Благая весть

Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери

2.

Не менее символично и другое совпадение.

 

Мы уже отмечали, что в 1928 году, когда красноармейцы выгоняли последних монахов из Свято-Успенского Тихвинского монастыря, в роддоме на территории обители родился Александр Гордеев, которому суждено будет стать первым игуменом возрожденного Свято-Успенского Тихвинского мужского монастыря…

 

Детство его прошло на погосте Сенно, из окрестностей которого при Василии III Иоанновиче возили в Тихвин известняк для строительства Успенского собора. Здесь, в Сенно, служил в храме дед Александра Гордеева, здесь и воцерковлялся будущий настоятель Тихвинского монастыря…

 

Сам он офицер, военный летчик.

 

Когда вышел в отставку, работал в музее «Исаакиевский собор», потом принял постриг на Валааме, а 16 июля 1995 года Постановлением Священного Синода назначен настоятелем Свято-Успенского Тихвинского монастыря.

 

Помню, когда я первый раз увидел на службе эту монастырскую братию, защемило сердце. Никак не соответствовала численность ее размерам монастыря, объему предстоящей монахам работы.

 

Но шла служба, неторопливо, обстоятельно расспрашивая каждого, вел исповедь настоятель. И хотя порою в молитвы врывалась доносящаяся с расположенного рядом с церковью катка: «Девочка! Девочка! Я тебя хочу!» — нынешняя, бесстыдно-разухабистая музыка, но стоящие в церкви, казалось, и не слышали ничего, молитвенно-отрешенными были их лица.

 

И в этой неспешности исповеди, когда, казалось бы, можно и поторопиться, поскольку кругом одни неотложные дела, и в этой молитве, перекричать которую не мог радиорупор, ощущались неколебимая твердость и бесстрашие.

 

Помню, что тогда меня удивило спокойствие, с которым отец Александр (Гордеев) говорил и про разухабистую музыку, и про оскверненное монастырское кладбище. Не было в нем никакого раздражения, все время отец Александр улыбался — яркому солнцу, моим вопросам, мальчишке, пристроившемуся к нам и время от времени встревавшему в разговор со своими рассказами.

 

Отгадка была в словах, сказанных о пожилом настоятеле соминским священником отцом Геннадием Беловоловым: «Бог дал, что у него нет памяти на зло». Наверное, это беспамятство на зло и помогало отцу Александру в возрождении обители…

 

3.

Возрождение Тихвинского монастыря дало новый толчок разговорам о судьбе самой иконы. Я всегда удивлялся, насколько схожи эти разговоры с беседами, что пять столетий назад вел Константинопольский патриарх с новгородскими купцами, рассказывая об исчезнувшей из Влахернского храма иконе.

 

Помню, как с улыбкой «беспамятства на зло» рассказал мне отец Александр и о полученном им от бывшего настоятеля чикагского кафедрального собора, протоиерея Сергия Гарклавса письме… Нынешний хранитель Святыни поздравлял отца Александра с Пасхой и звал к себе в Америку, вместе помолиться перед иконой.

 

Отец Александр внимательно наблюдал за мною, пока я читал это письмо…

 

Что тут можно было сказать?

 

Тихвинская икона Божией Матери сама выбрала себе место.

 

И мы видим, что теперь, не взирая на все своеволия и не вполне объяснимые с православной и патриотической точки зрения действия персонажей этой истории, икона возвращается. И возвращается она так, чтобы вернуться не в музейный плен и даже не в какой-то другой пусть и весьма почитаемый храм, а именно в Тихвинский монастырь.

 

Чудесным было появление в России иконы, возвестившей благую весть…

 

Таинственным было исчезновение ее, когда ворвалась в монастырь сатанинская мерзость запустения…

 

Икона всегда странствовала, переносясь с одного места на другое, свободно пересекая границы между государствами и континентами.

 

Таинственным и непостижимым должно стать и возвращение Тихвинской иконы. Ясно, что это произойдет, когда мы будем готовы к этому, когда начнем преодолевать мерзость запустения не только в восстанавливаемых монастырях и храмах, но и в своих душах…

 

И тогда, как новая благая весть об этом, снова засияет небесный свет, и мы, подобно ладожским рыбакам в 1383 году, увидим плывущую «по воздусем» икону…

 

V. ОЗЕРО, ГДЕ ИСПОЛНЯЮТСЯ МОЛИТВЫ

Непостижимая молитвенная тайна — в основании северных монастырей Руси…

 

Всего пятнадцать верст разделяют обитель, основанную святым Антонием Дымским, и монастырь, который основала на берегу Тихвинки сама Чудотворная икона Божией Матери.

 

1.

Мы уже говорили, что восемь столетий назад пришел на берег овального, похожего на пасхальное яйцо, Дымского озера ученик преподобного Варлаама Хутынского — Антоний.

 

Поразительно и непостижимо, но — сопоставляя исторические факты, мы видим это! — молитва преподобного Антония Дымского не воспринималась только как его частное дело.

 

Когда вокруг кельи преподобного отшельника начала собираться братия, с общего согласия решено было письменно просить Великого князя Александра Ярославича Невского, чтобы он пожаловал грамоту на создание монастыря.

 

Святой благоверный князь Александр Невский дал такую грамоту и тем самым благословил молитвенный труд преподобного и его учеников.

 

Тогда и был устроен на Дымском озере монастырь…

 

Как повествует житие преподобного Антония, он преставился на 67 году жизни, и 24 июня (7 июля) 1273 года его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого…

 

И еще 110 лет продолжала звучать над Дымским озером молитва, прежде чем остановилась на намоленной Антонием и его учениками земле Тихвинская икона Божией Матери…

 

Интересно, что накануне появления на Руси Тихвинской иконы перестраивали церковь и открыли могилу преподобного Антония. И хотя и прошло более ста лет, но тело святого не тронул тлен, оно оставалось таким же, как в те времена, когда начинал преподобный свою молитву на Дымском озере…

 

Было это в 1370 году, в дни княжения святого князя Димитрия Иоанновича Донского.

 

Мощи преподобного Антония были захоронены вновь в 1409 году, во время набега татар на новгородские волости. Опасаясь надругательства, братия опустила раку с мощами Антония в землю, сверху была положена каменная плита и насыпана земля.

 

В 1611 году монастырь разорили шведы. Ну а третье разорение обители провели большевики.

 

Для разгона монахов сюда был послан броневик с солдатами.

 

Расстреляв монахов и разрушив в монастыре храмы, новые разорители еще и переименовали обитель, глумливо назвав новый населенный пункт «Красным броневиком», а в опустевших зданиях монастыря расположилась тогда психиатрическая больница…

 

В дальнейшем территория монастыря была передана бокситогорскому комбинату «Глинозем», и в гостиничном корпусе для паломников разместился заводской санаторий-профилакторий.

 

2.

Непостижимая молитвенная тайна — и в нынешнем возрождении монастырей России…

 

Дивная духовная взаимосвязь прослеживается в обстоятельствах рождения Тихвинского и Антониво-Дымского монастырей. Но и в восстановлении этих обителей в наши дни тоже много чудесности и непостижимого Промысла Божия.

 

Создание Антониево-Дымской обители предваряло по истории рождение Тихвинского Успенского монастыря. И хотя никто не подгадывал, но получилось так, что и возрождение их шло в том же порядке.

 

23 апреля 1995 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн подписал Устав и дал благословение на оформление документов для возобновления Тихвинского монастыря…

 

А возрождение Дымской обители началось чуть раньше.

 

В 1994 году возле камня на Дымском озере, на котором молился преподобный, установили крест. Крест от монастыря к озеру несли той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный крестный ход.

 

Этот крест и стал первой святыней будущего возрожденного монастыря, символизируя то, что опять начало монастырю положил святой камень Антония Дымского.

 

Предание утверждает, что еще при жизни преподобного Антония сам благоверный князь Александр Невский приезжал в Дымскую обитель, купался в озере и исцелился от ревматизма.

 

И теперь, на летнего Антония, на берегу Дымского озера служат акафист преподобному, а после плывут к камню с крестом… Считается, что если трижды оплыть вокруг камня, исполнится твоя молитва.

 

7 июля здесь собирается особенно много народа. Длинная вереница машин и «Икарусов» выстраивается у въезда в монастырь. Возле креста, на берегу, празднично толпятся сотни людей.

 

Чудесна и непостижима географическая близость монастыря преподобного Антония Дымского и монастыря, основанного самой Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы.

 

Но не менее чудесна и близость главных монастырских праздников в календарном времени. 7 июля празднуется Антоний-летний, а через два дня — праздник иконы Тихвинской Божьей Матери.

 

3.

Мы говорили, что в 1370 году накануне появления на Руси Тихвинской иконы произошло первое обретение мощей преподобного Антония…

 

В мае 2001 года новый настоятель Тихвинского монастыря игумен Евфимий (Шашорин) подал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру прошение благословить проведение археологических исследований на территории Антониево-Дымского монастыря.

 

Благословение было получено, и вскоре начались работы.

 

Тогда и были обретены во второй раз мощи преподобного.

 

Научная экспертиза подтвердила это, поскольку мощи вполне соответствовали историческим документам. Впрочем, не только выводы экспертизы подтверждали подлинность обретенных мощей.

 

— Люди сами слышат, что это мощи… — рассказывал мне монастырский резчик Петр Григорьевич Кильдеев. — Мне сказали, подержи. Я поднял их на руки, и все клеточки во мне задрожали…

 

Мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в Успенский собор Тихвинского Богородично-Успенского монастыря, где они почивают сейчас в деревянной раке, в ожидании второго появления здесь Тихвинской иконы Божией Матери.

 

 


Страница 6 - 6 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру