16  1547
Состоялось венчание на царство первого русского Царя Ивана IV Грозного

До XV в. в русских княжествах власть князя в основном базировалась на представлениях и принципах, которые сложились в древней Руси, когда князь был главой военной дружины. Князь как полководец должен был щедро награждать своих вассалов военной добычей, давать им в «кормление» города и защищать их имущество от внешних врагов. В свою очередь вассалы должны были верно служить князю и в случае необходимости жертвовать за него своей жизнью. Власть князя опиралась на неписаные «законы» и правила, которые, тем не менее, были хорошо известны обеим сторонам. Такого рода отношения князя со своими подданными – боярами сохранилась до XIV в.

 С усилением роли Москвы и объединением вокруг нее русских княжеств произошло резкое усиление роли и власти московского князя. Взаимоотношения великого князя московского с другими князьями и близкими боярами постепенно приобрели черты взаимоотношений правителя и подданных. Тем не менее, авторитет и сила московского князя даже при Василии III, отце Ивана IV, еще не позволяли ему объявить себя самодержцем, т.е. правителем, которому принадлежит вся полнота власти – законодательной, исполнительной и судебной.

 Иван IV, еще будучи ребенком, наблюдал в своем окружении жестокую борьбу боярских кланов за власть и влияние на юного князя. Он тяжело переживал связанное с этим пренебрежение государственными интересами в угоду личным и много размышлял о смысле своего призвания. Ему были близки представления передовой части русского общества о том, что после падения в 1453 г. Византийской империи Русское государство должно принять на себя роль защитника Православной веры. Постепенно в его сознании выработалось твердое убеждение об исключительности положения, которое он должен занимать как Православный Государь, призванный Богом возглавить Православный мир.

 В семнадцать лет неожиданно для окружающих Иван IV объявил о своем твердом намерении стать русским Царем-самодержцем. Воспринимая себя как приемника Византийских Императоров и ощущая мистический смысл коронации, Иван IV потребовал, чтобы чин его венчания на царство был таким же, как в Византии.

 16 января 1547 г. произошло венчание на царство (коронация) первого русского Царя. Торжественный церковный обряд коронации включал в себя вручение Царю символов его власти (шапка Мономаха, скипетр). Таинство Миропомазания* и другие церковные обряды, в частности, провозглашение Царем Символа православной веры.

 Весь торжественный ритуал венчания на царство должен был подчеркивать то, что Российское государство является законным наследником и преемником Рима  «ветхого»(императорского) и Рима «нового» (Византии).
 Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Миропомазание Царя во время коронации свидетельствовало православным людям о благодатном даровании ему Богом способностей, необходимых для нелегкого царского служения. Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды – в обряде Крещения. Начиная с Ивана IV, русский царь был единственным человеком в мире, над которым Церковь совершала это таинство дважды.

 «Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божия» (В.О. Ключевский). Иван IV был искренне убежден в том, что не он, грешный человек, правит государством, а сам Господь через него проливает на Россию свою Благодать. Для него было очевидно, что его подданные такие же рабы и холопы, как он сам раб и холоп Божий. Он искренне верил в то, что только перед Богом несет ответственность за свои дела по управлению страной и духовному возрастанию народа. С этих же позиций всякое покушение на его власть и несогласие с его действиями он оценивал как вероотступничество и покушение на Самого Бога ( «Кто противится такой власти – противится Богу»). Отсюда следовало, что по отношению к людям, мешающим ему выполнять свои обязанности перед Богом, оправдано применение любых мер, в том числе и самых жестоких.

 Царствование Ивана IV было сложным и противоречивым. Многие историки вслед за Карамзиным Н.М. сосредотачивают свое внимание только на жестокостях, которыми оно изобиловало. Однако не надо забывать, что именно в этот период благодаря твердости Ивана IV в русском обществе произошли перемены, наложившие глубокий отпечаток на характер отношений государственной власти и дворянского сословия. Были сильно подорваны основы экономической и политической власти дворянской аристократии. Родовая аристократия уступила свое место аристократии «служилой», интересы которой были тесно связаны с интересами государственной власти. Были созданы органы сословного управления на местах, проводившие политику государственной власти.   В сознание общества глубоко внедрялось представление о том, что только сильная государственная власть может обеспечить порядок в государстве и гарантировать его самостоятельность и независимость.

 Заслуга Ивана IV состоит в том, что он в законченном виде сформулировал и обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов, и в своей практической деятельности заложил и укрепил основы нового, не имевшего аналогов в других странах, гражданского общества, которое просуществовало в России вплоть до Революции 1917 г. Можно по разному оценивать преимущества и недостатки этого общественного устройства, но именно Русская монархия обеспечила России ее процветание на протяжении трех с лишним веков. Уничтожение Русской монархии в 1917 г. привело Россию на грань уничтожения как великой державы, и пока еще не ясно, удастся ли России преодолеть негативные последствия революционных потрясений ХХ века.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

*) «Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании Священным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возвышающие и укрепляющие в жизни духовной» (Православный катехизес).


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру