Знаменитые города искусств. Равенна. Сан Витале

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Базилика Сан Витале, представляющая по сравнению с внешним видом церкви Сант Аполлинаре ин Классе разительный контраст, своим планом, методами конструкции, декорацией привносит в христианскую архитектуру много новых и оригинальных элементов. Представляются совершенно неправильными выдвигавшиеся ранее предположения, что Сан Витале ведет свое происхождение от Святой Софии Константинопольской или от церкви святых Сергия и Вакха, так как последние имеют более позднюю датировку. В то же время совершенно очевиден ряд архитектурных аналогий, которые имеют эти три храма, что свидетельствует об их принадлежности единой школе.

Характерной чертой храмов этого типа является купол, утвержденный на многоугольном основании. Мы не будем здесь объяснять долгую эволюцию этой архитектурной формы, родившейся в восточных странах и позднее распространившейся на Западе. Достаточно одного взгляда на церковь Сан Витале, чтобы понять ее чисто византийское происхождение. Конечно, равеннская базилика не может соперничать с современными ей сооружениями византийской столицы, например, такими, как Святая София, которая более полным образом, оригинально и смело выразила главные тенденции новой архитектуры. Тем не менее, архитектурное решение базилики Сан Витале отличается особым мастерством, которое выражено в точном просчете дополняющих ее сооружений, призванных обеспечить равновесие здания. Венчающий здание высокий купол поддерживают восемь расположенных на восьмиугольном основании огромных столбов, связанных с внешними стенами здания мощными арками. Чтобы усилить это основание, архитектор связал одни столбы с другими, кроме той части здания, где выступает апсида, хитроумной системой двухэтажных экседр[1] с колоннами - приемом, примененным позднее в постройке церквей свв. Сергия и Вакха и Святой Софии. Из соображений большей предосторожности каждый из внешних углов храма имеет мощные контрфорсы. Для облегчения веса купола его костяк построен из вдвинутых друг в друга длинных полых труб, сделанных из обоженной глины. Таким образом, выполняя функцию сцепления всех частей здания, купол в то же время сообщает внешнему виду храма своеобразную живописность. Можно только восхищаться умению зодчего, так органично связавшего восьмиугольное основание барабана с округлой формой купола, мастерству, с которым он устроил высокие хоры и апсиду на восточной стороне октогона, и изящному исполнению расположенного в западной части здания двухэтажного нартекса, фланкированного двумя башенками, ведущими в гинекей. После проведенных в недавнее время работ по освобождению здания от лишних наслоений стало совершенно очевидно, что основными чертами своего внешнего вида - восьмиугольным планом, центральным барабаном и кровлей, полностью покрывающей купол, базилика Сан Витале имеет мало общегос константинопольским храмом Святой Софии.

Интерьер церкви сан Витале поражает обилием колонн, ряды которых то встречаются, то расходятся, пересекаясь самым живописным и гармоничным образом. Колонны венчаются тяжелыми каменными капителями, покрытыми целым сплетением скульптурных изображений, таким тонким и сложным, что оно кажется мраморным кружевом. Здесь развертывается целый анималистический мир - украшенные позолотой изображения различных птиц и зверей. Ограда хоров представляет собой ажурную балюстраду, высеченную так совершенно, что напоминает некое драгоценное изделие. Изгибы аркад покрыты частично сохранившимися изящными мраморными орнаментами. Чтобы составить полное впечатление об интерьере базилики, стоит обвести взглядом все ее декоративное убранство в целом - мраморное облачение, покрывающее базы колонн, их раскрашенные яркими красками стволы, сверкающие мозаики, украшающие хоры и апсиду. Эффект этого ансамбля состоит в красоте линий и несравненном богатстве колорита. Можно только мысленно представить былую античную роскошь здания с егомозаичным полом, прекрасным мраморным декором стен, не существующими ныне мозаиками купола. Без сомнения, великолепная декорация Сан Витале как нельзя лучше позволяет составить впечатление о том, что собой представляло византийское искусство VI века.

Есть в мире особые места, в которых дивным образом оживает исчезнувшая эпоха. Такими являются, если говорить о той же Италии, собор святого Марка в Венеции - точная и представительная картина византийской помпы XI века, нижний храм в Ассизи, где словно само по себе возникает в воображении мистическое общество XIV столетия, сиенская библиотекас фресками Пентуричио, передающими особый аромат уходящего XV столетия. С этими великими памятниками можно поставить рядом и мозаики хоров Сан Витале, которые как нельзя лучше могут поведать об эпохе Юстиниана.

В то время как в Святой Софии или в церквах Салоник турки закрасили почти все декоративное убранство, в Сан Витале сохранилась в неприкосновенности первоначальная мозаичная декорация. От самого пола до вершин сводов - в тимпанах аркад, на изгибах высоких окон, в конхе апсиды золотое сияние мозаик привлекает пленительной гармонией богатых цветов. Над входным порталом изображены головы Христа и апостолов в медальонах, в своде хоров красуется образ Божественного Агнца, поддерживаемого четырьмя ангелами на вытянутых руках. Это изображение представлено на чередующихся золотых и желтых фонах среди элегантного ветвевидного орнамента, в который вплетены фигуры резвящихся птиц и зверей

Ниже, на боковых стенах изображены евангелисты и пророки, а также эпизоды из жизни Моисея. Над аркадами две большие композиции представляют Авеля и Мельхиседека, преподносящих свои дары Господу, и Авраама, принимающего за столом ангелов и готовящегося принести в жертву Исаака. На триумфальной арке между святыми городами Вифлеемом и Иерусалимом изображены ангелы в легком парении, поддерживающие монограмму Христа. На золотом фоне апсиды помещен образ Спасителя, восседающего на земном шаре и окруженного двумя ангелами, представляющими Ему святого Виталия, патрона базилики, облаченного в роскошные одеяния византийской знати, и епископа Экклесия, основателя храма, держащего в своих покрытых материей руках маленькую церковь, которую он преподносит Господу.

Под этой сценой с двух сторон апсиды развертываются две замечательные картины, изображающие Юстиниана и Феодору в окружении их двора во всем блеске их славы. Именно к этим образам прежде всего обращается взгляд зрителя, попадающего в апсиду храма, настолько живо представлены здесь все эти люди, несущие в себе дух утонченной роскоши и прекрасно владеющие искусным этикетом византийского Священного Дворца. Вглядываясь в эти симметрично выстроенные фигуры, хочется раскрыть тайну загадочных и в то же время поражающих своей реальностью лиц Юстиниана, последнего великого римского императора, и Феодоры, этой простой женщины, из-за кулис ипподрома взошедшей на цесарский трон. Их таинственные фигуры не перестают волновать воображение и в наше время.

Декоративный ансамбль базилики Сан Витале, без сомнения, представляет собой наиболее полное и значительное произведение искусства, оставшееся нам от VI века. Здесь все пронизано единой великой идеей, вдохновляющей и координирующей все основные части декорации. Над алтарем, где служилась месса, в образе агнца представлено прославление святой бескровной Жертвы, возвещаемой пророками, евангелистами и прославляемойв изображениях сцен из истории Авеля, Мельхиседека и Авраама.

Самая древняя часть декора базилики Сан Витале, датирующаяся первыми десятилетиями VI века, по своему техническому исполнению еще тесно связана с произведениями V века. Известно, что строительство церкви было начато не ранее 526 г. Эти мозаики, несомненно, принадлежат времени постройки храма (между 526 и 534 гг.) и предшествуют, таким образом, по времени создания мозаикам конхи апсиды и двум историческим изображениям Юстиниана и Феодоры со свитой. Как и в церкви Сант Аполлинаре Нуово здесь ясно проявляется смешение исторических композиций со сценами, заимствованными из древнехристианской иконографии. ФигурыАвеля, Мельхиседека, Авраама, Моисея представляют собой образы, часто встречавшиеся в искусстве III-IV вв. Композиции «Жертвоприношение Авеля», «Гостеприимство Авраамово» отличаются большой простотой и легкостью исполнения, свойственных древнимпамятникам. Эта часть декорации характеризуется как красотой орнаментики с ее богатством колорита, что особенно проявляется в украшении роскошного свода хоров, так и некоторым налетом реализма, внимания к натуре, сказывающимися в манере изображения пейзажа и в анималистических символах евангелистов, поражающих своим правдоподобием. В изображениях льва святого Марка, с отверстой пастью и налитыми кровью глазами, белого быка апостола Луки, с его сильным телосложением, а также в образах Моисея, снимающего сандали, Авеля, изображенного в его крепкой и прекрасной наготе, в живой группке жестикулирующих перед Аароном евреев есть поразительное чувство реальности жизни. Это новое качество развивающегося христианского искусства тем более удивительно в его сочетании с древними традиционными формами.

Если в только что описанной части декорации следует отметить некоторую скупость употребленных для мозаики материалов, то в прекрасной мозаике апсиды, напротив, во всем блеске проявляет себя помпезное и церемониальное искусство. На золотом фоне возвышаются величественные и торжественные фигуры, великолепные одежды украшены перламутрами, передающими блеск жемчужин. Выражение величия сообщено и юношеской фигуре безбородого Христа, широко задрапированного в плащ из лилового пурпура. Такие детали, как богатый костюм святого Виталия, характерная, истинно портретная голова епископа Эклессия говорят о пристрастии художника к исторической живописи.

Это придворное искусство вполне логично находит свое высшее завершение в изображениях, представляющих Юстиниана и Феодору. Уже неоднократно были описаны великолепное облачение императора, его офицеров и стражи, роскошные наряды императрицы и ее свиты, сверкающие золотом и драгоценными камнями. Роскошь употребленных для создания изображения материалов - золотых кубиков, перламутра, драгоценных камней прекрасно соответствует великолепию изображенного дворцового церемониала. Достаточно обратить внимание на ослепляющий своим сверканием камень, служащий для изображения пряжки юстиниановой мантии, или настоящих жемчужин, изображающих серьги в ушах Феодоры. Но то, что здесь наиболее замечательно, это индивидуальные черты лиц представленных художником персонажей: Юстиниана с его широко открытыми глазами, длинным и тонким носом, твердым волевым подбородком, энергичным и немного озабоченным выражением, Феодоры с ее уже несколько увядшим тонким и меланхоличным лицом, оживленным большими черными глазами, епископа Максимилиана с его лысым черепом, густыми бровями и довольно равнодушным выражением. Даже второстепенные персонажи: священники с мягкими улыбками, грубоватого вида офицеры, бритые евнухи с полными щеками, ослепительной красоты придворные дамы (особенно та, что стоит второй справа от императрицы) - все они здесь предстают очень живыми и выразительными портретами. Даже если в самом симметричном расположении фигур, в тяжелых драпировках одежд, в торжественных застывших позах и есть что-то условное и монотонное, все эти недостатки искупает блестящая колористическая гамма, великолепие одеяний и характерная индивидуальность персонажей. В этих прекрасных мозаиках, которые еще более, чем прежние памятники этого времени, пропитаны восточными влияниями, византийское искусство оставило нам одно из своих самых восхитительных творений.

К произведениям эпохи Юстиниана следует прибавить еще ряд дошедших до нашего времени изображений: образ Христа в воинском облачении в архиепископской капелле, над которым в своде арки представлено множество резвящихся на золотом фоне птичек, и мозаичное убранство, некогда украшавшие базилику Сен Мишель ин Аффричиско, во многом напоминающие мозаики церкви Сан Витале. Эти последние мозаики, обретенные в 1824 г. наследным принцем Пруссии, находятся в настоящее время в Берлине и еще не выставлены в экспозиции. Они представляют безбородого Христа, стоящего между архангелами Михаилом и Гавриилом. Если прибавитько всему описанному две процессии святых в церкви Сант Аполлинаре Нуово, то поэтому ансамблю памятников можно проследить интересную эволюцию христианского искусства, один из важных этапов которой завершился во время правления императора Юстиниана. Характерными признаками новой школы являются как сами предпочитаемые в эту эпоху материалы - золотые фоны, с включенными в них перламутровыми и серебряными кубиками, на которых развертывается роскошная орнаментация, так и чисто художественные особенности - блистательный колорит, более величественная и торжественная трактовка человеческих фигур и, конечно, замечательное искусство портрета, достигшее в это время своего апогея. Здесь виден переход от простых и наивных древнехристианских символических изображений, мало подходивших церемониальному характеру придворного искусства, к более реалистичной манере изображения, свойственной уже новой эпохе. Несмотря на интересную попытку возврата к древнехристианской символике в церкви Сант Аполлинаре ин Классе, поражение символизма в эту пору совершенно очевидно. Настоящаяпобеда принадлежит отныне исторической школе.



[1] Экседра в византийской архитектуре - апсида или ниша.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру