Богородица на водах. Дневник Крестного хода

КАДР СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
У креста, стоящего напротив острова, возникшего из руин храмов Дорофеева Югского монастыря, отец Геннадий Беловолов сказал проповедь.

— Сколько же престолов на дне этого водохранилища? — задавал он вопрос. — Сколько же ангелов стоит над его водами? Где мы еще найдем другое такое озеро?

Вопросы эти риторические. Да и что отвечать на них, если самое острое ощущение здесь — совершающееся прямо на твоих глазах сражения Добра и Зла, Света и Тьмы.

Кресты и часовни обступают тяжелые воды Рыбинского водохранилища, как бы теснят их…

1.
Работая над книгой, посвященной священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому, я просматривал биографическую хронику жизни и деятельности В.И. Ленина. Меня поразила тогда одна из записей, помеченных девятнадцатым марта 1922 года.

Это роковой в истории России день.

Именно 19 марта Ленин написал свое знаменитое письмо в Политбюро о необходимости решительно провести о жизнь декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей.

"Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше..." — писал Ленин.

Ленинское письмо сейчас общеизвестно и меня заинтересовала другая запись.

Среди множества поручений, сделанных в этот день, В.И. Ленин, между прочим, поручил И.И. Скворцову-Степанову, "поскольку тот написал хорошую книгу об "Электрификации РСФСР", написать книгу по истории религии и против всякой религии".

Запись эта показалась мне симптомом наступающей на Владимира Ильича болезни, которая всего через два месяца превратит его в не умеющего читать и писать идиота.

Ну, действительно...

Хотя письмо в Политбюро и исполнено сатанинской злобы на Православную Церковь, но в нем во всем блеске явлена злая мощь ленинской мысли. План уничтожения Православной Церкви разработан Лениным во всех деталях, с учетом всех возможных обстоятельств и осложнений.

Здесь же, в этой записи прослеживаются явные признаки идиотизма.

Ну, написал товарищ по партии книгу по электрификации РСФСР. Ну, понравилась эта книга Ленину. Может быть, с большевистской точки зрения всё там было правильно. Но религия-то тут причем? Почему именно автору книги по электрификации нужно давать партийное поручение написать книгу против всякой религии? Неужто в ЦК не было более подходящих, более владеющих атеистической проблематикой авторов?

Но это для нормального человека электрификация и атеизм не имеют ничего общего. В извращенно-сатанинском сознании большевиков электрификация и борьба с православием воспринимались, как тождество. И с этой точки зрения, конечно же, можно проанализировать и план ГОЭЛРО, и возведение гигантских гидроэлектростанций во времена Никиты Сергеевича Хрущева, продолжившего ленинский поход против Русской Православной Церкви.

Ведь в зону затопления попадали не только городки и села, не только гектары самой плодотворной земли, из века в век кормившей русских людей, но и нечто большее. Намоленная нашими святыми, озаренная светом их святости земля тоже должна была скрыться в мутноватой воде мелководья, сквозь которую скорее угадываешь сейчас, чем различаешь, минувшую православную жизнь...

2.
Подтверждение этому отыскалось и в нынешнем паломничестве…

В красивом городе Рыбинске, давшем название водохранилищу, захлестнувшему великое множество православных храмов и монастырей, воочию было явлено нам, что захлестнутыми водохранилищем оказались и сами нравственные устои русской жизни…

Вообще-то мы уже выбивались из графика, и Рыбинск решено было проехать, но, как же проехать, не остановившись у Леушинского подворья.

Впрочем, вначале немного истории…

В самом начале Крестовой улицы Рыбинска, этого города купцов и бурлаков, красовался прозванный "красою Поволжья" Спасо-Преображенский собор. Колокольня его выше Адмиралтейства и это и спасло ее. Ее оставили как ориентир для речников.

В конце Крестовой улицы сияли купола Кресто-Воздвиженского и Сретенского храмов. Здесь же находилось и подворье Дорофеева Югского монастыря

Ну, а в 1902 году Крестовая улица украсилась еще одним подворьем.

Купеческая вдова Мария Ивановна Боровкова по благословению Иоанна Кронштадтского передала свой дом Леушинскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю.

В доме устроили церковь Иоанна Богослова, и теперь здесь часто бывала и настоятельница Леушинского монастыря матушка Таисия, и сам святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После революции на основании предписания Президиума Рыбинского РИКа от 13 ноября 1923 года Леушинское подворье было экспроприировано и обращено в муниципальную собственность.

С годами равнодушие советских десятилетий стерло память о святыне, и в семидесятые-восьмидесятые года прошлого столетия люди, жившие в коммунальных квартирах этого дома на улице Ленина, уже и не задумывались, что здесь было раньше.

И только подивиться можно тому чуду, благодаря которому этот дом, о предназначении которого позабыли и городские власти, и сами жильцы, продолжал существовать таким, каким был при матушке Таисии и святом праведном Иоанне Кронштадтском. Внутри дома были сохранены лестницы, изразцовые печи, филенчатые двери, лепные потолки.

3.
Всё должно было измениться, когда страна наша стала приходить в себя после атеистического и исторического беспамятства.

Во многом благодаря просветительской деятельности отца Геннадия Беловолова, прилагающего немалые усилия для возрождения мест, связанных с деятельностью матушки Таисии, президиум Рыбинского отделения BOO "ВООПиК" принял решение признать здание № 86 памятником культуры федерального значения.

На заседании ВООПиК представитель Православной Церкви отец Евгений зачитал ходатайство Благочинного Рыбинского округа протоиерея Павла Кравченко о передаче здания бывшего монастырского подворья и прилегающей территории Рыбинскому Благочинию Ярославской епархии, для устройства в нем учебно-просветительского православного центра, школы катехизации и духовной библиотеки.

Было решено составить и направить письмо главе окружной администрации Борису Степанову, чтобы поставить его в известность о найденном культурно-историческом памятнике.

Но уже изменилось, изменилось многое.

И — увы! — совсем не так, как хлопотали об этом священники и краеведы.

На заседании ВООПиК присутствовала рыбинский предприниматель Марина Витальевна Кузьмина, которая уже купила часть дома № 86. Другая часть здания принадлежит сейчас муниципалитету и арендуется ООО "Натрика" (артель инвалидов), но М.В. Кузьмина предпринимает немалые усилия, чтобы выкупить и ее.

Юридически право владения М.В. Кузьминой частью здания Леушинского подворья не может быть оспорено.

Увы…

Законы новой России так и составлялись, чтобы наиболее ловкие и наименее совестливые наши сограждане могли безмерно обогащаться в ущерб другим за счет нашего общего достояния…

Но помимо юридической стороны существует и нравственная.

И не вникая во все тонкости юридических хитросплетений, скажем о том, что явно и зримо совершается прямо на наших глазах.

Именно тогда, когда так бурно и так успешно возрождалась в нашей России православная жизнь, мемориальный облик дома, пропитанного святостью Иоанна Кронштадтского в Рыбинске, разрушался с какой-то особенно злобной стремительностью.

Сняли резные наличники, деревянную обшивку заменили на импортный пластик, на крыше дома появилась "новорусская" черепица. Справа к дому приделали каменный аппендикс. Внутри дома исчезли печи. Двери и старые лестницы со стертыми ступеньками, перилла которых помнят прикосновениями рук святого праведного Иоанна Кронштадтского, оказались сломанными и выброшенными…

4.
Я не хочу демонизировать Марину Витальевну Кузьмину, хотя, как говорят, она некрещеная, и на вопрос о желании покреститься отвечает категорическим отказом, хотя она — принципиально! — ничего не желает слышать ни о святом праведном Иоанне Кронштадтском, ни о матушке Таисии.

Марина Витальевна — полноправный член общества и в нашей стране, где в конституции декларирована свобода совести, все права ее защищены законом.

В том числе, как это ни прискорбно, и ее право разрушать приобретенную за гроши общенациональную святыню…

В том числе и ее право глумиться над нравственным чувством русских православных людей, устроив в принадлежавшем затопленному Леушинскому монастырю подворье арт-клуб "Кадр"...

Там где был алтарь храма Иоанна Богослова, где возносил молитву о спасении России святой праведный Иоанн Кронштадский — тарелка спутниковой антенны, а у входа встречает паломников рекламный щит: "Арт-клуб КАДР. Культурно-развлекательная программа. Заходите на шашлык!"

Читаешь эту невинную, но такую бесстыдную возле святыни рекламу и понимаешь, что слова о мертвой воде беспамятства, разлившейся над затопленными православными святынями, которые воспринимаются как поэтическая метафора, здесь, возле Леушинского подворья, оказывается грубой реальностью.

И тут как ни демонизируй владелицу арт-клуба "КАДР", но едва ли удастся сделать больше, чем делает она сама, когда, сражаясь за возможность приобрести все здание целиком, хлопочет она, пытаясь в юридическом порядке распамятствовать здание монастырского подворья.

5.
"Мы — за право на жизнь и против "права" на смерть, за право на созидание и против "права" на разрушение, — сказано в Декларации о правах и достоинстве человека, принятой десятым Всемирным Русским Народным Собором. — Права и свободы человека действенны в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе"…

Смотришь на фотографии паломников, вставших с иконами под вывеской арт-клуба "КАДР", и понимаешь, что на таких молебнах, который отслужил возле поруганной святыни протоиерей Геннадий Беловолов, и вырабатывалась эта Декларация.

Принятая Собором, возглавляемым Святейшим Патриархом Алексием II, эта Декларация стала первой попыткой встать на пути тех, кто пытается установить свое право на распамятывание нашей истории, нашей духовности вопреки нашему праву и нашей общей обязанности сохранить наши святыни…


КРЕСТ НА ВОДАХ
Все эти дни стояла прекрасная погода, хороша она была и сегодня, когда служили молебен у креста напротив бывшей Дорофеевой Югской обители.

И потом, когда ехали в Мяксу, в самый близкий к Иоанно-Предтеченскому Леушинскому монастырю поселок на берегу водохранилища, тоже светило солнце.

И, когда служили молебен возле арт-клуба, в Рыбинске, тоже светило солнце.

Погода начала портится после молебна.

Словно мы разбудили, растревожили каких-то недобрых духов, и вот еще и не подъехали к Мяксе, как нахмурилось небо, подул с той стороны, где остался арт-клуб, злой, порывистый и холодный ветер.

Протоиерей Геннадий Беловолов позвал меня на катер, с которого должны были установить крест над затопленным Леушинским монастырем …

Географическую точку расположения монастыря устанавливали по спутнику.

И этот радио-компас в руке капитана как-то естественно соседствовал с иконой Леушинской Богоматери "Аз есть с вами и никто же на вы", написанной в мастерских Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И.С. Глазунова по заказу православной общественности Леушинского подворья города Череповца, что стояла сейчас на корме катера.

Всю дорогу служил протоиерей Геннадий Беловолов перед этой иконой молебен, и получалось, что молитвой и выверялся наш проложенный из космоса путь…

А непогода усиливалась и, когда мы встали над Леушинским монастырем, качало уже так, что с превеликим трудом удалось опустить крест на воду.

Но опустили…

И встал этот крест на водах, закрепленный якорями прямо над монастырем.

Или все-таки это непрерывная молитва подняла рухнувшие монастырские соборы и из воды проступил крест на маковке?

При всей кажущейся притянутости этого образа неправды в нем нет.

Этот крест, как наш ответ тем, кто затопил нашу Святую Русь морями лжи и ненависти, морями своих личных прав ненавидеть нашу православную Родину. Большевикам недостаточно было расстрелять и разрушить Россию. С ветхозаветной мстительностью ленинская гвардия решила затопить саму землю, где была Россия…

Мы не можем сбросить воду русофобского потопа, но молитвенное разумение и любовь поднимает кресты над водою, захлестнувшей наши монастыри, и этот голгофский крест, вознесшийся над святой водой Рыбинского водохранилища прямо над Леушинским монастырем — свидетельство этому.

Молитвы, вера в Бога, любовь к Родине созидают духовный храм, и вот когда уже поднялся над водяною пустыней крест, вершающий этот храм, совсем сгустились тучи, потемнело небо и хлынул холодный дождь.

Но что с того?

Мы уже посетили затопленный монастырь.

Мы были в нем…


МЯКСА
Под проливным дождем вернулись в Мяксу.

Близость этого села к затопленному монастырю не только географическая, но и духовная…

До царствования Екатерины II в Мяксе находился Спасо-Преображенский монастырь. После церковной секуляризации 1763–1764 годов, как и многие древние обители, служившие центрами благотворительности и просвещения, он был упразднен, а монастырские храмы передали местному приходу.

Монахини же разошлись по другим монастырям…

Впрочем, и столетие спустя, село продолжало поставлять монахинь в монастыри.

Из Мяксы происходили и многие леушинские насельницы, и так получилось, что именно сюда перенесли из Леушина перед затоплением двухэтажный келейный корпус с огромными окнами и высокими потолками.

Этот дом сохранился до сих пор…

Сохранились и храмы Спасо-Преображенского монастыря.

В Спасо-Преображенском соборе нынче располагается почта, а в храме Спасо-Нерукотворного образа долгие годы был мясоперерабатывающий цех.

Свои отходы этот цех спускал прямо под алтарь, и восстановить фундамент этого храма — увы! — уже невозможно. Поэтому, когда начали говорить, что в Мяксе необходим храм, решили строить его заново.

Протоиерей Геннадий Беловолов рассказал, что этот храм рос вместе с Леушинскими стояниями. Вначале нужно было заронить мысль о храме, потом превратить эту мысль в дело, на пятом стоянии уже готов был фундамент, тогда и освятили первое бревно, а сейчас уже стоят стены, завтра здесь будет совершена первая литургия…

Но достроить храм все равно не успели.

Сложили стены, но еще не до конца закрыли крышу, только натянули полиэтилен и он, не выдержав тяжести воды, рухнул, когда мы вносили в храм икону Леушинской Богоматери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", написанную в мастерских Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Мне никогда не приходилось бывать на тонущем корабле, но сейчас, действительно, возникло ощущение получившего пробоину корабля, так хлестала сверху вода.

Но никто не испугался.

В храме шла исповедь, звучали слова молитв, и никто не разбежался, когда хлынула в храм дождевая вода, не прервалась молитва.

Наш корабль остался на плаву…


ЛЕУШИНСКОЕ СТОЯНИЕ
К Кресту, установленному на самой оконечности мяксинского мыса, уже протоптали тропинку…

— Стояние, — говорит отец Геннадий, — это форма русского бытия.

Еще он рассказывает, что нигде он не видел такого воодушевления, как здесь, на этом берегу покаяния.

Наверное, это так и есть, но такая стоит непогода, так сыро и холодно вокруг, что слова насчет воодушевления воспринимаются, как поэтическая метафора.

К вечеру, когда должно было начинаться стояние, стало еще прохладнее, и не было, не было, конечно же, никакого воодушевления, когда собирались мы на мяксинском мысу у креста, очень сыро и главное со всех сторон с воды дует пронизывающий, холодный ветер.

Но поставили принесенные иконы, вокруг них разместили иконки Божией Матери, которые захватили с собою паломники, и зазвучали, зазвучали на пронизывающем насквозь сквозняке акафисты:

"Взбранной Воеводе и Спасительнице российския, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых спаси, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, Горняя Спасительница Богохранимаго отечества Российскаго!"

Завершался один акафист и сразу же начинался другой, акафисты звучали непрерывно, и вот, часа через полтора-два проблеснула на затянутом тучами небе первая звездочка, а когда в три часа ночи закончилось нынешнее Леушинское стояние, посветлело очистившееся от туч небо.

"Избранной от всех родов Пречистей Деве Владычице, источающей неоскудныя милости всему миру и сугубо стране нашей Российстей; похвальная восписуем о Ея чудесах, явлениях и чудотворных иконах. Ты же, Обрадованная, не отрини наших песнопений, но приими их и подаждь радость нам, зовущим Ти: Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!".

Конечно, все перемены, происходящие на небесах, не выходили за пределы допустимых для летней погоды колебаний. Но так точно отражалось в этих небесных метаморфозах всё, происходящее с нами, что светлый покой, установившийся в душах, рассеивал сумерки сомнений…

— Каждый раз, возвращаясь с Ляушинского стояния, кажется, что лучше уже не может быть… — сказал, завершая чтение акафистов, отец Геннадий. — И каждый следующий раз оказывается, что мы даже и представить не могли ранее того, что было теперь…


 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру