Наследие Н.М. Карамзина

Наконец, третьей особенностью отечественной консервативной мысли является ее своеобразная многосоставность, представляющая собой сочетание зачастую взаимоисключающих положений. В этом отношении в числе специфичных для русской консервативной идеологии черт необходимо признать ее "классическую противоречивость"(23). Социально-политическая концепция Карамзина - характерное подтверждение этого. В работах российских ученых, например, Н.В. Минаевой, вполне аргументировано и убедительно показано стремление русского мыслителя соединить в одно целое "патримониальную идею, основанную на покорности богу, царю и помещику, с некоторыми понятиями просветительской идеологии: необходимостью просвещения, укрепления и развития национального достоинства и утверждения ценности человеческой личности"(24). Иными словами, "налицо сочетание блоков идей, принадлежащих принципиально различным типам культур - традиционной и... модернизирующейся, культуры просвещения"(25).

 

Вытекающие отсюда противоречия можно показать на примере отношения историка к крепостному праву. Карамзин, с одной стороны, считал крестьян "братьями по человечеству и христианству"(26), но, требуя "более мудрости хранительной, нежели творческой"(27), с другой, - доказывал, что "для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу"(28). По мнению Карамзина, выход из положения можно найти только в "распространении познаний в народе"(29), т. е. в просвещении, которое для него было "палладиумом благонравия"(30).

 

Еще одним свидетельством наличия противоречий в идейном комплексе русского консерватизма следует считать изображение идеального, "мудрого" самодержавия с одновременно критическим отношением к его реальному воплощению. В отечественной исследовательской литературе по данному вопросу общепринятой стала точка зрения А.А. Григорьева, еще в середине прошлого века объяснившего указанное противоречие попыткой русского мыслителя "обмануть действительность". Согласно Григорьеву, Карамзин, приступив "к жизни, его окружавшей, с требованиями высшего идеала", убедился в его практической несостоятельности, в силу чего "сознательно, может быть, нет... подложил требования западного человеческого идеала под данные нашей истории". Поэтому, считал критик, "великое и почтенное имя" Карамзина "может присвоить себе" не только славянофильство, но и западничество(31).

 

Что же касается дальнейшей "жизни" тем, озвученных в свое время историографом, выскажем предположение, что произведенный Карамзиным синтез политических принципов самодержавия и гуманистических идей Просвещения трансформировался в концепциях последующих русских консерваторов в более "националистскую", что ли, систему, содержащую в себе как идеи абсолютной власти, так и высшие нравственные, преимущественно православные ценности.

 

И, наконец, последнее, без чего невозможно обойтись, характеризуя роль Карамзина в истории русской культуры. Это "тот замечательный вклад" в нее - в данном случае мы цитируем Н.Я. Эйдельмана, - "который именуется личностью Карамзина"(32). Об этом же часто и убедительно писал и Ю.М. Лотман, который совершенно справедливо подчеркивал, что "величайшим созданием Карамзина был он сам, его жизнь, его одухотворенная личность. Именно ею он оказал великое моральное воздействие на русскую литературу. Постоянно "выковывая себя", он создал живой эталон, в котором душевное благородство мыслилось не как высокое достоинство, а лишь как естественное условие человеческой жизни и минимальное из требований, предъявляемых к литератору. Высочайшие этические требования Карамзин ввел в литературу как обыденные"(33).

 

Это моральное воздействие зафиксировал еще Пушкин, отметив, что "...чистая высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один истинно ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности"(34). В самом деле трудно, а порой и невозможно отыскать в русской истории имя, в оценке значения творчества которого безоговорочно бы сходились совершенно разные по духу и образу мыслей деятели отечественной культуры. "Люди сближались между собою Карамзиным, - писал даже небезызвестный Ф.В. Булгарин. - ... Вот магнит сердец!"(35)Это "сближение" наблюдалось и после смерти историографа. В известной степени в этом вопросе можно говорить о "примирении", скажем, цитировавшихся здесь Гоголя и Белинского. Иначе говоря, при единогласном "созвучии" высоких оценок и уважительных характеристик по сути дела речь идет о главном, чем дорого и чем необходимо нам сегодня наследие Карамзина. По на нашему глубочайшему убеждению, Карамзин выражает своим творчеством и олицетворяет своей личностью то утерянное единство русской культуры, по которому вот уже сколько времени тоскует русская душа, - то единство, которое осуществляет себя вопреки и поверх политических убеждений самых различных творцов русской культуры, то единство, при котором читатель не делит "по течениям" или "по лагерям" тех же Гоголя и Белинского, Чернышевского и Достоевского, Некрасова и Леонтьева. И, повторюсь, сочетание, совмещение в сознании творчества столь разных, но одинаково дорогих каждому, воспитанному на ценностях великой русской литературы человеку представителей отечественной культуры, происходит не в последнюю очередь и на основе тех неизменно почтительных и порой благоговейных характеристик, дававшихся ими Карамзину. Здесь "великое недоразумение" (Достоевский) - уже два века длящийся разлад в русской мысли, раскол на два основных лагеря, - в какой-то степени "снимается" именем историографа.

 

И в заключение, в качестве одной из самых удачных, на наш взгляд, характеристик творчества Карамзина как символа единства русской культуры, приведем мысль Н.Я. Эйдельмана о том, что творческое наследие Карамзина, в частности, его "История государства Российского", - это "одна из ярчайших форм соединения времен: IX-XVII веков Истории, XVIII-XIX веков Историка, XIX-XX веков Читателя"(36). Добавим от себя к последнему - и XXI века также.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1952. С. 276-277.

 

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 3. М., 1955. С. 513.

 

3. Там же. Т. 7. М., 1957. С. 135.

 

4. Гулыга А.В. Великий памятник культуры // Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т. 1. М., 1989. С. 479.

 

5. Погодин М.П. Ответ издателя // Московский вестник. 1828. № 22. С. 189.

 

6. Н. [Полевой] История государства Российского. Сочинение Н.М. Карамзина // Московский телеграф. 1829. № 12. С. 490.

 

7. Ключевский В.О. Н.М. Карамзин (I-III) // Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 7. М., 1989. С. 276.

 

8. Рудницкая Е.Л. В поисках пути (начало философского осмысления судеб России) // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996. С. 43.

 

9. Карамзин Н.М. Письма к А.И. Тургеневу // Москвитянин. 1855. № 23-24. С. 183-184.

 

10. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987. С. 318.

 

11. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 106.

 

12. См.: Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и "Записка о древней и новой России" // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С. 5-6.

 

13. Бартенев П. Н.М. Карамзин // Русский архив. 1911. Вып. 8. С. 554.

 

14. Заметим, что в связи с этим нередко говорят о Карамзине и как о родоначальнике русской интеллигенции (См.: Страда В. В свете конца, в предвестии начала // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996. С.34); и как ключевой фигуре послепетровской культуры; и как писателе, после которого тема личности, ее чести и достоинства стала основной в русской литературе; и как творце русского просвещения (Вяземский); и как создателе "русской модели независимого человека" (Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и "Записка о древней и новой России" // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С. 9) и т. п.

 

15. Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и "Записка о древней и новой России" // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С. 13.

 

16. Карамзин Н.М. Письмо И.И. Дмитриеву от 20 сентября 1820 г. // Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 293.

 

17. Карамзин Н.М. Письма к В.М. Карамзину // Атеней. 1858. Ч. 3. С. 655.

 

18. Карамзин Н.М. Письмо П.А. Вяземскому от 21 августа 1818 г. // Письма Н.М. Карамзина к князю П.А. Вяземскому. 1810-1826 (Из Остафьевского архива). СПб., 1897. С. 60.

 

19. Карамзин Н.М. Письмо к Императрице Елизавете Алексеевне от 24 января 1818 г. // Неизданные сочинения и переписка Н.М. Карамзина. Ч. 1. СПб., 1862. С. 39.

 

20. См.: Ланда С.С. Дух революционных преобразований. М., 1975. С. 33.

 

21 Сербинович К.С. Н.М. Карамзин. Воспоминания // Русская старина. 1897. № 10. С. 259.

 

22. Более того, автор данного термина, А.Н. Пыпин, утверждал, что "История" Карамзина была "выражением и опорой "официальной народности" тридцатых и сороковых годов" (Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т.1. СПб., 1890. С. 28).

 

23. Пивоваров Ю.С. Карамзин и начало русского просвещения // Социум. 1993. № 26-27. С. 64.

 

24. Минаева Н.В. Европейский легитимизм и эволюция политических представлений Н.М. Карамзина // История СССР. 1982. № 5. С. 151.

 

25. Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и "Записка о древней и новой России" // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С.14.

 

26. Карамзин Н.М. Письмо сельского жителя // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М.-Л., 1964. С. 296.

 

27. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С.63.

 

28. Там же. С. 74.

 

29. Карамзин Н.М. Нечто о науках, искусствах и просвещении // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Л., 1984. С. 58.

 

30. См., напр.: Соловьев Э.Г. О некоторых особенностях формирования консервативного идейного комплекса в России. К постановке проблемы // Проблемы общественно-политической мысли в зеркале новой российской политологи. М., 1994. С. 18.

 

31. См.: Григорьев А.А. Эстетика и критика. М., 1980. С. 186, 181.

 

32. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983. С. 160.

 

33. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987. С. 320

 

34. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 7. Л., 1978. С. 278.

 

35. Булгарин Ф.В. Сочинения. М., 1990. С. 672, 675.

 

36. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983. С. 160.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру