"И услышал я голос с неба"

История создания фильма о Митрополите Гор Ливанских Илие Карам

Николай Раужин

Да, в нашем распоряжении хорошая оптика и неплохая видеокамера… Но чутьё подсказывало, что  точка на Большом Каменном мосту отработана. Жгучее майское солнце взыграло  новыми красками и клонилось к кремлёвским соборам. Наступал, как мы говорим, режим.  И теперь  нам  следовало в аккурат привязаться к  светилу с другого моста – Замоскворецкого. Ах, какая красота!
 
Водитель без видимого соучастия провёз по Софийской набережной, высадил перед монументальной лестницей моста и поехал коротать  время к площадке у храма Василия Блаженного. Я же, забыв, что у нас сегодня есть помощник – ассистент оператора, схватил, по привычке, традиционный режиссерский груз – штатив - и первым вбежал на гранитные ступени. В нашем деле бывают моменты, когда  бесценна каждая секунда!

Раскрепляя на ходу ножки штатива, царапнул металлом о камень. Высек,  видимо, искру. Последовал смешок от отставшей съёмочной группы. Олег-оператор, не преминул добродушно  съязвить. Зная о моей давней причастности к авиации, небу, притянул, разумеется, тему старта…

"Давай, стартуй, уже! " – отыгрался я, отходя от камеры после контрольного взгляда в глазок объектива. Олег снимал  первую свою большую картину,  и сверка ощущений была уместна. Он использовал "широкий угол", нюансы диафрагмы. Да, хороша оптика, но чутьё! Чутьё!

И вот – небесная крепость!

На  прозрачно – темно – лиловом пространстве неба, с облачным пухом по горизонту, сиял абрис золотых крестов и куполов. Предводительствовала  звонница  - ракета  Иоанна Великого. Словно готовая к старту над соборно-дворцовым градом, опоясанным зубчатым подножием с остроконечными башнями – сторожами.

Получалось визуальное ощущение невесомости. Чудеса!

Снимали долго. То был вечер 22 мая  1999 года. Оставался  один кадр, и "длинным фокусом" мы его спокойно нащупывали. Это – время на часах Спасской башни. Без пяти, как говорят… Но предстояло ещё почти часовое  "предстартовое" ожидание.

Олег всё что-то выкадровывал, прильнув к камере, направленной к храму Василия Блаженного, и между делом сообщил: "К нам идёт Гегемон". Быстро же он набрался моего сленга советских времён. Так, бывало, мы ворчали на капризных водителей, которые, невзирая на съёмочные обстоятельства,  качали свои права. Начинали, как правило, с постукивания пальцем по стеклу на часах. Тик-так… 

"Ну, вот,  - подумал я, - начнёт канючить…"

Гегемон, однако, никаких выразительных  жестов не обозначил, напротив, промолвил,  словно оправдываясь: "Скучно стало… Про что кино снимаем? "

Как тут не уважить?

За те три месяца, которые прошли с момента неожиданного вовлечения  меня в тему фильма, текст  абстрактного, уклончивого пояснения,  давно отшлифовался. Но тягучая несуетность и незлобие Владимира расположили меня к откровенности и уместному желанию поделиться с тем, что вызрело в душе  под ворохом сомнений. Ведь, ответ, пришедший из канцелярии Святейшего Патриарха на прошение о благословении, очень вразумлял: "6. IV.1999г. Надо быть осторожным в создании подобного фильма, т.к. живых свидетелей нет и много присоединилось сведений мифологического характера".

Мы стояли на мосту, и нас  обвивала майская прохлада. Мишка – ассистент, удививший ещё на студии, перед выездом на съёмку своим  увлечением  гортанно-струнного  музицирования, отвернулся, чтобы покурить, а  Олег все снимал, будучи в "свободном полёте". За нашими спинами шумно  проезжали машины, и я старался донести до Владимира ключевые слова: " Сорок первый год… Митрополит Гор Ливанских Илия Карам… Подземная церковь… Молитва о спасении России… Огненный столп… Видение Божией Матери…Её откровение… Послание Илии в Москву о том, что повелела Божия Матерь… Город на ладони, а  немец застыл… И я верю, верю…"

"Ну да, я же из Крюково", – вступил Владимир. "До нас дошёл и встал. Крюкнулся, говорила  мать".

"Крюкнулся"  – хорошо сказано. ( Крюково – теперь часть Москвы: станция железной дороги и жилой квартал в  Зеленограде). 

Выяснилось, что отцы наши воевали тогда где-то рядом: его – в пехоте, мой – в ракетной артиллерии, романтически прозванной "Катюшами". И оба воина, кстати,  прошли путь от Москвы, избежавшей падения, до Берлина! До Победы!

Разгорячился я, говорю Олегу: "Вырубай камеру, плёнку на часы оставь, последняя кассета! " Повиновался он, но как показалось нам через мгновение, когда мы втроём одновременно ахнули! от увиденного, зря  он повиновался. Не суждено было запечатлеть на плёнку то, что  предстояло нашему взору над собором Василия Блаженного. На всё воля Божия, мы лишь ахнули!   

"Вы чего? " – допытывался Мишка с бородкой а-ля Троцкий-Калинин, отмахиваясь от  табачного  дыма. Он был явно огорчён сокрытием от него  нашей тайны.

Мы же, как некие немцы, онемели…

       х х х  

…Впервые историю о легендарном  владыке  Илие я услышал в Троице-Сергиевой  Лавре, куда  пригласили меня в начале марта 99-го.  Был проявлен интерес к моему недавнему фильму об известном московском Святителе. А 9 марта на имя моего начальника поступило письмо от иеромонаха В. с предложением "снять фильм о замечательном человеке, молитвеннике за Россию в годы Великой Отечественной войны митрополите Гор Ливанских Илии. В России о нём очень мало знают, и, я думаю, наш долг  вспомнить о нём. Есть надежда отыскать в Ливании  родных митрополита, посетить места, связанные с его  церковной деятельностью… Будет оказана и материальная помощь…"

Последняя  фраза имела значение. В замшевом мешочке с верёвочкой (подобные, от времён Иоанна Калиты, выставляются в музеях) оказалась сумма, которая покрыла  наши путевые расходы до гор Ливании и обратно. Спасибо благочестивой богомолке, сокрывшей своё имя, за посильную жертву.

Размашистый начальственный росчерк на письме вдохновил. Красные чернила, кремлёвско-вождистский лаконизм: "Согласен". Без росписи, но имя его Господу тоже ведомо.

Не  для красного словца погружаюсь в подробности, а лишь с одной мыслью о благодарности людям, бескорыстная отзывчивость которых так приблизила наше приобщение к некоторым тайнам Гор Ливанских братской Антиохийской Церкви.

По молитвам батюшки, отца В., первым  объявился ливанец Харитон. Чадолюбивый отец большого православного семейства, московский доктор Хасан Мушреф.  Согласился быть переводчиком (драгоманом).

Шёл Великий Пост. Удача за удачей. Состоялось знакомство с писателем Валерием Дмитриевичем Поволяевым, автором публикации о миссии митрополита Илии. Исторически корректной, без ложного пафоса. И – почти чудо: в друзьях у писателя  не кто иной, как  Чрезвычайный и Полномочный посол в Ливане Олег Герасимович Пересыпкин.

Всё, стартуем! Однако строгий  мой начальник сократил командировку. Вместо оптимальных десяти трудовых дней оставил шесть, а седьмой  назначил  днём "неделания", т.е. возвращения. Никакие доводы не помогли. Или-или. Улетали в  пасхальные дни. Впятером, под духовным началом батюшки.

Серьёзная преграда возникла на таможне. Нас просят посторониться. Оказывается, обширная опись дорогостоящей съёмочной аппаратуры должны была быть заштампована таможенным начальством заранее.

Задумались.

Ростом выше всех нас в группе – аскетичная фигура отца В., бывшего воина-"афганца". Взгляд его маленьких синих глаз оставался мягким и спокойным.

"Что у вас? " – вытянул бумаги из моих рук проходивший  мимо высокий таможенный чин. Секундный обзор, и на обратной стороне декларации остался фиолетовый оттиск небольшой печатки. "Сошлетесь на мой личный номер, когда будете возвращаться". Улыбнулся, кивнул подчинённым и удалился.

Летим.

В облаках. Выше…

Ливан – в переводе с  арабского означает "белый".

Посол приятно удивил гостеприимством. Предоставил не только кров, но и разъездной "джип". Посольские номера –  как охранная грамота.

Но первое время далеко мы не уехали. "Застряли", и не на один  день, в заливе Святого Георгия  под Бейрутом – "городом источников".  Снимали виды на море... Днём… Вечером… Волны и камни… Камни и волны… Святой Георгий одолел здесь Дракона зла. Поразил праведным копьём!

"В Финикии, - гласит предание, - около  города Берита обитал страшно ядовитый, огромных размеров змей, по облику напоминавшего дракона. Змей часто выходил из воды и нападал на горожан. Не зная, как избавиться от такой напасти и, желая умилостивить дракона, суеверные  жители решили  приносить ему в жертву каждый день, по жребию, по одному человеку. Дошла очередь и до  царской дочери….  Царевна с плачем ожидала  ужасного конца, как вдруг около неё появился Святой Георгий на коне и с копьём в руке. В это время  чудовище выползало из воды. Воин, осенив себя крестным  знамением, сидя на коне, бросился на змия и, вонзив в раскрытую пасть копье, пригвоздил его к  земле, а конь ногами топтал его…".

Подоспела и нам помощь. От крестного сына владыки Илии...

Крохотного Сашу Ананова  во время  Великой Отечественной войны   вывезли  из Риги. Каким-то образом вместе с набожной тетей они  оказались в Ливане, где им нашлось место только в хлеву. Но буквально наутро пришёл к ним митрополит Илия Карам и сказал, зачем же наших гостей не пригласили в дом. Он то и помог им впоследствии построить свой дом. Не зря Илию почитали в Ливане "отцом Доброты". "Карам" - значит "щедрый". Саша вырос под присмотром тёти, занимавшейся иконописью.

Русский  эмигрант Александр Ананов повёз нас к месту, где некогда приютил их митрополит. К резиденции в городке Хадет, что в южном пригороде Бейрута. Увиденное там напомнило Сталинград. Большой, когда-то добротный дом, построенный в 1906 году, был разрушен во время гражданской войны под ударами  снарядов. Некоторые стены, израненные зияющими пробоинами, уцелели. На них рой следов от пуль. Горечь испытали мы здесь, как, впрочем, и в иных  бейрутских местах, где видели следы остервенелой вражды – лучистые отпечатки стальных брызг по окружию рваных чёрных дыр.

Где ты, Георгий Победоносец?

Невероятно, но руины оказались обитаемы. Нас приветливо встретили православные арабы–беженцы с юга страны. Это они расчистили завалы, под которыми наткнулись на уцелевший, больших размеров мозаичный образ Божией Матери. Хорошая работа. Дух Византии – Одигитрия, что означает "путеводительница". Образ, посечённый осколками, поместили в нише бетонного ограждения  уютного дворика. Живые цветы в самодельной вазочке из-под пластиковой  посуды всё объяснили без слов.

И нас не отпустили без угощения. Мы перевели дух за чашечкой  удивительного ливанского кофе. В путь!

Где-то  вблизи зазвонили в колокол.

В белоснежной церквушке Успения Божией Матери застали старого звонаря за работой.  Работал он, как и у нас, к примеру в Псково-Печерах, верёвками от земли. И не заметить  родной Образ – дар владыки Илии храму, притом прямо у входа, под сенями, было бы нам непростительно. Сама Владимирская Божия Матерь встречает здесь каждого приходящего. Тонкая барельефная резьба по мрамору чистейшей породы, церковно-славянская вязь. Зримое присутствие духа России. (Наши иконы здесь часты в храмах и почитаемы!)

Уже через десять минут посольский "джип" стоял у бейрутского госпиталя Святого Георгия. Звонарь помог с адресом другого крестника владыки Илии – 37-летнего помощника главврача Николаса Ассаада. Его отец был  ауазом при митрополите  – светским  офицером при церковном иерархе, который охранял его, выполнял часть секретарских обязанностей. А  в храме помогал надевать облачение, принимал даже посох из рук Илии. И, скажем сразу, когда пришёл отмеренный  Владыке срок, то и почил он на руках своего верного ауаза Набиля Ассаада.

Николас пригласил к себе в дом, что в обычной многоэтажке. В присутствии супруги и детей он трепетно рассказывал: "Митрополит Илия – мой крестный отец. Он очень любил Россию и русский народ. Во время  Великой Отечественной войны очень сильно и долго молился за Россию. Всегда пребывал в молитвенном состоянии…".

Статный ливанец держал перед собой, сжимая утончёнными, как у пианиста, пальцами старенькое Евангелие с золотым оттиском православного креста на тканевой обложке. Николас позволил взглянуть на дарственную надпись:  "Моему любимому маленькому, дорогому духовному сыну Николас-Набиль - аль-Ассаад, которого я  крестил в  Святой купели и которому  подарил Священное Писание – как главный закон в его жизни. И чтобы эта книга освящала ему путь, чтобы этот ребёнок стал  счастливым и на земле и на  небесах, и  чтобы ему покровительствовала  Божия Матерь, "Христа прилежно умоляюще". Аминь. С любовью – Митрополит  Ливанский Илия Карам".

"Мы верим, что смерти нет, - говорил Николас, показывая  парадный фотопортрет благородного Владыки, снятого в рост, с посохом и со сложенными в знак архиерейского благословения перстами. – У  митрополита Илии умерло тело, но праведная его душа жива и пребывает в Царствии Небесном".

Спасибо, Николас!

И за сюрприз –  в особенности. Ведь неожиданно пришёл Мата (Матвей) Зака Ассаад, дядя  Николаса и личный секретарь Илии.

Его появление  было  столь же  неожиданным и в резиденции митрополита в начале 1962 года, когда Мата, член Прогрессивной Социалистической Партии (ПCП) искал и нашёл там спасительное убежище. Политические противники, устроив "разборки", обвинили ПСП в попытке свержения правительства и подвергли гонениям. Пришлось осваивать азы конспирации.

"Я  – Мата Ассаад, - представился он, будто на суде, - знают меня, как Мишель… Ещё до знакомства с митрополитом Илией, я слышал, что он человек большой веры, отзывчивый, очень щедрый и добрый. Подчеркиваю, все знали, что он большой молитвенник и особенно почитает Божию Матерь. Митрополит очень много молился Божией Матери, и чаще всего – в подземной церкви монастыря Дейр Сайидет эль Нурийя".

В переводе  – "…монастыря Свет Божией Матери". Мы все переглянулись, а батюшка осенил себя крестным знамением.

"В давние времена, когда  происходили гонения на православных христиан,  в этом месте было явление Божией Матери. Её чудотворной иконы в скалистой пещере. Тогда Царица Небесная очень многих спасла от смерти. Как это было и о силе чудотворной иконы рассказывают, что когда однажды ночью, в шторм, у ливанского берега тонул корабль, и люди потеряли всякую  надежду на спасение, молились и готовились  к смерти, – как вдруг на них направился  сильный луч света, который исходил из горы на побережье. Маяк? Люди чудом спаслись, и, выйдя на берег, обнаружили на вершине горы… освещенную изнутри пещеру. Там они увидели икону Божией Матери, от которой исходил сильный свет. В честь иконы возвели храмы: в пещере и над ней, и монастырь стал называться Свет Божией Матери. Дейер Сайидет эль Нурийя".

В голосе Маты чувствовалась твердость  духовно закалённого человека.

"Вот перед этой иконой  всегда и молился митрополит Илия. И всё, что он просил в молитве, всегда исполнялось. Когда кто-нибудь болел, митрополит Илия давал ему виноград, который растёт перед входом в пещеру. Как лекарство от Богородицы. И человек выздоравливал".

Кажется,  Мата - конспиратор раскрыл свою личную тайну. Он, несомненно, из тех, кто  хотя бы однажды испробовал на себе живительное лекарство от Богородицы.

"Митрополит любил Россию и русский народ. Он несколько раз ездил в Россию, и на службах всегда поминал в своих молитвах Россию и русский народ, желая счастья и успехов".

Мата глубоко вдохнул.

"Во время Великой Отечественной войны митрополиту Илие Богородица открыла то, что нужно сделать, чтобы победила Россия, и повелела написать письмо Сталину".

"…письмо Сталину". Послание Илии Сталину… Миф? Былина или быль? Как правильно: Илья или Илия Муромец? Герой народного эпоса, былинный персонаж  изобразительного шедевра или всё же преподобный, мощи которого возлежат в Печерских, Ближних пещерах?

"… письмо Сталину. И Сталин выполнил всё, что передал ему  митрополит Илия. Сталин был очень благодарен этой вести, так как начались успехи на фронте. Митрополит Илия стал другом Сталину.

Я говорю всё это, потому что был секретарём митрополита Илии и председателем Церковного суда. Митрополит часто рассказывал об этих событиях, о России, о любви к России, о чудесах Божией Матери".

Мата встал. Обжалуйте, кто может, его "приговор".

Горы Ливанские… Здесь небо  сходится с землёю. Белые облака буквально обволакивают вас. Когда подпускают близко.

Нынешний митрополит Гор Ливанских Жорж Ходр преподал нам своё архиерейское благословение. На третий день после телефонного обращения к нему Посла. Утром, на "летучке", Олег Герасимович наметил направление – город Бхамдун.

Владыка встретил, как  и подобает по чину, со сдержанной любезностью.

Думается, уместно напомнить, что, согласно Диптиху чести и древности, Антиохийская  Церковь расположена вслед за Константинопольской и Александрийской Церквами. Им вослед идут Иерусалимская и Русская.

После  падения Константинополя в 1453 г.  Московское государство объявило себя духовным преемником православной Византийской империи и истинным защитником Православия. Наряду с Дунайскими княжествами, Московия стала финансовым донором Православного Востока. В замечательном  литературном памятнике "Путешествие Антиохийского  патриарха Макария в Россию в половине ХVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским" дано яркое изображение истории и географии, быта, нравов, политических событий, происходивших в царствование Алексея Михайловича. Антиохийский патриарх дважды  приезжал в Москву - Третий Рим: в первый раз для сбора пожертвований, а во второй,  десять лет спустя, –  для суда над патриархом Никоном.

Первую церковную общину в Антиохии основал в I в. апостол Петр.
"…и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами". (Деян.11,26).

"Я знал митрополита Илию с юношеских лет. Тогда нами было создано церковно-молодёжное движение. Оно дало начало возрождению нашей Церкви, возобновило посещение храмов, чтение Священного Писания и поучений Святых Отцов.

Однажды митрополит помог нам организовать выставку икон в Ливанском университете. Он предоставил большую часть икон, из подаренных ему в России. Эта выставка явилась ярким событием 1960-го года. Благодаря митрополиту Илии ливанское общество познакомилось с православной иконописью и получило возможность изучать её. Мне он оставил несколько икон,  которые мы хотим поставить в одном храме в память о нём. Храм уже возводится".

Рассказчик, со всей очевидностью, окинул мысленным взором тот строящийся храм. Радостно на душе.

"По благословению нашего архипастыря мы посещали многие монастыри его епархии. Во многих из нас зародилось желание стать монахами или монахинями. Именно благодаря митрополиту Илии Карам в Горнем Ливане  возродилась монашеская жизнь".

Вряд ли владыка оговорился, употребив вместо "Горного" - "Горний", "Небесный". Далее он открыл нам, быть может, ключ к пониманию благодатных начал митрополита Горнего Ливана.

"В горах рассказывают, что когда Илия был еще подростком, жил  здесь, в Бхамдуне, то удостоился беседы с Царицей Небесной…".

Горы Ливанские… Здесь воистину небо сходится с землей.

"Митрополит Илия имел особое усердие к Богородице. Он очень  почитал Её и жил с верою и мыслью о Богородице. Любя Божию Матерь, попросил одного человека перевести с русского языка книгу о чудесах Царицы Небесной. Она напечатана на арабском языке".

Мы попросили о небольшой паузе: смена кассеты. Митрополит  Жорж, кажется совсем "оттаял" – по выражению его добрейших небесно-голубых глаз (никогда не думал, что у ливанцев могут быть такие нашенские очи). А ведь мы его весьма потормошили, выставляя нужный кадр. Забирались даже в книжный шкаф за его спиной и что-то там переставляли. Он – слева в кадре, а справа, в глубине, иконы "Спаса Вседержителя" и "Богоматери на престоле". И резной кипарисовый Крест.

"Во время Великой Отечественной войны многие ливанские батюшки, в том числе и митрополит Илия, молились о победе Советской Армии. Да и все православные Ливана молились за победу России".

На прощание – кофе (как же они его варят?) и ливанские  сладости. Совместное фотографирование со вспышкой!

Горы Ливанские – родина митрополита Илии. Здесь прошло его светлое детство, и здесь он нашел вечный покой.

Родился будущий митрополит Илия (Селим Насиф Карам)  8 мая 1903 года в Бхамдуне в семье Насифа Карама и его супруги Мириам, пятым ребёнком. В доме на взгорье, где веет теперь душистыми травами.     

Первые знания Селим получил сразу на двух языках – арабском и французском. В десять лет он окончил начальную школу, и тут его объяло благоговение к Божией матери. Он уединялся в одном из небольших бхамдунских виноградников, где устроил себе часовенку в честь Богородицы.

Божий Промысл ускорил его шаги на пути служения Церкви. Он заболел и едва не умер… Отец дал обет посвятить его Господу, если мальчик выздоровеет. Царица Небесная вернула его к жизни.

Дошла такая весть до Патриарха Григория IV, и он посетил их дом.  Видя, как мальчик искренен в своём желании послужить Богу, Патриарх обучил его познаниям церковного устава, и 25 декабря 1918 года поставил его в чтецы. А на следующий год определил его в Высшую духовную школу в Дамаске.

В 1921 году юноша поступил в Духовную семинарию при  монастыре Баламанд на севере Ливана, возле города Триполи. По окончании учёбы Патриарх возвёл его – 5 августа 1923 года – в сан диакона кафедрального собора в Дамаске, а в декабре направил служить в Бейрут. Митрополит Герасим Масарра, убедившись в скромности, разумении и учености подопечного, 6 августа 1926 года рукоположил го в сан архидиакона Бейрутской Епархии.

2 апреля 1930 года по восточному календарю митрополит Герасим подписал Грамоту о посвящении  Илии Карама в сан архимандрита. По этому случаю православная община Бейрута собралась было преподнести архимандриту Илие подарок – инкрустированный  золотой крест с золотой цепью. Архимандрит же, поблагодарив, сказал: "Господь наш Христос, да будет Он славен, был распят на деревянном кресте. Таким крестом буду  гордиться и я". А стоимость подарка предложил раздать нуждающимся.

Благодаря своим исключительным способностям, великой любви к Церкви и её учению, простоте своей жизни, полной доброты, открытости и бесконечной любви, он за короткое время поднялся на вершину церковной иерархии. 31 декабря 1934 года по восточному календарю, в воскресение, на Божественной Литургии в Мариинском Кафедральном соборе Дамаска Патриарх  Антиохии и всего Востока Александр III рукоположил  достойнейшего архимандрита Илию Карама в Митрополиты Гор Ливанских.

Когда же он окончил свой  земной путь, –11 апреля 1969 года, в Страстную Пятницу,– то гроб с телом несли на руках, внося в храмы, все восемь километров от Хадета до Бхамдуна. Добрая память о Митрополите была столь велика, что и мусульмане, и католики, и марониты, и друзы – в знак глубочайшего почтения – пожелали участвовать в процессии и даже подставили свои плечи отошедшему к вечной жизни.  Хоронили в понедельник  Светлой седмицы, в церкви Христа Спасителя, на вершине глубокого ущелья.

А вскоре война столкнула вчерашних мирных соседей, омрачила их разум. Дракон злого духа так разгулялся, что сковырнул с лица земли ту церковь и обратил в груду щебня, осквернил честные останки приснопамятного митрополита Илии.

Враги Илии, которого за особую любовь к России и молитвенные труды называли "красным митрополитом", нанесли в подходящий момент драконовский удар. Нет, церковь не подверглась обстрелу. "Спецы" – со странным говором –  заложили в неё взрывчатку…

Где земля? Где небеса?..

Святой Георгий, помози!

Косточки собрали. Извлекли из песка и пыли.

Временное пристанище они нашли в помещении бывшей поликлиники, в простенькой домовой церкви.

Специально для нас деревянный ковчежец, накрытый белым полотнищем, вынесли из алтаря и поставили на возвышении перед открытыми Царскими Вратами. Зажгли свечи и лампады. Под бархатный византийский распев, исполняемый тремя молодыми хористами, близкие митрополита Илии – племянники Габриэль и Насиф Карам (с сыном), крестник Николас (тоже с сыном) выстроились вокруг ковчежца в трогательном почетном карауле. Склонили головы.

И впервые русский иеромонах из Троице-Сергеевой Лавры, облачившись в епитрахиль и поручи небесно-богородичного цвета, возжег кадильницу и  совершил чин  краткого моления – литию – об усопшем приснопамятном Илие Карам, Митрополите Гор Ливанских.

То пространство, где клубился ладан и где звонким пением батюшки возносилась "Вечная память", было  обрамлено алым пурпуром оконных штор и заалтарной занавеси, высвеченных с уличной стороны солнечным светом. Было так торжественно и пронзительно, что дрогнуло сердце. Вспомнались  отец, мать…

Строящийся храм, о котором, видимо, и упоминал митрополит Гор Ливанских с "нашенскими" глазами, произвел величавое впечатление.  Отлит – на  личные средства Насифа и Габриэля Карам  и прихожан Бхамдуна– в современном железобетоне, на вершине глубокого ущелья. Да, на месте прежнего!

Храм "выдерживался", дабы окрепли его "устои" перед облицовкой в белоснежный мрамор.

Храм Преображения Господня!

Горы Ливанские… Здесь небо сходится с землёю.

Спускались в Бейрут уже ночью. Из гор, залитых огнями.

Приближалось время, когда мы окажемся в том благословенном  подземном храме… Но нас повезли в кедровую рощу на  горном перевале. Как же, Ливан  - и без кедра! Библейское дерево красуется на государственном  стяге.

"Насыщаются древа Господа, – говорит Псалмопевец, – кедры  Ливанские, которые Он насадил" (Псал.VШ,16).

"И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся… грядет день Господа Саваофа", - пророчествует пророк Исайя (II,13).

Надышались…

Дорога на север, в сторону Триполи, тянется  вдоль узкого побережья, Триполи – родина драгомана Харитона, и мы с пониманием отнеслись к его желанию повидаться с родными и близкими. Для расставания он выбрал пыльное, но загадочное ответвление от загруженной  дороги. "Если оставить здесь машину, сняв с тормозов, она сама поедет в гору". Показалось – разыгрывает нас. Но… тяжеленный "джип", помедлив слегка, тихо пополз черепашьим шагом! Пришлось поаплодировать, туго вспоминая некоторые законы тригонометрии и земного тяготения!

Приближались. На шестидесятом километре въехали в темный тоннель, пробитый в горном отроге, круто обрывающемся в море. В античное время это место получило название "Лицо бога", изменённое со времен христианства на "Каменное лицо". Молчим. И правда, зачем переводчик? Пора как бы и душу собственную впрячь.

Выезд из тоннеля – оглушительно яркий весенний свет!

Монастырь Дейр Сайидет эль Нурийя. Крепость из желто-бежевого камня среди  кустарников  и кипарисов. Храмовый купол, башенки и колокольня – типично византийские, из того же  солнечного камня. (Золотые купола – это наша привилегия, так уместная в суровых северных широтах).

Подходим. Тихо. Но нас уже ждали. Классический двор восточного монастыря, с галереей, лестницами, фонтанным кругом, цветами и стрижеными деревцами.

Братское лобызание батюшек. Нашего и монастырского. Кофе. Знакомство. А переводчик? Улыбаемся.  Матушка-настоятельница (а это женский монастырь) кивает: угощайтесь, мол, угощайтесь! Рады, рады русским гостям. Мы тоже киваем головами: спасибо-спасибо, шукран.

И тут великодушие проявил водитель. Оказывается, хитрюга вполне сносно владеет арабским.

Нас пригласили в собор. Икона Божией Матери, перед которой митрополит Гор Ливанских Илия Карам в начале Великой Отечественной войны молился о спасении и даровании победы России, теперь находится здесь. Её перенесли из того подземного храма, где Илия три дня и три ночи пребывал в монашеском затворе, и удостоился видения и откровения Божией Матери. Царица Небесная явилась в огненном столпе…

Новообретённый драгоман уже всё пересказал ранее, и все мы, во внешнем молчании, вослед за батюшкой, приложились к святыне. Тепло на душе.

Икона размерами с нашу святыню – Владимирскую Божию Матерь. По преданию, тоже  кисти евангелиста Луки. Помещена в мраморный киот. Над  главой Богородицы накладная золотая корона. Вокруг нимба – сияние лучей. Свет Божией Матери.

Примерно третья часть иконы справа утрачена. Срезана огнём по вертикали. Образ Богородицы, парящей на облаках, не пострадал. Богородица изображена в рост с Богомладенцем на руках. Расположена в левой части иконного поля, над  кораблём, терпящим бедствие в штормовых волнах… Утрачен же вид берега и скалы.

Кто-то, возможно, узреет символичность. Но не всё так просто…

Причину пожара в подземном храме никто объяснить не может. Предположили даже, что огонь шел не в сторону иконы, а от неё. Выгорело всё деревянное: иконостас, аналой, скамьи для прихожан (да, у них скамьи). Случилось такое незадолго до кончины митрополита Илии.

Святыню перенесли в верхний храм. Но она трижды неведомо как возвращалась на прежнее место. Ночью, когда всё было на замках. И лишь по молитвам Митрополита икона осталась в соборе. Для неё справа от входа соорудили нишу со схожими, как и в подземной церкви, сводами.

К Святыне притекает народ. Православные паломники из разных стран. Из России мы – по стечению обстоятельств оказались, пожалуй, одними из первых. Приходите! К Свету Божией Матери!

Пришло время, и  ливанский батюшка, взяв связку ключей,  отворил железную дверь, и мы стали долго спускаться  по каменным ступеням. По краю высоченного и почти отвесного обрыва. Вид на море отсюда замечательный. Лёгкая дымка. Полный штиль.

Тропа, конечно, обихожена. Выложена твёрдой породой, с защитными, по пояс, бордюрами. Ещё одна железная калитка, затем сводчатая арка  с узким –  в "игольное ушко" проёмом. Приближаемся. Вот три окошка с крепкими решётками, черная металлическая дверь с накладным крестом. Камень, на который можно присесть. Узнаём поросли виноградной лозы, приносящей – по благословению и по вере – лекарство от Богородицы.

Церковь – пещера. Таинственно.  Свод природного происхождения – живописная скальная порода. В многовековой копоти. Наружняя, северная сторона с окнами выложена из внушительных  гранитных блоков. На западной стороне привлекает внимание список монастырской святыни, исполненный маслом на холсте. На пурпурной мантии Божией Матери прилеплены крупные монеты – "медь" и "серебро". Дары от паломников? Необычно.

Прямо в скале вырублено углубление для купели. Там пять ступенек. Сухо.

Скамьи со спинками из светлого дерева оживляют перспективу церкви, направляют взгляд на алтарный эркер с крохотным оконцем в верхнем полукружии. В него и другие окна струится мягкий свет.

Тишина необыкновенная.

Привычный нам иконостас отсутствует вовсе – по условной линии  протянута верёвочка. Но в алтаре имеется всё необходимое для Богослужений. На аналое икона Божией Матери Одигитрия. Как наша Смоленская. Прикладываемся.

Батюшка возжёг лампаду и свечу. Помолился. Громко здесь нельзя – шёпотом.

Остались в церкви вдвоем с оператором, а времени, как обычно, в обрез.  Сегодня автомобиль должен ровно в 18 часов перейти в пользование Посла. И ни минутой  позднее.

Так, без паники! Владыка,  дорогой, помози нам! Святитель Илия!

… Мы взмокли. Отработали все возможные точки, даже в купель спустились, дабы охватить пространство с пещерным сводом. Прости нас, Божия Матерь!

Собираемся  быстро – на автомате. Гляжу, оператор сачкует. Вместо того чтобы складывать аппаратуру, пытается прилепить к мантии свою денежку. Но монета, по извечным законам земного тяготения, все падает и падает со звоном. Молчу.

Взыграло что-то во мне, достаю самую крупную, какая была, "монету", и с определённым вызовом – не лезь, мол, поперёк старших – протягиваю… Не могу объяснить отчего, но "серебро" из моих рук притянуло к мантии, словно к магниту и оно прилепилось со шлепком. Орёл!

Иногда бывает трудно поверить собственным глазам.

Стоило только отъехать от благословенной обители, как Олег вскричал: "Стойте-стойте, забыли аккумулятор!"  По бледному лицу было понятно, каких издержек ему не удалось бы избежать.

Куда деваться, возвращаемся. Полукилометровый  кросс с препятствиями туда – аккумулятор нашли на краю скамьи в церкви – и обратно    вымотали нас обоих изрядно (мне пришлось проявить солидарность). Высота скальной лестницы, к слову, с двадцатиэтажный дом.

Оглянулись напоследок… Помози нам, Божия Матерь!..

К Бейруту летели с ветерком. На подъезде к городу водитель предупредил: не высовываться, закрыть окна. Впереди – военный сирийский пост. И не наводить объективы. Сбавили скорость.

Рисковый наш оператор всё же щелкнул затвором, и сириец в форме тотчас вскинул "Калашников". Но, узрев "охранную  грамоту" - посольские номера, с видимой неохотой опустил оружие. Не самый приятный момент!

К посольству подъехали за четверть часа до назначенного времени… Здесь тоже фонтан в зелёном дворике. К воде подлетели птички, похожие на скворцов. Влюблённая парочка резвилась под струйками, нежилась.

В здании посольства прежде была школа, где получали образование многие ливанские дети. Школа Императорского Православного  палестинского общества.

Ливанская ночь. Тихое жужжание кондиционера. Не спится. До дня "неделания" остались сутки. Усмиряю мысли, но не чувства. Кажется, начинаю влюбляться в эту тёплую страну.

На архиерейском  богослужении в бейрутском Георгиевском храме тесно. Снимаем. Стараемся не нарушить благочестивый настрой прихожан. Лица всех возрастов, объединённые в молитвенном устремлении к Богу. Наследники и оберегатели непрерывной двухтысячелетней  духовной  традиции Православия. Антиохия…   

На Великом входе перенос Святых Даров с жертвенника на престол здесь совершается с подходом шествия к притвору храма. Дань раннехристианской традиции, когда жертвенник, на котором из просфор вынимаются частицы, мог находиться за пределами церковного здания.

Воздух насыщен благоуханием ладана и благозвучием антиохийского распева. На раскрытом Евангелии с арабской вязью замечаем открытку с "Троицей" Андрея Рублёва.

Окончания службы дожидаемся в притворе, где нас привлекла большая икона Георгия Победоносца на коне. Небесного Покровителя нашего Отечества и его воинства. Будем снимать.

Вслед за архиереем, благословения которого мы тоже удостоились, потянулись к выходу прихожане. Вот теперь-то они обратили на нас внимание. Можно и растеряться!

Признаюсь, мне никогда прежде не доводилось одновременно видеть в глазах столь большого количества незнакомых людей такого  искреннего приятия и дружелюбия. Братской любви о Христе. Притом почти каждый  старался дотронуться до предплечья левой рукой (по ходу движения) и с теплотой произнести название моей страны: "Русья… Русья… Русья".

В Москву добирались воздушным  путём. Ни о каких препятствиях на таможне уже не  могло быть и речи. Зелёный коридор!

…Зелёный коридор для митрополита Гор Ливанских Илии Карам во время его знаменательного путешествия в Советский Союз поздней осенью 1947 года обеспечивало  Распоряжение Правительства СССР за № 12298-рс от 2/ IХ- 1947г.  Совет Министров возглавлял Иосиф Виссарионович Сталин, но вопрос о визах решался его заместителем К.Е.Ворошиловым. 1
 
Прошло всего два года после Великой Победы. Мир вовлекался в вихри жесточайшей "холодной"  войны. В Москве, тем  временем, началась подготовка к празднованию 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и "Совещанию руководителей  православных церквей". Торжества намечены на июль 1948 года.

Неслыханная дерзость! Что, возрождение доктрины Третьего Рима?

"Миссия СССР в Ливане. Секретно. 6.Х.1947г. Заведующему  Ближневосточным отделом МИДа СССР.

… Англичане и американцы предпринимают серьёзные усилия для того, чтобы оттянуть православное духовенство от русской церкви. В частности, Илью Карама всячески отговаривают от поездки в Москву… Целесообразно обсудить вопрос о возможности оказания митрополиту Караму более внимательного приёма… награждения его одной из советских медалей или даже орденом "Знак почета"… Илия  Карам везёт различные подарки патриархии и как будто бы тов. И.В.Сталину…

В Москву выезжает с предстоящим караваном репатриантов, который отойдёт из Бейрута в Батуми… Посланник " 2

Советский теплоход "Победа" объявился на рейде Батуми 2 ноября … и попал в карантин. На 9-10 дней. Опекавший высокого гостя "секретарь миссии СССР в Ливании"3 сумел вызволить его на берег только 5 числа.

"14 ноября прибыл в Москву из Бейрута для встречи с Патриархом Московским и Всея Руси АЛЕКСИЕМ  митрополит Ливанский ИЛИЯ в сопровождении архимандрита Антиохийского Патриархата Василия.

На Курском вокзале Митрополита Илию встречали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, Архиепископ Дмитровский Виталий, протопресвитер Н.Ф. Колчицкий и столичное духовенство… (ТАСС) 4 

"План пребывания в Москве  Высокопреосвященнейшего  Митрополита Илии Карама"5, подписанный  Председателем Совета по делам Русской Церкви Г.Г. Карповым, предусматривал, кроме церковных мероприятий, осмотр Москвы (на  автомашинах), посещение Музея Изящных Искусств, Третьяковской галереи, Библиотеки им. Ленина, Исторического музея и… мавзолея Ленина.

Так, пролистали.

В одном из хранилищ на мой конкретный вопрос о "письме Илии Сталину" усмехнулись, как на причудливую выходку. В другом – смерили презрительным взглядом, как отъявленного "сталиниста", – не будем забывать, что на дворе стояли оголтелые  90-е.  Наконец,  вежливо упредив, словно чужестранца, – "мы не всё вам можем показать", – принесли папки с документами.

"Не всё…". Веет холодом.

Будем выискивать – зёрна пшеничные.

На машинописи рукою Карпова Г.Г. выведено: "Запись беседы Митрополита Илии с Патриархом". 6

Жарко…

"Церковная обстановка на Ближнем Востоке в данное время – особенная, по словам  Митрополита Ливанского ИЛИИ Карама. Патриархи - греки – с большой подозрительностью относятся к Русской Патриархии, им всё мерещится, что Московский Патриарх хочет стать Вселенским Патриархом. Когда умер [Константинопольский] Патриарх Вениамин, они сейчас же избрали Максима, боясь, что Московский объявит себя Вселенским. До смешного  подозрительны, говорит Митрополит Илия Карам.

Греки - патриархи – Константинопольский, Александрийский и отчасти Иерусалимский – начинают тревожиться… Убеждают Антиохийского Патриарха Александра присоединиться к их Блоку против Москвы, но, уверяет Митроп. Илия Карам, Патриарх Александр отказался, сказав: "Я по душе – русский"…и его теперь стали травить, особенно  после того, как он дал согласие ехать на Совещание в Москву, на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви…

Александрийский  Патриарх Христофор был очень против поездки Митрополита Илии Карама в Россию и убеждал его не ездить в Москву. М. Илия Карам рассказывал, что когда Патриарх Александрийский был у него в гостях, Илия Карам говорил тост и очень восхвалял Россию и Русскую Церковь, Патриарх Христофор в тон стал восхвалять Советский Союз. После обеда к нему явился один доктор и закричал: "Я убью тебя за такие речи", и Христофор испугался. Патриарх Александрийский находится под большим давлением антирусских течений".

"… явился один доктор…".

Война вроде бы "холодная", а в Греции в 1947 году бушует "вихревой фронт" гражданской войны. Одной из сторон в ней выступает Демократическая армия, созданная коммунистами. У них большое влияние в стране со времен борьбы с фашистами. Ведь именно Народно-освободительная  армия (ЭЛАС) –  тоже детище компартии – уже к концу 1944 года освободила материковую часть Греции от немцев, но… схлестнулась в боях с английскими войсками. Новая оккупация страны. Насаждение марионеточной монархии и лютые гонения на коммунистов, как на "пособников Москвы".

"… явился один доктор и закричал: "Я убью тебя за такие речи! ".

"Каждое государство, – говорит М. Илия Карам, –   имеет свои секретные фонды и даёт из этих фондов восточным патриархам. Англичане, говорит он, предлагали большие деньги Антиохийскому Патриарху Александру на школы, на церковные дела, но он, говорит Карам, – отказался, сказав, что "совесть мне не позволяет делать это".

М. Илия Карам говорит, что у них совсем нет парчи на  священнические облачения, нет панагий… Митрополит Илия просит, нельзя ли ему купить сейчас 12–15 панагий для подарков архиереям…"

Безусловно, митрополит Илия оставался, прежде всего, сыном своей Матери-Церкви. И в этом качестве вряд ли он имел право не прибегать, пусть даже столь прозрачно, к возможностям дипломатии.

И вот уже на основе "Записи" Карпов составляет справку для высокого начальства и цитирует патриарха Алексия: "… наряду с идейным тяготением к Москве, Антиохийский патриархат лелеет надежду, что Русская  Церковь (и в особенности Русское Правительство) возобновит давнюю традицию систематической материальной помощи бедной Антиохийской церкви – на школы, на церкви…

Именно  государство, само, а не через Церковь, в дореволюционное время широко субсидировало Антиохийскую Церковь, исходя из государственных соображений о необходимости поддерживать  православие на Востоке. "Ортодоксия"   – это основной мотив всех пожеланий Антиохийского Патриархата".

Существующее в Москве при храме Архангела Гавриила  Антиохийское Патриаршее подворье вновь открылось именно тогдашними  дипломатическим стараниями митрополита Илии. Перед поездкой в Ливан нашу съёмочную группу благословил  настоятель Подвория епископ  Филиппопольский Нифон.

"Ортодоксия" – с греческого –  синоним "православия".

"Гавриил" – в переводе – "крепость Божия".

Первый храм, который гость посетил в Москве, – Воскресенский, в Сокольниках. Тот самый, в котором в победный 45-й свершилось избрание Святейшего Алексия на Патриарший престол.

В январском  номере (1948 г.)  "Журнала Московской  Патриархии" помещен подробный отчёт о пребывании Митрополита Илии в столице.

Вчитаемся внимательно.

"Кто имеет ухо, да слышит" (Откр.13, 9)

"Под радостный звон колоколов, вступил  Митрополит в храм. Торжественное пение хора приветствовало его в храме. "Мы знаем,– сказал протоиерей  Андрей Расторгуев, – что Вы  предприняли путешествие к нам не вследствие каких-либо иных соображений, а единственно по чувству любви и уважения к нашей Родине, к нашей Церкви, к Москве и её святыням". Архиепископ Виталий поднёс гостю в воспоминание посещения Воскресенского храма в Сокольниках Иверскую икону Божий Матери в среброзлащенной ризе.

Его Высокопреосвященство [Илия] торжественно призвал Божие благословение на весь великий русский народ, разгромивший полчища Гитлера под Сталинградом, и на вождя Советского Союза И.В. Сталина.

После речи вручил через настоятеля в дар храму серебряный медальон со вделанным  в него камнем от Гефсиманской гробницы Божией Матери с тем, чтобы этот дар всегда находился на Чудотворной Иверской  иконе Божией Матери, и несколько сот бумажных изображений иконы Божией матери "Скоропослушницы" для раздачи присутствующему в церкви народу".

Храм Воскресение Словущего  у Сокольнической заставы  сегодня притеснили безликие бетонные громадины. Будто айсберги, нависают  над чудо-корабликом, а он плывёт себе, плывёт… (освящен 22 декабря 1913г.)

Когда мы включили осветительные приборы, потемневший лик Богородицы заиграл красками, невозможно было глаз оторвать.

Список с афонской иконы Божией Матери Иверской привезён в Москву по повелению Патриарха Никона и помещен в часовню у Воскресенских ворот, ведущих к Красной площади. Чудотворный образ, намоленный веками, находится в Сокольниках с 1932 года, когда Иверскую часовню постигло разрушение. На медальоне гравировка на арабском – "Святая частица Гефсиманской гробницы Божией Матери".

В тот же день, 15 ноября 1947 года, "Владыка Илия посетил храм  Святителя Николая в Хамовниках. В этом храме пребывает чудотворный  образ Божией Матери, именуемый "Споручница грешных". В своём приветствии Владыке настоятель храма, протоиерей Павел Лепехин сказал следующее:

" … Вы прибыли в старинный город нашей страны, великую и славную Москву, который всегда находился под покровом и защитой Царицы Небесной".

Владыка Митрополит, особенная любовь и почитание которого Божией Матери известна всему православному Востоку, а теперь и православным русским людям, с благоговением приложился к Чудотворному образу и, отслужив краткий молебен, благословил народ.

На обратном пути в гостиницу Митрополит говорил сопровождавшим его лицам, что больше всего его поразило количество народа в храмах, их молитвенное настроение".

В воскресение, 16 ноября,  Божественная Литургия в Патриаршем Богоявленском соборе совершалась особенно торжественно. "Патриарх обратился с приветствием к Высокопреосвященнейшему Илии и поднёс ему икону Божией Матери Казанской. Митрополит ответил восторженной речью:

"… Сей  нареченный и святой день! 

Воистину для  меня это день является святым и знаменательным, ибо в этот день исполнилась моя давнишняя и заветная мечта! В этот день сподобил меня Господь, по молитвам Его Пречистыя Матери, благополучно, с полным спокойствием и миром прибыть в эту Святую страну… Молитвами Его Святой Матери и через Её ходатайство, молитва моя была услышана, и я среди вас.

Народ ваш – народ Богоносец. Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжелые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий Русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и веси и широко раскинутые пределы земли Российской.

Велик Бог христианский! И в эту ужасную, кровавую войну Он сохранил любимый свой народ и Дом Пресвятой Богородицы.

Гитлер всеми своими полчищами, наёмниками и техникой ничего не смог сделать с Русским народом. Русское знамя в  самом сердце германской столицы – на рейхстаге!

Вера в Бога поддержала многострадальный Русский народ на его кровавом крестном пути. И ваше правительство отметило блестящую и полезную работу духовенства в самые тяжелые часы военной страды.

Я считаю себя счастливым, находясь в Москве – наследнице Православия, полученного от Византии.

Да! Я счастлив! И это не удивительно!

Великая Православная Русская Церковь не забывает своим вниманием и благорасположением Церкви восточные и в частности нашу древнейшую Антиохийскую Церковь. Примером тому может служить помощь, оказанная Патриарху Антиохийскому Макарию (Алеппскому), который  посетил вашу землю, а его сын, архидиакон Павел, написал книгу, где увековечены все деяния и благочестие начальников и сыновей Великой Русской Православной Церкви.

То же самое мы видим в 1913 году, когда государство Российское  посетил Патриарх Григорий IV , и во время своего пребывания возвёл в  епископский сан Господина Моего Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси. (Отметим, в дополнение, что патриарх Александр III духовное образование получил в России. – авт.)

Таким образом, Его Святейшество Патриарх Алексий дважды  является сыном нашей Церкви, как по хиротонии Его во епископа, так и по интронизации на престол Великой Российской Церкви".

Митрополит Илия вручил от имени Антиохийского Патриарха Александра Святейшему Алексию орден святых апостолов Петра и Павла первой степени.

Затем Митрополиту были преподнесены иконы, которые принесли ему в дар прихожане собора. Зная благоговейную любовь Митрополита к Божией Матери, и зная, что православное население Ливана нуждается во святых иконах, русские люди с радостью приносили их Митрополиту. За все пребывание Владыки Митрополита в нашей стране ему было преподнесено  очень много ценных икон. В  каждом храме, который он посетил, ему и его спутнику вручались в дорогих ризах святые иконы, главным образом Божией Матери".

Священник Михаил Зернов, составлявший этот отчёт для "Журнала Московской патриархии", предвидел, очевидно, мои непосильные труды по отсеиванию плевел, и преподнёс отборные зёрна прямо на блюдечке. Спасибо, дорогой батюшка!

В Богоявленском Елоховском соборе находится чтимый  список  Чудотворного Казанского образа Богоматери. На съёмку в храме выезжали в сумеречное ненастье. Но осветительные приборы там не понадобились. По иконе  неожиданно побежали переливы светотени. Майское солнце пробилось сквозь разорвавшиеся тучи, а мы оказались в нужном месте в нужный час. Нечаянная радость длилась те несколько минут, в течение которых  в благоприятный день солнечные лучи в Елоховском соборе прямо попадают на икону Казанской Божией Матери. Вместе с нами радовались и храмовые  работники, которым мы нарушили было привычный уклад, и более не сердились. Свет Божией Матери творит чудеса.

Преклоним колена. Это тот самый Святой Образ, который ополченцы Козьма Минина вручили князю Димитрию Михайловичу Пожарскому. Народ поднялся на защиту святой веры и отечества, "дома Пресвятой Богородицы". Накануне сражения за Китай-город и Кремль православное воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости  перед Казанской. В ночь на 22 декабря / 4 ноября 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению явился  преподобный Сергий Радонежский и сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в  руках осаждающих, и Россия спасена".

Казанская икона была поставлена в Казанский собор на Красной площади, сооруженный князем в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение Москвы и России. После 1930 года, когда Казанский собор был закрыт, а затем и разрушен, Святой Образ перенесён в Богоявленский кафедральный собор.  

Символично, что именно икону Казанской Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий поднёс Митрополиту Гор Ливанских Илие Карам.

Общеизвестно, что и в Великую Отечественную войну Казанская икона Божией Матери хранила русскую землю: покров Богородицы был простёрт и над осаждённым Ленинградом, и над Москвой.

Доверимся "Журналу", нашему чуткому проводнику священнику
Михаилу Зернову.

19 ноября, в среду, настоятель храма Святителя Николая в Кузнецах, протоиерей А.П. Смирнов  "в своём слове, обращенном к Митрополиту Илии указал, что все присутствующие сейчас в храме богомольцы уже знают о нём, как о друге Русской земли и Русской Православной церкви. Всех нас особенно трогает, говорил настоятель, – сочувствие его  Ливанской паствы к русской земле во время последней войны с немцами и горячая молитва православных арабских женщин пред иконой Божией Матери о даровании  победы Русскому воинству во главе с его Верховным Вождём Генералиссимусом  И.В. Сталиным.

Митрополит Илия в ответном слове сказал о своей любви к русскому народу, о своих горячих молитвах за него к Божией матери".

Читаю…, а видится монастырь Дейр Сайидет эль Нурийя.

"… горячая молитва православных арабских женщин перед иконой Божией Матери о даровании победы Русскому воинству".

Молятся в и верхнем храме, и в нижнем, где в затворе Владыка Илия. Молятся соборно. Как это узнаваемо!

Главная, сквозная тема визита Владыки Илии продолжалась и в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В буклете от "Православного прихода Тихвинского храма в Алексеевском" читаем: "Намоленная святыня храма – Тихвинская икона Божией матери византийского письма в окладе. По современному преданию, в 1941году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин приказал именно из этого храма взять Чудотворную Тихвинскую Богоматери и провезти её на самолёте кругом города. Вскоре произошло первое  успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина".

"Настоятель храма, протоиерей П. Турбин говорил: "Вы знаете, Владыко, что недавно наша великая Родина пережила тяжелое испытание, жестокую войну. Но  Высочайшей мудростью дарованного нам Промыслом Божиим нашего великого Сталина, Его верховным военным руководством и доблестью наших дорогих воинов, все замыслы врага были уничтожены, он был побеждён. Слова Спасителя "Мне отмщение, и Аз воздам" полностью на нём исполнились. Мы, верующие, видим во всём перст Божий и покров Божией Матери, которым неоднократно спасалась наша Родина и будет спасаться.

Просим Вас, примите от нас на память икону Тихвинской Богоматери, копию с нашей Святыни, и помолитесь Ей, Пречистой: о мире всего мира, о тишине, о благосостоянии святых Божиих церквей, о нашей Родине.

Вы к нам прибыли во им я Господа – да будет же благословен Ваш приход. Ис полла эти, Деспота! ""

"……"                        

Дом Пресвятой Троицы  – так ещё называют Троице-Сергееву Лавру.

"21 ноября 1947 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Его Святейшество Патриарх Алексий  служил всенощное бдение и Литургию в сослужении братии обители. У раки преподобного Сергия Святейший Патриарх обратился к Высокопреосвященному Митрополиту  Илии с приветствием и поднёс ему икону, изображающую явление Божией Матери преподобному Сергию. Высокопреосвященный Митрополит Илия ответил речью, в которой обещал новый храм в своей Метрополии освятить во имя пр. Сергия и принёс в дар Лавре мощи прп. Антония и святого муч. Харлампия и Крест с частицей от гроба Господня". 

"Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам" (Откр.2,11)

Перед предстоящей поездкой Митрополита Илии в Ленинград "Святейший Патриарх Алексий за всенощным бдением в Патриаршем соборе  вручил, Высокопреосвященному Митрополиту Илии белый клобук русских митрополитов. Высоко преосвященный Митрополит Илия поднёс в дар собору частицы мощей  св. Василия Великого и св. апостола Андрея Первозванного".

В "Журнале  Московской Патриархии" (№ 1, 1948 г.) об этой поездке сказано следующее. "С 25 ноября по 2 декабря гости находились в Ленинграде. Описание пребывания в Ленинграде Митрополита и его спутника будет дано в следующем номере журнала". Увы… но не в следующем, ни когда-либо описание не вышло в свет.

"Мы не всё вам можем показать…"
Вежливость всегда извинительна.
"Ев. лента номер тридцать за I декабря.
Р И Д З – срочно вручить на выпуск.
Митрополит Ливанский  Илья о посещении Ленинграда.
Ленинград, I декабря (ТАСС). Шесть дней в Ленинграде находился Митрополит Ливанский Илья. – Прежде всего, говоря о Ленинграде, – сказал Митрополит Илия,  –  нужно не просто назвать его городом, а городом – героем.

Я испытывал то чувство, которое  испытывал, верно, святой  Владимир в Константинополе, когда его поразили в храмах благолепие и святость. И я счастлив, что видел здесь в богато-украшенных храмах большое количество молящегося народа. Когда возлагал венец на Чудотворную икону Казанской Божией Матери, во всех церквях зазвонили колокола.

Во всех храмах меня поразили многочисленные хоры. В кафедральном храме меня особенно умилило общенародное пение акафиста  Казанской Божией Матери и акафиста Святителю Николаю.

Вернувшись на Родину, я не только буду рассказывать о России,  свидетельствуя правду своей пастырской вестью, но и выпущу книгу, иллюстрированную многочисленными фотоснимками, в которой расскажу о том, что нашёл здесь эпоху молодой, светлой, здоровой жизни. Я непрестанно буду повторять: Бог благословит Россию, Церковь её, клир, народ ее, правительство её /воскл./ ЛенТАСС".7

Из  заявления  "Митрополита Ливанского Илии перед отъездом в Бейрут корреспонденту ТАСС:

Поездка в Советский Союз доставила мне истинное удовольствие. Целью моего визита было возложение священной короны на икону Казанской Божией Матери, находящуюся в Ленинграде. Я выполнил эту миссию…"8

Список Чудотворной Казанской иконы Божией Матери был поставлен в Санкт-Петербурге в 1710 году после Полтавской битвы. А накануне сражения, в 1709 году, перед образом о даровании победы молился Петр I. Спустя сто лет князь Михаил Кутузов на коленях слёзно молил Пречистую Богородицу спасти Россию.

Когда в 1932 году в Казанском соборе устроили "Музей атеизма и религии", икона  нашла своё место в Князь- Владимирском соборе. В монументальном памятнике  церковного зодчества второй половины ХVIII  века, что на Петроградском острове, неподалеку от того места, где от Большой Невы отделяется Малая Нева.

Мы приехали в собор прямо с вокзала. Утро оказалось солнечным. После Литургии белёсый дымок от ладана долго витал под куполом, содействуя нашей работе. Свет струился – икона с венцом сияла. Какой кинематографист не порадуется удачной съёмке!

Золотая корона, которую приложил на икону Казанской Божией Матери Митрополит Илия, является – с древнейших времён –  символом  Восточного Патриаршества. Символом могущества Заступницы усердной – Царицы Небесной.

В Москву умчались вечером того же дня – наутро назначена  встреча с протоиереем Василием Швецом.

Помог отец Михаил Зернов, поможет и отец Василий.

Восьмидесятилетний старец, полный задора, хорошенько помыкал нас, погоняв за собой по заросшим холмам, пока не вывел к затону Москвы-реки с видом на Николо-Перервинский монастырь.
 
И начал он, воин Великой Отечественной войны, с воспоминаний о другом прибрежии – Померании марта 45-го. Собрался, было дело, помирать – предстояло наступление. Молился он с девяти вечера до шести утра, и в это время полыхало северное сияние. И только хотел прилечь, явился к нему старичок небольшого роста, сказал: "Ты задумался о смерти? Смерть увидишь своими глазами, но останешься жив по  молитвам своей матери".
 
Был очень страшный бой под Колобжегом –  это  самый крупный  в Померании портовый город. Второй Берлин. Погибло очень много, а после пустили воду, затопили. И  мы брали этот город десять дней. Подоспела помощь от польской армии, взяли.
 
Прошло два с половиной года после войны, и этот старичок вновь явился и сказал, что его зовут Николаем и назвал адрес: живёт он в Никольском соборе, который является кафедральным в Санкт-Петербурге (Никола-Богоявленский собор действительно являлся кафедральным с 1941 по 1999гг.; иначе его называют Никольским-Морским. – авт.). У
Мариинского театра,– пояснил батюшка, чувствуя, видимо, моё определённое недоверие. И сказал он это так простодушно, как дитя недоверчивому дяде, – что мне стало даже стыдно как-то. Верю-верю. Прости, батюшка!
 
Утром,  говорит отец Василий,  заказываю я контейнеры на Московском вокзале, а из "стрелы" выходит Митрополит Ливанский в сопровождении архиереев, один – наш, Симеон, ректор семинарии и академии, а второй – из Ливании (архимандрит Василий Самаха станет архиереем, но позднее. – авт.)
 
На следующий день – Литургия в Никольском соборе. И Митрополит Илия сказал слово: он приехал рассказать о том, как ему было явление Божией Матери. Когда он три дня молился, молился,  ни пил, ни вкушал пищи – и было явление Божией Матери, наяву, в огненном столпе, и что ему было велено передать нашему правительству, чтобы не сдавали город Святого Петра. Матерь Божия сказала, что Я Сама защищаю его.
 
И объявил Митрополит, что сегодня вечером едет возлагать венец на икону Божией Матери, которая находится в Князь-Владимирском соборе. (У Тучкова моста на Петроградской стороне; – пояснил мне отец Василий). 
 
Начало службы в 6 часов, а уже в 3 часа дня было стечение народа. Много тысяч: на улице, вокруг собора. Уйма милиции, навели порядок. Присутствовало правительство города, милицейский генерал Соловьев, в гражданской одежде.
 
Встречал Илию Симеон, с Крестом. Затем встретило духовенство. Преподнесли ему свечи, Крест напрестольный. Из чистого золота; – как золото не поддаётся окислению, так  наша вера православная не поддаётся осквернению. Затем преподнесли Панагию. Драгоценные каменья на ней, самые лучшие, взятые из  разных областей нашей страны, – как драгоценна  была  ваша молитва за нашу страну во время войны. На Панагии  изображение Божией Матери Казанской, чтобы вспоминали Россию так, как вы вспоминали, когда явилась вам Божия Матерь. Затем преподнесли ему  Казанскую икону Божией Матери в хорошей оправе.
 
Далее отец Василий упомянул о некоей "правительственной награде, которую Митрополит не взял, а передал своему охраннику". Как понимать?
 
Затем была вечерня воскресения и акафист. Он вышел и сказал народу, как Божия Матерь повелела, чтобы открыли храмы, выпустили на свободу священников, и вот тогда будут иметь успех. И я, говорит, передал это Сталину, и всё было так  и сделано, и всё совершилось. И Митрополит возложил на Казанскую венец. Зазвонили, а народ запел. "Заступница усердная рода христианского…" и "Взбранной воеводе…"
 
Потом он вновь взял слово, поблагодарил за любовь, душевную энергию и награды. Этот Крест, пока живу,  будет лежать на престоле, и останется там. Панагию передал  восприемнику, чтобы она была и на его груди. А вот эту награду, что преподнёс Косыгин (А.Н. Косыгин  занимал пост Председателя Совета  Министров СССР и ведал, в том числе финансами. Авт.), прошу  передать на детей, которые остались без отца, без матери. Охраннику пришлось возвращать правительственную награду. Нехорошо, сказал Митрополит, отнимать у детей хлеб.
 
И снова пели акафист Пресвятой  Богородице в честь иконы Её Казанской.
 
–Благодарю вас, – обратился к нам отец Василий,– что  вы нашли меня, как говорится, такого ленивого, и я могу ещё что-то сказать. Война, дорогие мои, возвратила на нашу веру, наше Православие, нашу любовь к Богу  и между нами любовь. Очень жаль, что  много народа погибло в войну.
 
А Митрополит Илия очень любил нашу страну и, как православный, молился за неё, и Матерь Божия явилась ему. Это было явление по  его глубокой молитве.
 
Молились и наши старцы, Серафим Вырицкий молился, Валаамские старцы  молились, Киевские, Псково-Печерские…  Благодаря этим молитвенникам и сохранилась наша страна. Спаси Господи, вас, дорогие!
 
Спаси Господи, дорогой  батюшка!
 
Вспоминается  мне эта встреча ярким сном. Майское солнце отражается в воде, полыхает, как неведомое северное сияние. И хрупкий  седой старичок с крестом на груди благословляет…
 
"За  почти месячное пребывание в России, – подводит итоги священник Михаил Зернов, – Митрополит посетил множество церквей, видел бесчисленное количество молящихся,  посетил духовно-учебные заведения. По его словам, хотя он и знал о положении и состоянии Русской Церкви и благочестии русского народа, но действительность превзошла его ожидания".
 
Митрополит Гор Ливанских Илия Карам и его спутник архимандрит Василий Самаха возвращались на свою Родину на теплоходе "Россия". Их сопровождал архимандрит Симеон (Никитин Гавриил Петрович, г-н СССР) (9). Церковная делегация отплыла из Одессы 15 декабря 1947 года. Митрополит вёз с собой иконы, церковно-богослужебные книги и другие церковные предметы. Ему был выдан открытый лист на провоз багажа 10. Набралось не менее 50 мест, и очень крупных. 11
  
"Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!
При недавнем посещении Москвы, – обращается к Сталину Святейший  Патриарх Алексий в письме от 3.11.48г., – Митрополит Ливанский Антиохийского Патриархата Илия Карам имел горячее  желание  лично  представиться Вам, выразить  Вам от лица не только своей Ливанской  паствы, но и всего Антиохийского Патриархата чувство самого искреннего и глубокого почитания, каким издавна пользуется у них наша Страна и Вы, ея  верховный великий Вождь. …Нет верующего человека в  Сирии и Ливане, который бы не возносил молитвы за вас и за Россию – как во время войны, так и теперь, в мирное время.
 
Как наглядный знак этой любви, Митрополит Илия имел поднести Вам Ваш портрет – барельеф, выточенный из ливанского кедра – именно из дерева, которому, по его свидетельcтву, много сотен лет.
 
К крайнему для Митрополита Илии сожалению, Вас не было в Москве во время его пребывания у нас.
 
Я не сомневаюсь, что буду иметь возможность обрадовать Митрополита Илию извещением, что его дар принят Вами благосклонно и с полным доверием к выраженным через него  исключительно добрым чувствам к нашей Стране и к Вам  лично народов Сирии и Ливана".12
 
Пройдёт время и Митрополит Илия в беседе с нашим Посланником покажет "полученное им письмо от Московского Патриарха Алексия, в котором он сообщает ему о передаче Генералиссимусу тов. Сталину привезенного Карамом  в Москву барельефа тов. Сталина, выгравированного на ливанском кедре".13

 
Недолго  длилось публичное  слововосхищение восхищения Митрополита Илии о поездке в СССР.
 
"Выписка из письма 1-го  секретаря Миссии СССР в Ливане от 6.11.48г. Секретно.
…Англичане и в особенности американцы предприняли большой нажим на Митрополита Илью Карама, отговаривают его от выступлений о посещении Советского Союза и  о его приёме там, как в Московской Патриархии, так и верующими.  Вместе с этим они предупредили целый ряд ливанских газет о том, чтобы они ничего не писали о поездке ливанского митрополита Карама в СССР. Так, близкая к православным кругам газета "Аль-Нагар" отказалась  напечатать дневник Базиля Самахи, а когда он  обратился в редакцию газеты "Телеграф", то и та, после нажима на неё со стороны американцев за то, что она поместила раньше интервью с Илией Карамом, отказалась также поместить в своей газете статьи Базиля Самаха о поездке в СССР. (14)
 
В майском, 1948 года, письме Ближневосточного отдела МИД СССР в Совет по делам Русской Православной Церкви тема получает развитие.
  
"Англичане и американцы начали угрожать ему [Илие] через секретаря британской миссии Марун Араба тем, что, в  случае продолжения им благоприятных отзывов о Советском Союзе, его могут ожидать большие неприятности.
 
По словам Карама, англичанам и американцам якобы удалось повлиять на сирийское и ливанское правительства, которые дали понять антиохийскому патриарху Александру III-му, что принятие участие в предполагаемом московском Совещании православной церкви может вызвать серьёзные последствия для Антиохийской  церкви.  Не довольствуясь этим, английский посланник дважды посетил антиохийского патриарха и открыто угрожал ему серьёзными последствиями в случае, если он решит выехать на московское Совещание.
 
Всё это настольно удручающе повлияло на патриарха, что он… решил … не ехать в Москву на указанное совещание [празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви].
 
Карам считает, что его поездка в Москву предрешена и что он якобы не страшится никаких англо-американских угроз…". 15
 
Большие торжества в нашей стране по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви состоялись спустя 30 лет от начала безжалостных гонений на Православие.
 
"Война, дорогие мои,  – изрёк горькую правду старец, – возвратила нам нашу веру, наше православие. Нашу любовь к Богу и между нами любовь".
 
Ни прибавить,  ни убавить!
 
Мы помним знаменитые и человечные "братья и сестры", прозвучавшие в роковой час из уст И.В. Сталина. Откуда вдруг такое?
 
Не обошлось, конечно, без соучастия  потаённых личностных начал бывшего семинариста- отличника Иосифа Джугашвили. Возможно, его подвигло духовное наставление Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского в послании от 22 июня 1941 года "Пастырям и пасомым Христовой Православной  Церкви". Учительский подсказ мудрого и осторожного архипастыря, благословившего от имени Церкви Христовой всех православных  на защиту священных границ нашей Родины. Взывание к примеру полагавших души свои за народ и Родину святых вождей Александра Невского, Дмитрия Донского, легендарных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. И, наконец, последний и неоспоримы довод  – старца Сергия: "Господь нам дарует победу".
 
Мы восхищаемся мужеством участников знаменательного, ноябрьского 1941 года, парада наших войск на Красной площади и героизмом воинов, отстоявших Москву и отбросивших от неё врага.
 
Радуемся колокольному звону, пробудившемуся по всей стране на Пасху 1942 года, в Светлое Воскресение Христово.
 
Пытаемся постичь промыслительность той сентябрьской ночи (с 4 на 5) 1943 года, когда через Троицкие  ворота прибыл в Кремль правительственный лимузин с тремя выдающимися архипастырями Русской Православной Церкви  – митрополитами  Сергием (Старогородским), Алексием (Симанским), Николаем (Ярушевичем). Когда эти три богатыря, осенив себя и весь честной народ Крестным знамением, направились в Ставку, дабы принять – в сущности – покаянную капитуляцию Вождя.
 
С волнением  вчитываемся в  "Деяния Собора Преосвященных   архиереев Русской Православной Церкви" от 8 сентября 1943 года. Собирались тогда срочно, воздушным путём. На военных  самолётах прибывали в столицу архипастыри, многие – прямо  из  мест   заключений и ссылок.  "Собор епископов  единодушно просил Блаженнейшего Сергия  принять звание Патриарха Московского и всея Руси  и единогласно, радостно и задушевно воспел ему – давно желанному и бесспорному  Первосвятителю – "Аксиос" и "Многая  лета"!".
 
Невозможно забыть страдания и скорби Великой Отечественной… Но Господь даровал нам победу!
 
Стараниями кинематографистов навеки запечатлён парад Победы, открывшийся торжественным выездом полководцев. Впереди  –  на белом  коне –  маршал Георгий Константинович Жуков.
 
Мне трудно удержаться, особенно после поездки в Ливан – древнюю Финикию, чтобы не написать: Георгий Победоносец!
 
"Единодушную братскую  солидарность в признании  величия   жертвенного подвига России в  великой войне проявили представители Вселенской Православной Христовой Церкви, представители других  христианских церквей, озарённые светом евангельской любви", – говорится в уникальном издании Московской Патриархии от 1942 года "Правда о религии в России". В главе  "Восточные Патриархи и Московская патриархия едины в борьбе с фашистскими угнетателями сказано:
 
"Православный Восток – колыбель христианства – всегда был святыней в глазах всего православного мира.
 
Патриархи Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский – наследники  святых апостолов на своих  кафедрах, вселенский  Патриарх Константинопольский – приемник  знаменитых в древней истории  христианства святителей – уже одними своими древнехристианскими  титулами пробуждают в русском православном сердце чувства благоговения  перед носителями этих священных  имён. К Константинопольской  Церкви, притом, Русская Православная Церковь неизменно хранит благодарные сыновние чувства, как к своей Матери, давшей ей жизнь.
 
Начавшаяся в России в 1941 году Великая Отечественная война с Германией, благословленная Русской Православной Церковью, должна была встретить самый живой отклик в сердцах восточных Патриархов. И они своими телеграфными обращениями к Блаженнейшему Митрополиту Сергею  выявляют своё сочувствие  русскому народу в его испытании, шлют своё апостольское благословение русскому воинству и, с молитвами Русской Православной Церкви о победе, соединяют свои молитвы"".
 
Под парадными фотографиями читаем  тиснения золотом.
 
"Его Святейшество  Святейший ВЕНИАМИН, архиепископ Константинопольский, Нового Рима, Вселенский Патриарх".
 
"Блаженнейший ХРИСТОФОР, Папа и Патриарх Александрийский".
 
"Блаженнейший АЛЕКСАНДР III,  Патриарх Антиохии и всего Востока".
 
"Блаженнейший ТИМОФЕЙ,  Патриарх  Иерусалимский".
 
Уже не ропщу на тех людей, от которых однажды  выслушал  своего рода  сакраментальную фразу: – "мы не всё  вам  можем  показать". Напротив, благодарю. В самом деле, мыслимо ли постичь всё и вся?
 
Митрополит Гор Ливанских Илия Карам не убоялся, как и обещал, "англо-американских угроз", и представлял Антиохийскую Церковь на удивительных для советской жизни торжествах в июле 1948 года.
 
Вот он, живой, на экране…
 
"Празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви".  Эта  кинокартина, как и "Парад Победы", являет собою  национальное достояние. Историческое полотно "кинотретьяковки".
 
Мы видим сонм духовных подвижников и исповедников. Без преувеличения, живой образ Святой Руси. В доме Пресвятой Троицы, у раки  преподобного Сергия, при имени которого, – по словам историка  В. Ключевского, –  народ вспоминает свое нравственное возрождение. В молитвенном единении и братской солидарности со всем Вселенским Православием.
 
Здесь он, здесь, наш Илия!

       х х х

 
Подмечено, что люди при особенных явлениях природы утихают. Не до шуток, как говорится.
 
Мишка уловил наш этот настрой и не ожидал от нас ни банального подтрунивания, ни – тем более  – подвоха. Глупости как-то выветрились сами собой.
 
Смотрит молча, ждёт.
 
"Метеорит видели", – говорю.
 
"Ну и что? "
 
"Необычный"
 
Показываю на небо над ГУМ-ом. "Оттуда, с Востока, влетел, стрелой пронесся над куполами Блаженного, а перед башней, Спасской, сгорел. Вспышкой. В мгновенье! Чиркнул так по небу. Как в кино. Такого  яркого я в жизни не видел".
 
Олег и Владимир молчат, не дополняют. Согласны, видно. А я стал по второму кругу объяснять: " с востока…  видишь, храм на холме, и мы на высоте моста… он, может, далеко там пролетел, а ощущение – как над Красной площадью… Фантастика!  Тут – ахнешь!  И низко, главное, над крестами… к  часам…"
 
Спохватился  я, говорю оператору: "Камеру включай! Время – видишь…  – стучу по стеклу на своих часах,  –  Без пяти…"
 
"Вижу".
       
13.03.08.

Ссылки:
 
1. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 285, л.92
2. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л.112
3. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 115
4. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 121
5. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 122-123
6. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 126-130
7. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 155-156
8. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 152
9. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 159
10. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 160
11. Гнутова С.В., ЖМП, №5, 2000, с.70
12. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л.6-7
13. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л. 38
14. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л.14
15. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л.15


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру