Благая весть

Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери

II. ЗАСТУПНИЦА МИЛОСЕРДНАЯ

Когда было завершено строительство каменного собора Успения Пресвятой Богородицы, великий князь Василий III Иоаннович самолично приехал в Тихвин помолиться.

 

От первого брака с Соломонией Сабуровой у Василия III Иоанновича не было детей. В 1526 году он женился во второй раз на дочери князя Василия Глинского.

 

Если мы вспомним, что Елена Глинская родилась в 1508 году, как раз на следующий год после закладки Василием III Ивановичем Успенского собора, то не трудно будет догадаться, о чем молился великий князь перед образом Божией Матери Тихвинской в построенном им храме.

 

1.

Евангелист Лука изобразил Богоматерь на золотисто-зеленом фоне.

 

Своеобычно положение рук Богородицы на иконе. Левая рука образует престол, на котором восседает Спаситель, а правою рукою Богородица указывает на Него, как бы наставляя, что Он — путь, истина и жизнь… И так легко по этому движению руки Богоматери востекают к Престолу Божию молитвы…

 

«Востекла» к престолу Божию и молитва Василия III Иоанновича.

 

В 1530 году, за три года до кончины великого князя, прогремел гром и заколебалась земля. Это родился наследник престола — будущий царь Иоанн Васильевич Грозный…

 

2.

Вымоленный у Тихвинского образа Богоматери, царь Иоанн IV Васильевич всегда с особым благоговением относился к этой иконе.

 

В 1547 году, когда ему предстояло первому из российских монархов венчаться на царство, окончательно закрепляя унаследованный от Византии статус России как православной империи, Иоанн IV Васильевич молился «у Пречистой на Тихвине». Напомним, что в том же году он женился на Анастасии Романовне. А через тринадцать лет, когда Анастасия Романовна умрет, сообщит Иоанн Васильевич митрополиту Макарию о желании основать в Тихвине монастырь.

 

Из сокровенной глубины святоотеческих преданий разгорается над Россией свет чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

 

Тысячам больных и страждущих являла она помощь и заступничество. Свидетельств этих не счесть, но сейчас разговор о другом чуде, чуде преображения, свидетелем которого может стать каждый…

 

Не так много прошло лет, а преобразился край.

 

Глухое захолустье сделалось духовным центром, свет которого проникал во все уголки России.

 

3.

Приплыв по небу на берег реки Тихвинки и выбрав себе место, икона сразу обнаружила, что она не подвластна никакому земному огню.

 

В 1390 году Успенская церковь сгорела от незагашенной свечки дотла, но саму икону, невредимую, нашли в можжевельнике.

 

А вот другой пожар… Случился он два века спустя… В 1623 году к юродивому Никите пришел ночью святой преподобный Макарий Желтоводский и объявил, что назначено Господом монастырской братии великое вразумление — очищение огнем, если не очистятся покаянием.

 

Но возлюбившая грех братия не послушала юродивого Никиту, и через неделю разразился в монастыре страшный пожар. Стеной пламени закрыло и все подходы к Чудотворной иконе.

 

Велики были грехи иноков, но велико и покаяние. Одумавшись, решили они погибнуть вместе со святыней, и с пением акафиста двинулись прямо в огонь.

 

И опять совершилось чудо. Расступилось пламя, и невредимая, предстала перед иноками Чудотворная икона.

 

Но если огонь не властен был над иконой, то неверие и равнодушие, очерствелость сердец самым губительным образом отражались на общении верующих с Чудотворной иконой. Как-то необыкновенно и необъяснимо уходит икона от людей, недостойных Ее…

 

Высоким предостерегающим смыслом наполнен эпизод, связанный с попыткой «подновить» Чудотворную икону.

 

В 1636 году игумен Герасим по разрешению царя Михаила Феодоровича пытался обновить икону, потемневшую от многих слоев олифы. Удалив олифу, благочестивый игумен приготовился поправить поврежденное временем изображение, но Пречистый лик исчез с иконной доски. Пораженный игумен не дерзнул более касаться краской иконы и покрыл ее свежей олифой.

 

Помимо прямого предостережения, видится в этом эпизоде и высокий мистический смысл.

 

Напомним, что в Ипатьевском монастыре первый царь династии Романовых был благословлен списком Тихвинской иконы Божией Матери. И вот он дает разрешение подновить икону, и Пречистый лик исчезает с иконной доски.

 

Что это, если не грозное предостережение…

 

Или предопределение?

 

Ведь в 1918 году, когда прогремят в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге выстрелы, обрывая жизнь последних царей из династии Романовых, бесследно исчезнет и сама Чудотворная икона…

 

III. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

Сохранилось немало списков «Сказания о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери»…

 

«Официальная» редакция «Сказания» была создана по указанию царя Алексея Михайловича в XVII веке. Тогда в Москву был вызван монастырский иконописец Родион Сергеев. Под присмотром главного кремлевского писателя того времени Симеона Полоцкого он и создал канонический текст.

 

Но история Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери семнадцатым веком не закончилась…

 

Не закончилась она и когда в страшных и мрачных годах, в зареве кровавых пожаров революции и гражданской войны обрывается наполненная ликующим небесным светом летопись Тихвинского монастыря…

 

1.

Последний раз перед своим исчезновением Тихвинская икона Божией Матери является на людях 2 февраля 1918 года.

 

Тогда икона была вынесена на городскую площадь для совершения перед нею молебствия о погибающем Отечестве.

 

Вообще, надо сказать, что Тихвинская Икона Божией Матери крайне редко покидала свою обитель, и каждый раз для этого требовалось особое разрешение Священного Синода.

 

Известны два таких случая.

 

В 1883 году — по случаю пятивекового пребывания иконы в России.

 

И в 1905 году, когда икону вынесли из монастыря, чтобы совершить молебен о спасении в обернувшейся страшными поражениями для России русско-японской войне.

 

И вот теперь, 2 февраля 1918 года, крестные ходы из всех церквей и монастырей Тихвина двинулись на городскую площадь, где уже стояла Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

 

«Возлюбленные о Христе братия и сестры! — сказал, обращаясь к собравшимся, настоятель Тихвинского монастыря архимандрит Антоний. — У всех у нас теперь есть скорби, всех нас тяготят они, как тяжелое бремя, терзают наши сердца тоской и унынием. Но мы пред источником, из которого изливается утешение всем скорбящим и обремененным. Падите же ниц пред святым образом Царицы Небесной, откройте Ей всю свою душу, расскажите Ей все свои скорби, и Она никого не отпустит от Себя с тоской на сердце, всех утешит, всех обласкает, всех поддержит».

 

Но слезы мешают говорить архимандриту. Он замолк, опустился на колени и приник головой к чудотворному образу Царицы Небесной.

 

«Сердце молящихся не выдержало, — пишет корреспондент «Новгородских епархиальных ведомостей». — Все, что накопилось в нем, что таилось в самой глубине души, все вылилось в бурном потоке слез. Стоны и вопли висели в воздухе. Нервная дрожь пробегала по всему телу».

 

Затем соборным диаконом было прочитано послание Патриарха Тихона, и начался молебен с акафистом Божией Матери.

 

— Радуйся, утешение верным по вознесении Сына Твоего… — звучали на городской площади Тихвина слова православных, незнающих еще, что они прощаются со своей иконой.

 

Впрочем, как свидетельствует корреспонденция, помещенная в «Новгородских епархиальных ведомостях», может быть, в глубине сердца и понимали тихвинцы, что происходит, ибо «пели всенародно и со слезами».

 

 


Страница 2 - 2 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру