Плоды молитвы Иисусовой

Рассказ об Оптиной пустыни

Восторгом и благодатным покоем веет от одного сочетания слов, драгоценных для каждого православного сердца, — Оптина Пустынь. Рассказывают, что именем "Опта" звался покаявшийся разбойник, поселившийся здесь, в калужских лесах, в конце XIV века, на правом берегу реки Жиздры. В честь него-то и окрестили будущую обитель.

 

…Да, широка русская душа! Какую бездну греха порой вмещает она, и как в одно чудесное мгновенье может сбросить с себя одежды смерти и, расправив крылья, воспарить к Создателю, да еще и сотни душ окликнуть к спасению!

 

Но есть также предположение, что основали монастырь неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в трех километрах от древнего городка Козельск, у пограничной засеки с Польшей. До 1504 года отдельно друг от друга в монастыре проживали монахи и монахини, которых окормлял один духовный отец. А название "Оптина" как раз и означает "общая", "совместная".

 

В XVII веке начал, было, мужской монастырь разрастаться, но, по приказу императора Петра I, в 1724 году Оптину упразднили, как и сотни других малочисленных пустынек, не способных выплачивать государству крупные пошлины. Монахи переселились в Преображенский монастырь городка Белево. Однако уже через два года нашлись добрые люди, обратившиеся с просьбой в Святейший Синод о возобновлении духовной жизни в Оптиной Пустыне. И монастырь на реке Жиздре вновь ожил для святой и непрестанной молитвы.

 

В самом конце XVIII века митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) побывал в Оптином монастыре и, пораженный красотой благодатного места, пообещал во всем помогать обители.

 

И вот в 1796 году приехал в Оптину новый настоятель — инок Песношской обители иеромонах Авраамий. Оказался Авраамий не только примерным иноком, но и хозяйственным распорядителем, и даже архитектором! Император Павел велел из государственной казны ежегодно отчислять Оптиной Пустыни по 300 рублей "на вечные времена". Сверх того при настоятеле Авраамии монастырю пожалована мукомольная мельница и пруд.

 

Духовной опорой всего калужского края становилась Пустынь. С позволения императора Александра I число монахов увеличилось с семи до тридцати, потому как Оптина Пустынь все больше стала привлекать к себе богомольцев.

 

Как же так случилось, что затерявшийся в дремучих лесах монастырь, стал известен всей России и свято любим ею? "Спасение России начнется с монашеской кельи", — точно подметил знаменитый писатель Федор Михайлович Достоевский. Именно в Оптиной Пустыни явилось миру целое созвездие удивительных русских старцев, величайших угодников Божьих…

 

Светло и радостно встречает монастырь гостей. За стволами могучих сосен и разлапистых елей вдруг засверкают золотые луковки куполов на голубых лебяжьих шеях. И празднично становится на душе. И куда-то бесследно исчезает усталость от дальней дороги.

 

Невысокие монастырские стены с семью башнями построены, скорее, для виду, а не для устрашения. Не оградой из камня обнесен монастырь, а животворной молитвой преподобных старцев Оптинских, иноков и богомольцев, шедших сюда со всей Святой Руси. Трижды перекрестим чело и войдем с великим смирением в святую обитель Любви и Молитвы.

 

Как хорошо здесь дышится! Воздух, кажется, можно нарезать кусками и намазывать на хлеб. Не то, что в суетливых городах, где пылят машины и громыхают трамваи. Вот она, настоящая неторопливая река жизни! Запряженная в сани рыжая лошадка с мохнатой гривой, покусывающая в ожидании седока горячими губами февральский снег, первой встретила меня при входе в монастырь.

 

Храмы в Оптиной расположены крестообразно. Ближайший ко входу — собор в честь Казанской иконы Божией Матери. При неутомимом труженике Авраамии в 1805–1811 годах строился однокупольный Казанский храм. В соборе еще не закончилась поздняя Литургия. Войдем в него.

 

Обширный зимний храм точно купается в солнечном свете, льющемся с небес в большие окна. На левом клиросе строгим знаменным распевом поют монастырские иноки. Такого чистого и проникновенного пения не услышишь даже на самых престижных мировых сценах. Потому как для правильного пения необходима правильная жизнь…

 

Не верится, что на месте Казанского собора в конце 80-х годов ХХ века стояло три голых стены, без купола и крыши… В 1994–1996 годах храм вместе с двумя приделами: северным — в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и южным — во имя святых мучеников — Георгия Победоносца и Феодора Стратилата восстановили. А в день канонизации преподобных Оптинских Старцев 26–27 июля 1996 года собор освятил Святейший Патриарх Алексий II.

 

Справа от Царских врат — надгробия из белого мрамора преподобных Антония и Моисея (Путиловых). В камень под стекло вложены частицы их мощей, к которым благоговейно прикладываются прихожане...

 

Шел 1821 год. Родные братья Антоний и Моисей, по зову владыки Филарета (Амфитеатрова), простились с безмолвными кельями в Рославльских лесах и пришли в Оптину, чтобы устроить здесь монастырь по образу древних обителей. В двухстах метрах к востоку от монастырских стен, среди вековых сосен и могучих кедров, сложили они из бревен небольшие монашеские кельи, где в безмолвном скиту непрестанно молились Богу.

 

В 1829 году в Оптиной Пустыне поселился знаменитый своей духовной жизнью старец — преподобный Лев (Наголкин). С его-то именем и начинается в Оптиной возрождение монашества по образу древних аскетов. В христианстве этот путь называет "старчеством". Оптина Пустынь с тех пор почти на целое столетие превратилась в "духовный оазис" времен пустынножителя Антония (Фивского), основателя старчества, жившего в 3 веке по Рождеству Христову.

 

В чем же заключается сущность старческого устроения? Старчество — особое благодатное дарование. Из среды подвизающейся братии избирается один опытный в духовно-аскетической жизни благочестивый инок. Он-то и становится для остальной братии руководителем, духовным отцом, старцем.

 

"Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошел в бесстрастие и принял дар рассуждения", — научал преподобный Петр (Дамаскин). То есть старцем может быть мудрый, любвеобильный, рассудительный инок. Старчество можно уподобить пророческому служению. Ведь от пророков требовалась безупречная святость жизни: "Он должен иметь нрав Господа".

 

Послушание старцу, отсечение своей воли нельзя назвать стеснением свободы. Скорее, это самоограничение собственного своеволия.

 

Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от возродителя "духовного делания" в монашестве, архимандрита молдавских монастырей преподобного Паисия (Величковского (ум. 1794)). Конечно, важно иноку заботиться о ежедневном исполнении келейного правила, псалмопении, посте, молитвах с поклонами. Но преподобный Паисий заповедовал монахам обращать внимание также на внутреннею сторону монашества — совершенствование духа. И главным источником иноческого воспитания считалось в Оптиной чтение святоотеческих творений и правильное их применение в монашеской жизни.

 

 

…У северной стены Казанского храма под спудом — святые мощи преподобного Исаакия (ум. 1894), почти тридцать лет руководившего Оптиным монастырем, мраморные надгробия над захоронениями настоятелей Пустыни — архимандритов Досифея (ум. 1900) и Ксенофонта (ум. 1914).

 

Дивный вид открывается с невысокой паперти Казанского собора! Стелется к северу от монастыря на многие километры белая равнина, укрывшая подо льдом разливающуюся по весне Жиздру, а там, вдалеке, чернеет одноэтажный Козельск, прозванный татарами "злым городом" по причине того, что тысячи скуластых всадников полегли возле неприступных стен его в далеком 1238 году…

 

По расчищенным дорожкам пройдем еще метров тридцать вглубь монастыря и отворим двери главного храма Оптиной Пустыни. Пятиглавый собор в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм строился на месте первой каменной монастырской церкви в 1741–1768 годах.

 

Внутри Введенский храм напоминает Казанский собор, только он чуть меньше по размерам. Южный придел посвящен святителю Николаю Чудотворцу, а северный — преподобному Амвросию Оптинскому, чьи святые мощи хранятся слева от Царских врат в усыпальнице, укрытой резной сенью из темного дерева.

 

Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в 1812 году. Закончив Духовную семинарию и поработав некоторое время преподавателем Духовного училища в Липецке, Александр Гренков в 1839 году приехал в Оптину. Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково окликал его Сашей.

 

Болезнь почти на тридцать лет уложила иеромонаха Амвросия в постель. Врачи, приезжавшие в Оптину, говорили: "Будь на месте батюшки обыкновенный человек, и получасу не стерпел бы таких болей". А старец Амвросий не только терпел, но и удивлял всех приходящих к нему людей благодушием и тихой веселостью. Его нельзя было представить без участливой улыбки, от которой теплело на душе.

 

— Как жить, батюшка, чтобы Богу угодить? — спрашивали его христиане.

 

— Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение…

 

Если посетители просили какого-либо назидания, преподобный Амвросий облекал его в шутку, словно переводил с ангельского духовного языка на доступный каждому человеку. И опять же в рифму: "Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе — выйдет скверно".

 

Федор Достоевский под впечатлением от продолжительных бесед со старцем Амвросием в 1877 году написал роман "Братья Карамазовы". А философ Константин Леонтьев, долгое время бывший духовным чадом преподобного Амвросия, в конце жизни принял монашеский постриг с именем Климент.

 

В 12 верстах от Оптиной Пустыни в селе Шамордино старец Амвросий основал женский монастырь. Там 10 октября 1891 года он и отошел ко Господу.

 

В трапезной части храма у южной стены в деревянной резной раке покоятся мощи преподобного Нектария.

 

Духовный писатель Сергий Нилус писал, что отец Нектарий "начитанностью своей поражал многих". Старец считал, что науки, если к ним правильно относится, приближают к Богу, а не уводят от Него. По глубокому смирению, себя старцем он не считал, а говорил, что посетители приходят не к нему, а к батюшке Амвросию. В 1923 году отца Нектария арестовали большевики. Вынужденный покинуть Калужскую область, старец Нектарий выехал в село Холмищи Брянской области, где через пять лет скончался. Обретение и перенесение святых мощей его в Оптину Пустынь совершилось 3 (16) июля 1989 года.

 

На востоке обители, за небольшим монашеским кладбищем, где похоронен также знаменитый писатель и философ Иван Киреевский, затаился, сверкая на солнце золотой маковкой купола, храм в честь иконы Владимирской Божьей Матери.

 

Владимирский собор построен на месте не сохранившегося больничного храма и заново освящен в 1998 году Святейшим Патриархом Алексием II. Это храм — усыпальница семи преподобных Оптинских старцев: Льва (ум. 1841), Макария (ум. 1860), Илариона (ум. 1873), Анатолия (Зерцалова) (ум. 1894), Иосифа (ум. 1911), Варсонофия (ум. 1913), Анатолия (Потапова) (ум. 1922), мощи которых обретены в 1998 году.

 

В обновляющемся храме потрескивают свечи, мерцают гроздья разноцветных лампад. В молитвенном полумраке, кажется, слышны проникающие в самое сердце тихие голоса Оптинских святых…

 

"Когда совесть моя мирна, сердце весело играет, как у младенца; когда вся жизнь моя была одним днем служения Богу, моему Старцу и детям моим о Христе, то чего мне бояться?" (Преподобный Лев).

 

"Ничего не значит телесная болезнь; надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались не исцеленными". (Преподобный Макарий).

 

"Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохрани молчание, и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце". (Преподобный Иларион).

 

"Судьба царя — судьба России. Заплачет царь, заплачет и Россия, а не будет царя — не будет и России". (Преподобный Анатолий (Зерцалов).

 

На земле монастыря находятся также храм преподобной Марии Египетской и праведной Анны (освящен в 1858 году), где Богослужения нынче не проводятся, а также Надвратная Владимирская церковь, расположенная в башне над Святыми вратами (освящена в 1988 году).

 

Недавно восстановленная двухъярусная колокольня, увенчанная золотой луковкой купола и крестом, оглашает даль радостным звоном… Однако утром Светлого Христова Воскресения апреля 1993 года колокола Оптиной звонили в набат…

 

Колокола в то время, пока восстанавливалась звонница, висели за Казанским и Введенским храмами. Кто бы мог подумать, что здесь в светлое радостное утро прольется монашеская кровь!

 

Убийца все рассчитал. Подкрался со спины и мечом, на котором нацарапал число Антихриста "666", сначала насквозь поразил инока Ферапонта… За ним отлетела ко Господу душа инока Трофима, убитого также в спину. Смертельно раненый отец Трофим сумел подтянуться на веревках к колоколам и ударить в набат. А затем упал бездыханным.

 

На тревожный звон первым откликнулся иеромонах Василий. Как был убит тридцатитрехлетний инок, никто не видел. Но и его ударили мечом в спину.

 

Ненавистник рода человеческого — дьявол — рукою своего раба (в доме убийцы нашли книги по черной магии и изрубленную на куски Библию) выплеснул ненависть на Оптинских иноков. И стала Пасха в самом деле Красной…

 

Иноки монастыря свято оберегают память Оптинских новомучеников: Ферапонта, Трофима, Василия. Над их могилами возле восточной стены обители строится часовня.

 

Страждет душа и мучается, лишенная Божественной благодати. Ищет "живой воды". Но, пока гнездятся в ней гордость и своеволие, даже из святого Оптинского родника не утолит она жажды. Шесть раз приезжал в Оптину знаменитый писатель Лев Толстой, но так и не уверовал. Более того, вымыслил еретическое учение, отрицая Христа как воплотившегося Бога… Перед самой смертью послал Толстой телеграмму в Оптину Пустынь с просьбой, чтобы пришел его исповедовать старец.

 

"Не допустили меня к Толстому…— вспоминал позднее с грустью преподобный Варсонофий, покинувший свою безмолвную келью ради спасения души известного писателя. — Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана".

 

В конце 80-х годов ХХ века Оптина Пустынь лежала в руинах, словно после бомбежки. Над развалинами храмов, битым кирпичом и мусором возвышались двухметровые полынь и крапива. В Казанском и Введенском соборах колхозники парковали трактора. Владимирская церковь стала хлевом…

 

Но восстала из мертвых земля Оптинская, словно Лазарь четверодневный. Пришел Господь, по молитвам преподобных, на место погребения ее и сказал: "Лазарь, гряди вон!" И ожила Пустынь, выйдя на служение, пеленами погребальными обвитая…

 

3 июня 1988 года на праздник Владимирской иконы Божией Матери в Надвратном храме Оптиной совершилась первая Божественная литургия. И полетела к небу из храма с выщербленными стенами и фанерой вместо иконостаса святая молитва преподобных Оптинских старцев: "…Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верю, что любящим Тебя все содействует ко благу…"


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру