П. П. Свиньин и его Русский музеум, часть V

Пейзажная живопись

Корнилова А. В. , Корнилова В. В.

Общую картину развития русского искусства того времени дополняли и другие залы Музеума, где была показана пейзажная живопись. Особое место в ней отводилось мастеру городских архитектурных пейзажей Ф. Я. Алексееву. Его тонкие поэтические изо­бражения петербургских набережных были украшением собрания Свиньина. В частности, в комментарии к Каталогу значился “Вид дворцовой набережной Ф. Алексеева”(1). “Вид сей снят с балкона первого Кадетского Корпуса, который и показан на первом плане. остальное состоит из части старого моста, Адмиралтейства, Дворца с Эрмитажем, домами Кутайсова, Кикина и прочими, теряющимися при уклонении вправо прямой линии. Мудрено чему отдать преимущество в сей картине. Все в ней так правильно и естественно, все тронуто столь мастерскою кистью, что везде является шум и движение как в самой природе. Картина сия имеет в длину три четверти аршина с шириною две четверти”, – писал Свиньин (2).

Ф.Я. Алексеев. “Вид дворцовой набережной”

Алексеев создал два варианта “Вида дворцовой набережной”: от Кадетского корпу­са, упомянутого Свиньиным, и от Петропавловской крепости, за который он получил звание академика в 1794 году. На втором варианте изображена набережная от Мрамор­ного дворца до Летнего сада – самая парадная часть Петербурга, созданная знаменитыми архитекторами эпохи классицизма. Документальная точность изображения была не един­ственным достоинством этих пейзажей. Виртуозно переданная водная гладь, голубизна неба, теплый рефлекс солнца на стенах каменных зданий, все это создавало ощущение неповторимой атмосферы Петербурга.

В коллекции Свиньина находился также и “Вид петербургской Биржи” работы Алексеева. “Картина сия составляет пандан виду “Дворцовой набережной”, одинаковой с нею меры. Несравненно ниже оной в достоинстве живописи, хотя некоторые части здесь отделаны гораздо тщательнее и с большей отчетливостью, особенно вода и фигуры, но в целом нет ни такого эффекта, ни такого мастерского тушу, коим удивляемся в первой. Этот же самый вид Алексеев написал впоследствии в большом размере и еще неудачнее, хотя прибавил к первому плану другой маяк, коего недостаток весьма здесь чувствителен.

Впрочем избрание пункта есть самое счастливое, ибо вряд ли есть в столице другой подобный, заключающий в столь тесном пространстве такое изобилие и разнообразие предметов; на первом плане представлена новая Биржа, вдали Сенат и Монумент Петра Великого, ближе Адмиралтейство, окруженное бульваром, и наконец часть Зимнего двор­ца и Нева во всем величии”, – писал Свиньин в комментариях к Каталогу (3).

Проникновение Ф. Алексеева в поэтику городского пейзажа было сродни миро­ощущению другого современника, автора “Описания российского императорского сто­лич­но­го города Санкт-Петербурга” И. Г. Георги, изданного в том же 1794 году. “Для люби­телей произведений природы и искусства нет приятнейшего упражнения, как рас­смат­­ри­вание некоторой части города во время ясного дня с башни или верху высокого дома. Взору представляется гавань и рукава прекрасной Невы и на ней корабли, стоящие на якорях или плывущие, мосты, и еще множество других в разных частях города, как то многочисленные дворцы, церкви с позалощенными куполами и башнями, знатные и малые дома, площади и улицы, наполненные людьми и каретами, леса и паствы”(4).

В Каталоге Русского Музеума, рисованном Чернецовым, изображены лишь две рабо­ты Ф. Алексеева, аннотированные художником. Однако, в более позднем издании “Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина за 1829 год” значатся три произведения “Вид Красной площади в Кремле с Чудовым монастырем”. Следовательно, приобретение третьей картины относится к промежутку между началом и концом 1820-х годов. Описание ее не попало в тексты Каталога и поэтому, к сожалению, мы не можем уточнить обстоятельств этой покупки.

Петербургский городской архитектурный пейзаж в собрании Свиньина был пред­ставлен также и другим известным пейзажистом С. Ф. Щедриным.

Два парных вида Каменноостровского дворца “Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной” и “Вид на Каменноостровский дворец и флаш­коут­ный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной” дополняли петербургскую тему в пейзажной экспозиции Свиньина. Кроме того, в коллекции было еще два пейзажа С. Ф. Щедрина “Вид Гатчины” и “Русский флот у Буюк-дере” (5).

 

Ф.М. Матвеев. “Вид окрестностей Тиволи”

Среди видописцев конца ХVIII века был представлен также Ф. М. Матвеев. Этот известный мастер классицистического пейзажа, воплотивший в своих работах принципы Академической ландшафтной живописи, также существенно дополнял пейзажную экспо­зицию. Его картины “Вид окрестностей Тиволи”, два вида Каскателли, “Восход” и “Захождение солнца” заметно разнообразили тематику архитектурных пейзажей Ф. Алек­сеева и С. Щедрина (6).

Помимо произведений исторической, портретной и пейзажной живописи конца ХVIII – начала ХIХ века в экспозицию Русского Музеума входили и жанровые работы. Среди них следует отметить “Две семейные картины И. П. Якимова”(7). Одна из них: “Мужчина у колыбели” начала 1770-х годов (ныне хранится в Государственной Третья­ковской галерее)8. Кроме того, там же находилось и несколько работ И. М. Танкова, не дошедших до нашего времени. В академической иерархии конца ХVIII века бытовой жанр стоял чуть ли не на самом последнем месте, поэтому столь редки работы художников этого направления. И то, что Свиньин сумел оценить их достоинства, весьма приме­чательно. Помимо работ И. М. Танкова, в его собрании находилась жанровая картина С. Щукина “Старик, благословляющий сына в ополчение 1812 года”(9). В центре изобра­жен седой старик с иконой в руках, благословляющий склонившегося перед ним сына, отправляющегося на войну. Сочувствующие домочадцы – старуха-мать, молодая жена и маленький сын изображены на втором плане. В жанровой картине художник придер­живался академического принципа уравновешенной классицистической композиции. Парной к этой картине была другая, того же С. Щукина, “Возвращение ратника в свое семейство”(10).

 

Ссылки :

1. ГТГ. № 157. П. 9080.20996. Л. 27.

2. Там же. Л. 28.

3. Там же. Л. 31.

4. И. Г. Георги. Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга. СПб., 1794, С. 78.

5. Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина. СПб., 1829. №№ 69–72. В дальнейшем: Краткая опись.

6. Там же. №№ 36–40.

7. Там же. №№ 80–81.

8. ГТГ. № 26760.

9. Краткая опись. № 75.

10. Там же. № 76.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру