"И услышал я голос с неба"

История создания фильма о Митрополите Гор Ливанских Илие Карам

Николай Раужин

Монастырь Дейр Сайидет эль Нурийя. Крепость из желто-бежевого камня среди  кустарников  и кипарисов. Храмовый купол, башенки и колокольня – типично византийские, из того же  солнечного камня. (Золотые купола – это наша привилегия, так уместная в суровых северных широтах).

Подходим. Тихо. Но нас уже ждали. Классический двор восточного монастыря, с галереей, лестницами, фонтанным кругом, цветами и стрижеными деревцами.

Братское лобызание батюшек. Нашего и монастырского. Кофе. Знакомство. А переводчик? Улыбаемся.  Матушка-настоятельница (а это женский монастырь) кивает: угощайтесь, мол, угощайтесь! Рады, рады русским гостям. Мы тоже киваем головами: спасибо-спасибо, шукран.

И тут великодушие проявил водитель. Оказывается, хитрюга вполне сносно владеет арабским.

Нас пригласили в собор. Икона Божией Матери, перед которой митрополит Гор Ливанских Илия Карам в начале Великой Отечественной войны молился о спасении и даровании победы России, теперь находится здесь. Её перенесли из того подземного храма, где Илия три дня и три ночи пребывал в монашеском затворе, и удостоился видения и откровения Божией Матери. Царица Небесная явилась в огненном столпе…

Новообретённый драгоман уже всё пересказал ранее, и все мы, во внешнем молчании, вослед за батюшкой, приложились к святыне. Тепло на душе.

Икона размерами с нашу святыню – Владимирскую Божию Матерь. По преданию, тоже  кисти евангелиста Луки. Помещена в мраморный киот. Над  главой Богородицы накладная золотая корона. Вокруг нимба – сияние лучей. Свет Божией Матери.

Примерно третья часть иконы справа утрачена. Срезана огнём по вертикали. Образ Богородицы, парящей на облаках, не пострадал. Богородица изображена в рост с Богомладенцем на руках. Расположена в левой части иконного поля, над  кораблём, терпящим бедствие в штормовых волнах… Утрачен же вид берега и скалы.

Кто-то, возможно, узреет символичность. Но не всё так просто…

Причину пожара в подземном храме никто объяснить не может. Предположили даже, что огонь шел не в сторону иконы, а от неё. Выгорело всё деревянное: иконостас, аналой, скамьи для прихожан (да, у них скамьи). Случилось такое незадолго до кончины митрополита Илии.

Святыню перенесли в верхний храм. Но она трижды неведомо как возвращалась на прежнее место. Ночью, когда всё было на замках. И лишь по молитвам Митрополита икона осталась в соборе. Для неё справа от входа соорудили нишу со схожими, как и в подземной церкви, сводами.

К Святыне притекает народ. Православные паломники из разных стран. Из России мы – по стечению обстоятельств оказались, пожалуй, одними из первых. Приходите! К Свету Божией Матери!

Пришло время, и  ливанский батюшка, взяв связку ключей,  отворил железную дверь, и мы стали долго спускаться  по каменным ступеням. По краю высоченного и почти отвесного обрыва. Вид на море отсюда замечательный. Лёгкая дымка. Полный штиль.

Тропа, конечно, обихожена. Выложена твёрдой породой, с защитными, по пояс, бордюрами. Ещё одна железная калитка, затем сводчатая арка  с узким –  в "игольное ушко" проёмом. Приближаемся. Вот три окошка с крепкими решётками, черная металлическая дверь с накладным крестом. Камень, на который можно присесть. Узнаём поросли виноградной лозы, приносящей – по благословению и по вере – лекарство от Богородицы.

Церковь – пещера. Таинственно.  Свод природного происхождения – живописная скальная порода. В многовековой копоти. Наружняя, северная сторона с окнами выложена из внушительных  гранитных блоков. На западной стороне привлекает внимание список монастырской святыни, исполненный маслом на холсте. На пурпурной мантии Божией Матери прилеплены крупные монеты – "медь" и "серебро". Дары от паломников? Необычно.

Прямо в скале вырублено углубление для купели. Там пять ступенек. Сухо.

Скамьи со спинками из светлого дерева оживляют перспективу церкви, направляют взгляд на алтарный эркер с крохотным оконцем в верхнем полукружии. В него и другие окна струится мягкий свет.

Тишина необыкновенная.

Привычный нам иконостас отсутствует вовсе – по условной линии  протянута верёвочка. Но в алтаре имеется всё необходимое для Богослужений. На аналое икона Божией Матери Одигитрия. Как наша Смоленская. Прикладываемся.

Батюшка возжёг лампаду и свечу. Помолился. Громко здесь нельзя – шёпотом.

Остались в церкви вдвоем с оператором, а времени, как обычно, в обрез.  Сегодня автомобиль должен ровно в 18 часов перейти в пользование Посла. И ни минутой  позднее.

Так, без паники! Владыка,  дорогой, помози нам! Святитель Илия!

… Мы взмокли. Отработали все возможные точки, даже в купель спустились, дабы охватить пространство с пещерным сводом. Прости нас, Божия Матерь!

Собираемся  быстро – на автомате. Гляжу, оператор сачкует. Вместо того чтобы складывать аппаратуру, пытается прилепить к мантии свою денежку. Но монета, по извечным законам земного тяготения, все падает и падает со звоном. Молчу.

Взыграло что-то во мне, достаю самую крупную, какая была, "монету", и с определённым вызовом – не лезь, мол, поперёк старших – протягиваю… Не могу объяснить отчего, но "серебро" из моих рук притянуло к мантии, словно к магниту и оно прилепилось со шлепком. Орёл!

Иногда бывает трудно поверить собственным глазам.

Стоило только отъехать от благословенной обители, как Олег вскричал: "Стойте-стойте, забыли аккумулятор!"  По бледному лицу было понятно, каких издержек ему не удалось бы избежать.

Куда деваться, возвращаемся. Полукилометровый  кросс с препятствиями туда – аккумулятор нашли на краю скамьи в церкви – и обратно    вымотали нас обоих изрядно (мне пришлось проявить солидарность). Высота скальной лестницы, к слову, с двадцатиэтажный дом.

Оглянулись напоследок… Помози нам, Божия Матерь!..

К Бейруту летели с ветерком. На подъезде к городу водитель предупредил: не высовываться, закрыть окна. Впереди – военный сирийский пост. И не наводить объективы. Сбавили скорость.

Рисковый наш оператор всё же щелкнул затвором, и сириец в форме тотчас вскинул "Калашников". Но, узрев "охранную  грамоту" - посольские номера, с видимой неохотой опустил оружие. Не самый приятный момент!

К посольству подъехали за четверть часа до назначенного времени… Здесь тоже фонтан в зелёном дворике. К воде подлетели птички, похожие на скворцов. Влюблённая парочка резвилась под струйками, нежилась.

В здании посольства прежде была школа, где получали образование многие ливанские дети. Школа Императорского Православного  палестинского общества.

Ливанская ночь. Тихое жужжание кондиционера. Не спится. До дня "неделания" остались сутки. Усмиряю мысли, но не чувства. Кажется, начинаю влюбляться в эту тёплую страну.

На архиерейском  богослужении в бейрутском Георгиевском храме тесно. Снимаем. Стараемся не нарушить благочестивый настрой прихожан. Лица всех возрастов, объединённые в молитвенном устремлении к Богу. Наследники и оберегатели непрерывной двухтысячелетней  духовной  традиции Православия. Антиохия…   

На Великом входе перенос Святых Даров с жертвенника на престол здесь совершается с подходом шествия к притвору храма. Дань раннехристианской традиции, когда жертвенник, на котором из просфор вынимаются частицы, мог находиться за пределами церковного здания.

Воздух насыщен благоуханием ладана и благозвучием антиохийского распева. На раскрытом Евангелии с арабской вязью замечаем открытку с "Троицей" Андрея Рублёва.

Окончания службы дожидаемся в притворе, где нас привлекла большая икона Георгия Победоносца на коне. Небесного Покровителя нашего Отечества и его воинства. Будем снимать.

Вслед за архиереем, благословения которого мы тоже удостоились, потянулись к выходу прихожане. Вот теперь-то они обратили на нас внимание. Можно и растеряться!

Признаюсь, мне никогда прежде не доводилось одновременно видеть в глазах столь большого количества незнакомых людей такого  искреннего приятия и дружелюбия. Братской любви о Христе. Притом почти каждый  старался дотронуться до предплечья левой рукой (по ходу движения) и с теплотой произнести название моей страны: "Русья… Русья… Русья".

В Москву добирались воздушным  путём. Ни о каких препятствиях на таможне уже не  могло быть и речи. Зелёный коридор!

…Зелёный коридор для митрополита Гор Ливанских Илии Карам во время его знаменательного путешествия в Советский Союз поздней осенью 1947 года обеспечивало  Распоряжение Правительства СССР за № 12298-рс от 2/ IХ- 1947г.  Совет Министров возглавлял Иосиф Виссарионович Сталин, но вопрос о визах решался его заместителем К.Е.Ворошиловым. 1
 
Прошло всего два года после Великой Победы. Мир вовлекался в вихри жесточайшей "холодной"  войны. В Москве, тем  временем, началась подготовка к празднованию 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и "Совещанию руководителей  православных церквей". Торжества намечены на июль 1948 года.

Неслыханная дерзость! Что, возрождение доктрины Третьего Рима?

"Миссия СССР в Ливане. Секретно. 6.Х.1947г. Заведующему  Ближневосточным отделом МИДа СССР.

… Англичане и американцы предпринимают серьёзные усилия для того, чтобы оттянуть православное духовенство от русской церкви. В частности, Илью Карама всячески отговаривают от поездки в Москву… Целесообразно обсудить вопрос о возможности оказания митрополиту Караму более внимательного приёма… награждения его одной из советских медалей или даже орденом "Знак почета"… Илия  Карам везёт различные подарки патриархии и как будто бы тов. И.В.Сталину…

В Москву выезжает с предстоящим караваном репатриантов, который отойдёт из Бейрута в Батуми… Посланник " 2

Советский теплоход "Победа" объявился на рейде Батуми 2 ноября … и попал в карантин. На 9-10 дней. Опекавший высокого гостя "секретарь миссии СССР в Ливании"3 сумел вызволить его на берег только 5 числа.

"14 ноября прибыл в Москву из Бейрута для встречи с Патриархом Московским и Всея Руси АЛЕКСИЕМ  митрополит Ливанский ИЛИЯ в сопровождении архимандрита Антиохийского Патриархата Василия.

На Курском вокзале Митрополита Илию встречали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, Архиепископ Дмитровский Виталий, протопресвитер Н.Ф. Колчицкий и столичное духовенство… (ТАСС) 4 

"План пребывания в Москве  Высокопреосвященнейшего  Митрополита Илии Карама"5, подписанный  Председателем Совета по делам Русской Церкви Г.Г. Карповым, предусматривал, кроме церковных мероприятий, осмотр Москвы (на  автомашинах), посещение Музея Изящных Искусств, Третьяковской галереи, Библиотеки им. Ленина, Исторического музея и… мавзолея Ленина.

Так, пролистали.

В одном из хранилищ на мой конкретный вопрос о "письме Илии Сталину" усмехнулись, как на причудливую выходку. В другом – смерили презрительным взглядом, как отъявленного "сталиниста", – не будем забывать, что на дворе стояли оголтелые  90-е.  Наконец,  вежливо упредив, словно чужестранца, – "мы не всё вам можем показать", – принесли папки с документами.

"Не всё…". Веет холодом.

Будем выискивать – зёрна пшеничные.

На машинописи рукою Карпова Г.Г. выведено: "Запись беседы Митрополита Илии с Патриархом". 6

Жарко…

"Церковная обстановка на Ближнем Востоке в данное время – особенная, по словам  Митрополита Ливанского ИЛИИ Карама. Патриархи - греки – с большой подозрительностью относятся к Русской Патриархии, им всё мерещится, что Московский Патриарх хочет стать Вселенским Патриархом. Когда умер [Константинопольский] Патриарх Вениамин, они сейчас же избрали Максима, боясь, что Московский объявит себя Вселенским. До смешного  подозрительны, говорит Митрополит Илия Карам.

Греки - патриархи – Константинопольский, Александрийский и отчасти Иерусалимский – начинают тревожиться… Убеждают Антиохийского Патриарха Александра присоединиться к их Блоку против Москвы, но, уверяет Митроп. Илия Карам, Патриарх Александр отказался, сказав: "Я по душе – русский"…и его теперь стали травить, особенно  после того, как он дал согласие ехать на Совещание в Москву, на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви…

Александрийский  Патриарх Христофор был очень против поездки Митрополита Илии Карама в Россию и убеждал его не ездить в Москву. М. Илия Карам рассказывал, что когда Патриарх Александрийский был у него в гостях, Илия Карам говорил тост и очень восхвалял Россию и Русскую Церковь, Патриарх Христофор в тон стал восхвалять Советский Союз. После обеда к нему явился один доктор и закричал: "Я убью тебя за такие речи", и Христофор испугался. Патриарх Александрийский находится под большим давлением антирусских течений".

"… явился один доктор…".

Война вроде бы "холодная", а в Греции в 1947 году бушует "вихревой фронт" гражданской войны. Одной из сторон в ней выступает Демократическая армия, созданная коммунистами. У них большое влияние в стране со времен борьбы с фашистами. Ведь именно Народно-освободительная  армия (ЭЛАС) –  тоже детище компартии – уже к концу 1944 года освободила материковую часть Греции от немцев, но… схлестнулась в боях с английскими войсками. Новая оккупация страны. Насаждение марионеточной монархии и лютые гонения на коммунистов, как на "пособников Москвы".

"… явился один доктор и закричал: "Я убью тебя за такие речи! ".

"Каждое государство, – говорит М. Илия Карам, –   имеет свои секретные фонды и даёт из этих фондов восточным патриархам. Англичане, говорит он, предлагали большие деньги Антиохийскому Патриарху Александру на школы, на церковные дела, но он, говорит Карам, – отказался, сказав, что "совесть мне не позволяет делать это".

М. Илия Карам говорит, что у них совсем нет парчи на  священнические облачения, нет панагий… Митрополит Илия просит, нельзя ли ему купить сейчас 12–15 панагий для подарков архиереям…"

Безусловно, митрополит Илия оставался, прежде всего, сыном своей Матери-Церкви. И в этом качестве вряд ли он имел право не прибегать, пусть даже столь прозрачно, к возможностям дипломатии.

И вот уже на основе "Записи" Карпов составляет справку для высокого начальства и цитирует патриарха Алексия: "… наряду с идейным тяготением к Москве, Антиохийский патриархат лелеет надежду, что Русская  Церковь (и в особенности Русское Правительство) возобновит давнюю традицию систематической материальной помощи бедной Антиохийской церкви – на школы, на церкви…

Именно  государство, само, а не через Церковь, в дореволюционное время широко субсидировало Антиохийскую Церковь, исходя из государственных соображений о необходимости поддерживать  православие на Востоке. "Ортодоксия"   – это основной мотив всех пожеланий Антиохийского Патриархата".

Существующее в Москве при храме Архангела Гавриила  Антиохийское Патриаршее подворье вновь открылось именно тогдашними  дипломатическим стараниями митрополита Илии. Перед поездкой в Ливан нашу съёмочную группу благословил  настоятель Подвория епископ  Филиппопольский Нифон.

"Ортодоксия" – с греческого –  синоним "православия".

"Гавриил" – в переводе – "крепость Божия".

Первый храм, который гость посетил в Москве, – Воскресенский, в Сокольниках. Тот самый, в котором в победный 45-й свершилось избрание Святейшего Алексия на Патриарший престол.

В январском  номере (1948 г.)  "Журнала Московской  Патриархии" помещен подробный отчёт о пребывании Митрополита Илии в столице.

Вчитаемся внимательно.

"Кто имеет ухо, да слышит" (Откр.13, 9)

"Под радостный звон колоколов, вступил  Митрополит в храм. Торжественное пение хора приветствовало его в храме. "Мы знаем,– сказал протоиерей  Андрей Расторгуев, – что Вы  предприняли путешествие к нам не вследствие каких-либо иных соображений, а единственно по чувству любви и уважения к нашей Родине, к нашей Церкви, к Москве и её святыням". Архиепископ Виталий поднёс гостю в воспоминание посещения Воскресенского храма в Сокольниках Иверскую икону Божий Матери в среброзлащенной ризе.

Его Высокопреосвященство [Илия] торжественно призвал Божие благословение на весь великий русский народ, разгромивший полчища Гитлера под Сталинградом, и на вождя Советского Союза И.В. Сталина.

После речи вручил через настоятеля в дар храму серебряный медальон со вделанным  в него камнем от Гефсиманской гробницы Божией Матери с тем, чтобы этот дар всегда находился на Чудотворной Иверской  иконе Божией Матери, и несколько сот бумажных изображений иконы Божией матери "Скоропослушницы" для раздачи присутствующему в церкви народу".

Храм Воскресение Словущего  у Сокольнической заставы  сегодня притеснили безликие бетонные громадины. Будто айсберги, нависают  над чудо-корабликом, а он плывёт себе, плывёт… (освящен 22 декабря 1913г.)

Когда мы включили осветительные приборы, потемневший лик Богородицы заиграл красками, невозможно было глаз оторвать.

Список с афонской иконы Божией Матери Иверской привезён в Москву по повелению Патриарха Никона и помещен в часовню у Воскресенских ворот, ведущих к Красной площади. Чудотворный образ, намоленный веками, находится в Сокольниках с 1932 года, когда Иверскую часовню постигло разрушение. На медальоне гравировка на арабском – "Святая частица Гефсиманской гробницы Божией Матери".

В тот же день, 15 ноября 1947 года, "Владыка Илия посетил храм  Святителя Николая в Хамовниках. В этом храме пребывает чудотворный  образ Божией Матери, именуемый "Споручница грешных". В своём приветствии Владыке настоятель храма, протоиерей Павел Лепехин сказал следующее:

" … Вы прибыли в старинный город нашей страны, великую и славную Москву, который всегда находился под покровом и защитой Царицы Небесной".

Владыка Митрополит, особенная любовь и почитание которого Божией Матери известна всему православному Востоку, а теперь и православным русским людям, с благоговением приложился к Чудотворному образу и, отслужив краткий молебен, благословил народ.

На обратном пути в гостиницу Митрополит говорил сопровождавшим его лицам, что больше всего его поразило количество народа в храмах, их молитвенное настроение".

В воскресение, 16 ноября,  Божественная Литургия в Патриаршем Богоявленском соборе совершалась особенно торжественно. "Патриарх обратился с приветствием к Высокопреосвященнейшему Илии и поднёс ему икону Божией Матери Казанской. Митрополит ответил восторженной речью:

"… Сей  нареченный и святой день! 

Воистину для  меня это день является святым и знаменательным, ибо в этот день исполнилась моя давнишняя и заветная мечта! В этот день сподобил меня Господь, по молитвам Его Пречистыя Матери, благополучно, с полным спокойствием и миром прибыть в эту Святую страну… Молитвами Его Святой Матери и через Её ходатайство, молитва моя была услышана, и я среди вас.

Народ ваш – народ Богоносец. Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжелые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий Русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и веси и широко раскинутые пределы земли Российской.

Велик Бог христианский! И в эту ужасную, кровавую войну Он сохранил любимый свой народ и Дом Пресвятой Богородицы.

Гитлер всеми своими полчищами, наёмниками и техникой ничего не смог сделать с Русским народом. Русское знамя в  самом сердце германской столицы – на рейхстаге!

Вера в Бога поддержала многострадальный Русский народ на его кровавом крестном пути. И ваше правительство отметило блестящую и полезную работу духовенства в самые тяжелые часы военной страды.

Я считаю себя счастливым, находясь в Москве – наследнице Православия, полученного от Византии.

Да! Я счастлив! И это не удивительно!

Великая Православная Русская Церковь не забывает своим вниманием и благорасположением Церкви восточные и в частности нашу древнейшую Антиохийскую Церковь. Примером тому может служить помощь, оказанная Патриарху Антиохийскому Макарию (Алеппскому), который  посетил вашу землю, а его сын, архидиакон Павел, написал книгу, где увековечены все деяния и благочестие начальников и сыновей Великой Русской Православной Церкви.

То же самое мы видим в 1913 году, когда государство Российское  посетил Патриарх Григорий IV , и во время своего пребывания возвёл в  епископский сан Господина Моего Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси. (Отметим, в дополнение, что патриарх Александр III духовное образование получил в России. – авт.)

Таким образом, Его Святейшество Патриарх Алексий дважды  является сыном нашей Церкви, как по хиротонии Его во епископа, так и по интронизации на престол Великой Российской Церкви".

Митрополит Илия вручил от имени Антиохийского Патриарха Александра Святейшему Алексию орден святых апостолов Петра и Павла первой степени.

Затем Митрополиту были преподнесены иконы, которые принесли ему в дар прихожане собора. Зная благоговейную любовь Митрополита к Божией Матери, и зная, что православное население Ливана нуждается во святых иконах, русские люди с радостью приносили их Митрополиту. За все пребывание Владыки Митрополита в нашей стране ему было преподнесено  очень много ценных икон. В  каждом храме, который он посетил, ему и его спутнику вручались в дорогих ризах святые иконы, главным образом Божией Матери".

Священник Михаил Зернов, составлявший этот отчёт для "Журнала Московской патриархии", предвидел, очевидно, мои непосильные труды по отсеиванию плевел, и преподнёс отборные зёрна прямо на блюдечке. Спасибо, дорогой батюшка!

В Богоявленском Елоховском соборе находится чтимый  список  Чудотворного Казанского образа Богоматери. На съёмку в храме выезжали в сумеречное ненастье. Но осветительные приборы там не понадобились. По иконе  неожиданно побежали переливы светотени. Майское солнце пробилось сквозь разорвавшиеся тучи, а мы оказались в нужном месте в нужный час. Нечаянная радость длилась те несколько минут, в течение которых  в благоприятный день солнечные лучи в Елоховском соборе прямо попадают на икону Казанской Божией Матери. Вместе с нами радовались и храмовые  работники, которым мы нарушили было привычный уклад, и более не сердились. Свет Божией Матери творит чудеса.

Преклоним колена. Это тот самый Святой Образ, который ополченцы Козьма Минина вручили князю Димитрию Михайловичу Пожарскому. Народ поднялся на защиту святой веры и отечества, "дома Пресвятой Богородицы". Накануне сражения за Китай-город и Кремль православное воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости  перед Казанской. В ночь на 22 декабря / 4 ноября 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению явился  преподобный Сергий Радонежский и сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в  руках осаждающих, и Россия спасена".

Казанская икона была поставлена в Казанский собор на Красной площади, сооруженный князем в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение Москвы и России. После 1930 года, когда Казанский собор был закрыт, а затем и разрушен, Святой Образ перенесён в Богоявленский кафедральный собор.  

Символично, что именно икону Казанской Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий поднёс Митрополиту Гор Ливанских Илие Карам.

Общеизвестно, что и в Великую Отечественную войну Казанская икона Божией Матери хранила русскую землю: покров Богородицы был простёрт и над осаждённым Ленинградом, и над Москвой.

Доверимся "Журналу", нашему чуткому проводнику священнику
Михаилу Зернову.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру