Богородица на водах. Дневник Крестного хода

РАТНЫЕ ПОЛЯ
Но если с одной стороны от Брейтова — затопленная Молога, то с другой — впадающая сейчас в Рыбинское водохранилище река Сить.

Река не велика, но она течет из самой сокровенной глубины русской истории…

Здесь, на Сити, в страшном 1238 году, когда татаре "идоша к Ростову, а ини к Ярославлю, а ини на Волгу на Городец, и ти плениша все по Волге, даже и до Галича Мерьского, а ини идоша на Переславль и то взяша и оттоле всю страну и гради многа плениша, даже и до Торжку, несть места, ни веси, ни сел, тацех редко, идее же не воеваша в Суздальской земле, и взяша городов четырнадцать, оприч свобод и погостов, в один месяц февраль", великий князь владимирский Юрий Всеволодович начал собирать войска, чтобы дать совместными силами отпор врагу.

И пришел на Сить со своими дружинами князь Юрьевский Святослав Всеволодович, и пришел князь ростовский Василько Константинович, и пришел князь ярославский Всеволод Константинович, и пришел князь угличский Владимир Константинович…

4 марта татары обрушились на еще не изготовившиеся к сражению русские войска, и каждая русская рать приняла тогда смертельный бой там, где и стояла.

Возле Божонки…

Возле Могилицы…

Возле Колегаево…

Возле Станилово…

Возле Семеновского…

Возле Сить-Покровского…

Возле Юрьевского…

Возле Городища…

Возле Игнатовой…

На ручье Войсковом…

От верховьев до среднего течения Сити, где сейчас село Красное, текла, захлестывая берега, кровь.

Погиб тогда основатель Нижнего Новгорода, пятидесятилетний великий князь владимирский святой Юрий Всеволодович.

Князь ростовский святой Василько Константинович (в крещении Василий) попал в плен и был убит в лесу.

Убили и святого благоверного князя ярославского Всеволода.

С тех пор и стали кладбища, как утверждают путеводители, особой чертой ситского пейзажа. Если увидишь островки соснового леса среди полей, знай, что это непременно курганные группы…

Часть прихода отца Анатолия как раз и расположена по берегам реки Сить.

Жутковата география русской истории, в которой река русской скорби впадает в водохранилище русской скорби.

И как-то поразительно просто врастают в исторический ландшафт рассказы отца Анатолия о своих прихожанах.

— С Ратных-то полей народ, так там сильнее верят… — говорит он. — А у нас такие антикварные старушки есть, что и в городе таких не найти… Записки присылают о здравии коровы Милы или Стрелки… А что делать, в 1941 году закрыли у нас храм и 50 лет наш район фигурировал, как самый атеистический.


РЫБИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Как утверждает предание, святой благоверный князь Юрий Всеволодович, погибший в битве на Сити, был основателем и легендарного Китежа — города, ушедшего на дно озера, чтобы не достаться неприятелю…

Ну, а река Сить впадает сейчас в Рыбинское водохранилище, закрывшее своими водами вполне реальные русские Китежи.

Есть, есть в этом пусть и непостижимая, но очевидная параллель.

И разве не об этом писал в "Видениях на холме" великий русский поэт Николай Рубцов?


"Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы".
 

Но затопленные и уже давно размытые водой русские Китежи продолжают являть свою благодать из-под воды, и ничто не в силах помешать этому торжеству затопленных святынь, над теми, кто разрушил и затоплял их…


КИТЕЖСКИЙ СТАРЕЦ
Кажется, прямо из Китеж-града и пришел в наши дни архимандрит Павел (Груздев). Ведь Мологский Афанасьевский монастырь, где с трехлетнего возраста воспитывался он, — тоже в сокровенной "китежской" глубине Рыбинского водохранилища.

1.
Сквозь страшные годы атеистического лихолетья пролег его жизненный путь, но ни в тюрьмах, ни в лагерях не растерял архимандрит Павел (Груздев) ни чистоты своей, приобретенной в Мологском монастыре, ни веры, ни великой и светлой праведности своей…

В селе Верхне-Никульском, невдалеке от Брейтово, и подвизался этот дивный старец, поднявшийся прямо в наши дни прямо из сокровенной "китежской" глубины русского православия.

И при жизни чудеса у него происходили, как вспоминают очевидцы, так буднично, у огородной грядки…

Происходили чудеса и после его кончины…

Издатель сборника рассказов архимандрита Павла (Груздева) рассказывает о случае, произошедшем уже после кончины старца.

В Тутаеве нет моста через Волгу, и летом здесь ходит паром. Одна женщина с левого берега собралась на вечернюю службу в Воскресенский собор, что стоит на правом берегу. Она замешкалась и на паром опоздала. Тут-то и увидела она отца Павла, который с укором сказал ей:

— Ты что же, Петровна, суетишься перед всенощной-то?

— Ой, прости, батюшка!

— Ну, ладно, я тебя переведу по мосточкам.

И Петровна вслед за батюшкой пошла по деревянным мосточкам прямо к храму.

Пришла на всенощную вовремя. Все удивились:

— Ведь мы тебя видели, как ты там по берегу металась-то...

— А меня отец Павел по мосточкам через Волгу перевел...

2.
В Верхне-Никульском у архимандрита Павла (Груздева) была своя "кузница кадров", которую сам он называл в шутку "школой дураков".

Выпускником этой школы и считает себя отец Анатолий из Брейтово.

— Любой жизненный узелок отец Павел развязывал и обязательно на пользу душе человеческой… — рассказывает он. — Прибаутки рассказывает какие-то, а послушаешь его и хочется в церковь идти… А я вот раз-то посмотрел в зеркало, так даже на священника не похож… Но ты, бывает суетишься, а Бог берет тебя за нос и ведет туда, куда надо… Господь меня, слава Богу, нагрузил скудоумием. Так я если не понял чего, звоню отцу Геннадию Беловолову, он скажет, и я тоже знаю… А я и рад… Он из нашей команды…

3.
Для отца Анатолия история не только книги и памятники, а и повседневная жизнь прихожан, своя собственная жизнь.

— Как жили? Маме портрет Сергеева дали, так она в подушку его прятала…

— Какого Сергеева?! — не понял я.

— Иоанна Кронштадтского… — объяснил отец Анатолий. — Тогда строго с этим у нас было… Могли и расстрелять за такой портрет…

Говорить так, порою становясь серьезным, порою пересыпая разговор прибаутками, отец Анатолий может долго.

— Народ не послушный тут. Никто ведь не спросится, без очереди помирают, а отпевать — батюшку зовут…

Слушаешь эти прибаутки и вспоминаешь рассказы архимандрита Павла (Груздева), и себя ощущаешь учеником груздевской школы…


ТРОЕ НАС
Незадолго до поездки я прочитал в книжке рассказов архимандрита Павла (Груздева) такую историю…

"Едет архиерей по морю молиться в Соловки, в монастырь. И глядит, что-то народ показывает на островок.

— Владыко, все утверждают, что на том островке три святых человека живут.

Архиерей: "То не то, всё не так..."

— Владыко, мы тебя не слушаем, а там святые живут.

Архиерей приказал корабль остановить, спустился в шлюпочку и поплыл со своими приближенными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты — в лаптях ли, босиком ли. Кланяются. Владыка их перекрестил.

— Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете.

— А мы не знаем, владыко, сколько годов — может, двадцать, а может, тридцать. Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, всё разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: "Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдем, будем жить до конца нашей жизни". В год раз к нам приезжают священники с материка, нас исповедуют.

— Ну, это ладно, вы выполняете свою обязанность. А как молитесь, главное?

— Да владыко, какие мы молитвенники! Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы — это Вася, это Ванька, это Илюшка — сами сочинили молитву: "Трое вас и трое нас. Помилуй нас".

— Ой-ой-ой! Надо учить вот такую молитву: "Отче наш, иже еси на небеси..."

Выучили молитву. Благословил их владыка и поплыл на лодке на свой корабль, а сам думает: "Какие ещё люди есть на Святой Руси!"

Темная ночь. Архиерею не спится, ходит по палубе, да и глядит…

В той стороне, где остров — зарево!

"Ой, — говорит, — наверное, тех чудаков домишко горит!"

Расстроился. Жалко бедных людей! А свет все ближе, ближе... Архиерей протирает глаза — разглядел, а это те трое подхватились за руки да и бегут.

— Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!

Архиерей говорит:

— Милые люди! Я у престола Божия стою, облачен от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю я бегать не умею! Мне не пробежать. А вы только и знаете: "Трое вас и трое нас, помилуй нас", но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом на свой святой остров и живите и молитесь так, как вы молитесь!

Родные мои! Это я про молитву сказал, как молиться. Не про многоглаголание".

Когда читаешь жизнеописание архимандрита Павла Груздева, его рассказы и прибаутки, ясно осознаешь, что старец принадлежал к той дивной когорте богатырей Русской Православной Церкви, которые встали на защиту ее в годину гонений.


БОГОРОДИЦА НА ВОДАХ
И Богородице-Никольская часовня в Брейтово тоже стоит, как восставший из кровавой воды Сити воин. Она застыла на берегу Рыбинского водохранилища, и тяжелая мутная вода многострадального моря бьется в ее фундамент.

Эту построенную в память затопленных Рыбинским водохранилищем храмов часовню называют — "Богородица на водах".

История этого имени тоже связана с иконой "Аз есмь с вами и никтоже на вы".

Когда в 2003 году в часовню внесли эту икону, было ощущение словно эта икона, написанная в монастыре, который остался на дне водохранилища, сама всплыла из мертвой глубины затопления.

Тогда и освятили часовню во имя иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы".

— Через эту часовню, — говорит отец Геннадий, — икона обрела свой дом…

Еще он говорит о промыслительности выбора места для этой часовни-памятника — вокруг Брейтова, после ликвидации монастыря жили многие матушки из Леушино…


ГЛУБИНКА
Архиерей из рассказа отца Павла ехал на Соловки, но читаешь книгу и кажется, что плыл он не по Белому морю, а прямо по Рыбинскому водохранилищу, вокруг которого и движемся мы по плохоосвещенным пространствам русской истории.

Уже стемнело, когда мы подъехали к Угличу…

Такие, не совпадающие с протоптанными туристскими тропами, паломничества оказываются на редкость содержательными и проникновенными еще и потому, что видишь не только заштукатуренные экскурсоводами и путеводителями фасады нашей истории, но и пристройки, дворы, где и вершилась эта история.

И только поражаешься, как оказывается всё тесно связано в нашей истории.

В очерке "Тайна русской истории" я уже писал о том, что каждая правящая династия на Руси завершается святым царевичем мучеником.

Романовы — святым царевичем Алексеем.

Рюрики — святым царевичем Дмитрием…

И так получается, что восхождению в сонм святых царевича Дмитрия, убиенного здесь, в Угличе, предшествовало появление в сонме святых двух праведных отроков Якова Боровичского и Артемия Веркольского.

Еще поразительнее, что, три столетия спустя, вблизи святого праведного Артемия Веркольского начинается, на Суре, жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в Боровичах, вблизи святого праведного Якова Боровичского — путь Марии Солоповой, ставшей игуменьей Леушинского монастыря Таисией.

И святой праведный Иоанн Кронштадтский, и матушка Таисия тоже подобно святым праведным отрокам Артемию и Якову, предварявшим Путь царевича Дмитрия, предваряли восхождение в сонм святых царевича Алексея.

Не дерзнем растолковывать эту мистическую взаимосвязь, но то, что она существует, очевидно, и, похоже, что сама матушка Таисия, как видно по ее книгам, прозревала ее.

Интересно, что рядом с Леушинским монастырем была Николо-Выксинская пустынь, в которой заточили после угличской беды царицу Марию Нагую.

Оттуда ее вызвал Борис Годунов, но Мария Нагая прибыла в Москву, когда Годунова уже не было, и ее встретил на подъезде к Москве "сын", самозванец Григорий Отрепьев.

Как рассказывает отец Геннадий Беловолов, Николо-Выксенский монастырь был знаком матушке Таисии, и тут обнаруживается еще одна линия мистической взаимосвязи, о которой мы говорили.

Уже совсем темно, когда мы проезжаем древний Углич.

Но сегодня праздник иконы-вратарницы "Свеча неугасимая", и даже и в темноте ясно видно водохранилище, захлестывающее древний русский город, как захлестнуло оно и Мологу, и Леушино…

Воистину, получается, что в свете "Свечи неугасимой" и открывается нам лежащая под водным спудом Святая Русь.


РЫБА ИЗ ТОХМЕНЕВЫХ ПРУДОВ
Ночевали в православном лагере "Истоки" Рыбинского района в Раздумово.

Это бывшая усадьба Тохменевых.

Вблизи дома богатый рыбой пруд.

Рано утром, когда вышел на улицу, матушка Тамара, заведующая лагерем, рассказала нам, что Тохменевы, когда строили храм, за все работы расплачивались рыбой.

— Сколько же тут рыбы в пруду? — засомневался кто-то. — Это Спаситель умел всех своих учеников и народ тремя рыбами сумел накормить… А Тохменевы-то откуда столько рыбы брали?

— Не знаю… — говорит матушка Тамара. — Но народ у нас говорит, что Троицкий храм они на этой рыбе и построили…


ПОТОМКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
По дороге к деревня Семгино, на берегу водохранилища, где 16 июня на праздник Югской иконы Божией Матери возвели крест, мы заехали в Макарово в храм Александра Невского.

Уговорила отца Геннадия заехать туда одна из паломниц — у нее похоронены на кладбище возле этой церкви родители…

Здесь, в Макарово, нас встретил настоятель отец Михаил и, конечно, Леушинская икона Божией Матери…

Сколько этих икон в храмах вокруг Рыбинского водохранилища, но кажется, на пути к Леушинскому стоянию, мы не пропускаем ни одной из них!

Еще отец Михаил показал кладбище возле храма.

Там — могилы Романа Валерьевича Будакова и Станислава Игоревича Грудинского. Бойцы 6-й роты, они погибли в Аргунском ущелье, а похоронены здесь, возле церкви, где и приняли Святое Крещение, а заодно и богатырский дух благоверного князя, во имя которого и освящен храм...

Вечная память вам, воины Роман и Станислав!

Вы оказались достойными наследниками Александра Невского…


ЮГСКАЯ ДОРОФЕЕВА ПУСТЫНЬ
Только около полудня снова выехали мы на берег Рыбинского водохранилища.

1.
В 1616 году, когда шведы опустошали окрестности Пскова, схимонах Дорофей решил оставить Печерскую обитель и искать уединенного жития.

И был ему голос Матери Божией, вразумивший его возвратиться на родину, в село Никульское, близ Мологи. Богородица указала Дорофею взять в дальний путь потускневший список иконы Смоленской Божией Матери.

Когда обрадованный инок снял эту икону, потускневший образ Одигитрии-Путеводительницы чудесно просиял, и краски стали так ярки и свежи, как будто только вчера и положили их.

Однако настоятель монастыря, которому старец сообщил о своих намерениях, не поверил Дорофею. Схимонах опечалился и, вернувшись в келью, помолился Богородице, прося Ее помощи.

И Богоматерь услышала эту молитву.

Ночью Она явилась во сне настоятелю и, с гневом смотря на него, сказала: "Зачем препятствуешь ты старцу Дорофею идти с моим образом на родину?"

Проснувшись, настоятель объявил братии о видении, собственноручно взял обновившийся образ и отдал его старцу Дорофею, благословляя его в путь…

2.
Мы выехали на берег Рыбинского водохранилища, как раз в том месте, где в семи верстах от села Никульского на берегу реки Черная Юга, Дорофей почувствовал необыкновенную усталость и, поставив икону на дереве, лег под ним и заснул.

Проснувшись, он хотел продолжить путь, но, несмотря на все свои старания, не смог сдвинуть икону с места — образ как бы прирос к дереву.

Тем не менее старец не оставлял своих попыток, пока не услышал голос от иконы.

— Зачем напрасно стараешься снять образ Мой? — раздался голос Богородицы. — Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков, в ней и пребудет образ Мой навсегда, и с ним благодать Моя и сила.

Так и возник Дорофеев Югский монастырь…

3.
Авва Дорофей пришел на реку Юг из Псково-Печерского монастыря, а за двести лет до него преподобный Нектарий Бежецкий двигался навстречу ему, из Кирилло-Белозерского монастыря в Бежецк, чтобы основать там Введенскую обитель …

Получается, что это не удельные князья, расширяя пределы своих уделов, соединяли Русь, а святые, что в поисках молитвенного уединения ходили по Святой Руси, сшивали в единое духовное пространство ее просторы…

4.
Дорофеев Югский монастырь, как и Леушинская обитель, скрылся под водами Рыбинского водохранилища…

Сейчас море опустилось, и открылись, превратившиеся в островок, развалины монастыря. Напротив этого святого острова, двадцать дней назад, на праздник Югской иконы Божией Матери, и возвели крест.

Мы идем к кресту, и протоиерей Геннадий Беловолов говорит, что это не Господь возвел воды потопа на русскую землю, а большевики. Они хотели затопить место, которое сама Матерь Божия избрала себе. Где сейчас эта икона? Она не могла быть изнесена отсюда. Она здесь. Здесь гробы святых угодников!… Возможно, икона осталась под спудом.

Возможно…

Но возможно и другое…

Духовный характер чудотворной Югской иконы Божией Матери во многом сходен с характером Тихвинской иконы Божией Матери. Так же, как Тихвинская икона, Югская икона сама избирает место своего пребывания, и это там, где она останавливается, возводится монастырь.

Тихвинская икона Божией Матери, как свидетельствует ее история, всегда уходит из тех мест, где исчезает братолюбие.

Так было в 1383 году, когда икона ушла из Константинополя и появилась в небе над Ладогой. Так было, когда икона ушла и из России…

И вот сейчас эта икона вернулась к нам. Трудно, конечно, поверить, что у нас стало больше братолюбия. Но возвращение иконы — свидетельство этому.

И еще оно — свидетельство обетования, что мы все-таки сумеем окончательно преодолеть братоненавидение, столь гибельное для нашей православной страны.

И разве не чудо, что и другие иконы возвращаются сейчас в Россию…

Или сами, как Тихвинская икона Божией Матери, или государственными праздниками, как Казанская икона, или общецерковным прославлением, как, например, Леушинская…

Наверное, так же, неведомыми и непостижимыми для нас путями вернется и Югская икона Божией Матери, когда наступит для этого срок…

Когда сойдет вода с места, избранного ею для своего жительства…

5.
Жарко светило солнце, теплой была и вода, и я решил сплавать на островок, в который превратились руины храмов Дорофеева Югского монастыря…

Как назвать колышущуюся над церковными престолами рыбинскую воду?

Когда плывешь здесь на спине, так легко, ощущая невесомость тела, представить себе ангелов, поднимающихся от этих престолов к куполу высокого чистого неба…

А остров что ж…

Пустая, прошедшая через руки людей, глина как-то удивительно схожа с безжизненной пустотой земли, окружавшей монастыри, в которых искали уединения Святые отцы нашей Церкви.

Обожженная не только в огне, но и в молитвах наших праведников глиняная земля составляет и остров, возникший из руин храмов Дорофеева Югского монастыря.

К ней можно приложиться, как к святыне…


 


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру