Плоды молитвы Иисусовой

Рассказ об Оптиной пустыни

Восторгом и благодатным покоем веет от одного сочетания слов, драгоценных для каждого православного сердца, — Оптина Пустынь. Рассказывают, что именем "Опта" звался покаявшийся разбойник, поселившийся здесь, в калужских лесах, в конце XIV века, на правом берегу реки Жиздры. В честь него-то и окрестили будущую обитель.

 

…Да, широка русская душа! Какую бездну греха порой вмещает она, и как в одно чудесное мгновенье может сбросить с себя одежды смерти и, расправив крылья, воспарить к Создателю, да еще и сотни душ окликнуть к спасению!

 

Но есть также предположение, что основали монастырь неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в трех километрах от древнего городка Козельск, у пограничной засеки с Польшей. До 1504 года отдельно друг от друга в монастыре проживали монахи и монахини, которых окормлял один духовный отец. А название "Оптина" как раз и означает "общая", "совместная".

 

В XVII веке начал, было, мужской монастырь разрастаться, но, по приказу императора Петра I, в 1724 году Оптину упразднили, как и сотни других малочисленных пустынек, не способных выплачивать государству крупные пошлины. Монахи переселились в Преображенский монастырь городка Белево. Однако уже через два года нашлись добрые люди, обратившиеся с просьбой в Святейший Синод о возобновлении духовной жизни в Оптиной Пустыне. И монастырь на реке Жиздре вновь ожил для святой и непрестанной молитвы.

 

В самом конце XVIII века митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) побывал в Оптином монастыре и, пораженный красотой благодатного места, пообещал во всем помогать обители.

 

И вот в 1796 году приехал в Оптину новый настоятель — инок Песношской обители иеромонах Авраамий. Оказался Авраамий не только примерным иноком, но и хозяйственным распорядителем, и даже архитектором! Император Павел велел из государственной казны ежегодно отчислять Оптиной Пустыни по 300 рублей "на вечные времена". Сверх того при настоятеле Авраамии монастырю пожалована мукомольная мельница и пруд.

 

Духовной опорой всего калужского края становилась Пустынь. С позволения императора Александра I число монахов увеличилось с семи до тридцати, потому как Оптина Пустынь все больше стала привлекать к себе богомольцев.

 

Как же так случилось, что затерявшийся в дремучих лесах монастырь, стал известен всей России и свято любим ею? "Спасение России начнется с монашеской кельи", — точно подметил знаменитый писатель Федор Михайлович Достоевский. Именно в Оптиной Пустыни явилось миру целое созвездие удивительных русских старцев, величайших угодников Божьих…

 

Светло и радостно встречает монастырь гостей. За стволами могучих сосен и разлапистых елей вдруг засверкают золотые луковки куполов на голубых лебяжьих шеях. И празднично становится на душе. И куда-то бесследно исчезает усталость от дальней дороги.

 

Невысокие монастырские стены с семью башнями построены, скорее, для виду, а не для устрашения. Не оградой из камня обнесен монастырь, а животворной молитвой преподобных старцев Оптинских, иноков и богомольцев, шедших сюда со всей Святой Руси. Трижды перекрестим чело и войдем с великим смирением в святую обитель Любви и Молитвы.

 

Как хорошо здесь дышится! Воздух, кажется, можно нарезать кусками и намазывать на хлеб. Не то, что в суетливых городах, где пылят машины и громыхают трамваи. Вот она, настоящая неторопливая река жизни! Запряженная в сани рыжая лошадка с мохнатой гривой, покусывающая в ожидании седока горячими губами февральский снег, первой встретила меня при входе в монастырь.

 

Храмы в Оптиной расположены крестообразно. Ближайший ко входу — собор в честь Казанской иконы Божией Матери. При неутомимом труженике Авраамии в 1805–1811 годах строился однокупольный Казанский храм. В соборе еще не закончилась поздняя Литургия. Войдем в него.

 

Обширный зимний храм точно купается в солнечном свете, льющемся с небес в большие окна. На левом клиросе строгим знаменным распевом поют монастырские иноки. Такого чистого и проникновенного пения не услышишь даже на самых престижных мировых сценах. Потому как для правильного пения необходима правильная жизнь…

 

Не верится, что на месте Казанского собора в конце 80-х годов ХХ века стояло три голых стены, без купола и крыши… В 1994–1996 годах храм вместе с двумя приделами: северным — в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и южным — во имя святых мучеников — Георгия Победоносца и Феодора Стратилата восстановили. А в день канонизации преподобных Оптинских Старцев 26–27 июля 1996 года собор освятил Святейший Патриарх Алексий II.

 

Справа от Царских врат — надгробия из белого мрамора преподобных Антония и Моисея (Путиловых). В камень под стекло вложены частицы их мощей, к которым благоговейно прикладываются прихожане...

 

Шел 1821 год. Родные братья Антоний и Моисей, по зову владыки Филарета (Амфитеатрова), простились с безмолвными кельями в Рославльских лесах и пришли в Оптину, чтобы устроить здесь монастырь по образу древних обителей. В двухстах метрах к востоку от монастырских стен, среди вековых сосен и могучих кедров, сложили они из бревен небольшие монашеские кельи, где в безмолвном скиту непрестанно молились Богу.

 

В 1829 году в Оптиной Пустыне поселился знаменитый своей духовной жизнью старец — преподобный Лев (Наголкин). С его-то именем и начинается в Оптиной возрождение монашества по образу древних аскетов. В христианстве этот путь называет "старчеством". Оптина Пустынь с тех пор почти на целое столетие превратилась в "духовный оазис" времен пустынножителя Антония (Фивского), основателя старчества, жившего в 3 веке по Рождеству Христову.

 

В чем же заключается сущность старческого устроения? Старчество — особое благодатное дарование. Из среды подвизающейся братии избирается один опытный в духовно-аскетической жизни благочестивый инок. Он-то и становится для остальной братии руководителем, духовным отцом, старцем.

 

"Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошел в бесстрастие и принял дар рассуждения", — научал преподобный Петр (Дамаскин). То есть старцем может быть мудрый, любвеобильный, рассудительный инок. Старчество можно уподобить пророческому служению. Ведь от пророков требовалась безупречная святость жизни: "Он должен иметь нрав Господа".

 

Послушание старцу, отсечение своей воли нельзя назвать стеснением свободы. Скорее, это самоограничение собственного своеволия.

 

Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от возродителя "духовного делания" в монашестве, архимандрита молдавских монастырей преподобного Паисия (Величковского (ум. 1794)). Конечно, важно иноку заботиться о ежедневном исполнении келейного правила, псалмопении, посте, молитвах с поклонами. Но преподобный Паисий заповедовал монахам обращать внимание также на внутреннею сторону монашества — совершенствование духа. И главным источником иноческого воспитания считалось в Оптиной чтение святоотеческих творений и правильное их применение в монашеской жизни.

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру