Благая весть

Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери

2.

Страшно читать письма настоятеля Тихвинского монастыря архимандрита Антония Новгородскому митрополиту Арсению (Стадницкому), отправленные в 1918–1919 годах…

 

23 сентября 1918 года. «Грозная, ужасная волна злого напряжения с 1 сентября страшно разнеслась над св. обителями северного края нашей Новгородской епархии и обагрила землю кровию священномученика, незабвенного дорогого епископа Варсонофия. С этого времени обители переживают все ужасы и лишения: гонения, всаждения насельников в темницу, принудительные работы и наконец расстрел… Дела в хозяйстве у монастыря остановились, хлеба остается немного, а подвоза нет. Придется братии разбегаться куда-либо, а более всего боюсь за святыню… Как быть, Владыка? Прошу и жду указаний свыше и от вас. Но крепко надеюсь на Владычицу»…

 

26 февраля 1919 года. «Наша жизнь ужасная и неутешная: помимо всех стеснений, лишений грядет смертоносный голод. Дело, кажется, клонится к тому, что всю братию лишат всякого довольствия и помещения… Здешние комиссары настаивают, чтобы монастыри уничтожить и образовать приходы. Граждане, изнуренные голодом, на все соглашаются и безразличны, поддержки никакой не ожидается. Скорблю за святую обитель и не знаю, почему я еще жив при таких условиях и при своей болезни»…

 

21 марта 1921 года. «Простите, Владыка!      За грехи наши совершилось ужасное! Риза с Чудотворной Тихвинской иконы Б. М. сегодня 21 марта, увезена»…

 

Как явствует из письма 15 марта неожиданно в обитель прибыли вооруженные солдаты, и заблокировали все входы и выходы из монастыря.

 

Архимандрита Антония отвели в Успенский собор и в его присутствии приступили к изъятию церковных ценностей.

 

В тот день была изъята семикилограммовая золотая, украшенная драгоценными камнями и бриллиантами лампада, которую преподнес иконе в 1803 году граф Николай Павлович Шереметьев, а также трехпудовые серебряные решетки и 50-килограммовый серебряный подсвечник.

 

Все это запечатали и увезли делить в уездный финотдел…

 

Казалось, гроза миновала, но 18 марта из Череповца прибыла новая комиссия.

 

Объявлено было, что решено снять ризу с Чудотворной Староруской иконы и облачение с главного престола. Сделать это было приказано самому архимандриту Антонию.

 

Архимандрит Антоний ответил, что снятие ризы с чудотворной иконы будет оскорблением и его религиозного чувства, и религиозного чувства массы верующих. Поэтому физически и морально он не может сам сделать это и не может заставить других.

 

— Это конрреволюция! — закричал на него председатель комиссии.

 

Архимандрит Антоний спокойно возразил, что это дело не политическое, а дело веры, и контрреволюции здесь нет, а есть защита веры, религиозных убеждений…

 

Другие верующие, присутствовавшие в соборе, поддержали настоятеля, заявив, что ими послано заявление в Москву М. И. Калинину, с просьбой оставить ризы на иконах.

 

Просьба была уважена, и разорение иконы было решено отложить.

 

Архимандрита Антония ночью вызвали в ГПУ и там долго склоняли его не препятствовать изъятию ценностей. Архимандрит ответил что «против вещей не нужных не буду возражать, а за главное — буду». С него взяли подписку о неразглашении состоявшейся беседы и выпустили, а на следующую ночь вызвали снова.

 

И снова уговаривали его оказать содействие в разорение иконы, и снова отказался архимандрит. Его грозили не выпустить из ГПУ. Архимандрит ответил: «Что угодно делайте, а я таким был, есть и буду». Но его снова выпустили под подписку молчать.

 

И так и прошли два отпущенных дня.

 

«В воскресенье пришел от Калинина отказ, — пишет митрополиту Арсению архимандрит Антоний. — И вот сегодня 21 марта в 1 час дня открыли заседание при вводе войска и удалении сторонних из обители, заслушали отказ, заслушали протесты верующих с постановлением предать суду всех подписавшихся и принудили представителей верующих и ризничного снять ризу.

 

Пошло с болезнью, скорбью и слезами: отслужили молебен, сняли и выдали ризу. Мое здоровье не позволило дальше зреть, и я не знаю, что было. Придя в себя, я написал несогласие и просил приложить к делу… Едва ли где происходит то, что здесь. Не знаю, смогу ли я дальше существовать? Прости, дорогой Владыка, прости и благослови! Грешный архим. Антоний. 21 марта, полночь».

 

Страшно читать это письмо.

 

Страшная апокалипсическая картина разорения иконы, почитаемой охранительницей рубежей России…

 

Падает без чувств, не в силах зреть это надругательство, настоятель…

 

Еще страшнее последнее послание архимандрита Антония митрополиту Арсению.

 

26 марта 1922 года. «Дорогой Владыка! Десять дней прожил в осадном положении с плачевным для нас результатом: вооруженные при входах и внутри, а в братской трапезе — пулеметная рота. Взяли облачение с главного престола, ризы с Тихвинской Чудотворной иконы, со Старорусской, св. Тихона, еще с двух икон Тихвинской иконы Б. М. и одно громадное сияние с ангелами, 3 скиптра, 3 чаши, все дорогие архимандритские кресты и панагии, много кадильных лампадок. Всего золота более 1 пуда 15 фунтов, а серебра до 25 пудов. Ризу со св. престола и Старорусской иконы мяли ногами. Едва ли где подобное было? Переживаем все болезненно»…

 

Завершая рассказ о мужественном стоянии последнего перед закрытием настоятеля Большого Тихвинского монастыря, скажем, что на следующий год он был хиротонисан Святейшим патриархом Тихоном в сан епископа.

 

Кажется, святитель Тихон предугадывал предстоящие настоятелю Тихвинского монастыря испытания и спешил укрепить его.

 

А испытания не заставили себя ждать.

 

11 сентября1924 года в монастырь прибыла группа обновленцев во главе со священником Леонидом Борисовым. Верующие попытались воспротивиться захвату обновленцами церкви «Крылечко», но были разогнаны силами силами Тихвинского гарнизона.

 

Епископ Антоний вместе с оставшейся братией был арестован…

 

3.

Но нет, не закончилась история Тихвинской иконы Божией Матери и когда в страшных и мрачных годах, в зареве кровавых пожаров революции и гражданской войны обрывается наполненная ликующим небесным светом летопись Тихвинского монастыря…

 

Передо мной тетрадные листки, написанные рукою бывшего инока Тихвинского монастыря, отца Варлаама, который в миру был Владимиром Костромским, студентом Литературного института имени А. М. Горького.

 

В 1997 году, уезжая в Сербию, отец Варлаам оставил мне свою летопись… Горестны и печальны события, изложенные здесь.

 

Черною тьмою затягивает обитель…

 

1918 год. В южных братских кельях и Больничных кельях устроены пошивочная мастерская и красноармейский госпиталь. Начинается планомерное вытеснение монахов.

 

1922 год. Изъятие церковных ценностей. Из Успенского собора увезен оклад Тихвинской Чудотворной иконы, золотые и серебряные лампады, паникадила, подсвечники…

 

«Закончилось изъятие церковных ценностей в Большом монастыре! — радостно сообщала газета «Красное знамя». — Изъято для помощи голодающим 37 фунтов золота, около 25 пудов серебра, 10 тысяч драгоценных камней».

 

1923 год. Местные большевистские вожди объявили Тихвин — центром атеистической пропаганды.

 

1924 год. 2 сентября. Административный отдел губисполкома опечатал церковь «Крылечко» и известил епископа Антония о роспуске православной общины при монастыре.

 

1924 год. 11 сентября. В монастырь прибыла группа обновленцев во главе со священником Леонидом Борисовым. Верующие попытались воспротивиться захвату обновленцами церкви «Крылечко», но были разогнаны силами силами Тихвинского гарнизона.

 

1925 год. 19 июня. Особое совещание при коллегии ОГПУ рассмотрело Тихвинское дело и вынесло постановление о заключении всех его участников на три года в концлагерь. Епископ Антоний ввиду пошатнувшегося здоровья отправлен в ссылку в деревню Перёдки Боровичского уезда Новгородской губернии.

 

1926 год. Закрыт Успенский собор.

 

1928 год. Тихвинский монастырь занят военным гарнизоном.

 

В роддоме на территории монастыря родился Александр Гордеев, которому суждено будет стать первым игуменом возрожденного Свято-Успенского Тихвинского мужского монастыря…

 

1930 год. В ходе коллективизации Успенский собор начали использовать как пересылочную тюрьму. Здесь томились тогда тысячи раскулаченных крестьян, ожидая отправки в лагеря и на поселения.

 

1935 год. Успенский собор превращен в военный склад…

 

1936 год. Полностью уничтожено монастырское кладбище, расположенное вокруг собора. Там, кроме иноков и настоятелей монастыря, были похоронены принц Иоанн Антонович Ульрих, князь Иван Иванович Шуйский, князь Симеон Прозоровский, русский историк Я. И. Бередников, исследователь старины И. П. Мордвинов.

 

1941 год. Осень. Немцы разместили в монастыре военный госпиталь.

 

1941 год. Зима. Освобождение Тихвина.

 

Вот такие даты…

 

Странно, но из этой летописи как-то выпадает сама Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

 

Не поясняет судьбу иконы в 20–30-е годы и немецкая версия.

 

По сведениям штаба «Рейхсляйтер Розенберг», в ноябре 1941 года солдаты вермахта во время боя вынесли Тихвинскую икону из горевшей церкви Вознесения Богородицы…

 

Что же? Икона, представляющая огромную, в том числе и материальную, ценность могла находиться в церкви Вознесения Богородицы практически без присмотра?

 

Тем ни менее утверждения эти состыкуются, как мы увидим дальше, с известными перемещениями иконы во время Великой Отечественной войны, и значит, нам нужно не отвергать их, а попытаться объяснить…

 

Да, все это невероятно…

 

Но ведь невероятно с точки зрения здравого смысла и предание о лампаде, которая теплилась перед иконой, когда раскрыли замурованный тайник после шестидесяти лет иконоборческой ереси! Но невероятно и само явление «небошественной» иконы над Ладогой!

 

И что из того, что не можем мы найти логического объяснения тому, как именно стала Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери невидимой в годы атеистического лихолетья?

 

Гораздо важнее другое…

 

Мы должны понять, что это невероятное исчезновение иконы от глаз богоборцев и есть очередное явленное нам Тихвинской иконой Божией Матери чудо. И это очередное чудотворение еще раз подтверждает, что в Успенском соборе Тихвинского монастыря находилась перед революцией именно та самая икона, которая неведомо как исчезла в XIV веке из Константинополя…

 

 


Страница 3 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру