11  1961
Скончался выдающийся хирург архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 26 апреля 1877 г. в Керчи в семье провизора, владельца аптеки.

С ранних лет у Валентина Войно-Ясенецкого обнаружились способности к рисованию. Параллельно с гимназией он окончил художественное училище. В своей автобиографии Войно-Ясенецкий пишет: «Влечение к живописи было у меня настолько сильным, что по окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую академию художеств. Но во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю. Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». После долгих сомнений он решил поступить на медицинский факультет Киевского университета, мечтая стать полезным для крестьян, которые были плохо обеспечены медицинской помощью.

В 1903 г. Войно-Ясенецкий окончил университет и собирался стать земским врачом, но в связи с началом Русско-японской войны в 1904 г.  был направлен в Читу в составе отряда Красного Креста. Здесь началась хирургическая практика В.Ф.Войно-Ясенецкого. Молодой хирург много и успешно оперировал, выполняя сложнейшие операции.

После окончания войны и до 1917 г. Войно-Ясенецкий работал хирургом в провинциальных больницах. Ему всюду сопутствовала большая популярность среди населения, связанная не только с блестящими операциями, но с его добрым отношением к людям.

Одновременно с работой в провинциальных больницах Войно-Ясенецкий вел научную работу в клиниках Москвы. Он увлекся новым направлением в хирургии – регионарной анастезией. В 1915 г. вышла в свет его монография «Регионарная анастезия», в которой он обобщил свой богатейший опыт в этой области. В 1916 г. за эту книгу Войно-Ясенецкий получил степень доктора медицины. Его имя стало известным в кругах хирургов.

В марте 1917 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий с семьей переехал в Ташкент, где ему предоставили место главного врача в городской больнице. В 1920 г. по инициативе Войно-Ясенецкого в Ташкенте был открыт университет. Валентин Феликсович был назначен заведующим кафедрой и профессором медицинского факультета.

Несмотря на большую врачебную и педагогическую нагрузку Валентин Феликсович находил время для посещения воскресных богослужений и вечерних богословских диспутов. В конце 1920 г. он выступил с речью на епархиальном собрании. Речь произвела большое впечатление. После собрания епископ Ташкентский подошел к нему и сказал: «Доктор, Вам надо быть священником!». Вспоминая об этом, Валентин Феликсович писал: « У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». И он был рукоположен во священники, а в 1923 г. стал епископом с именем Лука, и был назначен епископом Ташкентским.

Время, в которое епископ Лука решительно вступил на путь архиерейского служения, было сложным и страшным. Атеистическая государственная власть прилагала все усилия для дискредитации и уничтожения Церкви и, как правило, решала свои задачи путем репрессий.

Епископ Лука прекрасно понимал всю сложность своего положения в больнице, университете и в Церкви и оставался тверд в своих принципах. Он ходил на службу в одежде священнослужителя, благословлял больных перед операцией, молился перед иконой в операционной, обличал в проповедях обновленческую церковь.

В 1923 г. епископ Лука был впервые арестован. Ему инкриминировалось создание антисоветской организации и связь с разведкой иностранного государства. В течение следующих двадцати лет он пережил три ссылки. Находясь в ссылках, епископ Лука всегда добивался разрешения оперировать в местных больницах и служить в церквях, если таковые сохранились в районе ссылки. Слава о ссыльном хирурге очень быстро распространялась. Этому способствовала его открытость и любовь к людям. Он никогда не отказывал в помощи и не принимал вознаграждений за свою работу.

С начала 20-х годов епископ-хирург Лука стал разрабатывать новое направление в медицине – гнойную хирургию. Систематизировав свой большой опыт, он в 1934 г. опубликовал монографию «Очерки гнойной хирургии», высоко оцененную коллегами. Интересно, что эта книга в ее позднейших изданиях до сих пор используется как учебник в медицинских ВУЗ’ах нашей страны.

Грянула война, и епископ Лука послал из ссылки телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинину: « Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку… Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку…». Епископ Лука, оставаясь ссыльным, был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным врачом одного из них.

Началась самоотверженная работа, которая спасла тысячи советских воинов от смерти и инвалидности. Епископ Лука делал по 4-5 операций в день, консультировал в семи госпиталях, усиленно работал над вторым изданием «Очерков гнойной хирургии» (издана в 1943г.), написал новую книгу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов» (издана в 1944 г.). За эти две книги в 1946 г. епископ Лука был удостоен Сталинской премии I степени.

В 1942 г. к обязанностям хирурга добавились заботы пастыря – епископ Лука был назначен епископом Красноярским. В это время во всей восточной Сибири не было действующих церквей. На епископа Луку легла тяжелейшая работа, связанная с открытием церквей и подбором их настоятелей. Когда в 1943 г. открылась церковь в Красноярске, он стал служить и проповедовать в ней.

В 1946 г. епископ Лука был назначен епископом Симферопольским и переехал в Крым. По состоянию здоровья – он практически ослеп – епископ Лука уже не мог оперировать, но он консультировал в госпитале и вел бесплатный прием больных у себя дома.

В своей церковной деятельности в Симферополе епископ Лука активно отстаивал интересы Церкви и прихожан: он добивался открытия новых храмов, укреплял приходы, не подчинялся распоряжениям уполномоченных по делам религий и партийных органов, если эти распоряжения ущемляли интересы Церкви и прихожан. Тяжело больной епископ Лука не прекращал работы, которая выражалась в его блестящих проповедях. Советом Московской духовной академии эти проповеди были признаны «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и «сокровищницей изъяснения Священного Писания».

Епископ Лука скончался 11 июня 1961 г. Его похороны вылились в демонстрацию уважения и любви со стороны жителей Симферополя. «Это было такое шествие! Людей было везде полно, улицы забиты, прекратилось абсолютно все движение. По этой улице можно пройти за двадцать минут, но мы шли три с половиной часа, и на деревьях люди были, на балконах, на крышах домов. Это было что-то такое, что никогда в Симферополе и до не было, и после уже, вероятно, никогда не будет, - таких похорон, таких почестей!» (Архиепископ Михаил).

Епископ Лука прожил удивительную жизнь, посвятив ее Богу и людям. Для него не существовал «медицинский случай», в каждом больном он видел страдающего человека и самоотверженно шел ему навстречу. Физическое выздоровление своих пациентов он не считал своей заслугой, а всегда связывал с Божией помощью. Он учил больных у Бога просить помощи в своих молитвах.

Жизнь епископа Луки опровергает утверждение о том, что высокая наука и вера в Бога несовместимы.

Принимая во внимание праведную жизнь епископа Луки, его богословские труды, мученические подвиги, связанные с защитой Православной веры, народное его почитание как святого, чудеса исцелений, во множестве происходившие при жизни и на его могиле, Синод Русской Православной церкви причислил его к лику святых (день церковного поминовения – 11 июня).


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру