Положение о VII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Положение 

о VII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению


1. Общие положения

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению (далее – Конкурс) является дистанционно-очной образовательной формой организации исследовательской и проектной деятельности подрастающего поколения.

В настоящее время в области краеведения ведется серьезная работа по изучению отечественного культурного наследия. Восстановление, сохранение и развитие лучших культурных традиций находит отражение в региональных образовательных программах. На научно-практических конференциях рассматриваются исследовательские работы, связанные с историей Церкви, духовным поиском наших современников.

Конкурс призван консолидировать творческие поиски педагогов, использующих широкий спектр разных видов просветительской деятельности по погружению детей и подростков в отечественное историко-культурное наследие.

Конкурс рассматривает исследовательские, проектно-исследовательские работы школьников, проекты-результаты активной практической деятельности автора или коллектива авторов в области регионального историко-церковного краеведения. Конкурс позволит поднять на более высокий уровень краеведческие исследования истории храмов, изучение духовного и историко-культурного наследия представителей русской культуры, новомучеников и исповедников ХХ столетия. Конкурс может открыть новые педагогические перспективы в таких формах работы с детьми, как экспедиционный туризм, помощь в восстановлении храмов и местных святынь, миссионерские и паломнические поездки, восстановление судеб духовенства и мирян, пострадавших в годы антирелигиозного террора, создание мемориальных досок, памятников, поклонных крестов в местах их служения, страдания, погребения, в присвоении наименований в их честь улиц, площадей, бульваров и пр.

Конкурс 2014 года посвящается 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Организаторы надеются, что юным исследователям удастся найти множество тем, так или иначе связанных с именем великого русского святого, с которого началось духовное возрождение Руси.

В Конкурсе могут принять участие школьники и учащиеся колледжей (от 13 до 18 лет), а также авторские коллективы.

Цели Конкурса:

Духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников на основе их реальной деятельности, связанной с освоением отечественного историко-культурного наследия.

Активизация самостоятельной исследовательской и практической деятельности в области регионального краеведения, изучения истории Церкви и трудов новомучеников.

Задачи Конкурса:

Формирование и развитие представлений школьников об отечественном историко-культурном и научном наследии.

Приобщение школьников к отечественным историко-культурным традициям и традициям российской научной школы.

Развитие познавательной активности учащихся в изучении истории Церкви и Государства Российского на базе архивных первоисточников и полевых материалов.

Воспитание патриотизма, гражданственности на базе историко-документального наследия России.

Наполнение духовно-нравственным смыслом туристических форм работы с детьми.

Анализ и распространение опыта методической работы по освоению отечественного историко-культурного и научного наследия.

Выявление и анализ духовно-нравственных поисков подрастающего поколения.

2. Руководство Конкурсом

Учредителями Конкурса являются:

  • Образовательный портал «Слово»
  • Детское православное движение «Вестники»
  • Научный православный журнал «Традиции и современность»
  • Институт этнологии и антропологии РАН
  • Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»
  • Московское общество историков и архивистов
  • АНО «Научно-методический центр православного воспитания и образования»
  • ГБОУ Центр внешкольной работы г. Москвы «Синяя птица»

Проведением Конкурса руководит Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей Конкурса. Для организации экспертизы работ Оргкомитет формирует Экспертный совет, в который привлекаются опытные специалисты.

3. Порядок участия в Конкурсе

Конкурс проводится в 2 тура:

I тур – заочный. Декабрь 2013 года – 15 марта 2014 года. Экспертиза представленных на Конкурс работ проводится в марте-апреле 2014 года.

II тур – очный. Май 2014 года. Второй тур проводиться по результатам первого.

На I тур Конкурса принимаются работы исследовательского и проектного характера, отражающие реальную деятельность автора(ов), связанную с:

  • изучением истории храма, прихода, православной семьи;
  • изучением православных духовных традиций и их современного состояния, духовных поисков наших современников;
  • возрождением храма или монастыря, местных церковных святынь и традиций, установлением памятных и поклонных крестов;
  • изучением жизни и подвига святых, новомучеников, исповедников и подвижников Русской Православной Церкви;
  • осмыслением опыта миссионерских и паломнических поездок;
  • изучением духовного пути русских ученых и государственных деятелей, чье духовное становление и служение на избранном поприще не противоречило русской православной традиции, а наоборот, укрепляло ее;
  • изучением социальной роли Русской Православной Церкви в истории России (русская благотворительность, социальное служение, устройство богаделен, детских приютов, больниц, попечение об обездоленных, дела милосердия и помощи ближнему и др.)
  • изучением формирования православного мировоззрения на основе междисциплинарного подхода (на стыке наук: география, история, филология, археология, религиоведение и др.).
  • изучением деятельности монастырей в прошлом и настоящем, их роли в формировании государственности и национального самосознания народа России
  • осмыслением роли преп. Сергия Радонежского и его многочисленных последователей в истории России, роли самой Троице-Сергиевой Лавры и Духовной академии в истории Российского государства, изучением традиций почитания преп. Сергия в разных уголках нашей страны и за ее пределами;
  • другими вопросами историко-церковной тематики.

Обращаем внимание участников Конкурса, что в 2014 г. расширяется тематика рассматриваемых работ. Экспертная комиссия напоминает авторам, что историко-церковное краеведение не ограничивается историей храмов и монастырей, но охватывает более широкую область развития общества и духовного становления человека (см. Приложение 1).

Тематика работ присланных на Конкурс не должна противоречить христианскому мировоззрению. В числе учебно-исследовательских работ к рассмотрению не принимаются работы реферативного характера.

Конкурс открыт для расширения тематики направлений и обсуждения форм работы.

В составе Конкурса выделяются следующие направления:

  • Исследовательское: краеведческие и социологические исследования, самостоятельные творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, соответствующие Конкурсным требованиям.
  • Проектное: представление итогов реставрационной, экскурсионной, паломнической, миссионерской деятельности, социального служения и др. Работы связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата.
  • Проектно-исследовательское: разработка учебно-практических пособий (буклет, брошюра), создание видеофильма и др. Работы проектно-исследовательского характера, включающие в себя элемент исследования как способа достижения результата.

Рекомендации для написания исследовательских работ

См. Приложение 2.

Рекомендации по написанию проектных работ

См. Приложение 3.

Основная форма представления работ на очном туре – стендовый доклад.

Требования к стендовому докладу

Построение и оформление стендового материала должны отражать цели и задачи работы, методы исследования, ход исследования, полученные результаты и выводы.

Участник очного тура Конкурса должен в течение 5 минут сделать обзор стендового материала по ключевым вопросам темы, а затем ответить на вопросы экспертов.

Участник должен уметь анализировать этапы работы, ее итоги и перспективы.

Для доклада участникам предоставляется индивидуальный щит и в случае необходимости столик для размещения дополнительных материалов.

Оформление стенда см. на сайте http://vernadsky.info/info/to_participants/stand_prepare/

При оценке работ обращается внимание на следующее:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам;
  • наличие обзора использованной литературы, архивных источников или устных свидетельств;
  • корректность методов исследования и проектирования;
  • логичность изложения, владение материалом, умение работать с источниками;
  • соответствие итогов поставленным целям и задачам:
  • обозначение авторской позиции;
  • наличие и культура оформления иллюстративного материала;
  • уровень речевой культуры.

Для участия в Конкурсе в адрес Оргкомитета до 15 марта 2014 г. необходимо направить:

  • заявку на участие (см. Приложение 4);
  • текст работы (8 -15 страниц для исследовательских работ и 3-10 для представления проект, 14 пт., интервал 1.5);
  • для видеопроектов смонтированный фильм продолжительностью не более 10 мин. (видеоматериалы принимаются в форматах: mp4, avi и dvd-video);
  • аннотацию к работе — ½ страницы (цели, задачи, основные результаты);
  • необходимые приложения.

Работы направляются по электронной почте yukharitonova@yandex.ru

4. Подведение итогов

Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 апреля 2014 г. Экспертным советом. Каждая работа получает рецензию, которая направляется автору.

Авторы наиболее интересных работ, получивших положительную рецензию, со своими руководителями приглашаются на II тур в мае 2014 г.

Победители II тура Конкурса награждаются дипломами и памятными подарками.

По итогам Конкурса руководители детских исследовательских и проектных работ могут получить Удостоверения о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.

Наиболее интересные работы публикуются на Образовательном портале «Слово» и в сборнике материалов Конкурса.

Методические рекомендации для руководителей исследовательских и проектных работ - см. Приложение 5.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5.1

Приложение 5.2

Приложение 5.3


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру