04  0001
В этот день Православная церковь отмечает один из основных своих праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Нам с исторической достоверностью известно мало сведений о земной жизни Божией Матери. Однако церковное предание сохранило нам как описание обстоятельств Ее рождения, так и некоторые факты ее жизни, одним из которых является отмечаемое сегодня событие – введение Девы Марии во Храм.

 Святые родители Девы Марии Иоаким и Анна, моля Бога о даровании им дитя, дали обет посвятить его на служение Богу. Когда их Дочери исполнилось три года, они решили исполнить свое обещание. Одев Дочь в лучшие одежды, они, с песнопениями и зажженными свечами, окруженные родственниками, привели Ее в Иерусалимский храм. При входе в храм Младенец Мария была встречена первосвященником, который по внушению свыше, ввел ее в Святое святых храма – место, куда раз в году только первосвященник имел право войти с жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

 Вручив Дитя воле Отца Небесного, родители возвратились домой, а Дева Мария осталась жить и воспитываться при Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, которые, как и она, жизнь свою проводили при храме.

 В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы во Храм, Святая Церковь уже с первых веков христианства установила торжественный праздник. В IV в. н.э. царица Елена построила первый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 «Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающее для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

 И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически, в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне – едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое ее вступление в Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно в Святая Святых – не в вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

 И с каким трепетом мы можем читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: чадо, иди! И будь Тому, который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием… Нетронутая грехом, неоскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, неоскверненной плотью, незатуманенным умом отзываться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.

 И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.

 Вот о чем говорит нам праздник; о том, как с первых Своих шагов, напутственная матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем, как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнано, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни…

 Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь во Святое Святых; да – мы осквернены, да – наши умы отуманены; да – наши сердца нечисты; да – наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так, чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

 И в этом празднике, в словах, которые я прочел вначале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет, - с мгновения, когда ребенок может что-то уже, если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать – сказать и нашим детям: Вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь, ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние перед Богом, - то Святое Святых – с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах и стать детьми нашего Небесного Отца.» (Из проповеди митрополита Антония Сурожского)
 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру