Святительская любовь

Рассказ о житии святителя Стефана Пермского

Память святителя Стефана епископа Пермского — 26 апреля (9 мая)

 

Крещение Руси стало началом государственного строительства. На православии, как на фундаменте, заложил равноапостольный князь Владимир Киевскую Русь.

 

Как ценность для Руси большую, нежели даже политическая независимость, оберегал православную веру Александр Невский.

 

Православие дало силы преподобному Сергию Радонежскому и святому князю Димитрию Донскому начать освобождение страны от татаро-монгольского ига…

 

И дивно…

 

Хотя победа на поле Куликовом и не освободила Русь из татарской неволи(еще почти сто лет платили дань московские князья), но русские святые уже тогда начали раздвигать границы державы, имя которой — Святая Русь.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Святитель Стефан Великопермский родился в Великом Устюге — городе, из которого выдут потом Семен Дежнев и Василий Поярков, Ерофей Хабаров и Владимир Атласов, имена которых сделались городами и краями, проливами и горными хребтами.

 

Землепроходчество — поразительное явление в истории нашей Родины, так до сих пор не до конца осознанное нами. За короткий исторический срок в Россию практически без каких-либо существенных и значимых конфликтов была вобрана большая часть ее...

 

И может быть, потому и случилось так, что на два века впереди казачьих отрядов двинулся по неведомому пути, как бы прокладывая его, младший современник преподобного Сергия Радонежского — святитель Стефан Великопермский.

 

 

1.

Начало жизни святителя приходится на сороковые годы XIV века.

 

Это было страшное для нашей страны время.

 

В Золотой Орде тогда "розняли по суставам" князя восставшей Твери — святого Александра.

 

Возможно, эта печальная весть достигла Великого Устюга, стоявшего на краю русской земли, как раз в тот год, когда в семье клирошанина Симеона Храпа, служителя соборной церкви Пресвятой Богородицы, родился будущий святитель.

 

Прекрасный, наполненный грозным светом мир православия с первых дней окружал Стефана.

 

В храме, где служил его отец Симеон Храп, хранилась чудотворная икона Благовещения Божией Матери, молясь перед которой праведный Прокопий Устюжский отвел каменную тучу от города

 

 

Существует предание, что этот Прокопий и предсказал Марии дочери устюжского кузнеца Ивана Секирина, великую будущность ее сына задолго до его рождения.

 

Марии было всего три года, когда он поклонился ей в церкви и произнес:

 

— Сие девица Мария грядет — матерь великого Стефана-епископа, учителя пермского!

 

 

Стефану было восемь лет, когда он научился читать церковные книги и смог участвовать в церковных службах, исполняя обязанности канонарха(1) в соборной церкви, где служил отец.

 

Тогда же проявилась его необыкновенная способность к языкам...

 

Великий Устюг был русским городом, но вокруг него простирались бескрайние леса, населенные племенами зырян-пермяков, как раньше называли народ коми. Толпами приходили пермяки в Устюг, чтобы продать добытые меха.

 

Дивным было первобытное простодушие и доверчивость зырян.

 

 Оставляя без присмотра свои товары, бродили они по городу, подолгу стояли перед храмами, восхищаясь необычностью и красотой строений, удивляясь неспешной торжественности церковных служб.

 

Редкие пермяки понимали по-русски, но отблики церковных свечей завораживающе вспыхивали в черных неподвижных глазах.

 

Никто не учил мальчика говорить по-пермски, никто не побуждал его изучать этот язык... Стефан и сам не заметил, как научился. Он заговорил с зырянами, и ему открылась простота сердец лесных жителей...

 

И как истинно православный человек ужаснулся мальчик горестной участи людей, не ведающих истинного пути к спасению своих душ, не знающих слова Христова...

 

Не только необходимых для богослужения слов, таких, как "аллилуйя" или "аминь" не было в зырянском языке, отсутствовало там даже слово "грех", без которого невозможно исповедание православной веры — ибо в Символе веры так и сказано "Исповедую едино крещение во оставление грехов"…

 

 

2.

Мы мало знаем о жизни русских людей XIV века…

 

Мало сохранилось подробностей и о юности Стефана.

 

Известно только, что в 1365 году он поступил в Ростовский(2) монастырь святого Григория Богослова…

 

Что подтолкнуло молодого человека к уходу от мира?

 

В те годы пронеслась над русской землей жестокая эпидемия моровой язвы. Один за другим пустели на ее пути русские города: Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Ростов, Торжок, Тверь...

 

"И опусте вся земля и порасте лесом!" — писал летописец.

 

Вероятно, захватила эпидемия и Великий Устюг, не пощадив семью устюжского клирошанина Симеона Храпа.

 

 

Разумеется, потеря семьи была лишь внешним толчком, приведшим Стефана в монастырь. Это решение уже давно зрело в нем.

 

Как свидетельствует Епифаний Премудрый, еще на заре своей юности осознал будущий святитель, что "аки речная быстрина, или аки травный цвет", маловременна и быстротечна земная жизнь…

 

Путь иночества, посвящения себя служению Богу был единственно возможным для Стефана. Подталкивало его на этот путь и стремление к знаниям, получить которые можно было только в монастыре.

 

 

3.

Ростовский монастырь святого Григория Богослова называли в городе "Братским затвором". Находился он в центре Ростова и от города отделялся не только стенами, но и строгостью устава.

 

Во время архиерейских(3) служб братия "Затвора" стояла на левом клиросе и пела службу по-гречески, в то время как правый клирос пел по-славянски.

 

Обитель славилась богатой библиотекой.

 

С ревностью взялся Стефан за изучение книг. Многие из них были на греческом языке, но благодаря тому, что архиерейские службы в монастыре совершались одновременно на двух языках, уже вскоре инок Стефан научился читать и греческие книги отцов церкви...

 

 

Дни и годы проводили монахи в непрерывных молитвах и трудах, отказавшись от мирских радостей и забот.

 

И были такие, кому тяжелым казался монашеский обет, строгость монастырской жизни... Но для тех, кто правильно выбрал свой путь, никакая тяжесть на пути к Богу не кажется чрезмерной.

 

Так было и со Стефаном.

 

Принятый в число братии, он строгой подвижнической жизнью укреплял себя для великого дела, которое было назначено ему исполнить. Прежде всех являлся в церковь к богослужению и после всех выходил из нее, дни и ночи проводя в посте и молитве…

 

Тринадцать лет провел Стефан в монастыре святого Григория Богослова…

 

 

Интересно, что младшим товарищем Стефана в "Затворе" оказался будущий создатель его Жития — Епифаний. От Епифания и известно нам сколь упорным и сосредоточенным был будущий святитель при "поглощении" книг в стремлении понять и прочесть как можно больше.

 

Если видел Стефан человека "мудрого и книжного или старца разумного и духовного, то задавал ему вопросы, беседовал с ним, у него поселялся и ночевал, и утреневал, расспрашивая о том, что старался скорее понять".

 

Более того…

 

Стефан никогда не довольствовался "бедным учением". Если он встречал в книге какое-то непонятное место, то прерывал чтение иногда на дни, иногда на месяцы, пока до конца "по истине не уразумеет" смысл написанного.

 

Подобное сосредоточенное чтение укрепляло Стефана в вере, все ясней раскрывался перед иноком предназначенный ему путь.

 

Но разве меньше, чем книжная премудрость, влияло на Стефана живое непосредственное общение с подвижниками Церкви? Разве совершаемые на его глазах русскими святыми подвиги и чудеса имели меньшее значение для духовного формирования Стефана?

 

Время, когда мужал будущий святитель — время расцвета русской святости. Кажется, не было еще на Руси времен, когда являлось бы столько святых... Стефан возрастал, когда совершали свои духовные подвиги Феогност митрополит Киевский и Алексий митрополит Московский; Моисей архиепископ Новгородский и Дионисий, архиепископ Суздальский; преподобный Кирилл Челмогорский и Лазарь Муромский; Авраамий Галичский и Варлаам Серпуховский; Сильвестр Обнорский и Антоний Краснохолмский; Павел Высоцкий и Димитрий Прилуцкий; Мефодий Пешношский и Арсений Коневский; Кирилл Белоезерский и святой блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый; праведная Иулиания Новгородская и святая княгиня Васса Нижегородская…

 

Это перечисление можно вести и далее, но важнее постигнуть, что святость стала тогда на Руси явлением повсеместным…

 

Христос говорил своим ученикам, что если бы они имели веру хотя бы с горчичное зерно, то могли бы передвигать горы...

 

И разве не эта истинная вера руководила святым Сергием Радонежским, когда в год пострижения Стефана отправился в Нижний Новгород и, будучи вооруженным лишь посохом да Словом Божиим, предотвратил кровопролитную войну между нижегородскими князьями?

 


Страница 1 - 1 из 9
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру