02  1909
День памяти святого Иоанна Кронштадтского

Святой Иоанн Кронштадтский  (в миру Сергеев Иван Ильич) родился 31 октября 1829г. в селе Суры Архангельской губернии в семье псаломщика деревенского храма. С раннего детства Иван участвовал с отцом в богослужении. В 1841г. Ивана отдали в духовное училище, окончив которое он в 1845г. поступил в Архангельскую духовную семинарию. Её он окончил первым учеником и был направлен в Петербургскую духовную академию за казенный счет.

После окончания Академии перед Иваном Сергеевым встал вопрос выбора дальнейшего пути. Он мечтал посвятить свою жизнь Богу, однако более склонялся к священническому, а не к монашескому служению. Во-первых, он чувствовал в себе призвание служить людям на приходе, помогая им в духовном возрастании и решении социальных проблем. Во-вторых, к этому времени умер его отец, и мать с сестрами остались без всяких средств к существованию. Наконец, ему приснился сон о том, как он служит в приходском храме. Сочтя этот сон за указание свыше, Иван Сергеев решил стать священником.

Отец Иоанн был назначен священником в Андреевский собор города Кронштадта. Пятьдесят три года прослужил отец Иоанн в этом соборе, возрастая от молодого пастыря до знаменитого на всю Россию Кронштадтского батюшки.

Вся жизнь о.Иоанна была отдана служению Богу и пастве. Все свои доходы он раздавал нуждающимся или передавал на поддержку церквей и монастырей. Постепенно молва о Кронштадтском батюшке, по молитвам которого люди получали помощь и исцеление, разнеслась по всей России. В Кронштадт на службу стекались тысячи людей.

К концу жизни о.Иоанна в России не было имени ни среди государственных лиц, ни среди интеллигенции, которое бы пользовалось такой известностью и любовью во всех слоях общества, как имя Кронштадтского батюшки.

Отец Иоанн тяжело переживал богоотступничество в русском народе. С ним он связывал падение нравов и грядущие испытания: «Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле». Он призывал русский народ: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России». Предчувствуя тяжелые времена для Отечества нашего, о.Иоанн пророчествовал в 1903г.: «Уже близко время, что разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца, отец на сына и прольется много крови на русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России; изгнанники вернутся в родные края, но не так скоро, своих мест не узнают и не будут знать, где их родные похоронены».

В конце жизни о.Иоанн основал два монастыря. В одном из них – Свято-Ивановском женском монастыре на Карповке в Петербурге – он и был похоронен в 1909г. Прах его и поныне покоится там.

Для того чтобы ощутить величину утраты, постигшей наш народ со смертью о.Иоанна, приведем некоторые посмертные отзывы:
«Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник, отец Иоанн Кронштадтский» (Государь Николай II);

«Умер человек – воистину исключительный, можно сказать, единственный по близости к народному сердцу. Какие бы великие наши люди ни умирали – Достоевский, Тургенев, Чайковский, Менделеев – их смерть производит впечатление лишь в небольшом культурном слое, совершенно не проникая в глубины народные. Гораздо обширнее чувствуется смерть замечательных полководцев Суворова или Скобелева, носителей народного героизма, но их имена все же менее славны и почти чужды женской половине населения. Только «святой» объемлет все воображение народное, всю любовь наиболее любящей половины нации – женщин. Ни один человек в России не сосредотачивал на себе такого всеобщего поклонения, как «Кронштадтский батюшка». Да, даже каторжники, кроме немногих, изгладивших имя Божие из своей души – знают об «отце Иване», и представление о нем в них светит, как свеча, перед божницей совести. Отец Иоанн занимал более, чем кто-нибудь, психологический центр русской жизни» (газета «Новое время»);

«Личность отца Иоанна Кронштадтского является одною из самых достопамятных в Русской истории 19-го века. Вместе со святителем Филаретом, митрополитом Московским, он является высшею точкою нашего церковно-религиозного развития. И оба они стоят около третьего великого старца, Серафима Саровского. Обе эти личности прекрасно дополнялись о.Иоанном  Кронштадтским, народным священником, все дни коего, протекавшие среди людской громады, среди шума, молвы народного стечения, на улице и в частных домах, выразились в делах милосердия, помощи и чуда. Иоанну Кронштадтскому дарована была высшая сила Христианина – дар помогающей, исцеляющей молитвы, тот дар, о котором глухие легенды дошли до нас из далекого прошлого христианства и коего Россия 19-го века была очевидцем-свидетелем. Это была личность, чрезвычайно поднявшаяся над обыкновенным уровнем и в которой действительно было нечто чудесное и сверхъестественное… люди потянулись к нему, как к живому свидетельству небесных сил, как к живому знаку того, что Небеса живы, божественны и благодатны…

Иоанн Кронштадтский для своего поколения и поколения народного явился личным свидетелем истины религии, и религии – вот нашей, Русской, Православной: он «доказал религию» воочию тем, что он молился, и вот исцеление наступало!» (В.В. Розанов).

Отец Иоанн Кронштадтский причислен Русской Православной Церковью к лику святых в 1950 г. Церковь отмечает день его памяти 2 января (в день кончины).


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру