Благая весть

Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери

6.

Как видно из писем Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Георгия Карпова в Совет министров СССР, попытки вернуть в Советский Союз ТБМ (так именовалась в официальной советской переписке икона Тихвинской Божией Матери) предпринимались.

 

Более того, есть основания полагать, что возвращение зарегистрированной в Тихвине общине церкви «На крылечке» в 1944 году тоже как-то было связано с планами возвращения иконы.

 

Переговоры велись трудно.

 

По мнению Николая Петровского, затруднения с возвращением Тихвинской иконы были связаны с подписанием США, Великобританией и Францией 5 августа 1946 года секретного меморандума, в котором предусматривалось не передавать Москве культурные ценности, вывезенные из Прибалтики.

 

Если это так, то очевидно, что хранители Тихвинской иконы покривили душою, выдавая ее за культурную ценность, вывезенную из Прибалтики. Ведь в Риге, как это явствует из документов, Чудотворный образ находился всего несколько месяцев, и был привезен туда из Пскова.

 

Пытаясь переломить ситуацию, Главнокомандующий Группой Советских оккупационных войск и Главноначальствующий Советской Военной Администрации в Германии маршал Соколовский 5 марта 1949 года направил в адрес Главнокомандующего и Военного Губернатора США в Германии генерала Клея письмо, в котором просил содействия возвращения в СССР Тихвинской иконы.

 

И казалось, что на первых порах американская администрация отнеслась к этой просьбе вполне сочувственно.

 

В Мюнхен, чтобы провести идентификацию Тихвинской иконы, должны были выехать эксперты Московской Патриархии, которым Министерство финансов СССР уже выделило на поездку 4 800 марок, но вдруг все разладилось. Американцы запретили въезд в Баварию экспертам Московской Патриархии, а епископу Иоанну (Гарклавсу) тем временем спешно предоставили политическое убежище в США.

 

Связано это было с тем, что именно в 1949 году изменилась реституционная политика союзников, и культурные ценности решено было возвращать не правительствам, а частным лицам.

 

Как сообщает в книге «Трофеи войны и империя» профессор Гарвардского университета П. Кеннеди Гримстед, Тихвинская икона была ввезена в Америку по подложным документам и оформлена на военной таможне, как малоценная копия XIX века.

 

В Америке архиепископ Рижский Иоанн перевозил икону из Бостона в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в Детройт, пока не стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Чикаго.

 

Отметим здесь, что храм этот был построен священомучеником Иоанном Кочуровым Царскосельским.

 

С тех пор икона постоянно пребывала в Чикаго.

 

Здесь, в Чикаго, архиепископ Иоанн и скончался в 1982 году, передав Тихвинскую икону на хранение своему приемному сыну — протоиерею того же Свято-Троицкого собора в Чикаго Сергию Гарклавсу…

 

О. Сергий рассказывает, что не было такого случая, чтобы все вместе уехали из дома и из храма, а икона осталась.

7.

Роль епископа Иоанна (Гарклавса) в судьбе Тихвинской иконы заслуживает подробного разговора, и вполне может стать темой большого художественного повествования — столько в этой роли драматичности, исторических обстоятельств, клеветы, непонимания и… Божьего Промысла.

 

С одной стороны, «спасение» епископом Иоанном иконы, если стать на позицию его советских обвинителей, совершенно определенно можно квалифицировать как похищение духовной и материальной ценности, принадлежащей России.

 

Тем более, что и рассуждения о спасении иконы от советских безбожников содержат долю лукавства. Мы видели, что, вывозя икону в США из Германии, архиепископ Иоанн «спасал» ее не только от чекистов, но еще и от экспертов Патриархии Русской Православной Церкви.

 

И легко, очень легко тут и поставить точку в обсуждении, но, поступив так, мы обнаружим, что за скобками наших рассуждений оказывается сама Тихвинская икона, которая, как говорит нынешний настоятель Тихвинского монастыря игумен Евфимий, «имеет одну особенность — она уходит из тех мест, где царит неверие, неправда и братоненавидение».

 

Почему Тихвинская икона Божией Матери ушла в 1944 году из России?

 

Конечно же, если бы она была возвращена Церкви в 1949 году, ее бы не уничтожили и скорее всего не передали бы (по крайней мере при И. В. Сталине) в музейное хранилище, а оставили бы в распоряжении Патриархии. И. В. Сталин тогда поддерживал дружественные отношения с Русской Православной Церковью.

 

Но даже если бы и случилось так, все равно ведь и тогда икона не смогла бы вернуться на место, избранное Ею для своего пребывания, — в Тихвин…

 

Едва ли решились бы хранить эту икону в церкви «На крылечке»…

 

Кроме того, как явствует из Летописи, составленной иноком Варлаамом, в 1949 году, когда решался вопрос о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери, в самом монастыре паперти Успенского собора, первый этаж южных братских келий были переданы цехам и службам Общества слепых.

 

Есть, есть некая символика в этом.

 

«Слепые» населили Дом иконы, не видели, не постигали они, для чего предназначен он…

 

И как бы ни оценивали мы мотивы поступков архиепископа Иоанна, очевидно, что потому и удалось ему вывезти икону из России, что это совпадало с волею самой иконы, которая не могла вернуться в Тихвин.

 

Так было в Константинополе в XIII веке, так случилось и в 1945 году.

 

Не епископ Рижский Иоанн вывез Тихвинскую икону Божией Матери, а она сама ушла из России…

 

И, конечно же, нельзя забывать и того, что не могли знать в 1949 году ни представители Московской Патриархии, ни епископ Иоанн (Гарклавс) того, что знаем мы, живущие шестьдесят лет спустя после этих событий.

 

Пройдет четыре года, и последышами ленинской гвардии будет выведен из жизни Иосиф Виссарионович Сталин и к власти в нашей стране придет злобный русофоб и гонитель православия Никита Сергеевич Хрущев.

 

Тогда, в 1950-е годы, пожарная часть города Тихвина произвела на свои средства ремонт Крестовоздвиженской церкви и вселила туда, на первый этаж, цех зарядки огнетушителей, и на второй этаж — бухгалтерию.

 

Какая-то злобная насмешка чудится нам в размещении в доме Чудотворной иконы Божией Матери цеха зарядки огнетушителей.

 

Впрочем, что же еще могло разместиться здесь в хрущевские времена, если в огне раздуваемого «на горе всем буржуям» пожарища исчезали тогда не буржуи, а остатки Святой Руси?

 

В углях этих пожарищ и пропала тогда, казалось, навсегда для России, сама Чудотворная икона Божией Матери Тихвинской…

 

IV. ОЖИДАНИЕ

И все же Чудотворная икона Божией Матери Тихвинской, уходя из России, как залог своего возвращения оставила в России заместительницу себе, свою местоблюстительницу в Свято-Успенском Тихвинском мужском монастыре — так называемую Тихвинскую Богородицу «На крылечке».

 

1.

Поражает красота и гармония совпадений, с которыми сталкиваемся мы, размышляя о Чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской.

 

Чудотворный образ исчез из Влахернского храма за семьдесят лет до захвата Византии турками.

 

Достаточно определенно можно утверждать, что Чудотворная икона находилась в Тихвинском монастыре вплоть до 1926 года, пока не закрыли Успенский собор.

 

Этот 1926 год и можно считать годом ухода иконы…

 

И вот если мы перенесемся на семьдесят лет назад, в 1856 год, то обнаружим там одно крайне любопытное событие.

 

Тихвинский мещанин Александр Боровской, страдавший эпилепсией и болезнью ног, получил излечение от иконы Тихвинской Богоматери «На крылечке».

 

Тогда и была выстроена «над крылечком» часовня по проекту Н. А. Бенуа.

 

И было все это за семьдесят лет до страшного 1926 года…

 

Ну а в 1944 году, когда началась перевозка иконы Тихвинской Божией Матери через Ригу в Германию, а потом в Америку, в самом Тихвине удалось зарегистрировать церковную общину.

 

И передали этой общине «в бесплатное пользование» как раз эту самую монастырскую часовню «На крылечке». Здесь и был освящен престол во имя иконы Тихвинской Божией Матери…

 

И, конечно, можно назвать это простым совпадением, но именно через семьдесят лет после того, как солдаты выгнали из монастыря последних монахов, и в мутноватой полутьме советской действительности пропала сама Чудотворная икона, в церкви «На крылечке» начали служить иноки вновь воссозданного Тихвинского монастыря…

 

30 апреля 1995 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в своей резиденции на Каменном острове перед образом Тихвинской Божией Матери благословил иеромонахов Валаамского монастыря Александра (Гордеева) и Феофана (Краснова) возобновить Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

 

 


Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру