Гражданин Святой Руси
Рассказ о житии Христа ради юродивого Василия Блаженного
Однажды Василий дал совет купцу, который не мог достроить храм, поскольку своды его обрушивались.
— Поезжай в Киев! — посоветовал блаженный. — Найди там убогого Иоанна. Он даст тебе совет, как достроить церковь.
Купец поехал и нашел в Киеве Иоанна, который сидел и качал пустую люльку.
— Кого ты качаешь? — удивился купец.
— Родную матушку, — ответил Иоанн, — надобно ей неоплатный долг за рождение и воспитание заплатить.
Купец вспомнил тут, что выгнал из дома свою мать, и понял, почему он не мог достроить церковь.
С годами москвичи научились прислушиваться к неясному бормотанию блаженного, вникали в слова стремясь постигнуть скрытый в них смысл…
Заметили москвичи, что, проходя мимо домов благочестивых людей, бросает блаженный камни в углы их, а углы домов, хозяева которых пьянствуют и бесчинствуют, целует.
Когда у Василия спросили, зачем он это делает, юродивый ответил, что в благочестивых домах нет места бесам, вот они и стоят вне дома, а он видит их и отгоняет. Точно так же и в домах, где совершаются бесчинства. Только там нет места ангелам, и они стоят у углов дома и плачут…
— Как же не поцеловать ангела? — спрашивал Василий, удивляясь, что другие люди не видят того, что открыто его чистому зрению.
5.
При Иване III Васильевиче, государе начавшем великое дело объединения русских княжеств, великом князе, сбросившем навсегда с Руси татаро-монгольское иго, начинается святое служение Христа ради юродивого Василия Блаженного.
При Василии III Ивановиче, продолжившем дело отца в собирании Руси, продолжается подвижнический труд блаженного.
И вглядываешься в события его земной жизни и кажется, что про этого Христа ради юродивого и сказаны в 1508 году слова игумена Филофея: "Москва — третий Рим. Вторым Римом была Византия, но, приняв унию, она изменила христианству и пала. Четвертому же Риму не бывать".
Разумеется, ощущение это субъективное, ведь игумен Филофей подводит итог и определяет направление развития России на будущее, но с другой стороны Василий Блаженный и был закономерным итог того строительства Святой Руси, которое вели святые русские князья, преподобные и святители, но с другой стороны Василий Блаженный и был стратегией развития Святой Руси, ибо этот Христа ради Юродивый наиболее глубоко и полно воплощал в себе образ подлинного гражданина Святой Руси…
Он и близко никогда не приближался к начальническим должностям, но, кажется, без его участия не происходит в Москве ни одного более или менее важного события…
Существует предание, что именно по молитвам святого была спасена Москва от крымского хана Махмед-Гирея летом 1521 года. Хотя, опрокинув русские заслоны, крымские татары и прорвались к Москве, но, постояв у ее стен, вынуждены были уйти, так и не войдя в город…
6.
В 1530 году юродивому было 64 года, и слава его восходила в зенит. Тогда в ночь с 25 на 26 августа в селе Коломенском у Василия III Ивановича и Елены Глинской родился сын — будущий царь Иван IV Грозный.
По преданию, по русской земле прокатился гром, молния блеснула, земля поколебалась.
А спустя шестнадцать лет, в 1547 году, когда повенчанный на царство шапкою, бармами и цепью Мономаха Иван IV Васильевич был провозглашен "царем всея Руси" и решил сочетаться браком с боярской дочерью Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой, пошли по первопрестольной "сердечники" — чародеи, "вынимавшие из людей сердца".
Говорили, что бабка царя Анна Глинская "з своими детми и людми волхвала: вынимала сердца человеческие да клала в воду, да той водой, разъезжая по Москве, кропила, и оттого Москва выгорела".
Это страшное испытание и ждало москвичей.
В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 Василий Блаженный пришел в монастырь Воздвижения и целый день безутешно плакал там.
И поднялся страшный, "какого никогда не бывало", пожар в Москве.
Он начался в церкви Воздвижения на Арбате.
Дул сильный ветер, и огонь распространился, "как молния". Через час горела уже вся Неглинка.
Затем ветер подул в сторону Кремля, и загорелись кровли кремлевских соборов. В пожаре погибли казна, оружейная палата, царская конюшня. Сгорел расписанный фресками Андрея Рублева Благовещенский собор.
"Разбился" на пожаре митрополит Макарий, которого спускали на веревках из Тайницкой башни. Его увезли в Новоспасский монастырь.
Сгорели 25 тысяч дворов. В огне погибли около двух тысяч жителей.
Но сохранилась во время пожара Владимирская икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе.
Рассказывают, что однажды, когда молился Василий Блаженный, страшный шум раздался в Успенском соборе… Владимирская икона Богоматери сдвинулась с места и раздался от неё глас, обличающий жителей Москвы в беззакониях. Пресвятая Богородица со святыми заступниками грозила покинуть город.
И усилил тогда молитву блаженный, просил о прощении грехов и благодаря его молитве огонь исчез, шум прекратился, святые не оставили Москву.
Может быть, так было и на летнем пожаре 1547 года.
7.
Немало уроков подлинного благочестия преподал Василий Блаженный царю Иоанну Грозному, который чрезвычайно почитал блаженного.
Однажды, после службы, Василий подошел к государю и поздравил его с благополучным возвращением.
— Ты, чего, Вася?! — удивился государь. — Я на утрене в храме стоял, нешто не заметил?
— Полно врать-то… — сказал юродивый. — На какой ты службе стоял, если во дворце у себя на Воробьевых горах нежился…
И стыдно стало царю Иоанну Грозному, ибо, действительно, во время службы обдумывал он, как ему украсить дворец на Воробьевых горах.
А однажды за обедом у царя блаженный вылил вино в окошко.
Снова поднесли ему чару, и снова вылил ее блаженный в окно.
Третью чару поднесли — и ее ждала та же участь.
— За что такая немилость?! — нахмурившись, спросил государь.
— Hе гневайся, царь, — сказал Василий блаженный. — Не тебя я не уважение свое выказываю. То я угасил пламя в Hовгороде!
И, действительно, вскоре выяснилось, что в Новгороде в это время вспыхнул пожар, но он не успел разрастись, потому что какой-то нагой муж заливал загоревшиеся дома…
8.
Блаженный Василий Христа ради юродивый, отошел ко Господу 2 августа 1552 года
Было ему тогда 88 лет.
Перед кончиною Иван Грозный с царицею Анастасией и своими детьми посетили его.
Младшему царевичу Федору блаженный сказал: "Все, что принадлежит твоим предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником".
9.
Еще когда царь Иван Грозный нес гроб Василия к Троицкому храму, от прикосновения к святым мощам многие получали исцеление.
Скоро все стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; и патриарх Иов в 1558 году причел чудотворца к лику святых.
Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку.
"Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою (слякотью) и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народы, цари же и князи и вси людие, прославляюще святое твое успение: тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварского пленения и междоусобныя брани и мир мирови подаст и душам нашим велию милость".
"О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие!
Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающие днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков.
Аминь".
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Церкви символизировали и дни осады Казани.
2. Некоторые исследователи считают, что это два имени одного человека.
Страница
2 - 2 из 3
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
|
След. |
Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru