Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции. Статья третья

Концепт национальной политики

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991. С.13.

 

2. Новиков А.И., Григорьева Т.С. Консервативная утопия Константина Леонтьева // Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. СПб., 1991. С.301.

 

3. Соловьев Вл. С. Леонтьев К.Н. // Соч.: В 2 т. Т. 2. М. 1988. С.415.

 

4. Бердяев Н.А.К. Леонтьев - философ реакционной романтики // Собр. соч. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С.346.

 

5. Соловьев Вл. С. Леонтьев К.Н. // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С.415.

 

6. Позиция Соловьева, трактующего консерватизм Каткова как "эмпирический", выглядит несколько упрощенной, так как уже в середине 1860-х годов Катков вырабатывает логически выверенную теорию российской государственности, согласно которой основу государства составляет его целостность, базирующаяся на единстве государственной национальности. Национальность, по Каткову, понятие исключительно государственное; племенное происхождение, язык, исторически сложившиеся особенности характера, нравов и обычаев, религия здесь никакой роли не играют. Одно исторически выдвинувшееся племя закладывает основу государства, объединяет вокруг себя и подчиняет себе другие племена во имя государственного единства. Это племя получает значение государственной нации, и государство, собственно, держится на нем. Таким образом, Катков формулирует принцип государственной национальности как основы единства страны. Принцип этот требует единых законов, единой системы управления, единственного государственного языка - русского, единого "русского патриотизма"; при этом не подразумевает отказа других "племен", вошедших в состав государства, от своего языка, обычаев, религии, племенных особенностей и т. п.

 

7. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л. 1991. С. 13

 

8. Николаев Ю. (Говоруха-Отрок Ю.Н.). Литературные заметки. Еще о "Северном вестнике" и о либерализме // Московские ведомости. 1894. 13 октября.

 

9. Розанов В.В. Литературные изгнанники. СПб.1913.

 

10. Совокупность этнических единиц - племен, народностей, наций - объединенных религией, социально-экономическими, политическими и др. отношениями, ощущающих это внутреннее единство и говорящих на родственных языках, Данилевский называет "культурно-историческим типом". Уникальность этих феноменов выражается особой направленностью культурной деятельности каждого типа, обусловленной различными задачами и доминирующими ценностями, т. н. "основами". Таких основ по Данилевскому четыре - религиозная, культурная в узком смысле (наука, искусство, технология), политическая, хозяйственно-экономическая. В зависимости от преобладания той или иной "основы", Данилевский делит все культурные типы на: 1) "автохтонные", т. е. подготовительные, в которых ни одна из сторон человеческой жизни - религия, искусство, наука, политика, экономика - не является преобладающей, 2) "одноосновные" - в которых доминирует одна из сфер, 3) "двуосновный" - западный, романо-германский тип, в котором синтезируется политическая и научно-культурная деятельность, 4) "четырехосновный" - грядущий восточно-славянский тип, первый в истории пример зрелого культурного синтеза всех сторон человеческой деятельности, решения социально-политических и хозяйственно-экономических задач.

 

11.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С.220.

 

12. Ограничимся здесь этой краткой характеристикой. Подр. см.: Ширинянц А.А. Очерки истории социально-политической мысли России ХIХ века. М. 1993. С.125-139.

 

13. Милюков П.Н. Разложение славянофильства (Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев) // Из истории русской интеллигенции. СПб. 1903. С.282.

 

14. Там же. С.283.

 

15. Так, Н.М. Карамзин, указывая в своей "Истории государства Российского" на широкие заимствования Московской Русью византийских искусств, письменной культуры, нрава, быта, подчеркивал те характерные особенности жизни молодого государства, которые роднили его с Византией: сосредоточение всей полноты власти в руках самодержца, отсутствие своевольной аристократии, восточное великолепие и роскошь царского двора, невмешательство церкви в государственные дела, ее подчинение монаршей воле (См.: Карамзин Н.М. История государства российского: В 3 кн. М., 1988-1989). А в "Записке о древней и новой России" Карамзин отметил наличие в характере русского народа византийских черт. (См.: Русская социально-политическая мысль ХIХ - начала ХХ века: Н.М. Карамзин. М. 2001.)

 

16. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое // Полн. собр. соч. и избранные письма: В 2 т. Т. 1. М.1991. Дух рабства, которым, по Чаадаеву, все пронизано в России порожден православной церковью, которая "довела покорность до крайности; она всячески стремилась себя уничижать; преклонять колена перед всеми государями, каковы бы они ни были." (Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли. № 203 // Полн. собр. соч. и избранные письма: В 2 т. Т. 1. М.1991. С.500-501).

 

17. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч.: В 30 т. Т. 7. М. 1956. С.162-163.

 

18. См.: Трубецкой С.Н. Противоречия нашей культуры // Вестник Европы. 1894. № 8; Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил //Вестник Европы. 1892. № 10; Киреев А. А Наши противники и наши союзники.// Протоколы общих собраний членов С.-Петербургского Славянского благотворительного общества 12 и 19 декабря 1893 г. СПб. 1894. Киреев А. Спор с западниками настоящей минуты // Русское обозрение. 1895. № 5 и др.

 

19. Соловьев Вл. С. Византизм и Россия // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.1988. С.565.

 

20. Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство // Собр. соч.: В 9 т. Т.5. М. - СПб. 1913. С.113-114.

 

21. Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство // Собр. соч.: В 9т. Т. 5. М. - СПб. 1913С.392.

 

22. Понимание радикального консерватизма Леонтьева предполагает осознание той роли, которую сыграла в его политических пристрастиях органическая теория общественного развития. Кратко она сводится к тому, что любое общество, каждый "культурно-исторический" организм проходит три стадии: 1) "первичной простоты", первоначального младенческого состояния нерасчлененной целостности, 2) "цветущей сложности", иерархически-деспотического расслоения общества, разнообразия быта, 3) "вторичного смесительного упрощения", выравнивания индивидуальных и социально-политических различий, сглаживания всех крайностей. За стадией предсмертного существования общества следует его разложение и гибель. Современное Леонтьеву состояние Европы, освободившейся от ограничивающих феодальных пут, является свидетельством ее вступления в третью фазу. Органическая теория Леонтьева возникла как ответ на рационалистическое обоснование его идейными противниками неодолимости стремления человечества к лучшему будущему, эвдемонического идеала социального устройства на принципах свободы и демократии. Понимание же общества как сложного и целостного организма, подобного окружающей природе, где все взаимосвязано жизненно необходимыми функциональными отношениями, иерархичностью и целесообразностью, позволило показать жизнь в ее сложности и противоречивости, определить узкие рамки либерально-эвдемонических представлений - представлений "плоского" эволюционизма "прогрессистов" XIX века, покоившегося на социально-философском наследии эпохи Просвещения с ее наивной верой во всесильность человеческого разума, неуклонность линейно понимаемого прогресса.

 

23. Милюков П.Н. Разложение славянофильства (Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев) // Из истории русской интеллигенции. СПб. 1903. С.287.

 

24. Там же. С.288.

 

25. Там же. С.330.

 

26. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М., СПб., 1912-1913. Т.5. С. 198.

 

27. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М., СПб., 1912-1913. Т. 7. С. 125

 

28. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М., СПб., 1912-1913. Т. 7. С. 126

 

29. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М., СПб., 1912-1913. Т.5. С.198. т.7. С.112.

 

30. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. Т.2. С.37.

 

31. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М., СПб., 1912-1913. Т.5. с.389.

 

32. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М., СПб., 1912-1913. Т.5. с.386.

 

33. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: в 9 т. Т.7. С.498-499.

 

34. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М., СПб., 1912-1913. Т. 7. С. 501

 

35. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9т. М. - СПб., 1912-1913. Т. 7. С. 501

 

36. Ближе всего к его прусской разновидности. Причем утверждение социализма в обоих случаях возлагалось на монархию, стоящую над обществом и призванную умерять хищнические аппетиты буржуазии, заботиться о материальном благополучии рабочего класса.

 

37. Фудель И., свящ. Культурный идеал К.Н. Леонтьева // Русское обозрение. 1895. № 1. С. 267-268.

 

38. См.: Леонтьев К.Н. Ошибка г. Астафьева //Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.1996. С.600.

 

39. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.1996. С.601.

 

40. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство... С.602.

 

41. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. С.603.

 

42. Леонтьев выделяет три значения термина "национальная политика". 1) Политика независимая и патриотичная, отстаивающая собственные национальные интересы, в конечном итоге способствующая росту государственного могущества. 2) Политика, исходящая из религиозных приоритетов, выходящая при необходимости за рамки собственно государственных границ. Для России такой политикой явилась бы поддержка повсюду православия. 3) Политика чисто племенная, которая, "имеет в виду по преимуществу язык и племя". Она направлена на достижение национального освобождения и объединения нации. (См.: Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. С.603. С. 603)

 

43. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство С. 604

 

44. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. С. 604

 

45. Исходя из общей установки православно-охранительного крыла на решение восточного вопроса под углом приоритета духовного, религиозного начала, Леонтьев полагает, что "идеал наш... должен быть самый высший, самый широкий и смелый, самый идеальный, так сказать, из всех возможных идеалов". Потому вопрос Константинополя значительно более важен, чем освобождение полулиберальных славян. Взятие Царьграда должно стать, по мысли Леонтьева, поворотным пунктом к "заложению там основ нового культурно-государственного здания" (Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. С. 353, 370).

 

 


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру