"И услышал я голос с неба"

История создания фильма о Митрополите Гор Ливанских Илие Карам

Николай Раужин

19 ноября, в среду, настоятель храма Святителя Николая в Кузнецах, протоиерей А.П. Смирнов  "в своём слове, обращенном к Митрополиту Илии указал, что все присутствующие сейчас в храме богомольцы уже знают о нём, как о друге Русской земли и Русской Православной церкви. Всех нас особенно трогает, говорил настоятель, – сочувствие его  Ливанской паствы к русской земле во время последней войны с немцами и горячая молитва православных арабских женщин пред иконой Божией Матери о даровании  победы Русскому воинству во главе с его Верховным Вождём Генералиссимусом  И.В. Сталиным.

Митрополит Илия в ответном слове сказал о своей любви к русскому народу, о своих горячих молитвах за него к Божией матери".

Читаю…, а видится монастырь Дейр Сайидет эль Нурийя.

"… горячая молитва православных арабских женщин перед иконой Божией Матери о даровании победы Русскому воинству".

Молятся в и верхнем храме, и в нижнем, где в затворе Владыка Илия. Молятся соборно. Как это узнаваемо!

Главная, сквозная тема визита Владыки Илии продолжалась и в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В буклете от "Православного прихода Тихвинского храма в Алексеевском" читаем: "Намоленная святыня храма – Тихвинская икона Божией матери византийского письма в окладе. По современному преданию, в 1941году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин приказал именно из этого храма взять Чудотворную Тихвинскую Богоматери и провезти её на самолёте кругом города. Вскоре произошло первое  успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина".

"Настоятель храма, протоиерей П. Турбин говорил: "Вы знаете, Владыко, что недавно наша великая Родина пережила тяжелое испытание, жестокую войну. Но  Высочайшей мудростью дарованного нам Промыслом Божиим нашего великого Сталина, Его верховным военным руководством и доблестью наших дорогих воинов, все замыслы врага были уничтожены, он был побеждён. Слова Спасителя "Мне отмщение, и Аз воздам" полностью на нём исполнились. Мы, верующие, видим во всём перст Божий и покров Божией Матери, которым неоднократно спасалась наша Родина и будет спасаться.

Просим Вас, примите от нас на память икону Тихвинской Богоматери, копию с нашей Святыни, и помолитесь Ей, Пречистой: о мире всего мира, о тишине, о благосостоянии святых Божиих церквей, о нашей Родине.

Вы к нам прибыли во им я Господа – да будет же благословен Ваш приход. Ис полла эти, Деспота! ""

"……"                        

Дом Пресвятой Троицы  – так ещё называют Троице-Сергееву Лавру.

"21 ноября 1947 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Его Святейшество Патриарх Алексий  служил всенощное бдение и Литургию в сослужении братии обители. У раки преподобного Сергия Святейший Патриарх обратился к Высокопреосвященному Митрополиту  Илии с приветствием и поднёс ему икону, изображающую явление Божией Матери преподобному Сергию. Высокопреосвященный Митрополит Илия ответил речью, в которой обещал новый храм в своей Метрополии освятить во имя пр. Сергия и принёс в дар Лавре мощи прп. Антония и святого муч. Харлампия и Крест с частицей от гроба Господня". 

"Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам" (Откр.2,11)

Перед предстоящей поездкой Митрополита Илии в Ленинград "Святейший Патриарх Алексий за всенощным бдением в Патриаршем соборе  вручил, Высокопреосвященному Митрополиту Илии белый клобук русских митрополитов. Высоко преосвященный Митрополит Илия поднёс в дар собору частицы мощей  св. Василия Великого и св. апостола Андрея Первозванного".

В "Журнале  Московской Патриархии" (№ 1, 1948 г.) об этой поездке сказано следующее. "С 25 ноября по 2 декабря гости находились в Ленинграде. Описание пребывания в Ленинграде Митрополита и его спутника будет дано в следующем номере журнала". Увы… но не в следующем, ни когда-либо описание не вышло в свет.

"Мы не всё вам можем показать…"
Вежливость всегда извинительна.
"Ев. лента номер тридцать за I декабря.
Р И Д З – срочно вручить на выпуск.
Митрополит Ливанский  Илья о посещении Ленинграда.
Ленинград, I декабря (ТАСС). Шесть дней в Ленинграде находился Митрополит Ливанский Илья. – Прежде всего, говоря о Ленинграде, – сказал Митрополит Илия,  –  нужно не просто назвать его городом, а городом – героем.

Я испытывал то чувство, которое  испытывал, верно, святой  Владимир в Константинополе, когда его поразили в храмах благолепие и святость. И я счастлив, что видел здесь в богато-украшенных храмах большое количество молящегося народа. Когда возлагал венец на Чудотворную икону Казанской Божией Матери, во всех церквях зазвонили колокола.

Во всех храмах меня поразили многочисленные хоры. В кафедральном храме меня особенно умилило общенародное пение акафиста  Казанской Божией Матери и акафиста Святителю Николаю.

Вернувшись на Родину, я не только буду рассказывать о России,  свидетельствуя правду своей пастырской вестью, но и выпущу книгу, иллюстрированную многочисленными фотоснимками, в которой расскажу о том, что нашёл здесь эпоху молодой, светлой, здоровой жизни. Я непрестанно буду повторять: Бог благословит Россию, Церковь её, клир, народ ее, правительство её /воскл./ ЛенТАСС".7

Из  заявления  "Митрополита Ливанского Илии перед отъездом в Бейрут корреспонденту ТАСС:

Поездка в Советский Союз доставила мне истинное удовольствие. Целью моего визита было возложение священной короны на икону Казанской Божией Матери, находящуюся в Ленинграде. Я выполнил эту миссию…"8

Список Чудотворной Казанской иконы Божией Матери был поставлен в Санкт-Петербурге в 1710 году после Полтавской битвы. А накануне сражения, в 1709 году, перед образом о даровании победы молился Петр I. Спустя сто лет князь Михаил Кутузов на коленях слёзно молил Пречистую Богородицу спасти Россию.

Когда в 1932 году в Казанском соборе устроили "Музей атеизма и религии", икона  нашла своё место в Князь- Владимирском соборе. В монументальном памятнике  церковного зодчества второй половины ХVIII  века, что на Петроградском острове, неподалеку от того места, где от Большой Невы отделяется Малая Нева.

Мы приехали в собор прямо с вокзала. Утро оказалось солнечным. После Литургии белёсый дымок от ладана долго витал под куполом, содействуя нашей работе. Свет струился – икона с венцом сияла. Какой кинематографист не порадуется удачной съёмке!

Золотая корона, которую приложил на икону Казанской Божией Матери Митрополит Илия, является – с древнейших времён –  символом  Восточного Патриаршества. Символом могущества Заступницы усердной – Царицы Небесной.

В Москву умчались вечером того же дня – наутро назначена  встреча с протоиереем Василием Швецом.

Помог отец Михаил Зернов, поможет и отец Василий.

Восьмидесятилетний старец, полный задора, хорошенько помыкал нас, погоняв за собой по заросшим холмам, пока не вывел к затону Москвы-реки с видом на Николо-Перервинский монастырь.
 
И начал он, воин Великой Отечественной войны, с воспоминаний о другом прибрежии – Померании марта 45-го. Собрался, было дело, помирать – предстояло наступление. Молился он с девяти вечера до шести утра, и в это время полыхало северное сияние. И только хотел прилечь, явился к нему старичок небольшого роста, сказал: "Ты задумался о смерти? Смерть увидишь своими глазами, но останешься жив по  молитвам своей матери".
 
Был очень страшный бой под Колобжегом –  это  самый крупный  в Померании портовый город. Второй Берлин. Погибло очень много, а после пустили воду, затопили. И  мы брали этот город десять дней. Подоспела помощь от польской армии, взяли.
 
Прошло два с половиной года после войны, и этот старичок вновь явился и сказал, что его зовут Николаем и назвал адрес: живёт он в Никольском соборе, который является кафедральным в Санкт-Петербурге (Никола-Богоявленский собор действительно являлся кафедральным с 1941 по 1999гг.; иначе его называют Никольским-Морским. – авт.). У
Мариинского театра,– пояснил батюшка, чувствуя, видимо, моё определённое недоверие. И сказал он это так простодушно, как дитя недоверчивому дяде, – что мне стало даже стыдно как-то. Верю-верю. Прости, батюшка!
 
Утром,  говорит отец Василий,  заказываю я контейнеры на Московском вокзале, а из "стрелы" выходит Митрополит Ливанский в сопровождении архиереев, один – наш, Симеон, ректор семинарии и академии, а второй – из Ливании (архимандрит Василий Самаха станет архиереем, но позднее. – авт.)
 
На следующий день – Литургия в Никольском соборе. И Митрополит Илия сказал слово: он приехал рассказать о том, как ему было явление Божией Матери. Когда он три дня молился, молился,  ни пил, ни вкушал пищи – и было явление Божией Матери, наяву, в огненном столпе, и что ему было велено передать нашему правительству, чтобы не сдавали город Святого Петра. Матерь Божия сказала, что Я Сама защищаю его.
 
И объявил Митрополит, что сегодня вечером едет возлагать венец на икону Божией Матери, которая находится в Князь-Владимирском соборе. (У Тучкова моста на Петроградской стороне; – пояснил мне отец Василий). 
 
Начало службы в 6 часов, а уже в 3 часа дня было стечение народа. Много тысяч: на улице, вокруг собора. Уйма милиции, навели порядок. Присутствовало правительство города, милицейский генерал Соловьев, в гражданской одежде.
 
Встречал Илию Симеон, с Крестом. Затем встретило духовенство. Преподнесли ему свечи, Крест напрестольный. Из чистого золота; – как золото не поддаётся окислению, так  наша вера православная не поддаётся осквернению. Затем преподнесли Панагию. Драгоценные каменья на ней, самые лучшие, взятые из  разных областей нашей страны, – как драгоценна  была  ваша молитва за нашу страну во время войны. На Панагии  изображение Божией Матери Казанской, чтобы вспоминали Россию так, как вы вспоминали, когда явилась вам Божия Матерь. Затем преподнесли ему  Казанскую икону Божией Матери в хорошей оправе.
 
Далее отец Василий упомянул о некоей "правительственной награде, которую Митрополит не взял, а передал своему охраннику". Как понимать?
 
Затем была вечерня воскресения и акафист. Он вышел и сказал народу, как Божия Матерь повелела, чтобы открыли храмы, выпустили на свободу священников, и вот тогда будут иметь успех. И я, говорит, передал это Сталину, и всё было так  и сделано, и всё совершилось. И Митрополит возложил на Казанскую венец. Зазвонили, а народ запел. "Заступница усердная рода христианского…" и "Взбранной воеводе…"
 
Потом он вновь взял слово, поблагодарил за любовь, душевную энергию и награды. Этот Крест, пока живу,  будет лежать на престоле, и останется там. Панагию передал  восприемнику, чтобы она была и на его груди. А вот эту награду, что преподнёс Косыгин (А.Н. Косыгин  занимал пост Председателя Совета  Министров СССР и ведал, в том числе финансами. Авт.), прошу  передать на детей, которые остались без отца, без матери. Охраннику пришлось возвращать правительственную награду. Нехорошо, сказал Митрополит, отнимать у детей хлеб.
 
И снова пели акафист Пресвятой  Богородице в честь иконы Её Казанской.
 
–Благодарю вас, – обратился к нам отец Василий,– что  вы нашли меня, как говорится, такого ленивого, и я могу ещё что-то сказать. Война, дорогие мои, возвратила на нашу веру, наше Православие, нашу любовь к Богу  и между нами любовь. Очень жаль, что  много народа погибло в войну.
 
А Митрополит Илия очень любил нашу страну и, как православный, молился за неё, и Матерь Божия явилась ему. Это было явление по  его глубокой молитве.
 
Молились и наши старцы, Серафим Вырицкий молился, Валаамские старцы  молились, Киевские, Псково-Печерские…  Благодаря этим молитвенникам и сохранилась наша страна. Спаси Господи, вас, дорогие!
 
Спаси Господи, дорогой  батюшка!
 
Вспоминается  мне эта встреча ярким сном. Майское солнце отражается в воде, полыхает, как неведомое северное сияние. И хрупкий  седой старичок с крестом на груди благословляет…
 
"За  почти месячное пребывание в России, – подводит итоги священник Михаил Зернов, – Митрополит посетил множество церквей, видел бесчисленное количество молящихся,  посетил духовно-учебные заведения. По его словам, хотя он и знал о положении и состоянии Русской Церкви и благочестии русского народа, но действительность превзошла его ожидания".
 
Митрополит Гор Ливанских Илия Карам и его спутник архимандрит Василий Самаха возвращались на свою Родину на теплоходе "Россия". Их сопровождал архимандрит Симеон (Никитин Гавриил Петрович, г-н СССР) (9). Церковная делегация отплыла из Одессы 15 декабря 1947 года. Митрополит вёз с собой иконы, церковно-богослужебные книги и другие церковные предметы. Ему был выдан открытый лист на провоз багажа 10. Набралось не менее 50 мест, и очень крупных. 11
  
"Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!
При недавнем посещении Москвы, – обращается к Сталину Святейший  Патриарх Алексий в письме от 3.11.48г., – Митрополит Ливанский Антиохийского Патриархата Илия Карам имел горячее  желание  лично  представиться Вам, выразить  Вам от лица не только своей Ливанской  паствы, но и всего Антиохийского Патриархата чувство самого искреннего и глубокого почитания, каким издавна пользуется у них наша Страна и Вы, ея  верховный великий Вождь. …Нет верующего человека в  Сирии и Ливане, который бы не возносил молитвы за вас и за Россию – как во время войны, так и теперь, в мирное время.
 
Как наглядный знак этой любви, Митрополит Илия имел поднести Вам Ваш портрет – барельеф, выточенный из ливанского кедра – именно из дерева, которому, по его свидетельcтву, много сотен лет.
 
К крайнему для Митрополита Илии сожалению, Вас не было в Москве во время его пребывания у нас.
 
Я не сомневаюсь, что буду иметь возможность обрадовать Митрополита Илию извещением, что его дар принят Вами благосклонно и с полным доверием к выраженным через него  исключительно добрым чувствам к нашей Стране и к Вам  лично народов Сирии и Ливана".12
 
Пройдёт время и Митрополит Илия в беседе с нашим Посланником покажет "полученное им письмо от Московского Патриарха Алексия, в котором он сообщает ему о передаче Генералиссимусу тов. Сталину привезенного Карамом  в Москву барельефа тов. Сталина, выгравированного на ливанском кедре".13

 
Недолго  длилось публичное  слововосхищение восхищения Митрополита Илии о поездке в СССР.
 
"Выписка из письма 1-го  секретаря Миссии СССР в Ливане от 6.11.48г. Секретно.
…Англичане и в особенности американцы предприняли большой нажим на Митрополита Илью Карама, отговаривают его от выступлений о посещении Советского Союза и  о его приёме там, как в Московской Патриархии, так и верующими.  Вместе с этим они предупредили целый ряд ливанских газет о том, чтобы они ничего не писали о поездке ливанского митрополита Карама в СССР. Так, близкая к православным кругам газета "Аль-Нагар" отказалась  напечатать дневник Базиля Самахи, а когда он  обратился в редакцию газеты "Телеграф", то и та, после нажима на неё со стороны американцев за то, что она поместила раньше интервью с Илией Карамом, отказалась также поместить в своей газете статьи Базиля Самаха о поездке в СССР. (14)
 
В майском, 1948 года, письме Ближневосточного отдела МИД СССР в Совет по делам Русской Православной Церкви тема получает развитие.
  
"Англичане и американцы начали угрожать ему [Илие] через секретаря британской миссии Марун Араба тем, что, в  случае продолжения им благоприятных отзывов о Советском Союзе, его могут ожидать большие неприятности.
 
По словам Карама, англичанам и американцам якобы удалось повлиять на сирийское и ливанское правительства, которые дали понять антиохийскому патриарху Александру III-му, что принятие участие в предполагаемом московском Совещании православной церкви может вызвать серьёзные последствия для Антиохийской  церкви.  Не довольствуясь этим, английский посланник дважды посетил антиохийского патриарха и открыто угрожал ему серьёзными последствиями в случае, если он решит выехать на московское Совещание.
 
Всё это настольно удручающе повлияло на патриарха, что он… решил … не ехать в Москву на указанное совещание [празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви].
 
Карам считает, что его поездка в Москву предрешена и что он якобы не страшится никаких англо-американских угроз…". 15
 
Большие торжества в нашей стране по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви состоялись спустя 30 лет от начала безжалостных гонений на Православие.
 
"Война, дорогие мои,  – изрёк горькую правду старец, – возвратила нам нашу веру, наше православие. Нашу любовь к Богу и между нами любовь".
 
Ни прибавить,  ни убавить!
 
Мы помним знаменитые и человечные "братья и сестры", прозвучавшие в роковой час из уст И.В. Сталина. Откуда вдруг такое?
 
Не обошлось, конечно, без соучастия  потаённых личностных начал бывшего семинариста- отличника Иосифа Джугашвили. Возможно, его подвигло духовное наставление Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского в послании от 22 июня 1941 года "Пастырям и пасомым Христовой Православной  Церкви". Учительский подсказ мудрого и осторожного архипастыря, благословившего от имени Церкви Христовой всех православных  на защиту священных границ нашей Родины. Взывание к примеру полагавших души свои за народ и Родину святых вождей Александра Невского, Дмитрия Донского, легендарных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. И, наконец, последний и неоспоримы довод  – старца Сергия: "Господь нам дарует победу".
 
Мы восхищаемся мужеством участников знаменательного, ноябрьского 1941 года, парада наших войск на Красной площади и героизмом воинов, отстоявших Москву и отбросивших от неё врага.
 
Радуемся колокольному звону, пробудившемуся по всей стране на Пасху 1942 года, в Светлое Воскресение Христово.
 
Пытаемся постичь промыслительность той сентябрьской ночи (с 4 на 5) 1943 года, когда через Троицкие  ворота прибыл в Кремль правительственный лимузин с тремя выдающимися архипастырями Русской Православной Церкви  – митрополитами  Сергием (Старогородским), Алексием (Симанским), Николаем (Ярушевичем). Когда эти три богатыря, осенив себя и весь честной народ Крестным знамением, направились в Ставку, дабы принять – в сущности – покаянную капитуляцию Вождя.
 
С волнением  вчитываемся в  "Деяния Собора Преосвященных   архиереев Русской Православной Церкви" от 8 сентября 1943 года. Собирались тогда срочно, воздушным путём. На военных  самолётах прибывали в столицу архипастыри, многие – прямо  из  мест   заключений и ссылок.  "Собор епископов  единодушно просил Блаженнейшего Сергия  принять звание Патриарха Московского и всея Руси  и единогласно, радостно и задушевно воспел ему – давно желанному и бесспорному  Первосвятителю – "Аксиос" и "Многая  лета"!".
 
Невозможно забыть страдания и скорби Великой Отечественной… Но Господь даровал нам победу!
 
Стараниями кинематографистов навеки запечатлён парад Победы, открывшийся торжественным выездом полководцев. Впереди  –  на белом  коне –  маршал Георгий Константинович Жуков.
 
Мне трудно удержаться, особенно после поездки в Ливан – древнюю Финикию, чтобы не написать: Георгий Победоносец!
 
"Единодушную братскую  солидарность в признании  величия   жертвенного подвига России в  великой войне проявили представители Вселенской Православной Христовой Церкви, представители других  христианских церквей, озарённые светом евангельской любви", – говорится в уникальном издании Московской Патриархии от 1942 года "Правда о религии в России". В главе  "Восточные Патриархи и Московская патриархия едины в борьбе с фашистскими угнетателями сказано:
 
"Православный Восток – колыбель христианства – всегда был святыней в глазах всего православного мира.
 
Патриархи Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский – наследники  святых апостолов на своих  кафедрах, вселенский  Патриарх Константинопольский – приемник  знаменитых в древней истории  христианства святителей – уже одними своими древнехристианскими  титулами пробуждают в русском православном сердце чувства благоговения  перед носителями этих священных  имён. К Константинопольской  Церкви, притом, Русская Православная Церковь неизменно хранит благодарные сыновние чувства, как к своей Матери, давшей ей жизнь.
 
Начавшаяся в России в 1941 году Великая Отечественная война с Германией, благословленная Русской Православной Церковью, должна была встретить самый живой отклик в сердцах восточных Патриархов. И они своими телеграфными обращениями к Блаженнейшему Митрополиту Сергею  выявляют своё сочувствие  русскому народу в его испытании, шлют своё апостольское благословение русскому воинству и, с молитвами Русской Православной Церкви о победе, соединяют свои молитвы"".
 
Под парадными фотографиями читаем  тиснения золотом.
 
"Его Святейшество  Святейший ВЕНИАМИН, архиепископ Константинопольский, Нового Рима, Вселенский Патриарх".
 
"Блаженнейший ХРИСТОФОР, Папа и Патриарх Александрийский".
 
"Блаженнейший АЛЕКСАНДР III,  Патриарх Антиохии и всего Востока".
 
"Блаженнейший ТИМОФЕЙ,  Патриарх  Иерусалимский".
 
Уже не ропщу на тех людей, от которых однажды  выслушал  своего рода  сакраментальную фразу: – "мы не всё  вам  можем  показать". Напротив, благодарю. В самом деле, мыслимо ли постичь всё и вся?
 
Митрополит Гор Ливанских Илия Карам не убоялся, как и обещал, "англо-американских угроз", и представлял Антиохийскую Церковь на удивительных для советской жизни торжествах в июле 1948 года.
 
Вот он, живой, на экране…
 
"Празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви".  Эта  кинокартина, как и "Парад Победы", являет собою  национальное достояние. Историческое полотно "кинотретьяковки".
 
Мы видим сонм духовных подвижников и исповедников. Без преувеличения, живой образ Святой Руси. В доме Пресвятой Троицы, у раки  преподобного Сергия, при имени которого, – по словам историка  В. Ключевского, –  народ вспоминает свое нравственное возрождение. В молитвенном единении и братской солидарности со всем Вселенским Православием.
 
Здесь он, здесь, наш Илия!

       х х х

 
Подмечено, что люди при особенных явлениях природы утихают. Не до шуток, как говорится.
 
Мишка уловил наш этот настрой и не ожидал от нас ни банального подтрунивания, ни – тем более  – подвоха. Глупости как-то выветрились сами собой.
 
Смотрит молча, ждёт.
 
"Метеорит видели", – говорю.
 
"Ну и что? "
 
"Необычный"
 
Показываю на небо над ГУМ-ом. "Оттуда, с Востока, влетел, стрелой пронесся над куполами Блаженного, а перед башней, Спасской, сгорел. Вспышкой. В мгновенье! Чиркнул так по небу. Как в кино. Такого  яркого я в жизни не видел".
 
Олег и Владимир молчат, не дополняют. Согласны, видно. А я стал по второму кругу объяснять: " с востока…  видишь, храм на холме, и мы на высоте моста… он, может, далеко там пролетел, а ощущение – как над Красной площадью… Фантастика!  Тут – ахнешь!  И низко, главное, над крестами… к  часам…"
 
Спохватился  я, говорю оператору: "Камеру включай! Время – видишь…  – стучу по стеклу на своих часах,  –  Без пяти…"
 
"Вижу".
       
13.03.08.

Ссылки:
 
1. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 285, л.92
2. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л.112
3. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 115
4. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 121
5. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 122-123
6. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 126-130
7. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 155-156
8. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 152
9. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 159
10. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 66, л. 160
11. Гнутова С.В., ЖМП, №5, 2000, с.70
12. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л.6-7
13. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л. 38
14. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л.14
15. ГАРФ ф. 6991 оп.1 д. 414, л.15


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру