Александр Покрышкин. Глава 6. В предвоенной мгле

Из книги "Покрышкин"

Конторщик из Одессы, комиссар дивизии в гражданскую войну, где уже тогда показал себя сторонником "культа шомпольной расправы самих красноармейцев над провинившимися товарищами", Мехлис любое возражение в свой адрес рассматривал как вредительство, в каждом, кто ему пришелся не по нраву, видел контрреволюционера. Обрушивался на таких военачальников, как Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.В. Хрулев, А.В. Горбатов, позднее — на И.Е. Петрова, Ф.И. Толбухина и других. Столь же безжалостным и некомпетентным был и его друг — зам. наркома обороны и начальник управления по командному и начальствующему составу РККА Е.А. Щаденко. Они обескровили Разведуправление Генштаба, всю внешнюю разведку…

Совершенно секретная директива от 17 апреля 1938 года предписывала политработникам — от полка до округа — два раза в год — к 1 июня и 1 декабря — писать непосредственно Мехлису детальные политические характеристики на командиров, начиная от полка и выше! Причем тайно, от руки, не оставляя копий… (См.: Ю. Рубцов. Alter ego Сталина. М., 1999).

С 1938 по 1940 год в армии почти втрое выросло число самоубийств. "Страшной армейской болезнью" сам Мехлис называл то, что временно исполняющих должность (вридов) стало больше, чем утвержденных командиров. В штабах просто боялись утверждать возможного "врага народа", уклонялись от самостоятельных решений…

Г.А. Речкалов пишет о том, что и в 55-м полку были "стукачи", при приближении которых разговоры умолкали.

Опираясь на подобранные кадры малограмотных политработников (6,2% имели высшее образование, 71,5% — ниже среднего), Мехлис добился того, что в ноябре 1939 года в военных училищах был упразднен курс истории СССР. Достаточно было истории ВКП(б) и спецкурса "о методах борьбы со шпионско-вредительской, диверсионной и террористической деятельностью разведок капиталистических стран и их троцкистско-бухаринской агентуры".

Перед войной Мехлис даже сам хотел стать наркомом обороны, считая себя на голову выше всех советских генералов и маршалов. Так, в 1940 году начальник тыла Красной Армии генерал Хрулев предлагал разместить мобилизационные запасы в Поволжье, но Мехлис настаивал на их накапливании в приграничных районах. "В любом возражении против этого, — вспоминал Хрулев, — Л.З. Мехлис видел вредительство… И.В. Сталин поддался уговорам Мехлиса и принял его точку зрения. Впоследствии нам пришлось за это жестоко расплачиваться". На оставленной советскими войсками к 10 июля 1941 года территории было более 200 складов центрального и окружного подчинения, т.е. более 50% складов приграничных округов.

Военная авиация активно "очищалась" от вражеских сил. Трудно судить о работе в тех условиях генерал-лейтенантов Я.В. Смушкевича и П.В. Рычагова, возглавлявших ВВС перед войной…

Я.В. Смушкевич — дважды Герой Советского Союза за Испанию и Халхин-Гол. В Испании Смушкевича, старшего военного советника при командующем ВВС республиканских войск, знали как генерала Дугласа. Наши летчики получили за бои на Пиренеях Звезды и ордена. Специальные группы из "испанцев" ездили по частям, передавая боевой опыт. Но немецкий ас, позднее генерал А. Галланд, командовавший эскадрильей легиона "Кондор" и сделавший в Испании около 300 боевых вылетов, позднее писал: "Советские ВВС, единственные, применявшиеся красными в Испании, продемонстрировали фундаментальные недостатки в командовании, организации, подготовке и технической оснащенности. Они не смогли излечить эти болезни, несмотря на свою агрессивность, летные навыки, смекалку и безжалостные методы управления".

О том, что опыт воздушных боев в Испании не был изучен и доведен до частей ВВС, что сравнительная оценка нашего и немецкого оперативного искусства не была сделана, много лет спустя говорили и А.И. Покрышкин и А.А. Новиков, который с августа 1940 года командовал ВВС Ленинградского военного округа.

П.В. Рычагов, Герой Советского Союза за сбитые в Испании шесть самолетов, затем командовал советскими летчиками в Китае, группировкой из 150-ти самолетов на Хасане, участвовал в советско-финской войне. С августа 1940 года — начальник Главного управления ВВС. В апреле 1941-го направлен на учебу в Академию Генерального штаба. Арестован 23 июня…

Отличный пилот Рычагов не справился с высокой должностью, в отличие от также назначенных после Испании на высшие должности, минуя ряд служебных ступеней, начальника артиллерии Н.Н. Воронова и наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова.

Так, летчик Гражданского воздушного флота А.Е. Голованов в январе 1941 года направил Сталину (по инициативе Я.В. Смушкевича) письмо о необходимости формирования "умеющих летать в любых условиях" соединений дальних бомбардировщиков. После приема у Сталина, вспоминал Голованов:

"…Генерал Рычагов повернулся ко мне и с сердцем выпалил:

— Много вас тут ходит со всякими предложениями! То Коккинаки, то Голованов, обязательно еще кто-нибудь появится. Откажитесь, пока не поздно, от вашей затеи. Все равно у вас ничего не выйдет.

…К сожалению, как мне пришлось убедиться в дальнейшем, Рычагов был не единственным человеком, который, имея свое мнение, может быть, и правильное, молчал и согласно кивал головой или даже говорил "правильно". А сам был в корне не согласен…"

А.И. Покрышкин в неопубликованной рукописи так определил одну из тяжелых предвоенных ошибок: "Самолет "Чайку" внедрял в авиачасти главком ВВС, любитель боя на виражах…"

Историки, выявляя причины поражений советской авиации в начале войны, не всегда касаются вопроса о структуре наших ВВС, которая оказалась ошибочной. На основе опыта Халхин-Гола и советско-финской войны, руководствуясь благими намерениями улучшить взаимодействие с наземными войсками, авиацию разделили на армейскую, поступившую в непосредственное распоряжение общевойсковых армий, и фронтовую, подчиненную командованию фронта. Как потом уже оценивал А.А. Новиков: "Для армейской авиации были созданы смешанные авиадивизии, состоявшие из истребительных, штурмовых и бомбардировочных частей. Они были очень громоздкими и трудноуправляемыми, так как состояли из четырех-пяти полков. Такими же громоздкими и трудноуправляемыми стали их тылы… В армейской авиации оказалось сосредоточено очень много боевой техники. В начале войны с Германией на долю ее приходилось 55-60% всех сил ВВС фронтов. Только фронтовая авиация или "фронтовая группа" находилась в прямом подчинении командующего ВВС округа. Такая двойственность в управлении авиацией чрезвычайно мешала концентрации ее усилий и массированному применению, а следовательно, значительно снижала ее ударную мощь и мобильность…"

Таким образом, военная авиация была раздроблена и распылена. Командовали ее боевыми действиями сухопутные генералы. Главное управление ВВС руководило лишь непосредственно подчиненной ему дальнебомбардировочной авиацией. Командующие ВВС приграничных военных округов подчинялись начальнику Главного управления ВВС только по специальным вопросам боевой подготовки, переучивания, укомплектования и т.д.

Знало ли наше командование о качестве подготовки летчиков в люфтваффе? Ведь число часов налета, полученное Покрышкиным и другими курсантами в Качинском училище, безусловно, мизерно.

Герой Советского Союза Г.А. Баевский вспоминает, как закончив за полгода в октябре 1940 года Серпуховскую военную истребительную авиационную школу летчиков, имел к началу войны налет около 25 часов на устаревшем И-15 бис без боевого применения и сложного пилотажа. Немногие из этого выпуска Серпуховской школы дошли до Победы…

Безуспешно протестовавший против такого обучения М.М. Громов с горечью сетовал на непонимание высшим военным руководством основ летного дела:

"Авиация — это такой вид оружия, в котором особенно большую роль играет качество, а не количество. Это относится и к технике, и к выучке людей… У нас важным считалась массовость в противовес качеству. А это являлось показателем слабости нашей авиационной культуры. Наши летчики, особенно истребители, прибывали на фронт как пополнение, имея иногда всего 8-10 часов налета на боевых самолетах. Как говорили командиры полков, такие истребители "кроме капота мотора перед собой ничего и не видели".

21-31 декабря 1940 года нарком обороны С.К. Тимошенко, сменивший на этом посту К.Е. Ворошилова после советско-финской войны, созвал в Москве Совещание высшего генералитета. Следовало решить — как воевать, чтобы избежать тех недостатков и потерь, которые были на Карельском перешейке. Тон Совещания — деловой и конкретный, имя Сталина впустую не упоминалось. Лишь недавно опубликованы доклады выступавших (Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12(1). М., 1993).

Доклад П.В. Рычагова "Военно-воздушные силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе" стоял в числе основных, наряду с выступлениями генералов Г.К. Жукова, И.В. Тюленева, Д.Г. Павлова и А.К. Смирнова. Сейчас, когда довольно точно известно, как складывалась борьба за господство в воздухе, доклад нашего главного авиатора поражает обилием правильных, но слишком общих слов…

Современный публицист Ю.И. Мухин в книге "Война и мы" (М., 2000) в следующих словах характеризует предложенную П.В. Рычаговым систему управления с неясным разграничением обязанностей между командующим ВВС армии и командующим ВВС фронта: "Лучший способ дезорганизовать управление — назначить на одну задачу двух ответственных".

Недооценивали значение радиосвязи в будущей войне не только главком Рычагов и штаб ВВС, но и все командование нашей армии. Начальник войск связи генерал Н.И. Гапич, присутствовавший на этом Совещании, был также репрессирован, когда в 1941 году наши командующие без радиосвязи не могли найти свои войска…

П.В. Рычагов предлагал, говоря о взаимодействии авиации с наземными войсками, "научить пехоту, танковые части и конницу обозначать свои расположения полотнищами, цветными дымами и другими средствами… Без четкой отработки сигналов практическое взаимодействие на поле боя невозможно, будет пустыми разговорами в мирное время и приведет к тяжелым последствиям во время войны".

Вместо радиостанций — цветной дым… С удовлетворением в июне 1941 года немецкое командование установило, что в советских ВВС отсутствует отдельная служба связи, подобная корпусу воздушной связи люфтваффе.

Ни слова нет в докладе начальника Главного управления ВВС об отставании в новой технике, моторах, о нехватке бензина для полноценной подготовки летчиков… А ведь Рычагов знает, о том как громили немцы Польшу и Францию: "Лучшим способом поражения авиации на земле является одновременный удар по большому количеству аэродромов возможного базирования авиации противника…" Такой удар и последовал по авиации двух наших особых округов — Западного и Киевского, которыми командовали соратники-"испанцы" Рычагова — генералы, Герои Советского Союза И.И. Копец и Е.С. Птухин…

Уверенными были на этом Совещании выступления помощника начальника Генерального штаба Красной Армии по ВВС Я.В. Смушкевича:

"Сейчас мы в основном знаем характер участия ВВС на Западе. Поэтому мы можем безошибочно сказать, что огромное количество вопросов, которые были выявлены, скажем, в Испании, на Хасане, Халхин-Голе, а затем и в Финляндии сейчас составляют почти основу тактики действий ВВС на Западе.

Я это утверждаю со всей ответственностью, потому что все действия воздушных боев, действия бомбардировочной и истребительной авиации днем и ночью, построение боевого порядка и управления записаны в наших уставах, составленных на основе применения наших ВВС в Испании, Халхин-Голе, Финляндии".

Смушкевич все же сказал о "более мелких, но имеющих большое значение" вопросах — о недопустимом сокращении полетов в сложных условиях, о нехватке бензина, о "боязни аварийности" у многих командиров, о недостатках в боевой подготовке, о слабой работе наших бомбардировщиков по радионавигации.

И Рычагов, и Смушкевич с полным одобрением восприняли только что, 22 декабря 1940 года, появившийся приказ наркома обороны № 0362 "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним летно-техническим составом ВВС КА". Высшее сухопутное командование решило навести порядок и дисциплину в авиации: перевести тех командиров, кто еще не отслужил четыре года — срок срочной службы — на казарменное положение. По окончании летных училищ присваивать не командирское, а сержантское звание. Набор в летные училища проводить не добровольно, а по призыву. Значительно повысить роль строевой подготовки.

В начале 1941 года перемещение молодых летчиков, особенно семейных, из квартир в казармы произвело ошеломляющий эффект, вызвало глухой ропот. В. Яковлев, один из летчиков 55-го полка, в разговоре с Г. Речкаловым откровенен: "А нас загнали в казарму, как солдат, да и вообще авиация пасынком стала…". Понизился престиж летной службы, качественно ухудшился состав курсантов-призывников.

Иначе как неуважением к сложной и опасной летной профессии, принижением летчиков перед командирами других родов войск не называл это мероприятие и А.И. Покрышкин.

…Общий тон в отношении люфтваффе выражен на Совещании Героем Советского Союза за бои на Халхин-Голе генерал-майором авиации командующим ВВС Забайкальского военного округа Т.Ф. Куцеваловым: "По-моему, мы слишком преувеличиваем успехи германских воздушных сил в Польше… Я располагаю всеми данными, что мы качественно не уступим и численно тоже…"

Самым толковым из всех выступлений авиаторов в тот предвоенный декабрь был доклад генерал-майора А.А. Новикова, хотя и он вынужден назвать приказ № 0362 "историческим поворотом в жизни Воздушного Флота" и прежде всего подчеркнуть важность "строевых смотров и общей военной подтянутости и внешнего вида". Но вслед за этим Новиков обращает внимание на необходимость преодоления в летных частях текучести кадров (до 70-80%); на нехватку учебных самолетов УТИ-4; на то, что с июня-июля, в лучшие для полетов месяцы, в полки прекращается подача бензина. Четко поставлена проблема с радиосвязью, "решенная" у Рычагова и вскользь обозначенная у Смушкевича. А.А. Новиков говорит:

"Имеющиеся средства связи на сегодня не обеспечивают надежной связи с наземным командованием и не обеспечивают управления в бою. Свои средства связи необходимы авиации. При существующем положении связь приходится просить у начальника связи округа и расчеты строить из того, что он даст. Усиление средств связи должно идти главным образом по линии радиосвязи. Мы одалживаем их у начальников всех округов, базируясь на том, сколько они нам дадут. Дадут, — значит работаем, не дали, — значит плохо получается".

А слово Героя Советского Союза генерала Т.Т. Хрюкина — просто крик души!

"Мы имеем опыт немецкого командования по взаимодействию с танковыми частями. Я считаю этот опыт характерным и мы можем его изучить и применить для себя. Я его изучал, он заключается в следующем. После того, как танковые части прорвались в тыл на 70-80 км, а может быть и 100 км, задачу авиация получает не на аэродроме, а в воздухе, т.е. тот командир, который руководит прорвавшейся танковой частью, и авиационный командир указывают цели авиации путем радиосвязи. Авиация все время находится над своими войсками и по радиосигналу уничтожает узлы сопротивления перед танками — тогда авиация приносит своевременный и удачный эффект.

Этот вопрос у нас в достаточной степени не проработан.

Очень большое значение имеет радиосвязь наземного командования с авиацией. Ее нужно иметь авиационному командованию и наземному. Связь необходима, а как таковая она у нас даже по штату отсутствует. Сейчас связь должна быть обязательна и именно радиосвязь. Это самое главное".

Что удивительно, фамилия заместителя генерала-инспектора ВВС Т.Т. Хрюкина отсутствует в списках участников Совещания. Похоже, что выступление в самом конце заседаний было его собственной инициативой. После чего Хрюкина из Москвы отправили обратно на должность с которой он прибыл, — командующего ВВС 12-й армии.

Очевидно, что командование ВВС Красной Армии за редким исключением было командованием мирного времени, с опытом лишь локальных конфликтов…

Знающие люди, конечно, были, но их голос не услышали. Погиб в застенках НКВД честный русский человек начальник НИИ ВВС генерал-майор авиации Александр Иванович Филин. Талантливый летчик и инженер, способный предвидеть события, он доказывал, что летные данные самолета обеспечивают только 50% выполнения боевой задачи. Вторая половина — двусторонняя радиосвязь, другие приборы и оборудование. Отношение наркомата авиапромышленности к радио он назвал "кустарщиной и крохоборством". У Филина возник конфликт с заместителем наркома авиапромышленности конструктором А.С. Яковлевым, чьи самолеты УТ-3 и ББ-22 он обоснованно забраковал. Потом — с А.И. Микояном. Над конструкторами висел дамоклов меч установленных сверху сроков… Арестованный 23 мая 1941 года, Филин, не признавший своей вины, был расстрелян 23 февраля1942 года, когда война уже показала его правоту.

…В мае 1941 года немецкий транспортный "юнкерс-52" незамеченным пересек советское воздушное пространство и без помех приземлился на московском Центральном аэродроме в нескольких километрах от Кремля! За подобные посадки и в 1986, "перестроечном", году сняли с постов верхушку армии во главе с министром обороны и главкомом ПВО!

Сталин был в ярости. Боевая готовность советских ВВС и ПВО предстала перед Гитлером во всей наготе. Централизованного руководства в ПВО, также как и в ВВС, не было. Главное управление ПВО осуществляло "общее руководство", непосредственно же командовали средствами противовоздушной обороны командующие округами, в пределах которых находились определенные зоны ПВО… О четкости и оперативности не могло быть и речи.

7 июня был арестован начальник Главного управления ПВО Герой Советского Союза генерал-полковник Г.М. Штерн. То, что в этой должности он находился всего два месяца, не было принято во внимание.

31 мая арестован командующий ВВС Московского военного округа П.И. Пумпур. 8 июня — Я.В. Смушкевич. Оформлялось дело об очередном "заговоре", но подоплека была ясна — ВВС и ПВО показали свою неготовность. Изменить что-либо к лучшему возможности уже не имелось.

…С гнетущим чувством смотрел Покрышкин с однополчанами на регулярные пролеты над аэродромом в Бельцах немецких разведчиков — "юнкерсов" и "хейнкелей". Приказом сверху такие рейды немцев объяснялись как их ошибки в ориентировке; при встрече в воздухе атаковать их было нельзя, следовало знаками показывать на запад. Оправданий такому приказу летчики, поставленные сторожить границу и пресекать ее нарушения, не находили. "Дипломатия…" — играя желваками на скулах, говорил Иванов.

Фотосъемка высокого качества, сделанная экипажами группы стратегической разведки люфтваффе под командованием подполковника Теодора Ровеля, стала для немцев одним из главных источников информации. Были отсняты все основные аэродромы, укрепления, транспортные узлы, крупные заводы на всей западной территории СССР.

За несколько дней до начала войны звено летчика 55-го полка Валентина Фигичева, поднятое с аэродрома-засады у самой реки Прут, перехватило над советской территорией Ю-88 и предупредительным огнем потребовало следовать за ними. Преследуя развернувшийся "юнкерс", МиГи на несколько километров углубились в Румынию. Тут же об этом узнали в Москве. Строгое разбирательство прекратили только события 22 июня.

В то же время летчика Ивана Ханина, убитого над Молдавией ответным огнем при перехвате немецкого разведчика, похоронили без особой огласки…

Бывший богатый торговец, в доме которого снимал комнату Покрышкин, предупреждает его во вторник, 17 июня:

— На этой неделе Германия нападет на Советский Союз. Армии Гитлера стоят у границы. Мои сыновья живут в Бухаресте. Они мне сообщили, что в воскресенье начнется война… Если Красная Армия не разобьет Гитлера, то он нас, евреев, всех уничтожит… Если бы я был помоложе, сегодня же уехал бы в Россию. Мы сейчас молимся за нее, за ее силу…

Ответить старику было нечего. Иванов, которому Покрышкин рассказал об этом предупреждении, покачал головой:

— Все может быть. Так или иначе, но воевать придется, и придется скоро. Плохо, что не успели полностью переучиться. Поздно мы получили МиГи…

Из радиоприемника, заглушая легкую музыку Софии и Бухареста, гремели бравурные германские марши…

Александр Иванович получает задание перегнать тройку МиГов в Кировоград. По пути следовало сесть на полевой аэродром 4-го полка, где к звену Покрышкина должна была присоединиться еще пара самолетов. Здесь, в Григориополе, непогода остановила перелет. Последние довоенные дни Покрышкин с ведомыми проводит в промокшей палатке, в разговорах со знакомыми пилотами.

Все эти дни как мрачное предзнаменование плотной массой, низко над землей шли с запада на восток тяжелые темные облака… Всматриваясь в ту сторону, откуда они плыли, Покрышкин думал о разговоре со стариком в Бельцах. Александр Иванович задавал себе главный вопрос: "Готов ли я как летчик-истребитель к боям, готов ли сразиться с сильным и коварным противником, имеющим разносторонний боевой опыт?"

Сколько вражеских самолетов там, на неведомых аэродромах за пограничными холмами?.. Совсем недалеко, в Румынии уточнялись последние детали в штабах, перед офицерами лежали карты СССР и фотоснимки русских аэродромов, заряжались бомбами и снарядами контейнеры самолетов. Показывали на восток стрелы на фюзеляжах "мессершмиттов" групп 53-й эскадры "Pik-As". Эмблема эскадры — белый ромб с черным тузом пик…


 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру