Серебряный ключик русской души

Рассказ о Свято-Троицкой-Сергиевой Лавре

Еще в стародавние времена путь в 70 верст казался неблизким. А по нашему-то русскому бездорожью за два, а то — и за три дня на телеге или пешком отмеривал путник такое нешуточное расстояние. Сегодня мы даже не заметим, если, конечно, возьмем в дорогу хорошую книгу, как всего за полтора часа промелькнут за окнами пригородной электрички 70 километров пути.

 

Именно 70 километров отделяет Москву от самого главного русского монастыря, сыгравшего в отечественной истории неоценимую роль, — Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

 

Вряд ли есть в России человек, никогда не слышавший этого драгоценного сочетания слов — Свято-Троице-Сергиева Лавра… В похожей на колокольный перезвон словесной перекличке, словно спрятан серебряный ключик от широкой, и, в то же время, таинственной русской души. Ничего не знать о Лавре — значит, не любить России и истории ее.

 

Но вот мы приехали в старинный Сергиев Посад.

 

Удивительный вид открывается на Лавру с Блинной горы. На холме, сверкая золотыми куполами и крестами, окруженный величественными белоснежными стенами с мощными крепостными башнями, застыл, словно придя из сказки, разноцветный каменный город.

 

Беззаботные туристы, стекающие к монастырю со всех близких и дальних земель, то и дело щелкая фотоаппаратами возле намоленных храмов, и не предполагают, какие здесь лет семьсот назад шумели на ветру буйными кронами непроходимые чащи и диковинные звери бродили по лесным тропам…

 

Кто бы мог подумать тогда, в далекие времена, что на горе Маковец поднимется монастырь, ставший духовной столицей Московского государства!

 

Кто же основатель дивной обители? Кому мы должны поклониться в ноги и возблагодарить за подаренную красоту?

 

Преподобному Сергию — Ангелу-хранителю земли Русской, удивительному старцу, при жизни названному святым!

 

От благочестивых родителей, причисленных Церковью к ликам святых, — преподобных Кирилла и Марии — в 1314 году появился на свет будущий святой. Земля Ростова Великого стала родиной прославленного Чудотворца, названного при крещении Варфоломеем в честь святого апостола Христова.

 

Бог отметил Преподобного чудесными знамениями еще до его рождения. Однажды, во время воскресной службы, младенец трижды вскрикнул в чреве матери. Настоятель церкви, отец Михаил, успокоил тогда встревоженную Марию предсказанием о том, что сын ее будет учеником Святой Троицы.

 

Чудесным образом, по молитве неизвестного старца-черноризца, обучился юный Варфоломей грамоте. И — что удивительно! — таинственный старец также предсказал родителям отрока: "Сын ваш будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих поведет за собой к пониманию Божественных заповедей". Произнес старец эти слова и сделался невидимым.

 

В 1328 году боярская семья покинула родное село Варницы и переехала в небольшое подмосковное поселение, затерявшееся в дремучих лесах — Радонеж. А еще через девять лет, когда отошли ко Господу праведные души родителей, Варфоломей осуществил давнее желание — отказался от суетной мирской жизни и всецело посвятил себя Богу.

 

Построив на холме Маковец, что в 12 верстах к северу от Радонежа, тесную келью, стал он в ней спасать свою душу, приняв вскоре иночество с именем Сергий.

 

Как нельзя целебному роднику укрыться в траве — отыщут его по ласковому журчанию — так и Сергий не смог затаиться в непроходимом лесу, в полюбившемся ему одиночестве. Люди русские, опечаленные за судьбу Отечества, в то время на куски разрываемого скуластыми всадниками Тьмы, с великой надеждой и радостью потянулись к Радонежскому святому. За словом чистым шли православные к молодому игумену и духовным утешением.

 

Слава о преподобном Сергии росла. Разрастался в Радонежских лесах и монастырь, названный Преподобным в честь Живоначальной Троицы.

 

Немало громких чудес совершил святой Сергий в тихой своей обители. Призывая имя Господне, воскресил он умершего отрока, избавил от болезни бесноватого, приведенного в монастырь в тяжелых цепях…

 

Матерь Божья полюбила святую обитель на Маковце. И однажды, явившись преподобному Сергию в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, благословила его и пообещала всегда покровительствовать монастырю.

 

В Троицкий монастырь за благословением перед решающей битвой с татарами в 1380 году приехал Великий Московский князь Дмитрий Донской...

 

— Пойди, господине, на поганые! И Бог будет ти помощник и заступник! — воскликнул игумен Радонежский с крыльца Троицкого храма, обращаясь к князю. — Сумеешь победить супостатов, как и подобает тебе.

 

Неслыханным благословением одарил тридцатилетнего князя преподобный игумен. Двух детей своих духовных — схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю — отдал святой Сергий на священную войну Добра со злом, Света с тьмою.

 

Одолели русские воины на Куликовом поле грозных ордынцев! Одолели, потому что, по слову Преподобного, сплотились в один кулак перед битвою, позабыв о междоусобных обидах.

 

Вся жизнь Радонежского святого — чудо! Но сколько чудес совершено по молитвам его после блаженной кончины, последовавшей в 1392 году…

 

Когда через 30 лет, 18 июля 1422 года в сырой монастырской земле обретались неповрежденные временем святые мощи Преподобного, хромые и слепые исцелялись у гроба его.

 

А не чудо ли, что всего за 14 месяцев, в 1422-1423 годах, взметнулся к небу белокаменный Троицкий храм, построенный на месте прежнего, деревянного, любимым учеником святого Сергия — преподобным Никоном!

 

В Троицком соборе почти уже шесть веков покоятся нетленные мощи Сергия Радонежского — главное сокровище монастыря. К священной усыпальнице, на украшение которой русские самодержцы пожертвовали 25 пудов серебра, утром или поздним вечером, не иссякает поток богомольцев. Многие едут сюда из дальних краев, прося у Преподобного благословение, исцеление или духовную помощь.

 

Всем просящим помогает по вере святой Сергий. И в наши дни возле раки Чудотворца исцеляются люди.

 

Троицкий собор расписали великие иконописцы, среди которых сверкает жемчугом святое имя Андрея Рублева. О славном художнике сложили легенду, будто писал он не кистью, а дымом — настолько нежными, чистыми и прозрачными казались рублевские краски.

 

К сожалению, главная икона Рублева — Троица, написанная "на похвалу Сергию", до сих пор находится в Третьяковской галерее. В 1929 году вывезли икону из монастыря…

 

Вместо нее, справа от Царских врат, помещена копия. Замечательная, тонко написанная, выражающая главную объединительную идею духовного служения преподобного Сергия… Но все же — она только копия.

 

 

В Троицком храме, как ни в каком другом, чувствуешь возле самого сердца дыхание Творца. От проникновенного акафистного пения, исполненного чистыми голосами певчих, трепещет душа. Горячая молитва под сводами с виду — тяжеловесного, а внутри — необыкновенно уютного, домашнего храма, легкой лодочкой плывет к небу.

 

Неподалеку от Троицкого храма в 1477 году взметнулась к небу легкая и праздничная Духовская церковь. В память о чудесном сошествии Духа Святого на апостолов в образе огненных языков в день святой Пятидесятницы сложили храм-звонницу мастеровитые каменщики из города Пскова.

 

Духовской храм нечасто принимает молящихся по причине малых размеров своих. Но, попав в церковь, нельзя не подивиться чудным стенным росписям и иконостасу из красного дерева. В небольшой церковке покоятся нетленные мощи святого переводчика книг Максима Грека и настоятеля Лавры — преподобного Антония (Медведева).

 

В самом центре монастыря, увенчанный пятью тяжелыми куполами, возвышается Успенский собор. В 1559 году первый камень в основание Успенского храма заложил государь Российский Иоанн Грозный. После славной победы над татарами и взятия в 1553 году Казани повелел царь построить собор. Похожие, только меньше по размерам храмы, можно встретить во Владимире и в московском Кремле.

 

Золотые звезды на голубых куполах Успенского собора пусть напомнят нашим современникам об удивительной звезде над Вифлеемом, указавшей путь восточным волхвам к новорожденному Христу! А если взглянуть на собор с высоты небесной, храмовое пятикуполье приобретет форму огромного креста.

 

Двадцать пять лет строился собор. Зато иконостас расписали в 1670 году иконописцы во главе с Симоном Ушаковым всего за два года! А стены собора — за 100 дней! Несомненно, Господь помогал художникам. Главная икона в Успенском соборе — образ Успения Божьей Матери. Она находится справа от Царских врат в местном ряду иконостаса.

 

Слово "успение" означает "засыпание". Пресвятая Матерь Божья еще 10 лет жила на земле после славного Вознесения на небо Своего Божественного Сына. И в час Ее кончины Сам Господь сошел на землю и принял кроткую и чистую, как дитя, душу Своей Матери.

 

А когда ко гробу Богородицы в Гефсиманский сад подошел апостол Фома, опоздавший к погребению на три дня, Матери Божьей во гробе не оказалось! Лишь пелены Ее одежд увидели на каменном ложе ученики Христовы. Господь взял на небо не только душу, но и тело Пречистой Марии, приоткрыв ученикам тайну грядущего Воскресения.

 

…Возле южной стены Успенского храма под стеклом хранится первый деревянный гроб преподобного Сергия. Своими руками сотворил дубовый гроб Преподобный, чтобы всегда его иметь перед глазами в келье и думать о вечном. Ради вечности, Царствия Небесного и призван жить человек!

 

Под Успенским храмом в конце Х1Х века сотворена крипта с тремя приделами. У западной стены подземного храма под тяжким спудом покоятся Московские и всея Руси Патриархи — Алексий I (ум. 1970) и Пимен (ум. 1990).

 

До 1781 года к Успенскому храму примыкала обширная паперть. Под нею, в 1606 году, погребли царя Бориса Годунова вместе с женой, сыном и дочерью. После замены паперти широким вычурным крыльцом, над царскими могилами, оказавшимися вне храма, сложили каменную палатку с надписью "Усыпальница Годуновых".

 

И вот пробил час, когда судьба России оказалась напрямую зависима от Троицкого монастыря. Осенью 1608 года монастырь окружили поляки.

 

"Если взята будет обитель Преподобного, — говорил в те смутные для Отечества времена святой Патриарх Ермоген, — то и весь предел российский до окияна-моря погибнет!"

 

Но сломали поляки зубы о монастырские стены. Долгих 16 месяцев вели они безуспешную осаду и, наконец, свернули палатки свои и отступили от Сергиевой обители. А затем их и вовсе вышибли из России народные ополченцы во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым.

 

Надкладезная часовня, построенная в конце XVII века над источником с целебной водой, возле громадного Успенского собора кажется игрушечной. Чудотворный родник обнаружили здесь во время строительства Успенского храма.

 

Одного полуослепшего монаха вода вылечила. А некоего крестьянина, сомневавшегося в ее чудодейственной силе, вода отправила на тот свет. Так что желающим исцелить телесные недуги, нужно сначала очистить душу от безверия.

 

Любого гостя Лавры радостно удивит причудливая архитектура церкви Преподобного Сергия с примыкающей к ней Трапезной палатой. Трапезный храм построен в стиле так называемого "нарышкинского барокко" в 1692 году по указу государя Петра I. Знаменитый царь император государства Российского дважды в юности своей спасался за высокими стенами монастыря от стрелецких мятежей…

 

Впечатляют размеры храма — 500 квадратных метров. Причем, Трапезная палата выстроена без вертикальных подпорок. Кажется, крыша держится сама по себе. Секрет ее — в точно рассчитанном внутреннем равновесии. Русские зодчие строили не на века — на тысячелетия!

 

В стенах Трапезного храма в советские времена Священный Синод избрал двух Архипастырей Русской Православной Церкви: в 1971 году — Святейшего Пимена и в 1990 году — Святейшего Алексия II. А в 1988 году именно в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры состоялся Собор, посвященный Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе Церковь причислила к ликам святых князя Дмитрия Донского, иконописца Андрея Рублева, переводчика книг Максима Грека…

 

Не забывает монастырская братия и о бедных паломниках, ручьями текущих к обители. Под Трапезным храмом находится бесплатная столовая для странствующих и обездоленных, где ежедневно монастырскую трапезу вкушают две тысячи человек.

 

А что за чудо — Колокольня в обители Преподобного! Строилась она в XVIII веке 28 лет. А высота ее — 88 метров.

 

Наступили, наконец, времена, когда на Колокольню возвращаются колокола. Весной 2004 года на первый ярус монастырской Колокольни подвесили с помощью немецкой подъемной машины самый тяжелый колокол, отлитый в новой России: высотой 4,55 метра, в диаметре — 4,42 метра, а весом — 70 тонн!

 

С возрождением колокольного звона, словно птица Феникс, восстает из пепла святая Русь.

 

Ни одна страна не знала такого духовного подъема, испытанного Россией на рубеже ХХ и XXI веков. За пятнадцать последних лет в стране восстановлено около 570 монастырей! Не вся современная молодежь бросилась, сломя голову, в коммерцию, в погоню за длинным рублем. Конкурсу в Московские Духовные Школы, что расположились возле северной стены Лавры, могут позавидовать самые престижные отечественные институты.

 

Будущие служители Церкви приезжают в Троицу не только из российских городов и поселений. Учатся в Духовных Академии и Семинарии студенты из Сербии и Болгарии, Румынии и Абхазии, Америки и Китая…

 

Духовные школы, переведенные в Лавру из Москвы в 1814 году, находятся в здании Царских Чертогов. По приказу царя Петра I, Чертоги построили на месте прежних "государевых келий" в стиле "нарышкинского барокко" в 1696 году.

 

В 1869–1870 годах в восточной части Чертогов появился храм Покрова Богородицы. На освящение храма пригласили знаменитого протодиакона Успенского собора московского Кремля Константина Розова. В полный голос протодиакон мог петь лишь в огромном храме Христа Спасителя. В других же соборах и церквях дьякон возглашал не в полную силу — боялся оглушить прихожан.

 

Неподалеку от Духовных Школ застыла в камне нарядная церковка в честь Смоленской иконы Божьей Матери. На восточной внешней стене храма подвешен высеченный из белого камня образ Смоленской Божьей Матери, исцеливший в 1730 году сухорукого монастырского псаломщика. В память о том событии на деньги графа Алексея Разумовского в 1746–1748 годах и была воздвигнута церковь.

 

Возле дивного образа в любое время года — цветы. Благодарные насельники Лавры и жители города не забывают о великой милости Владычицы Небесной.

 

Монашеские келейные корпуса спрятались за раскидистыми деревьями на юго-восточном склоне Маковца. Сегодня в монастыре подвизается около двухсот иноков.

 

Общежитильный монастырь за долгую свою многовековую историю прервал духовную жизнь однажды. И случилось это в ХХ веке. С 1919-го по 1946 год храмы Лавры оказались под замком. На святых престолах плелась паутина… Последнего настоятеля — преподобномученика Кронида (Любимова) безбожные власти расстреляли в 1937 году…

 

Но Господь не оставил Россию!

 

Грозной осенью 1941 года, возле стен монастыря собиралось с силами новое русское воинство — Первая Ударная Армия. Именно ей суждено было под городом Дмитровом остановить наступление фашистов всего в тридцати двух километрах от священной обители.

 

А на Пасху 1945 года загудели, словно после долгого сна, уцелевшие монастырские колокола, радуясь победе над смертью.

 

Пока народ российский хранит веру Православную, пока цветет на холме Маковец горячая от сходящего Огненного Духа священная Купина, Россия непобедима!


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру