Преподобный Кукша - просветитель вятичей

Согласно рассказу Патерика, Кукше и его ученику удалось, по крайней мере отчасти, выполнить свою миссию: "вятичи крести", - пишет о них епископ Симон. Однако в конечном итоге их проповедь закончилась трагически: и сам Кукша, и его ученик были убиты. О том, как такое могло случиться, мы можем судить по Житию святителя Леонтия Ростовского: он также проповедовал среди язычников - вероятно, мерян, живших в пределах Ростовской епархии. "Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям, - рассказывает Житие. - Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых". Но именно успехи его в проповеди и вызвали гнев местных жителей, прежде всего, "стариков", точнее, старейшин (не обязательно по возрасту, но по социальному статусу): "И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить"(35). Наверное, нечто подобное произошло и с проповедниками-печерянами.

 

Не знаем мы и того, где именно трагически оборвался их жизненный путь. По-видимому, это произошло где-то в междуречье верхней Десны и притоков Оки, то есть в том наиболее развитом районе Вятичской земли, о котором мы говорили выше, близ одного из расположенных там вятичских городков. Точнее сказать трудно, поскольку никаких преданий на этот счет, кажется, не сохранилось. В XIX веке жители Брянска, например, полагали, что проповедь Кукши началась именно с их города(36), а значит, и смерть могла произойти где-то поблизости. Современные исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области), - но, скорее всего потому, что этот город, несомненно, находился на пути проповедников и к тому же хорошо исследован археологами; обнаружены на Серенском городище и явные следы христианской проповеди - в частности, уже упомянутые выше нательные крестики, и в их числе крестик с выемчатой эмалью XI-XII веков, имеющий, вероятно, киевское происхождение(37). Еще одним местом кончины преподобного называют Мценский район нынешней Орловской области: здесь у деревни Карандаково находится так называемый "Страдальческий" колодец, который молва связывает с именем Кукши(38).

 

Смерть печерских проповедников оказалась поистине ужасной. "...По многих муках усечен бысть с учеником своим", - рассказывает о Кукше епископ Симон. В древней Руси слово "усечен" употреблялось в самом буквальном смысле слова - когда речь шла об усечении головы. "Кукша, крестя неверных, под венец дасть главу" - так гласит подпись XVII века под гравюрой, изображающей обезглавленное тело печерского страдальца. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.

 

Но, несмотря на гибель миссионеров, миссия их, несомненно, принесла свои результаты. Пройдет всего несколько десятилетий - и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Уже в 40-е годы XII века вятичи - и именно их правящая верхушка, старейшины, - будут изображаться в источниках вполне искренними радетелями христианства. По крайней мере, в "Истории Российской" историка XVIII века В. Н. Татищева (располагавшего, помимо прочего, не дошедшими до нашего времени летописными материалами) под 1146 годом приведен такой "умный" (по выражению самого историка) ответ "вятичских старейшин" на предложение черниговских князей Давыдовичей убить или выдать им их князя Святослава Ольговича Новгород-Северского: "...Кто нами владеет, тому мы верны и покорны... разсуждая, что Бог вас над нами определяет. И не без ума, по Апостолу, меч в наказание винным, а отмсчение злым носите...". Впрочем, последующие слова вятичей явно расходятся с тем, что мы знаем из истории их взаимоотношений с киевскими князьями: "...И никогда того (чтобы поднимать руку на "господина своего". - А.К.) в нас и в праотцех наших не бывало"(39). И хотя вятичские старейшины явно лукавили, все же, наверное, можно предположить, что их ссылка на "Апостол" (книгу, содержащую Деяния Апостолов и апостольские послания), а также на нормы христианской морали явилась результатом их знакомства с проповедью вятичского "апостола" Кукши и его более удачливых последователей.

 

5. Посмертное прославление

 

Остается сказать несколько слов о посмертной судьбе преподобного Кукши и о почитании его в древней Руси и России нового времени. Скорее всего, уже вскоре после мученической кончины (о которой, как мы помним, в Печерском монастыре стало известно очень скоро - со слов прозорливцы Пимена) останки преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне(40). Возможно, они были выкуплены печерянами за деньги; возможно, сами вятичи поспешили выдать их представителям княжеской администрации или черниговской епископской кафедры с тем, чтобы хоть в какой-то мере сгладить впечатление от совершенного ими преступления в отношении киевских миссионеров. Что же касается ученика преподобного Кукши, то о судьбе его мощей никаких сведений нет; кажется, они так и остались где-то в Вятичской земле.

 

Мы не знаем, когда именно был установлен в Печерском монастыре день памяти преподобного Кукши и умершего одновременно с ним преподобного Пимена Постника - 27 августа(41). Едва ли это дата смерти трех иноков-печерян или, тем более, перенесения мощей преподобного Кукши "из Вятичей" в Киев, как можно было бы подумать. Дело в том, что 27 августа Церковь празднует память преподобного Пимена Великого - знаменитого египетского подвижника, жившего в V веке, и, вероятно, день памяти Пимена Печерского (а заодно и Кукши) был выбран по соименности печерского старца великому египетскому святому - именно так обстоит дело в отношении дней памяти многих других печерских подвижников. Впоследствии (но едва ли ранее XVII века) сложился иконописный облик преподобного Кукши, каким изображался он на нечастых иконах. "Кукша подобием: власы с ушей мало кудреват, брада долее Сергия Радонежскаго, ризы преподобнические и епитрахиль, в руках четки", - читаем под 27 августа в "Иконописном подлиннике", которым должны были руководствоваться иконописцы(42). Но насколько это описание имеет отношение к реальному облику крестителя вятичей, сказать сейчас, конечно, невозможно.

 

Вплоть до конца XVIII-XIX века церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось Киевом и даже, еще уже, Киевским Печерским монастырем. В первую очередь, это объясняется трагическими событиями, коренным образом изменившими течение всей русской истории вскоре после смерти святого. Монголо-татарское нашествие и полное разорение Киева и киевских святынь в XIII веке, а затем и обособление Юго-Западной Руси от Северо-Восточной и разделение надвое единой прежде Киевской митрополии привели к тому, что большинство киево-печерских святых почитались лишь в пределах своей епархии. Только после подчинения Киевской митрополии Московской патриархии (1685 год) почитание киевских святых должно было распространиться и на Россию. Но официальное признание их со стороны церковных властей последовало только в 1762 году, когда был издан особый указ Священного Синода, которым дозволялось вносить киевских святых в общие (московские) месяцесловы и печатать службы им в минеях; этот указ был подтвержден затем еще дважды: в 1775 и 1784 годах(43).

 

Какого-то особого культа преподобного Кукши в тех областях Центральной России, в которых предположительно развернулась его проповедь, так и не сложилось. Очевидно, этому помешало отсутствие каких-то зримых свидетельств его подвига - например, открытия мощей (что обычно становилось поводом к прославлению того или иного святого) или существующего монастыря, в котором могло бы удержаться устное предание о святом; неизвестны и какие-то местные названия, связанные с его именем. Лишь во второй половине XIX столетия значимость подвига преподобного стала осознаваться в полной мере, прежде всего, в Орловской епархии. Церковные историки того времени все чаще стали говорить о преподобном Кукше как об "апостоле вятичей" и "равноапостольном просветителе нашего (то есть Орловского) края"(44). На какое-то время центром почитания святого стал город Брянск, в то время уездный центр Орловской губернии. В 1903 году жители Брянска обратились к духовному собору Киево-Печерской лавры с ходатайством о вложении частицы мощей священномученика Кукши в икону его имени, изготовленную в лавре на средства брянского купца и благотворителя А.Н. Комарова. Просьба эта была удовлетворена, и 23 августа 1903 года депутация брянчан, в которую входили протоиерей брянского Покровского собора В. Попов, исполняющий обязанности городского головы М. Г. Добычин (родственник писателя Л. И. Добычина?) и А. Н. Комаров, а также присоединившийся к ним в Киеве профессор Киевской Духовной академии уроженец Брянского уезда А. И. Булгаков (отец знаменитого писателя М. А. Булгакова) приняла драгоценную святыню и вместе с ней отправилась железной дорогой из Киева в Брянск. Как сообщается в официальном отчете о перенесении иконы, по пути ее следования, на железнодорожных станциях, к иконе являлось множество желавших поклониться ей; правда, о каких-либо произошедших при этом чудесах или исцелениях ничего не сообщается. Вечером 25 августа депутация с иконой прибыла в Брянск, где была встречена крестным ходом при огромном стечении народа, собравшегося из соседних городов и селений (всего до 20 тысяч человек). 27 августа, в день памяти святого Кукши, в Покровском соборе было совершено торжественное богослужение с крестным ходом(45). Икона святого Кукши с частицей его мощей стала одной из святынь города Брянска(46), наряду с мощами преподобного Поликарпа, основателя брянского Поликарпова монастыря (упраздненного в XVIII веке), и святого Олега Романовича, князя Брянского и Черниговского.

 

Последующие трагические события нашей истории, варварское разрушение храмов и массовое осквернение святынь по всей России в 20-30-е годы XX века, разумеется, не могли не сказаться на почитании святого; имя его оказалось вскоре совершенно забытым. Будем надеяться, что не навсегда. Ибо подвижническая жизнь и мученическая кончина преподобного Кукши - несомненно, часть нашей истории. В конечном итоге, именно его проповедь, равно как и проповедь других, большей частью не известных нам православных проповедников и миссионеров, на века определила все содержание нашей истории, превратив Русь из языческой в православную страну.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИЗ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА

 

О Купши и о Никоне

(из Арсеньевской редакции)

 

Волею же применю блаженаго и священомученика того же манастыря черньца Купшю. Его же вьси сведають, како бесы прогна, и вятиче крести, и дождь сведе, и езеро исуши, и многа чюдеса створи, и по многых муках усеченъ бысть съ своимъ ученикомъ. С нима же и Пуминъ блаженный Постникъ въ единъ день скончася, проведевъ свой отходъ преже двою лету, и многа ина пророчествовавъ, недужныя исцели, посреди церкве велегласно рекъ: "Братъ нашъ Купша противу свету убьенъ бысть". И тако рекъ, преставися в единъ день же и часъ с тема святыма.

(Печатается по изданию: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 182)

 

О СВЯТЕМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИЦЕ КУКЪШИ И О ПИМИНЕ ПОСТЪНИЦЕ. СЛОВО 18.

(Из Кассиановской 2-й редакции)

 

Волею како премину сего блаженаго и священномученика, тогожде манастыря Печерьскаго черноризца Кукшу, его же вси сведають, како бесы прогна, и вятичи крьсти, и дождь съ небеси съведе, и озеро исъсуши, и многа чюдеса сътворивь, и по многых муках усеченъ бысть съ учеником своим. С нима и Пиминь, блаженныи постникъ, въ единь день скончася, проуведевь свое отхождение къ Господу прежде двою лету, и многа ина пророчьствовавъ, недужныа исцели и посреде церкви велегласно рекъ: "Брать нашь Кукша противу свету убиенъ бысть". И то рекъ, преставися въ единь часъ с тема святыма.

 

Къ Поликарпу прилогь. Оставлю убо много глаголати еже о святых. Аще ли не довлееть ти моа беседа, иже слыша от устъ моих, то ни самое писание на уверение тя приведеть; аще ли же сим не веруеши, то аще от мертвых кто въскреснеть, не имеши веры.

(Печатается по изданию: Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1931. С. 110-111.)

 

О СВЯТОМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ КУКШЕ И О ПИМЕНЕ ПОСТНИКЕ. СЛОВО 18.

(В переводе на современный русский язык по Кассиановской 2-й редакции)

 

Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце того же Печерского монастыря, священномученике Кукше, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим. В один день с ними скончался и блаженный Пимен Постник, который предсказал за два года свое отшествие к Господу, и о многом другом пророчествовал, и недужных исцелял. И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он: "Брат наш Кукша ныне на рассвете убит". И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми.

 

К Поликарпу. Не стану я много говорить о святых. Если не довольно тебе моей беседы, того, что ты слышал из уст моих, то и мое писание не убедит тебя; если этому не веруешь, то и тому, что человек из мертвых воскрес, - не поверишь.

(Перевод Л. А. Дмитриева. Печатается по изданию: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997. С. 373.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ СВ. ИКОНЫ С МОЩАМИ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КУКШИ ИЗ КИЕВА В БРЯНСК.

1903 г.

 

17 июня сего года жители Брянска обратились в Духовной Собор Киево-Печерской Успенской Лавры с ходатайством о вложении частицы св. мощей священномученика Кукши в икону его имени, изготовленную в Лавре на средства Брянского купца А. Н. Комарова. Духовный Собор Лавры с разрешения Высокопреосвященнейшего Флавиана, Митрополита Киевского и Галицкого, нашел возможным удовлетворить ходатайство жителей Брянска. С разрешения же Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Иринея, Епископа Орловского и Севского, Протоиерей В. Попов отправился в Киев вместе с депутациею от Брянска, состоящею из заменяющего городского голову М. Г. Добычина и известного Брянского благотворителя А. Н. Комарова для принятия св. иконы и сопровождения ее в Брянск. Означенная депутация прибыла в Киев 22-го августа. Профессор Киевской Духовной академии А. И. Булгаков, уроженец села Бойтич Брянского уезда, узнав о прибытии депутации из родного края и о цели прибытия, пожелал тоже принять в ней деятельное участие, для чего прибыл в Киевскую Лавру и поселился в номерах, отведенных депутации, - задушевно беседуя с нею и делясь воспоминаниями прошлого. В 12 ч. дня 23-го депутация представлялась Высокопреосвященному Флавиану, Митрополиту Киевскому и Галицкому. При этом Протоиерей В. Попов приветствовал Владыку Митрополита следующею речью: "Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, Милостивейший Архипастырь и Отец! Мы прибыли в св. град Киев из Орловского края, Вашему Высокопреосвященству родного. Совершив усердное поклонение Киевским святыням, мы ныне явились пред святительское лице Вашего Высокопреосвященства, дабы испросить Архипастырское благословение и принести сыновнюю благодарность за удовлетворение ходатайства жителей Брянска и разрешение перенести из Киевских пещер в Брянск часть св. мощей священномученика Кукши, Равноапостольного Просветителя нашего края. Почтительнейше благодарим, земно кланяемся и всеусерднейше испрашиваем Архипастырского благословения вашего Высокопреосвященства". Владыка Митрополит милостиво принял некоторые печатные произведения Протоиерея В. Попова, а также и хлеб-соль от Брянска. 24 августа, в 6 час. вечера, в ризнице Великой Лаврской церкви членами Духовного Собора Лавры была вручена депутации св. икона с мощами священномученика Кукши. На означенной иконе сделана следующая надпись: "Вследствие ходатайства граждан города Брянска Орлов. губ. от 17 июня 1903 г. в сию св. икону, изготовленную в Киево-Печерской Лавре на средства Брянского купца Алексея Никифоровича Комарова и освященную в Великой Лаврской церкви, - с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Флавиана, Митрополита Киевского и Галицкого и Священноархимандрита Лавры, вложена часть св. мощей священномученика Кукши, Чудотворца Печерского, почивающего в Ближних св. пещерах Лавры, что надлежащим подписом и приложением печати удостоверяется. Г. Киев, августа 23 дня, 1903 г. Член Духовного Собора Лавры Архимандрит Назарий и за правителя дел иеромонах Филадельф". Получив святыню, депутация отправилась на станцию железной дороги, где, по распоряжению железнодорожного начальства, дан был особый вагон первого класса для следования св. иконы и депутации в Брянск. На каждой станции являлось много желающих поклониться святыне. 25 августа, в 7 час. вечера, святыня прибыла на станцию "Брянск" М. К. В. железной дороги, где была встречена крестным ходом, при огромном стечении народа до 20 тыс. человек, пришедшего из соседних городов и селений. По принесении святыни в собор совершено было торжественное всенощное бдение, а богомольцы прикладывались до 2-х час. ночи. 27 августа, в день памяти св. Кукши, совершено было торжественное Богослужение с крестным ходом вокруг собора. 26 и 27 августа за поздними литургиями Протоиереем В. Поповым произнесены были два слова о великом значении апостольского подвига священномученика Кукши для Орловского края и достойном чествовании этого великого и самоотверженного подвига населением Орловского края. Накануне означенных чисел на всенощном бдении было прочитано житие св. Кукши священником Николаем Ивановским (из Киево-Печерского патерика).

(Печатается по: Орловские епархиальные ведомости. 1903. № 35. С. 741-743.)

 


Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру