Благая весть

Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери

4.

Путь Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в годы войны можно попытаться проследить по обнаруженным историками документам штаба «Рейхсляйтер Розенберг», по опубликованным воспоминаниям участников Псковской Православной миссии, по свидетельствам очевидцев, а так же по материалам правительственной переписки конца 40-х годов, касающейся Тихвинской иконы.

 

Согласно немецким свидетельствам, эксперты оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг», занимавшиеся изъятием историко-культурных ценностей на оккупированных территориях, обнаружили икону в Тихвине среди трофеев.

 

Впрочем, для пиара или, как говорили тогда, для «пропагандного употребления», была сочинена красивая легенда о спасении иконы из горящей церкви солдатами германской армии.

 

«Была еще одна новость, — вспоминает протоиерей Георгий Тайлов. — Когда немцы ворвались в Тихвин, то там в монастыре, как музейный экспонат, хранилась чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. Как мне рассказывали, во время боя храм загорелся, но один немецкий солдат, заметивший большую старинную икону, схватил ее и вынес из огня. Спасая икону, он был ранен и отправлен в Двинск (Даугавпилс) на лечение».

 

Икону немцы привезли в Псков.

 

Произошло это в феврале–марте 1942 года.

 

Но, как известно, уже 9 декабря 1941 года соединения 4-й армии К. А. Мерецкова, прорвав западнее Тихвина немецкую оборону, вынудили гитлеровцев отойти за Волхов, и взяли город.

 

Если икона была спасена при пожаре церкви Вознесения Богородицы, то не совсем понятно, где находилась она в течение нескольких месяцев, после того, как немцев выбили из Тихвина…

 

Ведь представителям Псковской Православной миссии, действовавшей в годы Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России, немцы «передали» икону только 22 марта 1942 года…

 

Наверное, здесь необходимо подробнее рассказать, что такое была эта Псковская Православная миссия.

 

Инициатором ее создания был митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), возглавлявший в начале 1941 года все епархии Православной Церкви в Прибалтике. Отметим сразу, что в условиях немецкой оккупации он пытался сохранить каноническое единство Прибалтийских епархий с Русской Православной Церковью.

 

Основу Псковской миссии, организованной митрополитом Сергием, составили русские священники из Рижской, а также Нарвской епархии, стремившиеся возродить церковное служение там, «где годами не звучало Слово Божие, не совершались богослужения, где народ молился лишь «про себя», «сокровенно».

 

Миссия развернула свою деятельность от Пскова до Ленинграда и включала кроме Пскова, ставшего административным центром миссии, Остров, Порхов, Опочку, Гдов, Лугу иГатчину.

 

Положение миссионеров было двойственным, как в духовном, так и в политическом смысле.

 

С одной стороны все они горели столь свойственным эмигрантам того времени стремлением облагодетельствовать и духовно просветить заблудший народ на Родине, а с другой, как справедливо отмечает журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», «миссионеры, ожидавшие встретить в России пустыню в религиозном отношении, увидели там напряженную духовную жизнь, о которой не могли и предполагать за рубежом»…

 

Политически же, с одной стороны, формально миссия находились как бы под властью московского церковного начальства, с другой стороны, в действительности, контролировалась немецкими оккупационными властями.

 

В результате миссионерам приходилось опасаться и немцев, и партизан. Впрочем, как и их непосредственному руководителю митрополиту Сергию.

 

Напомним, что митрополит был убит 28 апреля 1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас. Немцы обвинили в преступлении партизан, однако современные исследователи полагают, что убийство было совершено гестаповцами.

 

Увы… Судьба экзарха митрополита Сергия — стала судьбой многих миссионеров… И, конечно же, это тоже следует помнить, когда мы оцениваем их церковную, приходскую деятельность.

 

Ну, а вообще, восстановление храмов, возобновление церковных служб несомненно было благодеянием по отношению к населению, многим это помогло пережить тяжелейшие годы немецкой оккупации.

 

Поразительно, но Троицкий кафедральный собор в Пскове, хотя богослужения там и совершались ежедневно, всегда был переполнен. А в крестном ходе, совершенном на Богоявление в январе 1942 года, участвовала почти половина жителей города…

 

Крестными ходами, которые сошлись у немецкой комендатуры, встречали в Пскове и Тихвинскую икону Божией Матери.

 

Пропагандистский эффект передачи иконы православному народу несколько подпортила проповедь протоирея Георгия Бенигсена. Отец Георгий говорил о подвиге святого Александра Невского, освободившего Псков от немецких захватчиков.

 

Может быть, именно поэтому немцы и не передали икону в Троицкий кафедральный собор. А может быть, они и вообще не собирались расставаться с такой ценностью.

 

«В действительности гитлеровцы и не думали возвращать похищенную святыню, — пишет Николай Петровский. — По сути она находилась под арестом. Якобы в целях безопасности икона по-прежнему хранилась в военной комендатуре, в запертом стеклянном ящике. Только по воскресеньям в 9 часов утра ее доставляли на службу в Троицкий собор, а в 6 вечера конвоировали на прежнее место».

 

Когда советские войска подошли к Пскову, сотрудник штаба «Рейхсляйтер Розенберг» оберштурмфюрер Цвибель перевез икону в Ригу.

 

5.

 Считается, что в Риге икона была передана на попечение епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который в октябре 1944 года, когда советские войска подошли к Риге, вывез ее через Данциг в Германию.

 

Однако, как рассказывает нынешний настоятель Тихвинского монастыря отец Евфимий (Шашорин), неоднократно беседовавший с приемным сыном владыки Иоанна, протоиереем Сергием Гарклавсом, в этом изложении фактов содержатся существенные неточности.

 

Во-первых, немцы и в Риге сохранили для иконы установленный еще в Пскове режим. Утром икону привозили на время богослужения в Собор, а вечером увозили. И только потом в сумятице предстоящего отступления произошла заминка, и икона оказалась у владыки Иоанна…

 

Во-вторых, покидая Ригу, епископ Иоанн первоначально не собирался увозить Тихвинскую икону Божией Матери.

 

По его поручению Николай Веглас отвез икону игуменье Евгении в Свято-Троице-Сергиев монастырь, с просьбой, когда закончится война, вернуть ее в Тихвинскую обитель.

 

Подтверждают эту версию и воспоминания архимандрита Кирилла (Начиса), опубликованные в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях».

 

«В конце лета, когда фронт подошел к Риге, — пишет архимандрит Кирилл (Начис), — в Либаву приехал епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) с матерью и приемным сыном Сергеем. Владыка Иоанн был родом из Курляндии, где родился в латышской семье. Прежде он служил священником здесь, на своей родине, в приходах Тапси и Дундага. Он не был женат, детей у него не было. Его приемный сын Сергей, мальчик 16-ти лет, приехавший с Владыкой, был в годы войны взят им на воспитание, очевидно из числа беженцев, потерявших своих родителей… Одновременно с прибытием Владыки в Либаву была привезена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Примечательно, что в город икону доставил не архиерей, а немецкий представитель Герингер, курировавший церковные дела. (выделено нами. — Н. К.). Икону поместили в Троицком соборе, где все дни ее пребывания в Либаве (один–два дня) и совершались службы при большом стечении молящихся».

 

Разночтения в воспоминаниях архимандрита Кирилла (Начиса) и протоиерея Сергия Гарклавса (один утверждает, что в Либаву чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери привез немецкий представитель Герингер, другой называет Николая Вегласа, сказавшего, что матушка Евгения боится, что она не сможет выполнить благословение владыки, поскольку советские войска разорят монастырь) объясняются степенью информированности архимандрита Кирилла (Начиса) и приемного сына Иоанна Гарклавса, и именно своей разноречивостью и убеждают нас в своей непридуманности.

 

Итак, эти воспоминания сходятся в самом существенном моменте для нас — икону из Риги вывез не епископ Иоанн.

 

И не он принял решение, что икона должна покинуть Россию.

 

Но, как свидетельствуют воспоминания, то, что ему не удалось оставить икону в Риге, епископ Иоанн расценил как указание свыше, противится которому он не имеет права.

 

— И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? — словами Евангелия сказал он, увидев икону, с которой, как ему казалось, он навсегда расстался в Риге.

 

С этого момента владыка Иоанн уже не расставался с Тихвинской иконой Божией Матери.

 

Его приемный сын, будущий протоиерей Сергий Гарклавс пронес на своих плечах Тихвинскую икону Божией Матери по дорогам Германии и Австрии…

 

День Победы над фашистской Германией епископ Иоанн и его приемный сын встретили в Судетах, в чешском городе Яблонец, а в середине августа 1945 года перешли в американскую зону оккупации.

 

Здесь владыка Иоанн посещал лагеря перемещенных лиц и проводил там молебны перед иконой Тихвинской Богоматери. В эмигрантской прессе появлялись фотоснимки крестного хода с иконой, состоявшегося в лагере беженцев «Фишбек».

 

 


Страница 4 - 4 из 7
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру