Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские

Память преподобного Геннадия — 8 января.

 

Память преподобного Никифора — 9 февраля.

 

Как часто в духовном пространстве икон, как и перед очами Божьими, рядом стоят подвижники, которые в земной жизни и не встречались друг с другом…

 

Таковы и святые Геннадий и Никифор Важеоозерские.

 

Рядом стоят они на иконе, рядом стоят и в "Олонецком патерике", составленном архимандритом Никодимом.

 

Рядом стоят эти святые и в нашей духовной истории…

 

1.

И Геннадий, и Никифор важеозерские были учениками святого Александра Свирского, оба они, хотя и в разное время, совершали иноческие подвиги на озере Важе, из которого вытекает река Важинка, впадающая в Свирь…

 

"Блажен тот, кто от юности возлюбил Господа и последовал Ему: взял крест и пошел за Христом!" — начиная рассказ о преподобном Геннадии, пишет архимандрит Никодим.

 

Геннадий в числе первых учеников пришел к Александру Свирскому, и здесь, на берегу Святого озера, он прошел великую школу смиренномудрия, а когда почувствовал достаточные духовные силы, удалился в затвор. На берегу Важского озера устроил себе пещеру и подвизался одиноким пустынником, подобно своему великому учителю, вплоть до своей кончины 8 января 1516 года.

 

Вполне вероятно, что в земной жизни преподобный Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Когда он пришел в монастырь Александра Свирского, преподобный Геннадий уже удалился в затвор на Важское озеро...

 

Скорее всего, никакого личного общения между двумя основателями Задне-Никифоровской пустыни не было, но так ли уж и необходимо личное общение, если есть общение молитвенное?

 

Причем в случае с Никифором и Геннадием Важеозерскими эта истина как бы обретает некое материальное воплощение...

 

В самом деле...

 

Никифор ведь родился и вырос в селе Важины, стоящем на Важинке, что вытекает из Важского озера, на берегу которого и совершал свои молитвенные подвиги Геннадий Важеозерский и, получается, что в детстве и юности Никифор пил эту намоленную преподобным Геннадием воду, омывался ею... И может быть молитвы важского затворника и определили жизненный путь его более молодого соратника.

 

Будучи еще совсем молодым человеком, Никифор почувствовал призвание к монастырской жизни и в 1510 году, пришел в обитель Живоначальные Троицы. Подобно Геннадию под руководством святого Александра Свирского постигал он науку стяжания Святого Духа.

 

Житие говорит, что Никифор всегда первым являлся в церковь и последним уходил. Церковные службы, монастырские правила и послушания проходил он с удивительным терпением, смирением и незлобием.

 

Не довольствуясь постом и бдением, инок изнурял себя тяжелыми веригами — носил их на голом теле. Весили эти вериги более двадцати килограммов.

 

Видя такие подвиги, братия прославляла Бога, но Никифор всячески избегал похвал и скоро попросил Александра Свирского благословить его идти в Киев на поклонение святым Печерским угодникам.

 

Преподобный Александр отговорил своего ученика от этого паломничества и посоветовал прежде сходить в обитель Воскресения Христова к преподобному Кириллу, игумену Новоозерскому, побеседовать с ним о монашеской жизни и поучиться монастырскому уставу.

 

 

2.

Об этом путешествии преподобного Никифора нужно рассказать подробнее, поскольку в нем в зримой полноте явлена "учительская благодать" святого Александра Свирского…

 

В те далекие времена на Руси не было почтовой службы и наши святые предпочитали переписке молитвенное общение.

 

— Когда придешь к Новоозеру, лодки-то не ищи... — напутствовал Александр Свирский любимого ученика. — Отойди в сторону и молись, пока за тобой не приедут.

 

Преподобный Никифор так и сделал.

 

Достигнув озера, он не стал останавливаться в деревне Кобыльина Гора, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть.

 

Скоро его разбудили.

 

Никифор увидел незнакомого монаха, вылезающего из лодки.

 

— Благослови меня, святой отец! — попросил преподобный Никифор. — Прости, что уснул...

 

— Меня благослови! — ответил преподобный Кирилл. — Ведь ты послан духовным братом моим Александром — служителем Пресвятой Троицы.

 

Как утверждает предание, когда святые обнялись, дивный свет воссиял над ними…

 

Отблески этого света различаем и мы, четыре с половиной столетия спустя, размышляя о наших великих молитвенниках и праведниках.

 

Никифор провел в Новоозерском монастыре восемь дней.

 

Прощаясь с ним, преподобный Кирилл сказал:

 

— Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению, в нынешнем веке сего не сподобимся, и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, честный отче, не будут забыты пред Богом.

 

И только после этого, Александр Свирский благословил своего ученика и на паломничество в Киево-Печерский монастырь…

 

В чем же смысл "урока", преподанного Никифору его великим учителем? Почему он отпустил его в Киев только после путешествия в Новоозерский монастырь, а не прежде того?

 

Нам кажется, что святой Александр хотел укрепить своего ученика, хотел помочь ему прозреть свое предназначение.

 

Как бы то ни было, возвратившись из Киева, преподобный Никифор едет в родное село Важины и оттуда уходит на Важское озеро, где уже упокоился в жизнь вечную преподобный Геннадий. Никифор приходит сюда, чтобы продолжить здесь начатое своим великим предшественником молитвенное делание.

 

Местное предание свидетельствует, что, покидая село, Никифор испил воду у ключа в Усть-Боярском, и стала вода в источнике целебною. Многие болезни излечивала она, и в память об этом чуде была поставлена у источника Никифоро-Геннадиевская часовня.

 

3.

Не сохранилось сведений, как строился Геннадие-Никифоровский Важеозерский монастырь, известно только, что уже в 1530 году отшельническая пустынька на берегу Важского озера становится процветающей обителью.

 

Тогда на берегу озера поднялась деревянная церковь во имя Преображения Господня, а вокруг выросло десять келий для братии.

 

Известно, что заботился преподобный Никифор и о том, чтобы возрожденная им обитель преподобного Геннадия не распалась после его кончины. Для этого и хлопотал он, испрашивая для монастыря царскую грамоту на владение землей.

 

Он так и не увидел долгожданной царской грамоты.

 

9 февраля 1557 года преподобный Никифор завершил свой земной путь, а грамоту на его имя, в которой указывалось владеть землею вокруг монастыря "на все четыре стороны по версте, опричь мхов и болот и глыб", Государь подписал только 9 марта 7065 (1557) года.

 

Вот и получается, что грамоту эту важеозерскому игумену удалось выхлопотать, только представ рядом со своим предшественником перед Престолом Божьим.

 

Стоящими рядом, видим мы преподобных и на иконах...

 

Погребли преподобного Никифора рядом с преподобным Геннадием и святые мощи их и сейчас почивают под спудом в устроенном ими Важеозерском монастыре...

 

Вместе являются они и к людям, с верою призывающим их.

 

В списке чудес преподобных — исцеления, избавление от погибели путешествующих.

 

Вот только один из случаев исцеления…

 

К крестьянину, которого мучили непрекращающиеся головные боли и который без пользы обращался к разным знахарям, и уже не чаял ниоткуда помощи, явились преподобные Геннадий и Никифор и сказали так:

 

— Ты человек умный, зачем же ищешь помощи у людей, у которых кроме вреда ничего не получишь? Приходи лучше к нам! У нас лекарство без денег. Отслужи молебен и попей святой воды и станешь здоров.

 

— Кто вы, святые отцы? — вопросил их больной. — Я вас не знаю!

 

Преподобные сказали, кто они и откуда. Крестьянин исполнил повеление и стал здоров.

 

4.

И вот, что поразительно…

 

Большевики закрывали храмы и монастыри, оскверняли святые мощи, но самих святых запретить не могли…

 

С детства запомнился мне похожий на сказку рассказ, как осенью, едва только выпадет первый снег, мимо еще не сбросивших багряных уборов деревьев проходят святые Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Иоасаф Машеозерский, Кассиан Соломенский, Ферапонт Вознесенский, старцы Игнатий, Леонид, Федор. Проезжает на своей лошадке, нагруженной кожаными переметными сумами, преподобный Иона Яшеозерский...

 

— А ты... Ты сама их видела, бабушка?

 

— Не... Сама не видела, Миколя. Откуль мне было видеть...

 

— А кто же видел их?

 

— Дак ведь видели... Были люди... Чай, не теперешние...


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру