Святительская любовь

Рассказ о житии святителя Стефана Пермского

4.

В Ростовском монастыре святого Григория Богослова, подобно славянским просветителям Кириллу и Мефодию, и создает Стефан первую азбуку пермского языка.

 

Азбука...

 

Знаки, доносящие до каждого из нас слова, чувства и мысли наших предков... Знаки, закрепившие для бесконечных поколений людей Слово Божие, свидетельства евангелистов о земной жизни и учении Спасителя нашего Иисуса Христа...

 

Как создать алфавит для бесписьменного народа?

 

Нельзя же просто смешать по собственному усмотрению греческие, латинские и славянские буквы. Алфавит должен рождаться из самого языка, должен стать неотторжимой частью его.

 

Будущий святитель понимал это.

 

Он хотел, чтобы само начертание Слова Божия было родным для пермяков.

 

 Но зыряне знали тогда лишь одну письменность — зарубки на деревьях, которые оставляли охотники, обозначая свои участки.

 

На эти знаки и были похожи Стефановы буквы(4).

 

Как зарубками на деревьях, дорогу в нехоженной тайге, записал Стефан этими буквами переводы святого Евангелия и других церковных книг, которые понадобятся ему в святительском служении.

 

Первоначально, в пермской азбуке Стефана, как в греческом алфавите было двадцать четыре буквы, потом пришлось ввести еще две.

 

Вот названия некоторых из них: "а", "бур", "гаи", "дои", "е", "жои", "джои", "зата", "дзита", "и", "коке", "леи", "мено", "нено", "во", "паи", "реи", "сии", "таи", "цю", "черы", "шюи"...

 

Забегая вперед, скажем, что алфавит, созданный Стефаном Великопермским, оказался достаточно простым и легким для обучения. Грамотность, привезенная святителем, быстро распространилась в лесных селениях.

 

Уже через четыре года после начала миссионерской деятельности Степана, по свидетельству митрополита Макария, "священники служили обедни на пермском Языке, пели вечерню и заутреню пермской речью; и канонархи возглашали каноны по пермским книгам, и чтецы читали пермской беседою, и певцы всякое пение совершали по-пермски".

 

 

Но это потом стало явно, насколько удачно придумал святой Стефан пермскую азбуку… Когда же он только приступил к ее созданию, даже среди монастырской братии нашлись у него противники. Многие ученые монахи указывали Стефану на неуместность этой затеи...

 

"Бессмысленно, — говорили они, — замышлять какую-то новую грамоту, если до конца света остается чуть больше ста лет".

 

И здесь нужно сказать, что ожиданием конца света была пронизана в те годы жизнь не только в средневековой Руси, но и по всей Европы. В 1492 году завершалось седьмое тысячелетие от сотворения мира, и грядущего конца света ожидали повсеместно.

 

Вероятно, эсхатологические ощущения жили и в Стефане, но они только укрепляли его в верности избранного пути. Не так уж и много оставалось времени любимому им пермскому народу, чтобы узреть свет Истины и спастись для вечной жизни.

 

Азбука святителя Стефана — это не просто более или мене удачный алфавит, это кодекс нравственности. Впервые, записанные буквами Стефана, прозвучали многие слова, которых не было в языке коми.

 

 

5.

Годы, проведенные Стефаном в монастыре, укрепили его духовную силу.

 

Гигантский труд создания пермской письменности был завершен в 1377 году. Стефан перевел на язык коми Евангелие и основные богослужебные книги.

 

Завершив свой труд, около года жил он в своем родном Великом Устюге. Встречаясь с пермяками, на них "испытывал" свои переводы и, чтобы сделать вразумительными для зырян святые истины православной веры, снова и снова переделывал непонятные места.

 

 

В 1378 году Стефан отправился в Москву, чтобы получить благословение Православной Церкви на предстоящий подвиг.

 

Митрополита Алексия он уже не застал, ибо тот 12 февраля 1378 года преставился. Благословение Стефану дал епископ коломенский Герасим.

 

— Хочу нести Евангельскую проповедь в Пермскую землю... — объявил ему о своем замысле Стефан. — Или зырян обратить в христианскую веру, или самому пострадать и положить свою голову за Спасителя нашего...

 

Герасим удивился "таковому ко Христу усердию и спасению душ человеческих желательству"…

 

 "Чадо Стефан, во Святом Духе сын и сослужебник нашего смирения, — сказал он, — иди с миром и благодатию Божиею, да сопутствует тебе Сам Господь славы и даст ти глагол, благовествующему силою многою. Облекись по апостолу во всеоружие Божие, приими щит веры и шлем спасения, и меч духовный — глагол Божий; иди, и да будет слово твое солию растворено, живо и действенно, и Дух Святый да внушит тебе, когда и что говорить, да наставит, где как поступать, чтобы обратить к свету веры сердца неверных".

 

Посвятив Стефана в сан иеромонаха, епископ Герасим вручил будущему святителю антиминсы(5).

 

Было это в 1738 году…

 

В том самом году, когда Феофан Грек расписал фресками церковь Спаса на Ильине в Новгороде…

 

 

 Между событиями этими нет никакой связи, кроме той, что оба они порождены единым православным мироощущением, оба они несли свет высочайшей духовности людям.

 

И когда смотришь на Вседержителя, изображенного на фреске Феофана Грека, понимаешь, что так же прямо в глаза Грозного Небесного Света, смотрел и Стефан Великопермский, снаряжаясь в дальний путь.

 

 

"И нача яко овча посреде волков, посреде рода строптива и развращенна ходити и проповедовати Христа, истинного Бога, и учити христианской вере", — говорит Житие Святителя Стефана.

 

 

6.

Там, где при впадении в Северную Двину Вычегды стоит сейчас город Котлас, раньше было зырянское селение Пырос.

 

Здесь и поставил Стефан первую на пермской земле часовню во имя Николая Чудотворца. Здесь, в Пыросе, совершил Святитель первый на Пермской земле обряд крещения.

 

Был сумрачный северный день.

 

Тускло поблескивала вода Вычегды. Ветер шумел в верхушках вековых сосен, словно бы цеплявшихся за тучи, низко обложившие все небо...

 

Наверное, так же шли в воду Днепра жители Киева, когда святой князь Владимир крестил Русь.

 

И так же, как в 989 году над Днепром, разнеслись над суровой северной рекой вечные слова:

 

— Крещается раб Божий... Во имя Отца и Сына и Святаго Духа...

 

Впервые прозвучали эти вечные слова на пермском языке, словно не из далекой земли были принесены они, а здесь и возникли из немолчного шума вековых сосен, из тусклого блеска холодной реки...

 

— Ниман тенид, Мезосо, ниман тенид!(6)

 

А когда совершен был обряд миропомазания, когда прозвучали слова: "...печать Духа Святаго", вдруг раздвинулись тучи, и ясный небесный свет озарил лица первых христиан Пермской земли.

 

И наполнились светом их души...

 

И умерли они для прежней жизни, и получили благодать Святаго Духа, дарующего жизнь новую...

 

 

А Стефан, поставив в лодку икону Божией Матери, поплыл по Вычегде. Ловко управляясь шестом, заходил в притоки, проникая в самые глухие селения зырян.

 

Места были дикие, необжитые...

 

Однажды, причалив к берегу, Святитель увидел перед собой огромного медведя. И надо было вернуться, запрыгнуть назад в лодку и уплыть, но Стефан не испугался. Сотворил крестное знамение, и медведь, рыча, убрел в чащу, освобождая путь святому.

 

 

На этой заросшей дремучими непроходимыми лесами земле, куда приплыл Стефан со словом Божьим, люди веровали в своих богов.

 

У пермяков был злой дух, живущий под землей. Звали его — Куль.

 

А низших духов, управляющих миром от имени великого духа, было такое множество, что ими наполнены были воды, леса, камни, огонь…

 

Зыряне повсюду ставили идолов, изображавших этих божков и, чтобы умилостивить, одаривали их мехами… Особенно же почитали пермяки Воипеля. Они считали, что этот дух защищает их землю.

 

 

Всего сто лет оставалось до конца времен…

 

Слишком мало времени, чтобы спастись для вечной жизни целому народу, и Стефан не желал терять времени, он действовал решительно и быстро.

 

Приближаясь к зырянским селениям, Стефан прежде всего искал кумирни, где стояли идолы. Он рубил их "обухом в лоб" и, расколов на мелкие щепки, сжигал вместе с мехами, принесенными в дар этим богам.

 

Думается, что предание о встрече Стефана с медведем вобрало в себя подлинные воспоминания свидетелей о бесстрашии Святителя...

 

Ведь разрушение кумирен считалось у пермяков самым страшным преступлением. И, разрушая кумирни, Стефан никогда не действовал тайком, ни разу не пытался скрыться.

 

 


Страница 3 - 3 из 9
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру