7.
Роль епископа Иоанна (Гарклавса) в судьбе Тихвинской иконы заслуживает подробного разговора, и вполне может стать темой большого художественного повествования — столько в этой роли драматичности, исторических обстоятельств, клеветы, непонимания и… Божьего Промысла.
С одной стороны, «спасение» епископом Иоанном иконы, если стать на позицию его советских обвинителей, совершенно определенно можно квалифицировать как похищение духовной и материальной ценности, принадлежащей России.
Тем более, что и рассуждения о спасении иконы от советских безбожников содержат долю лукавства. Мы видели, что, вывозя икону в США из Германии, архиепископ Иоанн «спасал» ее не только от чекистов, но еще и от экспертов Патриархии Русской Православной Церкви.
И легко, очень легко тут и поставить точку в обсуждении, но, поступив так, мы обнаружим, что за скобками наших рассуждений оказывается сама Тихвинская икона, которая, как говорит нынешний настоятель Тихвинского монастыря игумен Евфимий, «имеет одну особенность — она уходит из тех мест, где царит неверие, неправда и братоненавидение».
Почему Тихвинская икона Божией Матери ушла в 1944 году из России?
Конечно же, если бы она была возвращена Церкви в 1949 году, ее бы не уничтожили и скорее всего не передали бы (по крайней мере при И. В. Сталине) в музейное хранилище, а оставили бы в распоряжении Патриархии. И. В. Сталин тогда поддерживал дружественные отношения с Русской Православной Церковью.
Но даже если бы и случилось так, все равно ведь и тогда икона не смогла бы вернуться на место, избранное Ею для своего пребывания, — в Тихвин…
Едва ли решились бы хранить эту икону в церкви «На крылечке»…
Кроме того, как явствует из Летописи, составленной иноком Варлаамом, в 1949 году, когда решался вопрос о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери, в самом монастыре паперти Успенского собора, первый этаж южных братских келий были переданы цехам и службам Общества слепых.
Есть, есть некая символика в этом.
«Слепые» населили Дом иконы, не видели, не постигали они, для чего предназначен он…
И как бы ни оценивали мы мотивы поступков архиепископа Иоанна, очевидно, что потому и удалось ему вывезти икону из России, что это совпадало с волею самой иконы, которая не могла вернуться в Тихвин.
Так было в Константинополе в XIII веке, так случилось и в 1945 году.
Не епископ Рижский Иоанн вывез Тихвинскую икону Божией Матери, а она сама ушла из России…
И, конечно же, нельзя забывать и того, что не могли знать в 1949 году ни представители Московской Патриархии, ни епископ Иоанн (Гарклавс) того, что знаем мы, живущие шестьдесят лет спустя после этих событий.
Пройдет четыре года, и последышами ленинской гвардии будет выведен из жизни Иосиф Виссарионович Сталин и к власти в нашей стране придет злобный русофоб и гонитель православия Никита Сергеевич Хрущев.
Тогда, в 1950-е годы, пожарная часть города Тихвина произвела на свои средства ремонт Крестовоздвиженской церкви и вселила туда, на первый этаж, цех зарядки огнетушителей, и на второй этаж — бухгалтерию.
Какая-то злобная насмешка чудится нам в размещении в доме Чудотворной иконы Божией Матери цеха зарядки огнетушителей.
Впрочем, что же еще могло разместиться здесь в хрущевские времена, если в огне раздуваемого «на горе всем буржуям» пожарища исчезали тогда не буржуи, а остатки Святой Руси?
В углях этих пожарищ и пропала тогда, казалось, навсегда для России, сама Чудотворная икона Божией Матери Тихвинской…
IV. ОЖИДАНИЕ
И все же Чудотворная икона Божией Матери Тихвинской, уходя из России, как залог своего возвращения оставила в России заместительницу себе, свою местоблюстительницу в Свято-Успенском Тихвинском мужском монастыре — так называемую Тихвинскую Богородицу «На крылечке».
1.
Поражает красота и гармония совпадений, с которыми сталкиваемся мы, размышляя о Чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской.
Чудотворный образ исчез из Влахернского храма за семьдесят лет до захвата Византии турками.
Достаточно определенно можно утверждать, что Чудотворная икона находилась в Тихвинском монастыре вплоть до 1926 года, пока не закрыли Успенский собор.
Этот 1926 год и можно считать годом ухода иконы…
И вот если мы перенесемся на семьдесят лет назад, в 1856 год, то обнаружим там одно крайне любопытное событие.
Тихвинский мещанин Александр Боровской, страдавший эпилепсией и болезнью ног, получил излечение от иконы Тихвинской Богоматери «На крылечке».
Тогда и была выстроена «над крылечком» часовня по проекту Н. А. Бенуа.
И было все это за семьдесят лет до страшного 1926 года…
Ну а в 1944 году, когда началась перевозка иконы Тихвинской Божией Матери через Ригу в Германию, а потом в Америку, в самом Тихвине удалось зарегистрировать церковную общину.
И передали этой общине «в бесплатное пользование» как раз эту самую монастырскую часовню «На крылечке». Здесь и был освящен престол во имя иконы Тихвинской Божией Матери…
И, конечно, можно назвать это простым совпадением, но именно через семьдесят лет после того, как солдаты выгнали из монастыря последних монахов, и в мутноватой полутьме советской действительности пропала сама Чудотворная икона, в церкви «На крылечке» начали служить иноки вновь воссозданного Тихвинского монастыря…
30 апреля 1995 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в своей резиденции на Каменном острове перед образом Тихвинской Божией Матери благословил иеромонахов Валаамского монастыря Александра (Гордеева) и Феофана (Краснова) возобновить Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.