Святительская любовь

Рассказ о житии святителя Стефана Пермского

11.

Через пять лет проповеди Стефана фактом стало существование пермской церкви. Для устроения церковной жизни Перми насущно необходим был свой епископ.

 

"Земля та властно требовала себе епископа, - пишет Епифаний, - поскольку до митрополита и до Москвы было так же далеко, как далеко от Царьграда до Москвы".

 

В 1383 году прибыв в Москву, Стефан рассказал великому князю Димитрию Иоанновичу и митрополиту Пимену о результатах своей проповеди среди зырян, и попросил создать Пермскую епископию.

 

Сам Стефан, как пишет Епифаний: "не добивался владычества, не вертелся, не старался, не выскакивал, не подкупал, не давал посулы… Нечего ведь было ему и дать, ибо богатств он не стяжал", но ни князь Дмитрий Иванович Донской, ни митрополит с собором епископов не нашли никого достойнее самого Стефана, чтобы занять епископскую кафедру в Перми.

 

1383 год памятен в нашей истории приходом Тихвинской Чудотворной иконы Божией Матери. Еще он памятен возведением в пермские епископы крестителя зырян.

 

В московской летописи под 6891 (1383-1384) годом сделана запись: "Тое же зимы Пимен, митрополит на Москве, два епископа постави: Михаила епископом Смоленску, а Стефана, нарицаемого Храпом, епископом в Пермь".

 

Посвящение совершилось во Владимире.

 

В ту пору Стефану, как утверждает летопись, не было и сорока лет.

 

 

Теперь Стефан сам мог посвящать своих учеников — в зависимости от их успехов в книжной грамоте и усердия в вере — кого в священники, кого в дьяконы.

 

Усть-Вымь сделалась кафедральным городом новой православной епархии. Здесь, устроив домовый Архангельский монастырь, и жил святитель Стефан.

 

Отсюда, на север — по Выми, на восток — по Вычегде, растекалась по Пермской земле православная вера.

 

Дни святителя проходили в непрестанных трудах.

 

Известно два основанных Стефаном монастыря: монастырь Спаса Нерукотворенного Образа и Стефановская обитель — в нынешнем селе Вотче.

 

Любовь к пермскому народу, которому принес святитель Стефан свет христианства, проявилась не только в миссионерской деятельности. В годы епископского служения Стефана, мы видим его заступником и ходатаем зырян не только перед Богом, но и перед светскими властями.

 

 

12.

Летопись свидетельствует, что в 1386 году епископ Стефан ездил в Новгород. Поездка эта была связана с необходимостью утихомирить новгородских ушкуйников, сильно досаждавших пермякам.

 

Ушкуйниками называли тогда новгородскую вольницу, сбивавшуюся в вооруженные отряды и промышлявшую разбоем.

 

Судя по походу в 1375 году, когда ушкуйники ограбили вначале Нижний Новгород и Кострому, а потом и столицу Орды — Сарай, эти ватаги были сравнимы с настоящей армией. И понятно, что набеги ушкуйников на пермские земли несли разорение краю.

 

Необходимо было срочно остановить ушкуйников, тем более, что как выяснилось, действовали они еда ли по благословению Новгородского архиепископа, посчитавшего создание Москвой Пермской епархии вторжением в его архиепископию.

 

"Лета 6893 (1385 г.) владыко новугородский разгневан бысть зело, - како посмел Пимен митрополит дати епархия в Перме, в вотчине святей Софии, и послал дружинники воевати Пермскую епархию", - сообщает Вычегодско-Вымская летопись.

 

В военном отношении, как свидетельствует летопись, вопрос был решен достаточно просто:

 

"Позвал владыко Стефан устюжан, им бы беречи Пермскую землю от разорения, устюжане побили новгородцев под Чорной рекой, под Солдором. Лета 6894 (1386 г.) новугородцы со двиняны воевали по Волге, а, идучи оттуда, великого князя волости и вычегодские, и устюжские воевали ж. И князь Димитрий ослушников побил"...

 

И тем ни менее Стефану хотелось найти мирное решение проблемы. Поэтому-то и отправился Святитель в Новгород.

 

Может быть, он и испытывал опасения, отправляя в далекий путь, но оказалось, что в Новгороде давно уже наслышаны о подвигах святителя, и владыка новгородский архиепископ Алексий, посадники и бояре приняли его, как дорогого гостя. Вече постановило: удовлетворить справедливые жалобы епископа, представить виновных на суд веча, а всей новгородской вольнице воспретить впредь заходить в пределы Пермской епархии.

 

"Отпущен владыко Стефан от Ноугорода с милостью и дарами", - говорится в летописи.

 

Вот так, опять-таки прежде всего Словом Божиим и удалось святителю Стефану отвести беду от своей паствы. Больше о походах ушкуйников на пермяков ничего не известно.

 

 

А в 1387 году в Перми наступил голод.

 

Как свидетельствует народное предание, возвращаясь в Усть-Вымь, Святитель остановился в деревушке, где толпа зырян встретила его словами:

 

— Степане, Степане, ми и ур и кан-яс бара сеям!(9)

 

Зыряне не жаловались.

 

Они каялись перед своим учителем, что нарушают его наставления. Обращая их в православную веру, Стефан запретил им употреблять в пищу мышей, белок и лесных кошек...

 

Больно сжалось тогда сердце святителя. Собрав все имеющиеся у него деньги, он отправил людей в Вологду, и те закупили там хлеб. Этот хлеб и раздавал Стефан своей голодающей пастве.

 

 

Известно, что несколько раз епископ Стефан ездил и в Москву.

 

Духовный авторитет святителя был настолько велик, что без его участия не могло быть принято ни одно важное решение, касающееся жизни Русской Православной Церкви.

 

В 1390 году митрополит Киприан вызвал Пермского святителя в Москву на Собор по церковным делам.

 

Уже подъезжая к Москве, Стефан вспомнил, что в стороне от его дороги, верстах в десяти, остается Троице-Сергиев монастырь, где жил тогда преподобный Сергий Радонежский. Времени заехать уже не оставалось, и Стефан приказал остановиться. Сойдя с повозки, сотворил молитву, а потом благоговейно поклонился в сторону монастыря.

 

— Мир тебе, духовный брате! — сказал он.

 

Сергий Радонежский находился в это время в трапезной.

 

Прервав трапезу, на глазах у изумленной братии он встал вдруг и, сотворив молитву, произнес:

 

— Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою.

 

 

Когда же после трапезы братия приступила к нему, прося объяснить, что значат эта молитва и эти слова, Сергий ответил:

 

— Это Стефан-епископ, спешащий в Москву, остановился на своем пути и поклонился Святой Троице, и нас грешных благословил...

 

Вот подлинные слова Четий-Миней об этом: ученики Сергия "уведаша истинно бывшую вещь и удивляхуся о прозорливом даре, отцу их от Бога данным".

 

Удивляемся и мы, видя, чего достиг Святитель Стефан своей праведной жизнью за двенадцать лет своего апостольского служения.

 

 

13.

В Москве, тихо уснув, без страданий и представился Стефан в праздник Преполовения Пятидесятницы, вечером 26 апреля 1396 года...

 

По повелению благочестивого государя Василия Дмитриевича тело его предано было земле на царском дворе, на территории нынешнего Кремля, "в монастыри Святого Спаса, в церкви каменой".

 

Мощи Стефана лежали в Спасо-Преображенском храме открытыми до нашествия поляков в Смутное время, когда их скрыли под землей.

 

При проводившейся в середине XIX века реставрации Спаса-на-Бору его южный придел был освящен в честь святителя Стефана Пермского, а северный - в честь святого Прокопия.

 

 

Существует предание, что святитель Стефан и после кончины не оставлял дела просвещения зырян.

 

Рассказывают, что летом 1396 года на реке Вишере появилась лодка, плывущая против течения. В лодке никого не было, но на другой берег Вишеры вышел седовласый старец и приказал народу чествовать драгоценное сокровище, которое Бог посылает им.

 

Когда лодка подплыла в берегу, изумленные вишерцы увидели в лодке икону Богоматери, пред которою еще теплилась свеча…

 

14.

Дело Стефана Великопермского — создание национальной Пермской Церкви — продолжали его ученики.

 

Двое из них — Герасим и Питирим — стали святыми.

 

Святой Питирим погиб в 1445 году во время набега вогуличей на Усть-Вымь.

 

Тогда, после литургии в Усть-Вымском соборе епископ Питирим говорил проповедь под открытым небом, на мысу у реки, за чертой городовых укреплений…

 

В это время поднялись по реке воины вогуличского князя Асыки. Паства разбежалась, ища спасения в городе, но святой Питирим остался на молитве, чтобы встретить убийц словами увещевания.

 

Он был убит, но Усть-Вымь вогуличам взять не удалось.

 

И этот подвиг ученика святителя Стефана Великопермского — святого Питирима — торжество того света истинной веры, который принес Святитель на пермскую землю...

 

 

Между прочим с набегом Асыки связано преображение монастыря Спаса-Нерукотворенного Образа в Ульяновскую обитель…

 

Вогуличский князек выбрал себе в жены Ульяну, дочь пермского священника. Когда лодка с пленницей проплывала мимо монастыря Спаса Нерукотворенного Образа, девушка бросилась в воду, но доплыть до берега не сумела — утонула в Вычегде…

 

С тех пор и называется это место — "Ульяново плесо, а по нем и Ульяновский монастырь".

 


Страница 6 - 6 из 9
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру