Могилевский вертеп
Описание Моглевского вертепа в записи Романова.
Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Быт белорусса. Вильна, 1912. С.73.
"Он имеет три этажа и между ними пустые промежутки, открытые сзади, для рук вертепщика, передвигающего здесь куклы. ...Верхний этаж украшен иконами Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя и изображением Крещения Господня. Здесь же привешен колокольчик.
Второй этаж представляет пещеру, где родился Христос. Здесь находится изображение Рождества Христова, с фигурами Марии, Иосифа и младенца в пеленах; ясли, корова, осел. Нижний этаж – дворец Ирода."
Могилевская звезда.
Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып.5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи. Витебск, 1891. С. 283-284.
Описание звезды в Могилеве.
"...от вертепного действа в Могилевской губернии уцелела сопутствовшая некогда вертепу звезда... Сначала делают лубочный цилиндр, открытый с обеих сторон и составляющий центр звезды; в боковую поверхность цилиндра вставляют "роги", т.е. лучи звезды, состоящие из четырех лучинок каждый, связанных свободными концами таким образом, что рог имеет форму четырехгранной пирамиды. Число рогов бывает от 6 до 18; чем больше их, тем звезда считается красивейшею... В таком виде звезда насаживается на "крючек", т.е. на деревянную ручку, 1,5 – 2 ар. длин., вверху с изогнутым железным наконечником,на котором прикреплен подсвечник. Наконечник продевается через узкую втулку в задней стороне лубка таким образом, чтобы подсвечник находился внутри звезды, и чтобы звезда имела возможность вращаться на неподвижном крючке. Бока цилиндра при этом по возможности вырезываются. Затем разрисовываются херувимы для рогов и "лицо" для центра звезды. Изображение херувимов состоит из головы и двух крыльев, и раскрашивается в различные цвета; на "лице" рисуется Рождество Христово, применительно к рисунку иконному. Обыкновенно на "лице" видны ясли, коричневого или черного цвета; поверх их зеленое сено, а на сене сповитый младенец; подле стоят на коленях две фигуры: одна с покрытою головою – Мария, другая с непокрытою – Иосиф. ...Вверху лица изобржается желтая звезда. Городские "звездари" рисуют кроме того, ангелов, пастырей, а также коров и ягнят. Разрисованною таким образом бумагою оклеивают все рога и отверстия в лубке, стараясь сохранить некоторую симметрию в расположении херувимов на рогах, и приклеивая лицо на стороне лубка, противоположной ручке. Наконец, бумага пропитывается постным маслом... и к концам привязываются пушистые бумажные кисти".(Звездарей впускают в избу. Хозяева зажигают во время их пения лампаду или свечку перед образами).
Могилевские звездари.
Описание выступления могилевских звездарей. С. 284 - 286.
Романов Е.Р. Белорусский сборник. вып. 5. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. Витебск, 1891.
Внося в дом специально сделанную по этому случаю звезду, поздравляющие исполняли песнопения из Богогласника, а также вертепный кант "Шедше трие цари ко Христу с дарами".
По окончании пения исполняется диалог двух "другов" следующего содержания:
"Первый друг: Нонешний высокоторжественный день велит нам посещать ближний ближнего. Ближний же есть нихто лругой, как всяк человек. имеющий в себе понятие о том торжестве, в котором торжествуют православные християне. И мы чувствуем в сердцах наших несказанную радость и осмеливши прити к вам. Вы же позвольте нам простреть изъясняющий глас величия Сына Божия /то есть, разъяснить, в чем состоит величие Сына Божия - Д.М./.
Второй друг: Можете.
Первый: Друг мой милый, а ты почто здесь так уныло стоишь,
Мне о новорожденном Христе ничего не говоришь?
Разве ты етому не известився,
Што Исус Христос в Вифлиеме иудейстем народився?
Второй: Да я давно етому известився,
Что Исус Христос в Вифлиеме иудейском народився;
Да што это цар Ирод помышляв,
Когда убить Его искав? /Здесь и далее глагольные формы оканчивающиеся на "в" - не деепричастия /.
Первый: Ён Его убить искав. -
Свойго земного царства не попускав.
Второй: Но што б ён Ему сотворив,
Когда б ён Его в свои руки зловив?
Первый: Ён хотев Его с свету стребить,
Штоб ему свое царство не попустить.
Второй: Напрасно ён сие помышляв,
Ибо Христос земного царства не искав;
Но искав небесных благ,
Штоб Ему не мог противица враг.
Первый: Но ён и воинов посылав;
Коло /около / Вифлиема четырнатцать тысяч младенцев избив,
Но все Онаго не сыскав,
А тольки матерь Вифлиемскую запечалив.
Матери от печали горки слезы проливали,
О камни главы пробивали,
По вулицам Вифлиемским свою кровь проливали,
А царь Ирод от ярости сертца сам себе истребив.
Второй: Друг мой, я хочу еще о сем знать?
Первый: Изволь мне тойчас сказать.
Второй: Для чего Бог сходив з неба?
Первый: Для того Бог сходив с неба,
Штоб привесть род человеческий к християнству
И избавить его от первородного греха.
Второй: Друг мой, я хочу еще о сем знать?
Первый: Изволь мне тойчас сказать.
Второй: Какая причина побудила Адама и Еву
Войти в такое плачевное и горестное положение?
Первый: Такая причина побудила Адама и Еву
Войти в такое плачевное и горестное положение,
Што Ева, бывши в раю, вкусила плода от запрещенного древа.
Но на то прельстив ее змей,
Который быв из усих змей лютей.
Но тогды и Ева сама себе проклинала,
Як путь до раю потеряля.
Сказано в древние годы.
За такие плоды и за цвет
И мы вам желаем много лет!"( Записано в городе Белице Могилевской губернии).
Текст драмы
I. Ирод.
Сцена I. Происходит в верхнем этаже. Здесь находятся фигуры Адама, Евы, двух ангелов и херувима с мечом, пономаря, диакона, священника.
Пономарь звонит в колокольчик и своей горящей свечой зажигает свечи, стоящие пред образами. Cвященник и диакон входят и кадят пред образами.
Хор поет тропарь: "Рождество Твое, Христе Боже наш". По окончании тропаря, входят два ангела. Ангел поет кондак: "Дева днесь" .
Сцена II. Когда окончится пение кондака, входят Адам и Ева. Их гонит херувим с мечом. Адам и Ева плачут.
Хор поет: Вопль бысть пресильный в предрайской стране:
Плакался Адам, из раю изгнанный:
"Ой раю ж, мой раю, слишная украина ,
Ой, бедная ж моя без тебе година !
Ой, жена ж моя, што ты мне сделала:
Ты мя властнаго из раю прогнала!"
Пономарь тушит свечи.
Сцена III. Происходит в нижнем этаже. Входит царь Ирод. Фигура его деревянная с отрезанной головой, которая слегка приклеена к плечам и ниточкой привязана. Войдя, он садится на трон.
Ирод. Што я слышу во царствии своем ныне,
В Вифлеемском граде, о новорожденном Чаде?
А призову я к себе трех царей
И спрошу у них каких вещей!
Входят три цари.
Хор. Шедше трие цари ко Христу с дарами;
Ирод же проклятый, иде же йдут , их спросил.
Цари кланяются:
Почто ты нам, царь державный,
Велел прити под твой указ явный?
Ирод. Потому я вам велел прити, -
Бытто какая дева днесь сына царя родила,
Я в ушах слух мев и потому посылаю:
Идите и разведайте, и аз поклонюся ему!
Цари пошли и идут на второй этаж, в пещеру.
Хор. Зашли в страны свое
Ко Христу славословить.
Цари, кланяются:
Новорожденный царю , прими наши дары!
Мы, трие цари, приносим ко Христу дары.
Ангел, входит:
Царие-друзие, куда вы мыслите ити?
Ко Ироду не идите, но инным путем идите!
Цари. Благодарим тебе, ангелу ,
Што нам показал путешествия страны!
Хор. Ангел к ним являет, на путь наставляет:
Ко Ироду не идите, но иным путем идите!
Сцена IV. Происходит во втором этаже. Идет "скиния": Дева Мария на осле, Иосиф ведет осла, за плечами у него мешок.
Хор. Скиния всезлатая,
Ковчег завета,
Видящи днесь Мария
Сына повита !
Радуйся, Марiя,
Радуйся, Приснодева,
О нетленном
Рождестве Твоем!
Слава Богу во вышнему ,
Ангелы гласят ,
Слава силе Твоей,
Дары приносять.
Радуйся, Мария и т.д.
Звезда ясна сияет,
Ему служаща,
Три цари приходять,
Дары носяща.
Радуйся, Мария и т.д.
Пастух и пастушка с ягненком под мышкой входят в пещеру и кланяются пред яслями.
Хор. Пастушка с ягнятком
Перед тым же Дитятком
На колени упадают,
Христа величают.
Царь Давид идет с гуслями в руках.
Хор. Давыд, мужу дивный,
Выгрываеть игры ,
Во все струны ударяеть,
Христа прославляеть!
Сцена V. Происходит в нижнем этаже. Ирод, садится на трон:
Што я слышу в царствии своем ныне,
В Вифлеемском граде
О новорожденном Чаде?
Призову я к себе воина,
Дабы Он не мог меня губить,
Или более раздражнить !
Воине мой милый,
Воине любезный,
Стань передо мною!
Воин, прибегает с саблей в руке:
Господин мой царь!
Твоя вера - моя вера
Вероятно стала?
Ирод. Воине мой милый,
Воине любезный!
Иди во град Вифлеем
И избей там младенцев
От двою лет и нижае!
Воин с саблей уходит. Является другой воин с пикой и ведет Рахиль со отрочатем.
Воин. Господин мой царь!
Я привел к тебе Рахилю
И с малым отрочем:
Или велишь убить,
Или живаго на свет пустить?
Ирод. Я тебе царских словес
Никогда не переменю!
Возьми отроча, убей!
Воин берет дитя на пику.
Рахиль. Скликнула мати
По своем дитяти:
Ах, уби ж меня!
В сие время,
Пусть умру скоро!
Плачет и кланяется.
Хор. Не рыдай по чаде,
Вознесут во аде
Твой венец преславный,
От Христа изданный ,
С небес херувимы,
Еще серафимы,
Мученикам честь и слава
На веки веков.
Воин и Рахиль пошли.
Страница
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |
1
2
|
След. |
Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru