21  1380
Произошло знаменитое сражение на Куликовом поле, в котором русские воины под руководством Великого князя Дмитрия Донского разгромили полчища татар, руководимых ханом Мамаем.

К 30-м гг. ХШ века Киевское государство распалось на множество княжеских владений (уделов). Удельные князья враждовали между собой и часто воевали друг с другом. Эти раздоры делали невозможным сплочение русского народа перед опасностью извне, что облегчило татаро-монголам во главе с ханом Батыем в период 1236-41гг. завоевать русские земли.

В результате нашествия Батыя на русских землях осталась едва десятая часть прежнего населения, города были сожжены, церкви разрушены.

На громадном пространстве черноморских и прикаспийских степей образовалось большое государство – Золотая Орда. Ордынские ханы рассматривали русские земли как свою вотчину. Русские князья должны были получить разрешение на управление своими княжествами, платить дань в Орду, воевать вместе с монгольскими войсками. Ордынские ханы умело разжигали вражду между русскими князьями, мешая процессу объединения русских в их борьбе против татарского ига. Татарское иго не только угнетало русские княжества экономически, но оно оскорбляло и иссушало саму душу народа, подавляло его волю к сопротивлению.

После ста лет татарского владычества на Руси начался процесс объединения. Центром этого объединения стало Московское княжество. Трудами московских князей –Даниила Московского, Ивана Калиты и его сына Ивана II – к началу княжения (1359г.) князя Дмитрия Ивановича (впоследствии Дмитрия Донского) Москва фактически объединила под своей властью большинство русских земель. При Иване Калите в Москву переселился из г.Владимира митрополит, и Москва стала для русских людей церковной столицей.

Дмитрий Иванович успешно продолжил политику объединения интриговавших против него князей. Политика московского князя способствовала росту самосознания русского народа и понимания им общерусских задач. Этот процесс поддерживался Православной Церковью и трудами преподобного Сергия.

В 1375 г. власть в Орде захватил военачальник Мамай, и уже в 1377 г. он организовал набег на Нижний Новгород. Мамай потребовал от Дмитрия Ивановича, который был в то время Великим князем и старшим среди русских князей, полного подчинения и уплаты дани в невиданно больших размерах. После отказа Дмитрия платить такую дань Мамай пришел в ярость и стал готовить поход на Русь с целью наказать непокорных: «Казним рабов строптивых! Да будут пеплом грады их, веси и церкви христианские! Обогатимся русским  золотом». Мамай вступил в союз с литовским князем Ягайло и изменником – рязанским князем Олегом. Он собрал невиданное по тем временам войско – 300 тысяч всадников – и летом 1380 г. двинулся на Русь.

В этот час грозной опасности, нависшей над Русью, с особой силой проявились организаторские способности князя Дмитрия. Он разослал во все русские княжества грамоты с призывом выступить сообща против Мамая. Русские люди откликнулись на его призыв, и к августу 1380г. в Москве собралось примерно 150-тысячное войско.

Прежде чем идти в поход, Дмитрий направился к преподобному Сергию за благословением. Преподобный так поддержал Дмитрия в его решении: «Иди, господин, небоязненно: Господь поможет тебе против безбожных, победишь врагов своих».

Преподобный Сергий благословил двух иноков, в прошлом воинов, – Пересвета и Ослябю – сопровождать русское войско и по преданию вручил князю Дмитрию икону Господа Вседержителя, которая была с русскими войсками во все время похода.

Перед выходом войска из Москвы Дмитрий обратился к князьям и воеводам: «Братья милые, не пожалейте жизни за веру христианскую, за Святую Церковь, за землю Русскую».

Когда русское войско подошло к Дону у впадения реки Непрядвы,  произошло совещание князей и воевод. Многие из них, опасаясь большого численного преимущества врага, сомневались, начинать ли битву. В этой ситуации князь Дмитрий продемонстрировал свою стойкость и решимость: «Честная смерть лучше злого живота, – сказал он. – Уже лучше было вовсе не идти сюда против безбожных татар, чем, придя сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться». Решимость князя Дмитрия сыграла свою роль: войско переправилось через Дон и расположилось у северного края большого Куликова поля.

В центре русского войска были поставлены пехотные полки, с флангов – конница. Тактически правильным и в конечном итоге решившим исход битвы было выделение князем Дмитрием вспомогательного полка, который был спрятан в лесу и должен был вступить в бой только в критический момент.

21 (8 по старому стилю) сентября утром на противоположной южной стороне поля появилось татарское войско. Обнаружив русских, Мамай приготовился к бою. Битва началась противоборством татарского богатыря Челибея и воина-инока Пересвета. На полном скаку они вонзили друг в друга копья, и оба пали мертвыми. Бой начался.

Татарская конница врезалась в центр русской позиции – там произошла страшная сеча русских пеших воинов с конницей татар. Стойко сражались русские, но превосходящие силы противника заставили их отступить. И в этот критический момент в тыл татарам ударил вспомогательный отряд русской конницы под руководством воеводы Боброка. Татары оказались в тисках. Началась паника. В древнем сказании о побоище Великого князя Дмитрия Ивановича Донского говорится: «Татары падали от ударов, что трава стелется от косы». Войско Мамая обратилось в бегство и в продолжение тридцати верст преследовалось русской конницей. Победителям достались богатые трофеи.

Интересно, что Великий князь Дмитрий Иванович переоделся перед боем и сражался в этом бою как простой воин. После сражения он был  найден в бессознательном состоянии. Доспехи его были сильно изрублены и помяты.
За победу над Мамаем князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище – Донской.

Куликовская битва стала знаменательной вехой в истории нашей страны в борьбе русского народа за свою национальную независимость. Она высоко подняла авторитет московских князей и окончательно сделала Москву центром объединения русских земель.

Несмотря на то, что в 1382 году ордынский хан Тохтамыш сумел дойти до Москвы, сжечь ее и заставить Москву платить дань Орде, вопрос об образовании единого русского государства, независимого от Орды, был решен на Куликовом поле.

Великий князь Дмитрий Иванович Донской прославлен Русской Православной Церковью как святой (день его памяти – 1 июня).
 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру