Краткие тезисы о консерватизме

Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю, охраняю) — понятие, означающее тип социально-политического и философского мировоззрения, носители которого выступают за сохранение традиционных основ общественной жизни.

В истории русской философской мысли консервативные тенденции обозначились уже в мировоззрении славянофилов в 40-х гг. XIX в., чьи историософские построения имели романтическую направленность и были тесно связаны с религиозной константой. В этот период происходит оформление "теории официальной народности", связанной с именем С. С. Уварова (1786—1855), которая, так же как и славянофильские разработки, носила мифологизированную окраску, Впоследствии консервативное мировоззрение приобрело более четкие очертания в концепциях Н.Я. Данилевского (1882–1885), которому принадлежала формулировка теории культурно-исторических типов, и  К.Н. Леонтьева (1831–1891), для мировоззрения которого была характерна ярко выраженная эстетическая окраска. Попыткой придать консерватизму не только религиозно-философское, но и юридически-правовое обоснование могут служить разработки К.П. Победоносцева (1827–1907) и Л.А. Тихомирова (1852–1923). Стремление изложить консервативные взгляды в доступной для широких масс форме было характерно для М. Н. Каткова (1818–1887) и М.О. Меньшикова (1859–1918). По мере эволюции русской консервативной мысли ее идеологи вынуждены были упрощать свои концепции, делая их понятными для народных масс, что не могло не привести к деформации этих концепций. Однако интеллектуальные разработки консервативного течения русской мысли так и остались невостребованными властью. После падения самодержавия в среде русской эмиграции в русле консервативной идеологии находились И.А. Ильин (1883–1954), пытавшийся проанализировать причины крушения монархии в России и И.Л. Солоневич (1891—1953), предпринявший попытку сформулировать теорию "народной монархии", сходную с построениями славянофилов.

В течение всего периода своего существования русский консерватизм стремится противостоять любым крайним формам экстремизма, включая и крайне "правую", ультрареакционную, и крайне "левую", радикально-революционную, идеологии, однако универсальная "консервативная философия" в ее "чистом" виде в России так и не сложилась. Под воздействием модернизационных процессов, происходивших в России на рубеже XIX—XX вв., русский консерватизм подвергался трансформационным изменениям, в результате которых его идеологи могли эволюционировать от умеренно консервативных взглядов к охранительным (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев), от национал-изоляционизма — к признанию общего пути развития у России и Запада (М.О. Меньшиков) и даже пытались найти способ разрешения проблем модернизационного периода в "союзе социализма с русским самодержавием" (К.Н. Леонтьев).

При всем своеобразии консервативных концепций можно выделить ряд общих признаков, в целом присущих консервативной системе мировоззренческих ценностей: провозглашение необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, связанная с этим критика либерализма, парламентаризма и социализма; признание незыблемости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти; наличие в консервативных концепциях религиозной (православной) константы, обусловленной идеократическим взглядом на мир и сакрализацией явлений государственно-политической жизни, связанная с этим оценка монарха как "помазанника Божьего"; сохранение общественной иерархии как основы самодержавной системы и отражения "иерархии небесной"; сохранение единой и неделимой Российской империи; учет специфики российской экономики и доминирования в ней аграрного сектора в процессе происходившей в России капитализации. Консерваторы пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами и, ратуя за сохранение принципиально-сущностных основ традиционной системы отношений, одновременно стремились разработать и предложить целостную систему мер, позволяющих, по их мнению, осуществить плавный переход к новым социально-экономическим отношениям без скачков и потрясений, В условиях быстро меняющегося мира они стремились сделать особый акцент именно на обосновании преимуществ традиции, что, по их мнению, позволяло избежать "прерыва постепенности", на котором настаивали не только социалисты, но и радикально настроенные либералы.

Однако все попытки воплотить исповедываемую консерваторами систему взглядов на практике терпели поражение, т. к, еще при жизни идеологов вокруг них стараниями либеральной и революционной общественности создавалась "полоса отчуждения" (К.П. Победоносцев, М.Н. Катков), а интерес к работам консерваторов возникал только через несколько лет после смерти их авторов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев) и носил не столько государственно-практический, сколько научно-публицистический характер. Это было связано с тем, что консерваторы уже заранее испугались модернизационных потрясений, из чего проистекала двойственность их действий, С одной стороны, они видели недостатки существующей системы, с другой — вместо того, чтобы открыто их вскрывать, они вольно или невольно помогали загонять "болезнь" вглубь (К.П. Победоносцев), поскольку были вынуждены постоянно помнить о том, что критическими высказываниями в адрес существующей системы могут воспользоваться их политические оппоненты. Попытки консерваторов "достучаться" до власти наталкивались на правящей верхушки. Политическое поражение отечественного консерватизма не в последнюю очередь явилось следствием отторжения любой нетрадиционной программы действий со стороны монархической власти, которая не желала использовать предлагаемые ей консервативные концепции в реальной политической жизни.

Новый интерес к разработкам отечественных консервативных мыслителей возник в нашей стране в начале 90-х гг. XX в. Смещение акцентов в оценке консерватизма от негативно-нейтральных к положительно-апологетическим было связано с общим изменением социально-политической ситуации в стране и новым обострением проблемы "традиция и модернизация". Актуальность работ отечественных консерваторов связана и с попытками осознания подлинного места российской цивилизации в контексте мировой цивилизации в рамках проблемы "Россия и Европа".

ЛИТЕРАТУРА:
Консерватизм в России ("Круглый стол") // Социологические исследования. 1993. № 1;

Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития (Материалы "круглого стола") // Полис. 1995. № 4;

Консерватор: эксперт, гражданин, правитель. Государство, общество, частная жизнь, познание. "Круглый стол" // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. № 4. 1995;

Чернавский М.Ю. О сущности русского консерватизма // Истоки российской духовной культуры. Ставрополь, 1997;

Чернавский М.Ю. Сверхкраткие тезисы об истинном консерватизме // Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе. Вып. 3. М., 1998;

Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 1999;

Мочкин А.Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россия и Германия в конце XIX — начале XX века). М., 1999;

Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999;

Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000;

Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001;

Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911 1917 гг. М., 2001;

Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Сб. научных трудов. Вып. 1. Воронеж, 2001;

Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002;

Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й. (1901–1939). История страны от 1901 года до "загадочного" 1937 года. Опыт беспристрастного исследования. М., 2002;

Консерватизм и традиционализм на Юге России / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Ростов-на-Дону 2002. Вып. 9;

Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт: Материалы международ. науч. конф. Самара, 26-29 апреля 2002 года. Самара, 2002;

Консерватизм в России и мире: в 3 ч. Воронеж. Отв. ред. А.Ю. Минаков. 2004. Ч. 1–3 (Серия "Монографии"; вып. 3).

Общественная мысль России XVIII — начала ХХ века: Энциклопедия. Отв. ред. В.В. Журавлев. Отв. сек. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2005.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру