Монастырь Осиос Лукас

Монастырь Осиос Лукас

Радость монаха и слава Греции

Снаружи храм выглядит как крестово-купольная постройка, рукава креста завышены по отношению к боковым компартиментам, над ними возвышается куб, переходящий в граненый барабан  с шестнадцатью окнами, увенчанный невысоким распластанным куполом. Облик храма определяет сочетание плинфы, белого камня, остатков сооружений античного Стерия (в нижней части), обилие мраморных вставок с рельефами (сцена терзания, процветшие кресты и т.п.), декорирующих сложные двойные и тройные аркады окон, окруженных поребриками.

При входе в нартекс, в люнете верхнего окна над порталом, на внешней западной стороне храма мы видим фреску "Успение св. Луки". Святой оставляет этот мир в окружении братии, а душу его принимают ангелы. Выше расположен круг, "символизирующий вечного Бога", с помощью которого преодолеваются духовные враги, которых символизируют восемь змей внутри круга29. В люнетах боковых окон первого яруса слева и справа от входа тоже были росписи, но они сильно руинированы.

Нартекс декорирован мозаиками и облицован цветным мрамором. Над входом в наос нас встречает строгий лик Пантократора на традиционном золотом фоне. Иисус представлен здесь как  человек крепкого и сильного телосложения (тип Христа-средовека), несмотря на аскетическую направленность монастыря.  На нем золотой хитон, ярко синий гиматий, с прекрасно проработанными драпировками. Каштановые волосы, розоватые блики на лице, хитоне, и  руках, сильная мускулистая шея, взгляд, направленный прямо в лицо входящему создают образ  не отрешенного от мира аскета, а Спасителя, устремленного к людям. Перед нами в крестовом своде центрального компартимента помещены Богородица в позе Оранты, Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил – основные персонажи Деисиса (Deisis).30 Напротив Христа расположены пять мучеников: Анемподист, Пегасий, Акиндин, Афтоний, и Элпидофор. С северной стороны в треугольниках крестового свода  изображены святые целители Косьма и Дамиан (образ Дамиана не сохранился), св. Кир и Иоанн.

Над  северным окном в люнете представлена сцена "Омовение ног".  В  данном случае вытянутая в линию иконографическая схема приспособлена для криволинейной поверхности31. По бокам две группы апостолов в белых гиматиях созерцают  действие, происходящее в центральной части сцены: Христос, склонившись, вытирает ногу апостола Петра,  лицо которого и жест руки передает его эмоциональное состояние, его душевное смятение от происходящего. Фигура Петра размещена в центре композиции, но среди белых одеяний апостолов синий гиматий Христа, стоящего слева,  сразу концентрирует на себе внимание.

Слева от Пантократора на восточной стене нартекса  в тимпане северного компартимента размещена сцена Распятия, в традиционной иконографии XI столетия. Центральная фигура Христа на кресте доминанта этой трехфигурной композиции, по масштабу также превосходит всех остальных, при этом огромный крест, несущий распятого Бога, возвышается над маленьким холмиком Голгофы, а Богоматерь и св. Иоанн парят на золотом фоне.  Внутри Голгофы схематически обозначен череп Адама, на который проливается кровь из ран  Спасителя. Напротив Распятия, на западной стене – святые Ирина, Екатерина, Варвара, Евфимия, Марина и Юлиана. Образы  в треугольниках крестового свода южной части нефа не сохранились.

Справа от Пантократора в тимпане южного компартимента нартекса на восточной стене представлено "Воскрешение или Сошествие Христа во Ад", когда Христос во время своего трехдневного погребения, "попирая основы ада", выводит оттуда  Адама и Еву - прародителей  рода человеческого.  Христос в развивающемся белом гиматии, который простирается над фигурами Адама и Евы, держит за кисть руку Адама и вытаскивает его саркофага. За спиной Адама уже стоит Ева в прекрасном розовом плаще. Двери ада сломаны и лежат под ногами Христа, вместе с огромными ключами, замком и прочими деталями. Слева за этой сценой наблюдают два персонажа царского достоинства, которых обычно идентифицируют как Давида и  Соломона. Эта композиция обладает особым эмоциональным воздействием, усиливающимся за счет динамичных драпировок и напряженной энергичности фигуры Христа,  волевая динамика которой контрастирует с расслабленной фигурой белобородого старца-Адама. Разрушение Ада знаменует начало новой эры и воплощает идею Спасения, а излучающий волевую энергию образ Христа демонстрирует силу божественного присутсвия, для которой нет недоступных мест.

С южной стороны нартекса над окном  представлена сцена "Уверение Фомы". Композиция сцены трехчастная, в центре  "при дверях  запертых" для неверующих, стоит Христос, который сам есть "Дверь истинная". Он обнажает свою рану, демонстрируя ее Фоме, который вытягивает палец, не веря глазам своим. Ученики Христа с двух сторон опять созерцают эту сцену. Расположенная прямо напротив сцены "Омовения ног", она образует с ней смысловую взаимосвязь и перекликается по композиции.  При этом Христос не просто присутствует среди учеников своих в едином с ними пространстве, как это представлено в сцене омовения ног, когда Он жил среди людей. Его человеческая жизнь прожита, и Он предстает перед апостолами иначе. Он с ними и Он уже отделен от них. За его спиной – Дверь, о которой говорит Евангелие от Иоанна (Иоанн 10:9): "Я есмь Дверь: кто войдет Мною, тот спасется…". Рамка портала образует своеобразную границу вокруг фигуры Христа, который теперь уже находится в самом центре композиции. Благодаря возможностям, предоставленным криволинейной поверхностью, лики апостолов максимально повернуты к  зрителю, что, однако, не мешает им взаимодействовать друг с другом.

Справа от сцены "Уверение Фомы", напротив "Сошествия во Ад" в тимпане западной стены южного компартимента размещены фронтально вокруг креста император Константин и его мать Елена, и в медальонах  мученицы Фекла, Агафа, Анастасия, Феврония и Евгения. В арке, обрамляющей "Неверие Фомы", апостолы Фома и Филипп изображены  в полный рост, а между ними Варфоломей в медальоне. В арке, обрамляющей "Омовение ног" размещены Матфей и Лука по бокам в полный рост и между ними – Симон в медальоне. В арке, обрамляющей центральный компартимент нартекса справа изображены Павел, Иаков и Иоанн Евангелист, а слева – Петр, Марк и Андрей.

Храмовая  декорация кафоликона отличается особой строгостью и иконографической четкостью, но при этом игра света по цветным поверхностям мраморных полов и карнизов, по сияющим поверхностям мозаик на золотом фоне, создает ощущение невесомости и неземной красоты. Отто Демус отмечает, что из всех сохранившихся памятников иконографическая система Осиос Лукас - самая строгая. "Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад-восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси. Подобным же образом дополняют друг друга мозаики двух пониженных капелл (рукавов трансепта): декорация каждой из них состоит из изображения Христа, двух поклоняющихся ангелов и святого в медальонах свода, полуфигуры Богоматери с младенцем в восточном люнете, фигуры местночтимого святого в западном люнете и трех медальонов со святыми на обеих арках - северной и южной. Обе фигуры Богоматери обращены к центру храма, однако, поскольку Богоматерь одновременно должна смотреть и на Богомладенца, в северном рукаве трансепта она держит его на левой руке, а в южном - на правой"32. На сводах нижней капеллы северного рукава креста рядом с Христом изображен Иаков, брат Господень, которого по обычаю считали первым епископом Иерусалимским. С противоположной стороны в симметричной капелле рядом с образом Христа Пантократора изображен Захария. О. Демус видит в присутствии Иакова акцент на роли Христа, как основателя христианской Церкви, а в присутствии Захарии акцент на роли Христа как завершителя ветхозаветной эпохи. Таким образом северная и южная капеллы  представляют конец иудейской Церкви и начало Церкви христианской. "Мозаики этих капелл, художественные особенности которых различаются в соответствии с разницей в освещении, - всего лишь небольшая деталь развитой декоративной программы, но даже эта деталь показывает, насколько замысловато, упорядоченно и грандиозно целое. Некоторые особенности этой схемы, по всей видимости, уходят корнями в ранневизантийскую эпоху и для XI в. кажутся безусловно архаичными. Среди этих деталей - ветхозаветные сцены (первоначально их было четыре) в боковых капеллах алтаря, две из которых - "Даниил во рву львином" и "Три отрока в пещи огненной" - сохранились в люнетах южной капеллы33". Обе эти сцены символизируют Спасение, которое ознаменовалось Воскресением Христа. Тема Воскресения представлена в южном компартименте нартекса в сцене "Сошествие Христа во Ад".  В связи с этим Отто Демус высказывает предположение, что, соответствующие сцены в северной капелле алтаря (не сохранились) должны быть связаны со сценой  Распятия, представленной в северном компартименте нартекса. Он предполагает, что это могли быть композиции, связанные с Мелхиседеком и Авраамом, чьи жертвоприношения осмыслялись как прототипы жертвы Христа. Таким образом, создавалась бы система параллелизмов, которые сопоставляли бы новозаветные "Распятие" и " Сошествие во Ад" в западном конце храма, то есть в нартексе, с их ветхозаветными прообразами в восточном конце, то есть в алтаре. "В других ансамблях XI в. на перекличку Ветхого и Нового Заветов указывали лишь одиночные фигуры и изображения в медальонах"34. Важной особенностью  иконографической программы Осиос Лукас является  ее "монашеский, местный и провинциальный характер, заметный по большому числу изображений святых монахов, в особенности чтимых местно. Образы таких святых, как Лука Стириот (патрональный святой храма), Лука Гурникиот, Никон Метаноит и другие, занимают видные места, которые в других памятниках обычно отводились отцам Церкви". Это обстоятельство, по мнению Отто Демуса, напоминает о том, что, хотя монастырь и является  памятником, построенным по заказу императора, тем не менее, он "остался весьма удаленной от городских центров сельской обителью". Это отразилось на стиле мозаик монастыря, пропитанных духом монашеской суровости, их строгом колорите, а также обусловило появление столь большой "агиографической галереи". Однако в целом иконографическая программа кафоликона демонстрирует строго продуманную систему декорации и следует за формулой, которая начала активно формироваться в константинопольских храмах после долгих лет иконоборчества.35 При этом преобладание индивидуальных фигур соответствует  тексту проповеди, написанной Императором Львом VI (886-912) для освящения церкви Kauleas.

Анализируя  систему мозаичной декорации кафоликона Осиос Лукас, Отто Демус связывает композиции сцен и некоторые особенности размещения образов с влиянием литургического фактора на ее создание: "Среди художественных приемов, использование которых способствовало созданию впечатления единства комплекса, преобладают приемы, связанные с соображениями литургического характера. Это, например, такое расположение композиций, при котором главные фигуры приведены в строгое соответствие с литургическими осями храма, или размещение фигур основных действующих лиц сцены на главной (восточной или западной) половине треугольных ниш тромпов, и т.д. Кроме того, мастера прекрасно знали о возможностях отрицательной перспективы и "образотворческих" способностях выгнутых участков стен"36. В сравнении с мозаиками нартекса  мозаики наоса (основного тела храма) выглядят несколько жесткими и суровыми. Стиль мозаик нартекса отличается  большей гибкостью и утонченностью. Фигуры апостолов с помощью легких поворотов образуют единые группы в композициях мозаик малых апсид (полукруглых ниш в северном и южном торцах нартекса, композиции сбалансированы. Кроме того, весьма разнообразными стали орнаментальные обрамления, что привело и к обогащению цветовой гаммы… "Колорит мозаик нартекса Осиос Лукас более гармоничен, чем колорит мозаик наоса, хотя он и не утрачивает своеобразного сурового достоинства, которое, судя по всему было отличительной чертой стиля раннего XI  века".37

Самые важные, согласно иерархическому принципу,  мозаики купола кафоликона были разрушены землетрясением 1593 года,  и принято считать, что на их месте находятся фрески с теми же сюжетами. В центре изображение Христа Пантократора,  ниже  Богородица, Иоанн Креститель, архангелы Гавриил, Рафаил, Михаил и Уриил, а между окнами – 16 пророков (фрески 17 века). "Небо небес" завершается карнизом, а далее в нишах тромпов располагались четыре евангельские сцены начала земной жизни Христа: Благовещение (не сохранилось), Рождество, Крещение и Сретение. Крещение и Сретение уравновешенны и композиционно не перегружены, главные  персонажи выдвинуты к центру. В Крещении  обнаженного Иисуса покрывают воды Иордана, персонификация которого изумленно смотрит на крест, воодруженный на постамент в самом углу тромпа, сверху над головой Иисуса видна десница Бога –Отца, указывающая перстом на Спасителя и Голубь Св. Духа, спускающийся в луче Света,  который  нисходит от Отца к Сыну. Таким образом, мы наблюдаем здесь своего рода изображение Троицы, выстроенное по вертикали. Сцена Рождества довольно насыщенна персонажами, так как здесь одновременно представлены еще и Поклонение Волхвов и  Купание Младенца. В виме над алтарем помещается изображение "Пятидесятницы" - "Нисхождения св. Духа на апостолов", которое, к сожалению, сильно повреждено.  В центре купола в синем медальоне изображен "престол уготованный" с Евангелием и голубем св. Духа, от медальона исходят 12 лучей с язычками пламени,  нисходящими на апостолов. Сильно повреждены четыре апостола, и группы, представляющие "Племена" и "Языки". В центральной апсиде алтаря на  фоне "бескрайнего золотого Неба" на престоле сидит Богородица с младенцем Христом на коленях, ниже в люнетах окон – Деисис: в центре – Иисус, а в боковых окнах – Богородица и Иоанн Креститель. Ниже в небольших полусферических поверхностях в четырех полунишах изображены Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай из Мирры и Григорий Чудотворец. В диаконнике сохранились композиции "Даниил во рву львином" и "Отроки в пещи огненной". Справа перед диаконником в нише можно видеть изображения Григория  Чудотворца, Дионисия Ареопагита и ряда других святых. Изображение самого св. Луки Стириота (Осиос Лукас) можно видеть в люнете западной стены северного рукава креста. В юго-западном компартименте сохранились фрески: в нише – Одигитрия, сверху – Небо, Крест и Десница Господня, Встреча Христа с Иоанном Крестителем, десять святых в медальонах и семь в полный рост. В северо-западной часовне  представлены Вседержитель на низком куполе, Преображение на восточной стене, Распятие на южной, Вознесение  Пророка Ильи на западной, а ниже Христос в образе Эммануила, архангелы Михаил и Гавриил и  20 святых в медальонах или в полный рост, среди которых можно видеть и изображение св. Луки. Некоторые фрески сохранились в северо-восточной часовне, соединяющей обе церкви. Здесь проходили больные и желающие поклониться раке с останками св. Луки, находящейся под киворием. В западной части этого помещения изображены: Богородица с младенцем (Одигитрия), Св.Кириак, Николай, Двое святых (Косма и Дамиан?) и св. Лука над ракой. На южной стене представлена сцена: настоятель монастыря Филофей, построивший кафоликон, преподносит его св. Луке. Программа фресковой живописи кафоликона подверглась добавлениям и реставрациям в 1820 году38. Археологическая служба многие годы ведет работы по их консервации и сохранению с 1938 года до настоящего времени39.

Под  кафоликоном находится крипта, которая была местом первоначального захоронения Святого, а потом стала фундаментом  кафоликона. Она представляет из себя крестообразное помещение с четырмя угловыми    компартиментами и мраморным иконостасом.

Крипта расписана фресками, представляющими ряд евангельских сцен, 12 апостолов, 28 святых на сводах, групповую композицию слева от входа  (монахи с настоятелем Филофеем), два изображения Христа в медальонах, и два изображения св. Луки.  На входной арке справа представлена композиция: справа св. Лука, держащий в левой руке свиток, с уставными положениями монастыря, благословляет монахов правой рукой, в центре – благословляющий Христос, а слева группа монахов. Трое на переднем плане – настоятель Филофей,  и его товарищи по подвижничеству Афанасий и Феодосий. М. Шатзидакис  (M.Chatzidakis) указывает, что существует текст Acolouthia (Servis) для  Anacomidi, согласно которому большую роль в строительстве нового кафоликона и переносе реликвий св. Луки из крипты в верхний храм сыграл именно настоятель Филофей. В северо-восточной часовне кафоликона сохранилась фреска с его изображением, где он как донатор-основатель преподносит храм святому Луке. "Фрески крипты современны мозаикам кафоликона или созданы несколько лет спустя, после 1011 года".40 Напротив входа (с юга) в северной части крипты размещается саркофаг св. Луки. В апсиде размещен Деисис, в люнетах на стенах – Тайная вечеря, и  Омовение ног,  в треугольниках свода – апостолы Фома, Филипп, Симон, и Иаков. На стенных люнетах угловых компартиментов размещены Уверение Фомы, Въезд в Иерусалим, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Жены - мироносицы  у Гроба Господня и Успение Богородицы.                             

Монастырь Осиос Лукас  старейший и  самый большой из трех  монументальтных памятников византийского искусства ХI века,  в число которых входят также монастырь Неа Мони на острове Хиос, и монастырь Дафни недалеко от Афин. Его декоративное оформление демонстрирует нам  сочетание фронтальных изображений и повествовательных сцен в  четко продуманной, сложной иконографической программе, в которой нет ничего случайного, высокий  уровень константинопольского искусства, строгий монашеский стиль мозаик и росписей, но кроме всего этого, кроме той удивительной рукотворной красоты, которая все-таки уцелела здесь и доступна для обозрения и изучения, это место позволяет прочувствовать на себе воздействие  его особой, концентрированной благости, берет под свою защиту и покровительство каждого, сюда входящего. Его крепкие стены не раз защищали прежде своих гостей и насельников от врагов физических и духовных, и ныне обитель живет, хранит накопленную за тысячелетия монашеского подвига духовную силу, веру, любовь и надежду, и щедро делится своим богатством с каждым, вступившим под его сень.

Ссылки:

1. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды, Санкт-Петербург, 2004
2. Thymios D. Dalkas  Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003 (Далее Thymios D. Dalkas …2003)
3. Почти все народы использовали голодание как метод очищения души и способ приближения к Богу.
Афиняне постились в течение Элевсинских мистерий, лакедемоняне перед  ответственными военными операциями, жрецы Аполлона перед обращением к оракулу,  жрецы Зевса на Крите в течение всей жизни.
4. Thymios D. Dalkas …2003, с.14
5. G. Kremos "Φωkika", v.1, Athens, 1874, v.2, v.3,  1880.
6. После  многочисленных изысканий профессор афинского университета N. Veis  в своей работе  "΅Ελληυikα", 1928, v. A, p.337-370, представил свои выводы, что св.Лука был рожден  летом  896 года, а умер точно 7 февраля 953.
7. Географические названия мест пребывания св. Луки приводятся по работе Thymios D. Dalkas …2003, который основывается на данных приведенных в  Ch.Zonas, Βίος και Πολιτεία του οσίου Λουκά,Athens, 1935.
8. Chatzidakis M. Byzantine art in Greece, Mosaics – Wall Paintings, Athens,1997,р.10. (Далее Chatzidakis M., 1997)
9. Есть точка зрения, что первоначальная церковь св. Варвары не существует сегодня. Кремос предполагает, что церковь, которая  существует сегодня – перестроена, другие считают, что это - церковь,  ныне посвященная Богоматери.
10. Ch.Zonas, Βίος και Πολιτεία του οσίου Λουκά, Athens, 1935,p.54,a.
11. Там же, р.50,b
12. G.Kremos "Φωkika",Athens, v.I,1874, р.14.; Thymios D. Dalkas …2003, с.53
13. Там же…
14. Там же.
15. G.Kremos "Φωkika", Athens, v.I,1874, р.19; Thymios D. Dalkas, 2003, с.54.
16. Thymios D. Dalkas …2003, с.61.
17. G.Kremos "Φωkika", Athens, 1874, v.I, p. 20; v.II, p. 235.
18. G.Kremos "Φωkika"… v.II, p.40, цит. по Thymios D. Dalkas …2003, р.69.
19. Thymios D. Dalkas…, 2003, р.70.
20. Там же… р.71.
21. Там же… р.79.
22. Там же…р.81.
23. Лазаридис П. Монастырь Блаженного Луки, Афины, с 1957 г. (Далее Лазаридис П. Монастырь Блаженного Луки…)
24. Chatzidakis M., 1997, р.15. Профессор Chatzidakis датирует эту фреску второй половиной 10 века.
25. Там же, р.9.
26. Там же, р.13.
27. Там же
28. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и  средний периоды, Санкт-Петербург,2004
29. Thymios D. Dalkas …2003,р.111, n.1.
30. Архангелы  в треугольниках свода на ¾ повернуты к  Пантократору. 
31. Chatzidakis M., 1997,р.25.
32. Отто Демус "Мозаики византийских храмов", www.byzantium.ru.
33. Там же.
34. Там же.
35. Chatzidakis M., 1997,р19.
36. Отто Демус "Мозаики византийских храмов", www.byzantium.ru.
37. Там же.
38. Chatzidakis M., 1997,р.9.
39. Там же.
40. Лазаридис П. Монастырь Блаженного Луки…,р.27.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру