Всероссийский батюшка

Рассказ о житие святого праведного Иоанна Кронштадтского

5.
Закончилась панихида и мы понесли большой деревянный крест к Дому трудолюбия, основанному отцом Иоанном Кронштадским.

Несли крест штатские люди и морские офицеры, старики и дети. Детей было особенно много.

Тянулись руками к кресту, путались под ногами, но как-то очень нужны, совершенно необходимы были они в группе — несущих крест…

Словно самим батюшкой и были посланы.

В самом начале пастырского служения, спускаясь в подвалы и поднимаясь на чердаки, где ютились отверженные люди, отец Иоанн Кронштадтский встречался в первые месяцы с грубостью, его выгоняли, ожесточившиеся в глухой нужде сердца людей не желали раскрываться для Слова Божия.

Через детей пробивался к этим сердцам отец Иоанн.

Известен рассказ одного кронштадского ремесленника...

"Мне было тогда только еще годов двадцать два, двадцать три. У меня была семья, двое детишек, старшему года три. Рано женился. Работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конуре — на конце города.... И вот прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит и на руках сынишку держит и что-то ему говорит — ласково. И ребенок серьезно слушает. Может быть грех, но мне все кажется батюшка был как Христос на картинке "благословение детей". Я было ругаться хотел: вот мол, шляются да глаза батюшка и ласковые и серьезные в одно время, меня остановили. Стыдно стало... Опустил я глаза, а он смотрит, прямо в душу смотрит"…

Взгляд ласковых и в то же время серьезных глаз отца Иоанна проник в самую душу опустившегося человека, вызывая в нем стыд. Потом Иоанн Кронштадтский начал говорить о том, что там, где дети — там всегда тепло и хорошо, там рай, и не нужно менять этот рай на кабацкий чад.

Он не обвинял, а, напротив, словно оправдывал, и слова его сотворили чудо.

Как сказано в составленной Н.И. Большаковым книге "Источник живой воды", отец Иоанн "не хотел действовать через детей, делая их средством. Нет, дети просто сблизили душу родителей грубую, но любящую по отношению к ним детям, и душу пастыря полного любви и к детям, и к родителям..."

"Вдоль решетки соборного сада, по обеим сторонам от входа в собор чинными рядами стоят оборванцы обоего пола и всех возрастов... — писал еще в 1891 году Александр Зыбин в очерке "Иоанн Ильич Сергиев. Протоиерей, ключарь Кронштадтского Андреевского собора", — числом обыкновенно от пятисот до семисот человек. Это "армия о. Иоанна", как в шутку называют этих оборванцев кронштадтские жители. Это те самые бедняки — "посадские", среди которых с первых дней священства и начал свою благотворительную деятельность уважаемый пастырь.

Начинается раздача милостыни, отец Иоанн разделяет собравшихся на десятки, и каждому десятскому вручает известную сумму для дележки между его десятком; причем обыкновенно на долю каждого оборванца приходится от 5 до 10 копеек".

Желая помочь обездоленным, Иоанн Кронштадтский создал для них в Кронштадте "Дом трудолюбия", в котором, помимо собственной церкви, школы, детского сада и приюта, были мастерские, бесплатная амбулатория, ночлежный приют и дешевая столовая, где по праздникам бесплатно выдавалось до 800 обедов.

Число жертвователей у отца Иоанна было так велико, что, как считают многие, он мог бы стать самым богатым человеком в России, но все эти гигантские деньги наш всероссийский батюшка направлял на строительство монастырей и храмов, на помощь сиротам.

Отдавая беднякам все, что в изобилии приносилось ему, он сам нередко испытывал нужду.

6.
"На углу Андреевской и Посадской улиц стоит двухэтажный каменный старинной архитектуры дом, принадлежащий Андреевскому собору, во втором этаже этого дома помещается скромная квартира уважаемого священника, квартира эта поражает необыкновенною простотой своей обстановки, несмотря на то, что через руки ее хозяина в последнее время проходят сотни тысяч рублей...

С раннего утра, когда Кронштадт еще погружен в глубокий сон и улицы его пусты, перед этим домом толпится уже масса народа, ожидающего выхода отца Иоанна".

Это опять из книги "Иоанн Ильич Сергиев. Протоиерей, ключарь Кронштадтского Андреевского собора", выходившей в 1891 году…

Кто тогда в России не знал этот ничем внешне не выразительный дом на углу Посадской и Андреевской улиц?!

Перед домом был разбит небольшой садик, в котором, по воспоминаниям, росли кусты жасмина и несколько фруктовых деревьев.

Вход, которым пользовался сам Иоанн Кронштадский, находился во дворе дома.

Лестница вела на второй этаж.

На двери там была укреплена медная табличка с надписью: "Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев".

Сразу за дверью с лестницы была небольшая площадка, где было еще две двери, одна из которых вела в переднюю, а другая — в кухню.

Первая дверь — в переднюю — считалась парадной. Она открывалась, когда отец Иоанн встречал гостей: архиереев и других высокопоставленных лиц, а сам батюшка ходил к себе через кухню.


Квартира состояла из шести комнат и делилась на две половины: батюшки — из трех комнат и матушки Елизаветы Константиновны — из двух. Соединяла их большая зала в угловой комнате с балконом…

"Отец Иоанн всю долголетнюю священническую службу при Андреевском соборе провел в маленькой скромной квартире, отличающейся только тем, что во всех углах всех комнат были киоты с иконами, поднесенными ему со всей России, — писал Д. Озеров, посетивший о. Иоанна в 1900 году. — На шкафах — клетки с воркующими голубями, а перед окнами — канарейки, без устали выводящие свои трели".

После кончины Елизаветы Константиновны (22 мая 1908 г.) возник вопрос, как использовать квартиру в дальнейшем. Уже тогда возникла мысль, что она должна стать мемориальным музеем.

Кабинет, где преставился святой праведный Иоанн Кронштадский, опечатали и открывали его только два раза в год — на день рождения и день преставления о. Иоанна. В эти дни служили здесь панихиды.

В другие дни молебны совершались в угловой зале, соединявшей комнаты отца Иоанна с комнатами матушки Елизаветы Константиновны. Здесь в большой зале был устроен храм, освященный в честь св. Живоначальной Троицы.

И вот…

Сто лет прошло с тех пор, но проходишь от Дома Трудолюбия к дому, где жил святой праведный Иоанн Кронштадский. и происходит чудо, кажется, что ничего не изменилось о тех пор.

Дом, правда, надстроен, но поднимаешься на второй этаж и попадаешь в квартиру батюшки...

И принадлежит эта квартира по-прежнему Андреевскому собору, ибо как же можно иначе назвать сообщество морских офицеров, священнослужителей и мирян, которые для того и объединились между собою, чтобы воссоздать великую святыню — квартиру "всероссийского батюшки".

Священник Геннадий Беловолов — душа этого сообщества, так сказать ключарь этого "Андреевского собора", рассказывал, как удалось выкупить часть принадлежавшей отцу Иоанну Кронштадтскому квартиры, сделать ремонт в комнатах и устроить здесь мемориальный музей святого.

— Эта скромная по представлениям того времени квартира, — говорит отец Геннадий, — освящена более чем полувеком жизни великого праведника, она облагоуханна святыми молитвами и сокровенными духовными подвигами угодника Божия, осиянна его тайнозрениями, запечатленными в дневнике и духовных писаниях… Эта квартира эта уже при жизни Батюшки почиталась как место святое, сюда стремились многие паломники, приезжавшие в Кронштадт со всей России…

Сейчас угловая комната почти пуста.

Из мебели только диван, подаренный родственниками матушки Елизаветы Константиновны, да еще канунный столик со свечами горящими на нем. Самый главный и самый подлинный экспонат — балкончик, расположенный как раз на углу улиц Андреевской и Посадской.

На этот балкончик выходил батюшка Иоанн, благословляя православный народ...

Такие же подлинные — и дома за окнами. Большинство из них дореволюционной постройки, эти дома видел святой праведный Иоанн Кронштадтский…

Сюда 5 декабря 1908 года, за две недели до кончины Иоанна Кронштадтского, приходили митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и епископы: Серафим (Чичагов), занимавший в то время Орловскую кафедру, и Гермоген (Долганов) Саратовский (впоследствии — Тобольский), а с ними и протоиерей Иоанн Восторгов...

Им, будущим священномученикам, и дал отец Иоанн последнее свое благословение, благословил их хранить веру православную.

— Если есть такие епископы, как Гермоген, — сказал потом Иоанн Кронштадтский, — я спокоен за Россию, за православие…

Я слушал этот рассказ, смотрел на раздувшуюся, словно готовый лопнуть пузырь, вывеску "Урицкого, 26" (Посадская улица теперь называется улицей Урицкого, а Андреевская улица — улицей Володарского), и думал, что как странно преследуют здешнее благочиние имена Володарского и Урицкого.

7.
Храм преподобномученика Андрея Критского, построенный по благословению отца Иоанна Кронштадтского и восстановленный отцом Валерием Швецовым (он является и настоятелем его и благочинным), находится в поселке Володарский.

И храм Андрея Критского и богадельня размещаются в здании, которое было выстроено специально для этого Обществом ревнителей веры и милосердия. Вместе с Домом культуры Володарский…

Недавно открыта Покровская церковь — в городской больнице №15 имени М.С. Урицкого.

Созданная трудами священника Геннадия Беловолова мемориальная квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте тоже на углу улицы Урицкого.

Совпадения неприятные.

Эти люди — один заведовал пропагандой в Петербурге, другой возглавлял Петроградскую ЧК — попытались в 1918 году перетряхнуть на предмет антисиметизма все население города и ликвидировать подозрительных петербуржцев.

Почему им не удалось раскрутить инспирированное дело Каморры народной расправы, почему вместо десятков тысяч подручные Урицкого успели расстрелять только несколько десятков петербуржцев, я рассказал в документальной повести "Гибель красных Моисеев" (М., "Вече", 2004).

Почему имена этих злобных русофобов уцелели во время погрома устроенного Иосифом Виссарионовичем Сталиным в ЦК ВКП(б) понять тоже нетрудно. У вождя всех народов просто руки не дошли до них…

Ну, а почему имена Володарского и Урицкого уцелели в наше время понять труднее...

Ведь когда в 1991 году в нашем городе развернулась истерическая компания переименований, торопливо, с повизгиванием, изгонялись с петербургских улиц имена Гоголя, Герцена, Салтыкова-Щедрина, государственных деятелей Советской России…

Но были и неприкасаемые для питерских демократов имена.

Все, что связано было с Урицким и Володарским — людьми, именами которых обозначено начало самого страшного красного террора, не тронули. Бережно сохранены в названиях набережных и переулков, больниц и мостов, станций и поселков имена этих палачей русского народа.

Случайность?

Не думаю...

Скорее родство душ...

Конечно же, петербуржцу, знающему, что собирались сделать Урицкий и Володарский с русскими православными города несколько не по себе становится на улице Урицкого, в поселке Володарском, в микрорайоне имени Урицкого, в доме культуры Володарский...

Темная и злобная сила исходит от этих имен

Но я видел, как поднимается крестный ход на день памяти преподобномученика Андрея Критского по ступенькам дома культуры "Володарский", как заслоняют золотые хоругви ненавистное имя, и легче стало на сердце....

Нам не нужно преувеличивать злобную силу Тьмы — перед молитвою и святыми иконами не удержаться и этим "неприкасаемым" именам...

И, действительно, когда установили на здании золотую маковку с крестом, и совсем уже нелепо стала выглядеть под этой маковкой вывеска "Дом культуры Володарский"…

И скоро упала она, как упала в Кронштадте вывеска "Улица Урицкого" с дома, где находится мемориальная квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского, решением городской администрации возвращено прежнее имя — Посадская...

Это первая переименованная улица Урицкого и, наверное, такое мирное переименование и есть то, что называется замечательным словом благочиние...

Благочиние там, где любовь побеждает вражду...

8.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский официально числился благочинным Кронштадта, но он был на деле благочинным всей России.

Кто только не обращался за помощью к нему!

Нищие и богачи, сироты и государственные мужи…

В своей помощи людям отец Иоанн не делал различия между знатным и бедным или убогим.

Когда умирал император Александр III, он неотступно находился при нем, все время держа на его голове руку, так как Государь сказал ему: "Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете — очень страдаю; не отнимайте их".

Для каждого страждущего человека находилась у Всероссийского батюшки и душевная теплота и мудрое рассуждение…

И, казалось бы, что может сохранить память живых людей спустя девяносто лет после завершения земного пути святого, семьдесят из которых к тому же окутаны злою тьмой атеистического равнодушия?

Оказывается, может...

И сейчас еще, столько лет спустя, можно встретить живых свидетелей чудес, сотворенных святым праведным Иоанном Кронштадтским.

Об одном из таких чудес услышал я на приходе протоиерея Валерия Швецова от Валентины Васильевны Кудрявцевой, прихожанки церкви преподобномученика Андрея Критского, о чуде исцеления ее крестной по молитве Иоанна Кронштадтского...

Отец Валентины Васильевны — Василий Михайлович Востренков до революции работал машинистом на железной дороге. Водил поезда, следовавшие из Петербурга в Ораниенбаум. Нередко пассажиром его поезда оказывался и праведный отец Иоанн Кронштадтский... Василий Михайлович хорошо знал, как пройти к служебному помещению на Балтийском вокзале, где, ожидая поезда, отдыхал отец Иоанн.

Поэтому, когда произошло несчастье в семье — ослепла свояченица — решено было показать ее Кронштадтскому чудотворцу. Отец Иоанн был последней надеждой семнадцатилетней девушки.

Узнав утром, что отец Иоанн проехал в Петербург и, значит, вечером — отец Иоанн Кронштадтский всегда возвращался ночевать на остров — поедет обратно, Василий Михайлович отвез свояченицу на Балтийский вокзал, провел ее к комнате, где находился Иоанн Кронштадтский.

Далее Валентина Васильевна рассказывала эту историю уже со слов самой Марфы Ивановны...

Выслушав просьбу девушки, тяжело вздохнул Иоанн Кронштадтский.

— Я — не Господь, чтобы исцелять... — сказал он. — Я только помолиться, бедная, могу за тебя. Иди с Богом. Я помолюсь.

"Когда отец Иоанн молился, то старался вообще больше молиться за всех верных, чем за себя одного, не отделяясь от верующих и находясь в духовном единении с ними, — рассказывал священномученик Серафим Чичагов. — Он не пропускал случая помолиться за человека по чьей-либо просьбе, радовался такой просьбе, считая, что молитва за других есть благо и для него самого, потому что она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога, возгревает любовь ко Христу и ближнему. Отец Иоанн молился по вере в его молитву просящих и никогда не приписывал себе ничего. Если ему приводилось вразумлять заблудших, утешать впавших в отчаяние, он в конце беседы приглашал вместе помолиться за того человека, искренне сознавая, что одними словами нельзя исправить недостатки других, а надо еще вымолить помощь и силу Божию".

— Как зашла крестная слепою, так и вышла. Ничего не видит, — рассказывала Валентина Васильевна. — А помещение, где она у отца Иоанна была, в самом конце вокзала под арочным навесом находилось.

Взял ее отец за руку и ведет к поезду, чтобы назад домой везти. А крестная уже и не плакала.

"Что ж, — думала, — если суждено слепой жить, не одна я такая... Другие слепые тоже живут"…

И тут — еще до выхода из-под арки не прошли! — вдруг свет увидела.

— Господи! — говорит. — Красиво-то как!

Так и прозрела она...

— До семидесяти годов крестная дожила, — завершая рассказ, сказала Валентина Васильевна. — А очков не носила. И в последние годы нитку в иголку сама вдевала...

Мы же добавим к этому рассказу, что чудо исцеления Марфы Ивановны Масловской (в замужестве Курановой) произошло в 1903 году — в том самом году, когда первого июня был освящен храм преподобномученика Андрея Критского.

Случайное совпадение?

Но разве может происходить что-то случайное в том невещественном Храме, что воздвигался Промыслом Божием по молитвам великих святых?

Первым поставил праведный Иоанн Кронштадтский свою подпись в списке учредителей Общества ревнителей веры и милосердия... И совершившееся по его молитвам чудо исцеления в дни, когда освящался храм Общества, — это тоже его подпись... Верная — не спутаешь ни с чьей другой! — подпись святого и праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского...

И еще...

Хотя и говорил я, что удивительно, чтобы спустя девяносто — и каких! — лет сохранилась живая, не из книг, память о праведном Иоанне Кронштадтском, слушая рассказ Валентины Васильевны Кудрявцевой, я нисколько не удивлялся этому.

Удивительно было бы, чтобы такая память исчезла...

9.
И удивительно тут не только то, что осталась живой память о чуде, совершенном святым праведным Иоанном Кронштадтским. Поразительно, но дух милосердия и помощи, который исходил от него для любого страждущего, пусть и робко еще, но уже явственно оживает в местном благочинии.

В благочинии отца Валерия Швецова занимаются благотворительностью, как и во времена земной жизни Всероссийского батюшки. Здесь есть и богадельня для одиноких стариков, и домовая церковь во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в психо-неврологическом интернате №7.

— Нам может помочь только любовь... — говорит отец Валерий. — Та любовь, которой становится все меньше среди нас, здоровых людей, и которой так много у этих детей... Нужно видеть, как радуются они любому вниманию, любой заботе...

И преследующие благочиние имена Володарского и Урицкого конечно же, не случайность. Бессмысленно надеяться, что кто-то очистит городскую топонимику от имен палачей русского народа.

Очистить нашу память от злых бесов террора способны только молитвы, только Божьи храмы, только то, что и делают наши православные батюшки и миряне во всех уголках России…

Это то, о чем и молит перед Престолом Божьим великий русский святой, всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский...

О, великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечного и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойнем явихомся.

Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним имея, умоли Всещедрого Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует.

О святче Божий, помози нам веру Православную непорочно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнута кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя.

Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси, от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже и движемся и есмы, и пребудем во веки. Аминь.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру