Знаменитые города искусств. Равенна. Последние мозаики. Скульптурные памятники

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

После царствования императора Юстиниана христианское искусство в Равенне стало быстро угасать. Несмотря на то, что во второй половине VI века и до конца VII в. в Равенне еще продолжали украшать мозаиками стены церквей, все эти произведения, по сравнению с памятниками предшествующей эпохи, кажутся лишенными подлинного творческого вдохновения. Если произведения более раннего времени, мозаичные ансамбли базилик Сан Витале, Сант Апполинарио Нуово, дарят несравненные образцы высокохудожественного исполнения, то в рассматриваемую эпоху стали ограничиваться почти буквальным копированием прежних моделей. Например, простым подражанием прекрасному декору хоров церкви Сан Витале является декорация свода архиепископской капеллы второй половины VI в., где четыре фигуры ангелов поддерживают монограмму с изображением Христа. Убранство хоров Сан Витале напоминает и украшения аркад капеллы, где представлены медальоны с изображениями святых, а также сама трактовка фигур святых и апостолов, правда, отличающаяся здесь, по сравнению со своим выдающимся прототипом, некоторой неуклюжестью. Подобным образом и мозаичисты, украсившие в эту эпоху абсиду базилики Сан Агат, и, несколько позднее, в VII в., оформившие триумфальную арку базилики Сан Мишель ин Аффричиско, предстают простыми копировальщиками уже известного в равеннском искусстве по декорации церкви Сант Апполинарио Нуово изображения тронного Христа. Наконец, в базилике Сант Апполинарио ин Классе художники VII в., не долго думая, повторили мотивы оформления церкви Сан Витале. Все эти явления как нельзя лучше свидетельствуют об упадке, постигшем равеннское искусство после столетия его блестящего расцвета.

Конечно, искусство мозаики, всегда находившееся в Равенне на высоком уровне, не могло быть окончательно забыто в этом городе. В капелле архиепископского дворца над алтарем можно увидеть несколько фрагментов мозаик довольно хорошего исполнения. Это два мозаичных медальона с бюстами святых Виталия и Апполинария, а также фрагмент мозаики, представляющий красивую фигуру Богоматери с поднятыми руками в позе Оранты. Древняя традиция, проявляющаяся в этих произведениях, предположительно происходящих из апсиды перестроенного в XVIII веке собора, не вызывает сомнений. Но каково бы ни было происхождение этих мозаик, важно то, что эти произведения датируются XI веком, и они являются наглядным свидетельством о том, что из себя стало представлять восточно-христианское искусство данной эпохи.

По сравнению с живописными образцами и роскошными монументальными ансамблями искусство скульптуры всегда занимало вторичное место в оформлении культовых сооружений. Христианская церковь бросила своего рода вызов этому виду искусства, в котором изображения языческих богов нашли в свое время наилучшее воплощение. В то время как повсеместно стены христианских базилик в изобилии покрывали мозаиками и монументальной живописью, значение скульптора в украшении храмов сводилось до скромной роли декоратора и орнаменталиста. Именно скульпторы высекают в церквах каменные кружева, тонкой сетью покрывающие капители, украшают мраморные балюстрады, где среди завитков арабесок резвятся разного рода звери и птицы, оформляют амвоны в церквах Сант Апполинарио и Сант Агат и купол в церкви святых Иоанна и Павла, где в геометрических четырехугольниках расположена целая вереница символических животных. Несмотря на роскошную и довольно перегруженную художественную трактовку этих произведений, в чем, несомненно, проявляются восточные влияния, в них можно отметить редкую виртуозность в обработке мрамора и камня, в приспособлении этих материалов к самым разнообразным задумкам скульптора. Животный и растительный орнамент этих произведений, обладающих мягкой фактурой, которая словно гравирует орнамент на поверхности вместо того, чтобы его моделировать полным объемом, исполнен изящества и основан на внимательном наблюдении натуры. Как бы то ни было, скульптор выступает здесь только помощником на службе у архитектора. Его собственное мастерство проявляется только в искусстве украшения саркофагов и в изысканной обработке изделий из слоновой кости.

В большинстве церквей Равенны под аркадами их изящных портиков еще до сих пор можно встретить на том же самом месте, где они были установлены первоначально, массивные саркофаги с выпуклыми крышками, которые сплошь покрыты довольно грубо выполненными горельефами. Их можно насчитать около шестидесяти, и большая их часть датируется V веком или первой половиной VI столетия. Следует отметить, что, за исключением одного - двух образцов, по своему исполнению - по представленным на них сюжетам, украшающему их орнаменту и общему стилю - они сильно уступают римским саркофагам. Среди библейских сцен в украшении равеннских саркофагов встречаются сюжеты Поклонения волхвов, Воскрешения Лазаря, Благовещения, встречи Марии и Елизаветы. Самым излюбленным сюжетом декорации этих памятников является композиция, представляющая Христа среди апостолов, которые симметрично расположены под изящными аркадами или сформированы в группку, окруженную пальметками. В украшении большинства саркофагов скульпторы используют не мотив человеческой фигуры, а разного рода иконографические элементы раннехристианского символического искусства - изображения агнцев, оленей, павлинов, голубков, - симметрично представленных друг напротив друга вокруг вазы, из которой бегут ветви виноградной лозы, или вокруг монограммы с изображением Христа. Нередко в подобного рода орнаментальной декорации, совершенно восточной по своему изобразительному характеру, равеннские художники вновь проявляют прежнюю ловкость и изящество своего мастерства. Однако даже в этом виде искусства встречаются в рассматриваемую эпоху весьма слабые образцы, как, например, саркофаги в церкви Сант Апполинарио ин Классе, отличающиеся большой неуклюжестью и грубостью исполнения. Несмотря на отдельные неудачи, самим фактом своего существования эти памятники представляют определенный интерес для истории искусства, прежде всего, благодаря своему сходству с восточными образцами и с многочисленными сохранившимися в Равенне изделиями из слоновой кости, из чего можно вывести ряд довольно интересных заключений.

В то время как в V и VI вв. искусство мраморной скульптуры все более угасает в Равенне, скульптура из слоновой кости, напротив, приобретает здесь все более возрастающую роль. Византийский ремесленник, утративший мастерство в искусстве обтесывания мрамора и ваяния из него больших фигур, проявляет себя в миниатюрной скульптуре с удивительной виртуозностью. В равеннском музее находится много интересных памятников этого жанра, например, таких, как знаменитая табличка, представляющая Аполлона и Дафну, совершенно античная по своему стилю, а также целая серия диптихов и окладов евангелий, отличающихся замечательным изяществом исполнения. Среди последних выделяется образ «Успения Богоматери», датирующийся XI или XII веками и отличающийся высоким мастерством исполнения и строгим византийским стилем. Наиболее интересные экспонаты музея принадлежат VI столетию. Здесь в первую очередь следует назвать пятичастный диптих, на котором представлен Христос на престоле с расположенными вокруг Него сценами чудес и символическими сюжетами, заимствованными из раннехристианского искусства. В исследованиях последнего времени, связывающих этот памятник с родственной ему группой изделий из слоновой кости (диптих Эчмиадзина, евангелие св. Лупициана из Национальной библиотеки и т.д.), ему приписывают сирийское или александрийское происхождение.

К работе той же школы восточных мастеров следует отнести один из шедевров византийской пластики из слоновой кости VI в. - знаменитый трон Максимилиана, хранящийся в ризнице равеннского собора. В последнее время не без оснований оспаривают принадлежность данного памятника некоему прелату времен Юстиниана и больше склоняются к тому мнению, что этот епископский трон появился в Равенне в начале XI в., когда венецианский дож послал его в качестве подарка императору Оттону III. (1) Однако кто бы ни был первым владельцем этого знаменитого трона, датировка его создания VI веком не вызывает сомнений, а украшающий его скульптурный орнамент принадлежит к образцам самого высокого искусства. «Никакой другой памятник из слоновой кости предшествующего периода, - пишет один из художественных критиков нашего времени, - не демонстрирует нам подобного мастерства декорации, которое выше всяких похвал». (2)

Достаточно посмотреть на фронтальную часть трона, где представлены пять персонажей - Иоанн Креститель и евангелисты, чтобы убедиться, что по выразительности фигур, мастерству изображения свободных и широких драпировок, по передаче правдивой манеры держаться они являются образами высокого искусства. Характерная орнаментация этого трона, представляющая резвящихся среди завитков виноградной лозы павлинов, ланей, львов и других зверей, также является образцом, исполненным редкой красоты. Надо в то же время отметить, что пластины, обивающие спинку этого кресла, многие из которых вошли в частные коллекции, далеко неравноценны по своему исполнению. Тем не менее в представленных здесь эпизодах из жизни Иосифа и Христа прослеживаются интересные реалистические тенденции и внимательное изучение натуры. В целом изобразительные истоки этого восхитительного ансамбля на сегодняшний день представляются неоспоримыми: его художественное исполнение, аналогично большинству равеннских памятников, находит свой прототип в искусстве Сирии и Египта.

Таким образом, в данной главе мы определили (не останавливаясь, правда, на разборе художественных особенностей еще нескольких сохранившихся в равеннском музее и соборе экспонатах меньшей значимости

) что из себя представляет в целом характер исполнения равеннских памятников данной эпохи, его тесную связь с искусством византийским, и разобрали наиболее значимые образцы этого оригинального искусства, являющиеся настоящими шедеврами скульптурной пластики.

Примечания:

1. Император Оттон III (980-1002) - германский король и император Священной Римской империи, последний представитель Саксонской династии.

2. Molinier, Hist. generale des arts appliques a l`industrie, t.1, 69.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру