История Николо-Угрешского монастыря. Часть первая

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II


ПРЕДИСЛОВИЕ
Майское утро… Николо-Угрешский монастырь… Древняя Угреша… Яркое весеннее солнце освещает своими лучами стародавние, но обновленные, выбеленные монастырские стены. А за ними, на небывалой высоте, сияет на солнце божественным огнем купол многоярусной колокольни, оттеняемый ультрамарином величественных куполов Спасо-Преображенского собора. Слева, если смотреть с Никольской площади, острятся кокошниками главы храма во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", а справа устремляется в небеса чем-то напоминающий церковь Покрова на Нерли белоснежный храм во имя преподобного Пимена Угрешского. И где-то там, уже за обителью, серебрится водами Москва-река… Поистине Божия красота…

22 мая, как и всегда на протяжении более чем шестисот лет, в Угреше престольный праздник — день перенесения святых мощей Святителя Николая Чудотворца, или, как его издревле называют на Руси, — Никола Вешний. И как повелось с 1998 года, многолюдный крестный ход протянулся от стен обители к памятному знаку Святителю Николаю, что установлен на Никольской площади. Православный люд, радостный и восторженный, степенно и смиренно идет за монастырской братией, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Священноархимандритом Николо-Угрешской обители, за крестами и хоругвями, за драгоценным ларцом с частицей мощей Святителя Николая. Идет и поет прославляющую песнь Святителю Николаю. Святителю столь любимому на Руси, что уже много веков русский православный народ зовет его Николой Угодником. И, кажется, — это не солнце, а сама Святая Русь освящает сегодня дорогую всякому русскому сердцу Угрешскую обитель. Ибо святость в Угреше неизбывна…

История России немыслима без истории русской святости, без понимания того, что Святая Русь во все времена спасала наше Отечество, направляя его развитие по благодатному пути. Образ Святой Руси уходит своими корнями в самые стародавние времена. Еще до принятия Русью христианства, Русская земля была освящена жизнью и подвигами святых. Первая официальная канонизация русских святых произошла в 1072 г., когда к лику святых были причислены князья-братья Борис и Глеб. И с этого времени Собор русских святых постоянно разрастался.

Для русского православного сознания крайне важно состояние уподобления. Православный человек, устраивая свою повседневную жизнь, стремится подражать, уподобляться Христу, ведь именно Спаситель явил миру истинный пример земного существования, оставил людям Новый Завет, в котором даровал необходимые правила земного человеческого бытия и указал путь к спасению. Но жить по Христу и во Христе — это путь крестоношения. Поэтому те люди, которые своими земными деяниями доказали приверженность Христовой вере, смогли уподобиться Спасителю, свершили подвиг во имя Христово, эти люди начинали, в свою очередь, служить примером для православного народа, становились предметом уподобления и почитания.

Со временем в России сложилось понимание, что идея уподобления Христу важна не только для отдельного человека, но и для всего государства, для всего народа. Так, в XVI в. возник идеал-образ Святой Руси как земного уподобления России Небесному Царству Христову. И если в идее святости мы находим идеал человеческого существования на земле, то в идеале-образе Святой Руси нашли свое выражение все основные смысловые и целевые установки земного бытия русского народа, Русского государства и Русской Церкви.

Центрами средоточения истинной духовной жизни и святости во все времена были монастыри. Первые монахи уходили от людей в пустынные места, жили в молитве и безмолвии. Поэтому их называли "пустынниками" и "отшельниками". Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Так стали возникать монашеские общины — монастыри. Монахов одного монастыря стали называть братией ("братьями во Христе").

Цель монашеской жизни — сугубое уподобление Спасителю. Поэтому главный принцип монашества — уход из мирской жизни, отказ от всех мирских радостей во имя служения Господу. На такой поступок способны очень немногие люди. Потому монашеское служение часто называют подвижничеством, подвигом. Монахи служили и продолжают служить примером истинной жизни по заповедям Христа, поддерживали и поддерживают среди мирян высочайший авторитет православной веры и Церкви. Монахов на Руси всегда почитали, приходили к ним за советами, просили благословения на различные дела.

Одним из важнейших центров духовной жизни России на протяжении вот уже более чем шести веков является и Николо-Угрешский монастырь. С первых лет своего исторического существования Угрешская обитель была одухотворена подвигом русской святости. Она и основана благодаря святому чуду — чуду явления иконы Святителя и Чудотворца Николая святому благоверному князю Димитрию Донскому. И в дальнейшем русская святость не покидала монастырские пределы, ибо своими трудами на благо России и Угрешского монастыря здесь прославились многие русские святые, и среди них — Святители Иннокентий Пензенский и Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Иннокентий (Попов-Вениаминов), Тихон (Белавин) и Макарий (Невский)... Здесь, в монастыре, свершали духовный подвиг простые монахи, насельники обители. Здесь прославился своими неустанными трудами во имя Христово преподобный Пимен Угрешский... Здесь, в угрешских храмах, хранились и почитались великие православные святыни... Здесь, перед угрешскими святынями, молились многие русские государи, любившие эту обитель, почитавшие ее, часто бывавшие в ней, делавшие в монастырь богатые вклады...

Угрешская обитель, славная своей историей и высоким духовным наследием, испытавшая в XX столетии запустение и возрожденная в 1990 году, и сегодня продолжает смиренно, но твердо и с великой ревностию исполнять великую обязанность перед Господом — быть примером для нас, мирян, в устроении нашей повседневной жизни ради жизни вечной. И быть — средоточением русской святости.

Книга, которую вы, уважаемые читатели, держите в руках, повествует об истории, современности и будущем Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. И необходимо от всего сердца поблагодарить многоуважаемого Владыку, наместника Николо-Угрешского монастыря епископа Люберецкого Вениамина за великую помощь в создании этого труда.

РОЖДЕНИЕ
1380 год
Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 великим князем Московским, святым благоверным Димитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако в народной молве издревле бытовало устное предание, позднее, в XVIII столетии, записанное. Но прежде чем поведать его, обратимся к тем событиям, которые свершились в конце XIV века.

Димитрий Иванович Донской (1350 – 19.05.1389) — великий князь московский с 1359 г., великий князь владимирский и московский в 1362 – 1389 гг., православный святой. Он был сыном великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры, внуком великого князя Ивана Даниловича Калиты. На московский престол Димитрий вступил в девятилетнем возрасте, после смерти отца. В 1362 году, в борьбе с князем Димитрием Константиновичем Суздальским, получил ярлык на великое княжение владимирское. В годы малолетства великого князя его воспитателем и фактическим руководителем московского правительства был митрополит Алексий.

Для замирения с суздальским князем, в 1366 году юный Димитрий Иванович сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, из-за того что годом раньше Москва выгорела в страшном пожаре, названном в летописях "Великим". В 1367 – 1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль. Новый белокаменный Кремль значительно превосходил своими размерами Кремль, построенный при Иване Калите. Он занимал почти всю территорию современного Кремля. Мощные двух- и трехметровой толщины стены, восемь или десять башен делали Москву почти неприступной. С того времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XIV в. Димитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу с тверским князем Михаилом Александровичем за великокняжеский ярлык. Несколько раз тверичи вместе с соседними литовцами разоряли московские земли и осаждали Москву. Но каменные стены нового Кремля выдерживали осады. В 1371 году Димитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое княжение владимирское. В 1375 году Димитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь. Был заключен мирный договор, который значительно урезал самостоятельность Тверского княжества.

В 1382 году Димитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное русское войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву, в резне, устроенной татарами, погибло свыше 20-ти тысяч человек. Во время пожара сгорело огромное количество книг, свезенных в город. Тохтамыш вновь установил дань. В качестве залога и гарантии выплаты дани Димитрий Иванович оставил в Орде своего старшего сына и наследника Василия.

К концу правления Димитрия Ивановича под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены московское и владимирское княжества.

У Димитрия Донского было восемь сыновей. По своему завещанию Димитрий Иванович передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как "отчину", т. е. как наследственное владение московских земель. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву. Московские великие князья более не зависели от ордынских ханов и решали вопросы о наследии самостоятельно.

В 1988 году великий московский князь Димитрий Донской был причислен к лику святых. День его поминовения — 19 мая (1 июня).

А ко времени основания Николо-Угрешской обители Московское княжество, ставшее главным центром собирания разоренных ордынским игом русских земель, крепло и ширилось. Уже был построен в Москве белокаменный Кремль. Уже сиял куполами в центре Кремля Успенский собор, возведенный еще великим князем Иваном Даниловичем Калитой. Уже стояли необоримой духовной стеной вокруг Москвы монастыри, основанные митрополитом Московским, святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским — Спасо-Андроников, Чудов и Симоновский в Москве, Высоцкий и Введенский Владычный в Серпухове, и, конечно же, Свято-Троицкий монастырь, ставший главным центром монастырского строительства в Московском княжестве.

И не было у Руси более важной задачи, нежели борьба с Золотой Ордой за свободу и независимость. В 1374 году внук Ивана Калиты, великий князь Московский Димитрий Иванович прекратил выплату дани Орде. А затем, преодолев противоречия между русскими князьями, он сумел сплотить их для совместной борьбы.

В те времена в Орде всем заправлял ханский темник Мамай. В 1378 году в битве на реке Воже рати великого князя Димитрия Ивановича наголову разгромили татарское войско под командованием Бегича, посланное Мамаем. Разгневанный Мамай собрал новую огромную армию. В ее состав, кроме конных полков различных степных народов, вошла и генуэзская пехота. Кроме того, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло. Летом 1380 года войско Мамая, численностью до 100 тысяч человек, двинулось в поход.

На Руси давно готовились к решительному сражению. По призыву Димитрия Ивановича к Москве стали собираться воинские отряды из многих княжеств. 23 князя со своими отрядами влились в состав объединенного русского войска, в том числе полки братьев Ягайло, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, псковское ополчение. Отсутствовали только тверские, смоленские и новгородские войска. Рязанский князь Олег Иванович выжидал, кто окажется сильнее — Орда или Москва? Но и он содействовал общей победе — предупредил Димитрия Ивановича о приближении татарского войска.

Как рассказывает предание, сохранившееся в "Сказании о Мамаевом побоище", перед выступлением на битву великий князь Димитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому.

Преподобный Сергий Радонежский (в миру — Варфоломей) (1314 или 1322 – 25.09.1392) — основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой.

Родился он под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии. При рождении получил имя Варфоломея. Как сообщает его Житие, еще до своего рождения, в чреве матери, Варфоломей прославился многими чудесами. А в отрочестве чудесным же образом он овладел грамотой. Вскоре по велению великого князя Московского Ивана Калиты семьи ростовских бояр, в том числе семью Варфоломея, переселили под Москву — в городок Радонеж. По имени этого города впоследствии преподобный Сергий и будет прозываться Радонежским.

После смерти отца, Варфоломей со своим братом Стефаном уходят в монастырь, располагавшийся возле подмосковного Хотьково. В конце 30-х гг. XIV в. они покидают этот монастырь и избирают жизнь монахов-отшельников, одинокий аскетический подвиг в молчании. В подмосковных лесных чащобах, на горе Маковец они обустраивают скит, строят церковь, посвященную Святой Троице, а Варфоломей принимает иноческий постриг под именем Сергия. Через некоторое время Стефан ушел в Москву и стал духовником великого князя Семена Ивановича Гордого. К оставшемуся на Маковце Сергию потянулась монашеская братия. Так и возник Троицкий монастырь — во имя Святой Троицы.

В 1353 – 1354 гг. митрополит Алексий, при поддержке константинопольского патриарха Филофея, предложил троицким инокам принять новый монастырский устав — общежительный. Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в его первые игумены. По общежительному уставу все монахи были равны, им запрещалось иметь частную собственность, они питались за совместным столом и творили совместную молитву. Каждый монах исполнял послушание — порученное ему игуменом дело. Во второй половине XIV — начале XV вв. преподобный Сергий и его ученики основали несколько новых монастырей.

Приверженец чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. В наиболее сложные моменты истории, он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы.

В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Сергия приглашали занять митрополичью кафедру, но он отказался, сказав: "Кто я такой, грешный и худший из всех людей?".

Житие Сергия Радонежского сообщает, что именно троицкому игумену впервые в истории Руси явилась Сама Божия Матерь и обещала свое покровительство устроенной им обители. Однажды Сергий стоял пред иконою Пречистой Богородицы и молился. Вдруг послышался голос: "Се, грядет Пречистая". Услыхав это, преподобный вышел из кельи в сени. Здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Богородицу. Необычайный блеск окружал Пречистую, сопровождали Ее два Апостола — Петр и Иоанн. Не вынося столь чудного сияния, преподобный Сергий пал ниц. Пречистая же прикоснулась к Сергию Своими руками и сказала: "Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои молитвы. Не скорби больше об обители сей. Отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего". Сказавши так, Пречистая Богоматерь стала невидима.

В глазах русских людей уже при жизни Сергий Радонежский стал воплощенным символом единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII – XIV вв. Вскоре после смерти, в 1447 году, Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.

Дни памяти святого Сергия Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).

Позднейшие источники показывают особую роль преподобного Сергия Радонежского в 1380 году. В "Сказании о Мамаевом побоище" (кон. XV в.) говорится, что именно к нему приехал великий князь Димитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву с полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на поле сражения двух монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму.

Получив высокое благословение, великий князь Димитрий Иванович отправился к своим войскам. Местом встречи русских отрядов была назначена Коломна. Именно туда стекались со всей Руси воины — конные и пешие. В Коломну из Москвы вышла и дружина великого князя Димитрия Ивановича. В 15 поприщах от стольного града на берегу Москвы-реки войско великого князя остановилось для краткого отдыха. И здесь случилось чудесное видение Димитрию Ивановичу: над сосною, в воздухе явилась ему икона Святителя Николая Чудотворца. Вот как об этом повествует старинное предание: "Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович изыде из града Москвы противу нечестиваго Мамая царя Татарскаго, и отшед от Москвы пятьнадесять поприщ ста в шатрах на месте зласнем для преуспокоения с воинством своим, и явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца, вапою украшенный, звездами светло окружаемый и великим светом осияваемый, стоящь о себе на воздусе над древом, зовомым сосною, ту стоящею, ни кем же не держимый, и молящуся ему великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому — сниде сама с высоты святая оная икона и вдадеся в честные руце его".

Димитрий Иванович был поражен чудом, а сердце его озарила надежда на Божию помощь в предстоящей битве. И воскликнул великий князь: "Сия вся угреша сердце мое!"

И Господь не оставил великого князя Своей благодатью, даровав ему великую победу на Куликовом поле.

Вскоре после чудесного явления иконы Святителя Николая князь Димитрий Иванович был в Коломне, где провел воинский смотр собравшихся ратей. 20 августа русское войско вышло из Коломны, а 30 августа переправилось через Оку. Узнав о движении русских полков, Ягайло не решился выдвинуться на помощь Мамаю, и так и не принял участия в битве.

В ночь с 7 на 8 сентября Димитрий Иванович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядвы и поставил полки на Куликовом поле. В центре — Большой полк, главные силы. По флангам — полки Правой и Левой руки, впереди — Передовой, чуть сзади, за левым флангом Большого полка — Запасной. С востока, скрытый в Зеленой дубраве, стоял Засадный полк численностью 10–16 тыс. человек под командованием Дмитрия Михайловича Боброка, князя Волынского и Владимира Андреевича, князя Серпуховского. Общая численность русского войска достигала 70 тысяч человек.

Утром 8 сентября 1380 года началась битва. В "Сказании о Мамаевом побоище", которое было написано в конце XV в., сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой с татарами Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли. Позднее богатыря-печенега именовали Темир-мурзой или Челубеем. Андрей Ослябя первым ринулся в бой и первым пал на поле брани.

Основные силы татар устремились на Передовой полк, разбили его и ударили в центр Большого полка. Три часа продолжался этот бой. Татары рвались к знамени великого князя, под которым стоял боярин Михаил Бренок в доспехах Димитрия. Боярин погиб, но полк устоял. Великий князь в это время в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дерева, где его после битвы нашли два простых воина-костромича.

Не добившись успеха в центре, татары ударили по полку Правой руки, но потерпели неудачу. Тогда они обрушились на полк Левой руки, в тяжелом бою оттеснили его и стали обходить с тыла главные силы. Но они не знали о Засадном полке. Начав окружение Большого полка, татары подставили под удар свои тылы. В этот момент свежая русская конница из засады нанесла разгромный удар в тыл и фланг татарам. Немногим из них удалось в панике бежать. В наступление перешли остальные русские полки и гнали татар на протяжении 30 – 40 км до реки Красивая Меча, захватили обоз и богатые трофеи. Разгром татар был полный, войско Мамая перестало существовать. Малое число татар добралось до Орды, а сам Мамай бежал в Крым и был там убит.

Русские войска потеряли около 20 тысяч убитыми и ранеными. Восемь дней собирали и хоронили убитых воинов, а затем войско двинулось к Коломне. 28 сентября войско победителей вступило в Москву, где его ожидало все население города.

Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых — "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". Великий князь Димитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь серпуховский Владимир Андреевич — прозвание Храбрый.

А на обратном пути в Москву великий князь Димитрий Иванович вновь оказался на том же месте, ознаменованном чудесным явлением иконы Николая Чудотворца. И повелел Димитрий Иванович устроить здесь храм во имя Святителя Николая и основать монастырь в его честь.

"По возвращении же благоверному князю от брани с преславною победою, — повествует далее предание, — достиже паки онаго места на нем же оный образ с явлением чудесне в честные руце его вдадеся, и о дарованней ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, моляся соверши молебное пение с воинством своим, и в то время сам благоверный великий князь Димитрий Иоаннович с благоверными князи и боляры нарече оное место прозванием Угреша, еже зовется тем именем и до сего дня; и повеле на оном месте сооружити храм, во имя и в честь Святителя Угодника Христова Николая Чудотворца; и воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю и к пропитанию всеми потребными не скудно".

Старинное предание объясняет и причины возникновения обители, и ее именование. Никольским монастырь назван в честь Святителя Николая Чудотворца, а именование "Угреша" родилось от слов, сказанных великим князем: "Сия вся угреша сердце мое!", где само слово "угреша" понимают как "согрело".

А воспоминание того чудесного явления иконы, положившего начало обители, в Николо-Угрешском монастыре празднуют до сих пор 9 (22) августа.

 


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру