиков, Александр Иванович встретил Семена Пыжикова, однокашника по ФЗУ, которого не видел больше десяти лет. Вспомнили юность, Новосибирск… Покрышкин добивается перевода Пыжикова замполитом своей эскадрильи. Надо было обезопасить себя, имея на этой должности земляка, порядочного человека.

Интересно свидетельство шофера Н.И. Уманского о беседах генерала Вершинина с Покрышкиным на Кубани. После войны старшина-шофер закончил институт, в 1960-80-х был избран на родине в Херсоне секретарем областного совета профсоюзов, работал начальником крупного строительного треста.

Прочитав в 1989 году воспоминания М.К. Покрышкиной, Николай Игнатьевич написал ей ряд писем: "Ваша книга "Жизнь, отданная небу" помогла и мне понять значение моей работы в годы Великой Отечественной войны, хотя подвигов я не совершал… Но это была защита Родины, Отечества. Все, что я тогда видел, это было Великим, а все, что было после войны, мне показалось сейчас таким ничтожным…"

В беседах со мной Н.И. Уманский рассказал следующее:

"Константин Андреевич Вершинин был человеком высокой культуры, всесторонне образованным, душевным. Люди, от шоферов до генералов, любили его. Справедлив, уравновешен, никого не оскорбит. Доступен, чего нельзя сказать о многих других больших начальниках.

В 16-й гвардейский полк Вершинин приезжал довольно часто, один-два раза в неделю. Разговаривал и с другими летчиками, но Покрышкину здесь уделял не менее, скажу так, семидесяти процентов времени. Были случаи, привезу генерала в Поповическую, а Покрышкин в воздухе. Ждем. Только он прилетит, идет с докладом к Вершинину. Потом они долго беседовали, причем неофициально, даже видел я — как-то генерал вел Александра Ивановича слегка под ручку. Конечно, я слышал лишь какие-то отрывки этих разговоров. Однажды стою у землянки, мы уже собирались уезжать, Покрышкин говорит о немецких летчиках: "Товарищ генерал, их голыми руками не возьмешь. Нам нужна помощь, иначе таким количеством самолетов господства в воздухе мы не получим".

Неоднократно Вершинин вызывал Покрышкина в штаб, и он прилетал на своей "кобре". Должен сказать, что не все в штабе понимали, зачем командующему обсуждать, да еще так долго, вопросы тактики с комэском. Причем Александр Иванович говорил сибирской скороговоркой, некоторые слова было трудно понять. Я слышал, как Вершинин сказал Покрышкину: "Да ты говори по-человечески…" Командующий сидел за обедом с летчиками в цветущем саду, Александр Иванович — рядом с ним.

Слышал я в машине от Вершинина, что Покрышкин записывает часть сбитых им самолетов на своих ведомых, учитывая их вклад в победу. Говорил командующий с начальником штаба армии и о взаимоотношениях Покрышкина с командиром полка Исаевым: "Им трудно друг друга понять. Один летает в бой несколько раз в день, а тот не летает да еще наговаривает на него. Надо их развести".

К.А. Вершинин, которому тем летом исполнилось всего 43 года, стал позднее Главным маршалом авиации. Отличали его природные ум и хватка крестьянина — плотогона, родом он был из той же Вятской губернии, что и родители А.И. Покрышкина. В Военно-воздушной академии Вершинин получил отличное образование, занимал до войны штабные и командные должности в ВВС. Затем, осознав, что "быть летчиком куда сложнее и тяжелее, чем кажется, когда руководишь полетами", за месяц на Каче выучился на пилота. В 1938 году направлен на должность помощника начальника по летной подготовке Высших авиационных курсов усовершенствования летного состава. Затем становится начальником курсов. Летал в основном на бомбардировщиках. В сентябре 1941-го полковник Вершинин назначен командующим ВВС Южного фронта… Умный и добросовестный генерал, он все же не был летчиком в душе, переводом из пехоты, где прослужил десять лет, поначалу был недоволен. А разгадать динамику воздушного боя, никогда в нем не участвуя, до конца все-таки невозможно…

К 1943 году командующий ВВС А.А. Новиков, его штаб и командармы уже многое поняли. Командующий, который битву над Крымской с 29 апреля по 10 мая наблюдал сам с КП у главной радиостанции управления, энергично внедрял в ВВС новшества в тактике. 11 мая Новиков собрал в Пашковской командиров дивизий и корпусов 4-й воздушной армии, дал положительную оценку действиям авиации. По материалам совещания был издан специальный информационный сборник штаба ВВС. Командующий затронул и вопрос о летчиках-асах: "За совершенствование лучших летчиков, летчиков — мастеров воздушного боя должны немедленно взяться сами командиры соединений. Летчик — ас пока что рождается у нас сам, в боевой работе, его никто не готовит. Кто воспитал Покрышкина, братьев Глинка, Семенишина? Они сами выдвинулись! Кое-кому из них даже мешали, их не понимали, одергивали. Генерал Науменко мне рассказывал, что Покрышкина за его трудный, строптивый характер одно время кое-кто хотел даже из авиации отчислить. Хороши бы мы были, если бы потеряли такого орла!"

В "Красной Звезде" весной 1943-го одна за другой публикуются статьи — "Облик советского асса" Героя Советского Союза гвардии майора А. Семенова (10 апреля), "Авангард истребителей (мысли о советских ассах)" подполковника И. Сербина (15 апреля), "Бой асса" известного истребителя, ставшего вскоре Героем И. Сытова (12 мая), "Бой с "мессершмиттами" Героя Советского Союза Ю. Рыкачева (27 мая) и другие.

Творческая работа развернулась в частях действующей армии на всех уровнях. Без этого никаким мужеством и самоотверженностью нельзя было победить изощренного в военном деле врага. Русский народ брал свою судьбу в собственные руки. Мыслящие летчики в полках с такими командирами как И.М. Дзусов или вскоре ставшим дважды Героем Советского Союза В.А. Зайцевым, смело принимали на вооружение эшелонирование по высоте, вертикальный маневр, свободную охоту…

На все проведенные бои Покрышкин вычерчивал схемы. Ему, как вспоминают летчики, была интересна каждая встреча ветерана полка или новичка с противником, он расспрашивал о всех деталях боя. "Понял, какая цена знаниям? Жизнь!" — внушал Александр Иванович молодым. На земле его часто видели погруженным в раздумья, склонившимся над листами альбома по тактике, углубленном так, что он никого не замечал, не слышал оклики друзей…

Уважение к Покрышкину летчиков было незыблемым еще и потому, что все знали: главное для него выполнение боевой задачи и жизнь ведомых, а не увеличение престижного счета сбитых самолетов. Вот он по-товарищески спорит с Пал Палычем Крюковым, доказывает, что нельзя совершать маневр на максимальной скорости, ведомые отстанут: "Ты иногда жалуешься, что тебя ведомые бросают. А бросаешь ты их сам". Вот Покрышкин, брошенный звеном Речкалова, ведет бой один с десятью "мессерами", спасая ведомого Табаченко. "Твое счастье, Речкалов, что не было "юнкерсов", и Табаченко был легко ранен…" Став знаменитыми, и Речкалов, и Дмитрий Глинка нет-нет да и увлекались, нарушая боевой порядок в желании увеличить число сбитых вражеских самолетов.

А потери росли и в дни затишья. Отбивая атаку на аэродром группы "мессершмитттов", был сбит друг Покрышкина Николай Искрин. Бравый волгарь в кубанке, весельчак и гармонист, он успел заслужить звание Героя Советского Союза, сбил 10 самолетов лично и один в группе. Своенравная "кобра", как говорили летчики, не любила тех, кто покидал ее с парашютом. Ударом о стабилизатор Искрин раздробил ногу. После ампутации ступни воевать он больше не смог.

…Энергия столкновения страшных сил была столь велика, что вызвала еще один "девятибалльный" шторм. С 26 мая по 6 июня прошло третье воздушное сражение над Кубанью. Началось наступление. От нового командующего Северо-Кавказским фронтом талантливого полководца И.Е. Петрова (13 мая он сменил генерала И.И. Масленникова) потребовали решить задачу, оказавшуюся непосильной даже для Г.К. Жукова. В авиационной подготовке участвовали 338 самолетов. Штурмовики поставили дымовую завесу. Пехота продвинулась вперед. Под грохот снарядов и гул сотен моторов над головами солдат в несколько ярусов на встречных курсах летели штурмовики Ил-2, пикировщики Ю-87, бомбардировщики Пе-2 и Ю-88, на самом верху — стаи истребителей…

И вновь разгромить армию Руоффа не удалось. Наши войска отвоевали у немцев три-пять километров, но на исходе дня по наступающим в течение 20 минут нанесли удар 600 немецких бомбардировщиков! С разных направлений наплывали тучи "юнкерсов". Застигнутые на открытом пространстве пехотинцы залегли, а потом начали отступать. Во фланг им вышли немецкие танки. Но красноармейцы были уже не те, что в 1941-м, паники не возникло, два танка были подбиты огнем из трофейных орудий.

Немцы вновь преподнесли жестокий урок: как надо, не замыкаясь в масштабе фронта, вести маневр авиацией. К 25 мая существенно уступая на Кубани по численности 4-й воздушной армии (700 самолетов против 924-х), на следующий решающий день они сосредоточили на главном участке до 1400 самолетов! Более половины всех люфтваффе на Восточном фронте! Сил наших истребителей и зенитной артиллерии оказалось недостаточно, перехватить "юнкерсы" на подходе не удалось. На полях книги "Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне" в этот месте осталась пометка А.И. Покрышкина: "Неправильно использовали ИА" (истребительную авиацию). Генералы в мае 1943-го опять не смогли воспользоваться дельными советами комэска…

С разрешения Ставки командующий Северо-Кавказским фронтом И.Е. Петров прекратил наступление и начал основательную подготовку к завершающему этапу битвы за Кавказ. Только осенью, к 9 октября немцы были изгнаны с Таманского полуострова.

В ходе третьего воздушного сражения и в последующие дни Александр Иванович увеличивает свой счет на несколько Ме-109. Параллельно с боевой работой ему приходится снова заниматься вводом в строй пополнения. С 9 апреля по 30 мая 16-й гвардейский полк потерял погибшими 19 летчиков, более половины летного состава, из них одного командира эскадрильи и двух командиров звеньев…

Побывав в запасном авиаполку, Покрышкин убедился, что подготовка молодых летчиков после авиашкол остается безобразно низкой: "Взять их, кое-как подготовить и пускать в бой было равносильно преступлению". Был найден другой выход. Дивизия, которую возглавил проявивший себя на Кубани полковник И.М. Дзусов, пополнилась летчиками из полков, убывающих с фронта для переучивания на новые машины. Всю летную и тактическую подготовку многоопытный Дзусов, так же, как в свое время В.П. Иванов, возложил на Покрышкина. Все знали о его "академии", разместившейся в землянке у аэродрома. Занятий со своими летчиками Александр Иванович никогда не прекращал.

Но даже среди уже понюхавших пороху летчиков пополнения, как определил Покрышкин после полетов на УТИ-4, техника пилотирования у половины из них была только удовлетворительной.

Разделив пополнение на два "потока", Александр Иванович приступил к усиленной подготовке лучших из них. Свои первые боевые вылеты в 16-м полку они сделала в последние дни битвы, но в полной мере показали себя уже в последующих боях.

О том, сколь важна предфронтовая подготовка даже летчиков высокого профессионального уровня, особенно ясно показали действия на Кубани 3-го истребительного авиакорпуса под командованием генерала Е.Я. Савицкого (позывной — "Дракон"). Корпус перебазировался на Воронежский фронт, но затем был срочно направлен на Кубань. С 20 апреля сражался в самом пекле над Мысхако. Честную книгу о тех и последующих боях "В небе Украины ведомые "Дракона" (Черкассы, 1997) написал Герой Советского Союза И.В. Федоров. Он приезжал в Центральный архив Министерства обороны, его рукопись не черкали цензоры. В первый же день, 20 апреля, 265-я, одна из двух дивизий корпуса, потеряла погибшими десять летчиков, в том числе командира одного из полков! Еще двое произвели вынужденную посадку, один спасся на парашюте.

Молодые летчики, рвавшиеся на фронт с Дальнего Востока, имели большой налет часов (хотя и на устаревших самолетах), хорошую огневую подготовку. Их появление над Малой землей действительно изменило обстановку в нашу пользу. Как пишет И.В. Федоров: "Вечером вспоминали каждого: их внешний облик, характер, малейшие детали совместной учебы и службы. Их влюбленность в профессию летчика-истребителя, единственный и последний проведенный ими воздушный бой с противником — это целая героическая жизнь и уход в бессмертие".

Другой летчик того же 812-го полка Герой Советского Союза А.Т. Тищенко в книге "Ведомые "Дракона" (М., 1966) вспоминал подготовку истребителей в 1941-1942 годах — фронтовой опыт доходил в неискаженном виде не через различные служебные информации и статьи в прессе, а из редких рассказов летчиков, побывавших в бою. В стрельбе по конусу тренировали так, как учил когда-то в 1940 году Покрышкина педант Жизневский. В боях пришлось самим переучиваться на скоростные атаки с малой дистанции. Звено из трех самолетов до самого конца 1942 года казалось мощнее пары…

В начале 1943-го командир 265-й дивизии П.Т. Коробков сказал дальневосточникам, что "и времени, и бензина мало… посоветовались с вашим командованием и решили: дать вам по два-три полета вывозных на учебном самолете; отработать технику пилотирования и стрельбы на боевом самолете, на этом все". Комдив был из той группы "испанцев" — Героев Советского Союза, которые ничем себя не проявили в Великой войне. После Кубани он был переведен в инспекцию ВВС.

За девять дней битвы дивизия потеряла один полк из трех. К 10 мая в полках насчитывалось всего 22 боеспособных экипажа… Как пишет А.Т. Тищенко: "На первых порах вся наша боевая деятельность зависела от воли начальников штабов, которые сами не летали. Они определяли не только районы, но также высоты и скорости барражирования истребителей. И, конечно, "навели порядок". Каждый день мы летали по одним и тем же маршрутам, на одних и тех же скоростях и высотах. Фашисты не замедлили воспользоваться шаблоном в наших действиях…"

И.В. Федоров вспоминает, как каждый летчик стремился атаковать, забывая о боевом порядке группы и даже пары. Вспоминает и такой приказ из штаба дивизии — летать во время боевых действий в сомкнутом порядке, на малой скорости и заданной высоте: "Все это, как нам разъясняли, вдохновляет защитников Малой земли. Высокому командованию это нравилось: так сказать, психологический фактор для наземных войск — небо закрыто краснозвездными истребителями. И только в конце боев на Кубани, понеся большие неоправданные потери, мы освоили знаменитую "кубанскую этажерку". Ее еще называли "покрышкинской".

 


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру