Раннехристианское искусство. Подземные церкви Рима

Определение понятия "программа росписи храма"

Искусствоведческий термин "программа росписи" в широком смысле обозначает стройный ансамбль изображений, предназначенный для украшения интерьера или его части. В церковном искусстве стройность или внутренняя обусловленность такого сочетания определяется каноном. Можно даже сказать, что канонические требования к составу и взаиморасположению  церковных изображений, воплощенные в конкретном памятнике, являются программой росписи этого памятника в широком смысле слова. Именно в таком значении данный термин употребляется в трудах О. Демуса, В.Н. Лазарева и др.1

В узком смысле слова под программой храмовой декорации можно подразумевать стройную иерархию изображений, не только обусловленную каноном, но подчиненную одной или нескольким, взаимно дополняющим друг друга, богословским, нравственно-дидактическим или социально-философским идеям. При этом канон регламентирует не только состав цикла и его топографию в интерьере церкви, но определяет также способ организации каждого изображения с точки зрения возможных вариантов традиционной композиции.

Итак, канон монументальной церковной живописи можно понимать как собрание правил: 1) составления традиционного набора наиболее часто встречающихся важнейших и второстепенных сюжетов; 2) порядка расположения священных сюжетов и лиц в пространстве церкви; 3) выбора опорных иконографических формул для того или иного сюжета. Собрание общих канонических установлений менялось от одной эпохи к другой. В свою очередь, памятники или их группы, принадлежащие одной эпохе, также отличаются друг от друга. Отличие связано с вариациями, которым подвергаются канонические нормы в каждом отдельном случае под действием конкретных богословских идей, положенных в основу смыслообразующей доминанты живописного ансамбля. Итак, в понятие программы росписи входит два уровня. Первый – наиболее общий, связанный с понятием художественного канона той или иной эпохи; второй – более частный, определяемый конкретными идеями заказчиков и устроителей.

Говоря о системе росписей раннехристианских церквей, применять термин "программа росписей" можно лишь относительно. Для храмов доиконоборческого периода (II–VII вв.)2 более уместно говорить о традиционном составе священных изображений, обусловленном ранними комментариями на Св. Писание и Литургию.

Подземные церкви Рима.

Обратимся к росписям катакомбных крипт и базилик первых веков. На их примере можно убедиться, что несмотря на определенную традицию храмовой декорации, программа росписи здесь еще не сложилась вполне. Существенной особенностью ранней живописи является то, что храм не воспринимается как нечто цельное, существующее вне времени и пространства, но именно как пространство с неравнозначными частями.

Римские катакомбы первых веков христианства представляют собой колоссальные подземные некрополи с большим количеством малых и более обширных храмов (соответственно – крипт и капелл,) (Покровский 1894: 11?13). Структура катакомб может быть представлена в виде сети коридоров, прорубленных в твердых подземных породах, на которую нанизаны помещения разных типов. Названные помещения перемежаются с комнатами-кубикулами – компактными местами захоронений.3 Подземные помещения могли находиться в нескольких пространственных уровнях и соединяться между собою лестницами. Склепы помещались в продолговатых прямоугольных нишах, именуемых "локусами" или "локулами" и напоминающих полки. Каждое захоронение закрывалось плитой и снаружи расписывалось. Погребения мучеников располагались в саркофагах, которые могли быть местом совершения евхаристии, то есть служили престолом во время Литургии. Раннехристианский храм и гробница были взаимосвязаны столь тесно, что рассматривать храмовую роспись вне живописи гробниц невозможно. Символика этой живописи, набор традиционных сюжетов в катакомбах, практически один и тот же. Однако в отличие от погребальной кубикулы, в большинстве случаев, не предназначенной для богослужения, капелла или крипта имела больше сюжетов, связанных с таинствами Церкви (Крещение, Причащение).4 Кроме того, живописные композиции могли маркировать в пространстве церкви неравнозначные, с точки зрения символики, участки. Организация пространства посредством живописи, с целью придать ему символическую насыщенность, отличает раннехристианский храм от погребальной кубикулы, хотя твердой закономерности здесь, видимо, не существует. Это объясняется тем, что художественные принципы для украшения разных по функции помещений не были достаточно разработаны.

Художественный язык катакомбной живописи эклектичен в смысле стиля и метафоричен по своей сути. Стилистически живопись первых христиан зависит от античных источников, постепенно приобретая собственные оригинальные черты. Типы иносказательного языка здесь различаются в зависимости от пространства и объекта. Изображения-пиктограммы более характерны для могильных плит. Сюжетные композиции – для стен и потолков. Орнаментально-символические элементы – в большей степени для потолков. Изображения-пиктограммы – это упрощенные в смысле стиля и пластических свойств граффити или цветные композиции, которые органично включают в себя надпись, являясь ее частью, подобно ребусу. Иногда единичное изображение может восприниматься как надпись. Существенным свойством пиктограмм является то, что они не несут в себе самостоятельного художественно-эстетического значения. Пиктограмма сама по себе является особым типом словесно-изобразительного иносказания, но среди пиктограмм могут быть и символы. Классическими примерами изобразительных пиктограмм могут служить все группы изображений, включающих образы  корабля, рыбы и птицы и являющихся наиболее распространенными среди фигуративных изображений первых христиан. Взятые сами по себе и в сочетании друг с другом, они могут восприниматься как текст в зримых образах. Корабль с птицей, плывущий в сторону монограммы Христа, дословная передача традиционной надгробной надписи "spiritus tuus vixit in Christo"5 (Уваров 1908: 111, 160?161). Корабль здесь обозначает жизненный путь, птица – душу человека. Уместно также связывать корабль со значением спасительного ковчега Церкви. Голубь, клюющий виноградную кисть, символ души, причащающейся в раю небесных благ, и также – символ евхаристии. Такая пиктограмма соответствует надписи "in pace". Пребывание "в мире" – устойчивая словесная формула, говорящая об упокоении души в Царствии Небесном. Изображение рыбы как синонимическая замена монограммы имени Христа6 может входить в композиции, обладающие значением евхаристии. Так, образы рыбы, несущей корзину с пятью хлебами, украшают одну из могил в катакомбах Каллиста, напоминая не только о евангельском чуде преумножения хлебов и рыб, которое, как и явление Христа ученикам при море Тивериадском,7 понималось в евхаристическом значении (Красносельцев 1879: 168), но и соответственно, о таинстве евхаристии.  Крещальная символика также приемлема для толкования пиктограммы. В этой связи уместно привести высказывание Оптата Милевитского, сравнивающего крещальную купель с садком для рыбы: "Согласно нашим молитвам Он нисходит в купель и то, что прежде было водою, называется теперь piscin`ою, рыбьим садком по причине Рыбы, сделавшейся там присутствующею" (Красносельцев 1879: 162).  Изображение рыбы как символа Христа, Крещения и Причащения синонимично изображениям, связанным с последним райским упокоением души и может соответствовать надписи "spiritus tuus vixit in Christo (in pace)". Из слов Оптата Милевитского можно заключить, что рыба, как и птица, иногда изображала душу христианина. Например, рисунок на плите из Модены III в. имеет двойное значение: в смысле воспоминания о чуде преумножения хлебов и рыб и в смысле причащения души в раю (рыба вкушает от хлебов, подобно тому, как птица вкушает от виноградной кисти). В свете всего сказанного понятно, что несмотря на многоаспектность рассмотренных изображений-пиктограмм, их основное значение связано с пребыванием души в раю. Два основных момента, через которое это пребывание передается – это иносказания о Христе и о Таинствах. Изображение рыбы вполне справедливо было отнесено Н.В. Покровским в его классификации катакомбных образов к образам литургическим (Покровский, 1916). Можно сказать, что это символ, то есть то, чем запечатлено явление реальности Божественной жизни в опыте Церкви.

Сюжетные композиции также имеют два основных направления: представляют Таинства или Самого Христа. При этом, в отличие от пиктограмм, сюжетные композиции имеют не столько частное, сколько общеэкклесиологическое8 значение. Среди сюжетных композиций по средствам выражения можно выделить аллегорические и прообразовательные, по содержанию – ветхозаветные и новозаветные. Посредством аллегории изображается Христос в виде Доброго Пастыря и Орфея. Прообразовательные изображения представляют Христа под видом Ионы, пророка Даниила, Ноя, Исаака и Давида. Кратко говоря, аллегория отличается от прообраза тем, что ее значение задано в ней некоторыми внешними атрибутами. Иными словами, аллегория может быть объяснена сама из себя. Так, игра Орфея на кифаре, очаровывающая диких зверей, и пастушеская атрибутика Пастыря сами по себе являются знаками власти, которые могут быть истолкованы как власть Господа над человеческими душами. Прообраз может быть раскрыт только через текст Св. Писания. Так, пророк Даниил во рву львином уподобляется Христу, сошедшему во ад.

Среди наиболее распространенных сюжетов катакомбной живописи выделяются: источение воды из скалы Моисеем (символ крещения), воскрешение Лазаря (напоминание о Страшном суде и воскресении мертвых), история пророка Ионы – образ смерти и воскресения Христа,9 Тайная Вечеря.

Как сюжетные, так и пиктографические композиции могут быть использованы в декоративном убранстве катакомбной церкви.

Росписи потолков.

Рассмотрим традицию росписи потолков10 помещений подземного некрополя, а в их числе – и храмовых помещений. Способ украшения раннехристианских плафонов претерпевает ряд исторических изменений, однако в ходе эволюции сохраняет некоторые общие черты. Все потолки катакомб организованы как кольцевая розетка: орнаментальная (более ранний вариант) или сюжетная. Отдельные композиции или более существенные орнаментальные элементы заключены в отдельные поля, образованные цветными линиями (гирляндами) на белом фоне. Геометрический рисунок из цветных "лент" – красная и зеленоватая охра на белом фоне – особенности росписи античного интерьера, усвоенная раннехристианским искусством (Hutter 1971: 21). Важной традиционной особенностью всех композиций катакомбных плафонов является расположение в центре образа, знаменующего собой Христа.

Для потолков II нач. III в. характерно преимущественно орнаментальное решение. Среди элементов орнамента встречаются уже знакомые нам пиктографические символы: голубь, вкушающий от виноградной кисти или пьющий из потира и, как синонимический образ для изображения рая, – павлин.11 Данные образы уже не являются здесь пиктограммами в собственном смысле слова, так как существование их вне вербального текста сообщает им не только знаковую, но и эстетическую нагрузку. Растительный орнамент с птицами является метафорой рая, который в словесном иносказании текста молитвы описывается как ""место зеленое""12 (Уваров 1908: 154).

Часто в декоративном убранстве потолка можно видеть виноградные лозы, изображения которых понимается в евхаристическом контексте и связывается с одним из раннехристианских символов Христа – Дионисом. Дионис был избран в качестве иносказания о Спасителе потому, что, согласно античной мифологии, он был богом умирающим и воскресающим; богом, тело которого было растерзано на части, но вновь мистическим образом ожило. При этом виноградная лоза и вино воспринимались в древности как аллегория  этого божества. Первые христиане могли использовать ассоциации со знаковыми моделями античной культуры в своих целях. Это было необходимо для того, чтобы скрыть Таинственную сторону жизни Церкви от непосвещенных и избежать глумления и злоупотреблений с их стороны.13 Известно, что на дне сосудов, предназначенных для принятия Животворящих Таин,14 в первые века христианства можно было видеть надписи, дословно соответствующие вакхическим возгласам и связанные в сознании античного человека с дионисийскими культами: "pie zeses"  и др. (Уваров 1908: 35). Понятно, что слова "пей и живи" в христианском понимании связаны с принятием Христовых Таин, через которые дается вечная жизнь. Само же происхождение хлеба и вина как вещества Таинства Тела и Крови Христовых имеет ветхозаветную, а не античную основу.

Центральная часть самого раннего катакомбного плафона могла быть занята изображением путто с (пастушеским) жезлом в руке. Можно предположить, что последняя деталь является своеобразным намеком на личность Спасителя как Доброго Пастыря.

Добрый Пастырь является одним из самых распространенных образов катакомбной живописи. Его можно видеть в центре плафона вплоть до IV века, хотя наряду с ним приблизительно с третьего века, для заполнения центральной части потолка использовались другие иносказания о Христе – преимущественно ветхозаветные.

Наиболее ранние варианты росписей, однако, предполагают изображения крылатого гения или Доброго Пастыря в орнаментальном обрамлении.

В III и IV вв. происходит не только более активное использование образов Священного Писания в росписях, но начинает претерпевать изменение сама структура плафона. Орнамент постепенно утрачивает самодостаточное значение и начинает служить в роли ритмических пауз между изображениями с человеческими фигурами. Последние постепенно распространяются не только на центральную часть потолка, но и по периметру "розетки". При этом все сюжетные композиции потолка рассказывают о Христе. Среди них можно встретить Даниила во рву львином, Иону и даже пророка Давида с пращой, вышедшего на бой с Голиафом. Последнее изображение показывает Христа как Победителя ада. В декоративном убранстве потолка сер. IV в. в катакомбах Домитиллы в центре можно видеть Христа с предстоящими (как бы образ Второго пришествия и Страшного суда). По периметру расположены композиции, связанные как с изображением Спасителя, так и с символикой Таинств Церкви, сопровождающими христианина с рождения до могилы. Источение воды Моисеем (иносказание о Крещении), Ной в ковчеге (символ нахождения в спасительном ковчеге Церкви), Три отрока в пещи огненной (символ крещения Духом Святым, образ Боговоплощения и страдания Спасителя)15 и Жертвоприношение Авраама (напоминание о добровольной Жертве Христа). Две последние композиции связаны с темой искупительной Жертвы. Сцена преумножения хлебов говорит о Таинстве Причащения, а значит – если судить по традиционной парадигме значений, сопутствующей этой теме в катакомбах, – о жизни спасенной души в раю.

Иногда христологическая символика ветхозаветных образов плафона подчеркивается иконографией. В плафоне III в. из катакомб Домитиллы образ Ноя в ковчеге окружен своеобразной мандорлой прямоугольной формы. Одновременно эта фигура может восприниматься как абрис крышки ковчега, который в раннехристианском искусстве изображался в виде прямоугольного ящика. Однако точно такая же прямоугольная форма с вогнутыми сторонами сопровождает в катакомбной живописи прямое изображение Христа в окружении Его учеников. В последнем случае "мандорла" за спиной Спасителя подчеркивает Его божественное достоинство.

Другим примером иконографии, раскрывающим символический подтекст образа, является потолок с историей Ионы в катакомбах Каллиста. Здесь одно из центральных мест занимает композиция "Пророк Иона под тыквой".16 Побеги "тыквы" представлены здесь как виноградные лозы, а расположившийся под ними Иона может быть уподоблен агнцу, лежащему на жертвеннике. Наличие здесь винограда, с одной стороны, привносит в содержание живописи жертвенную, евхаристическую символику; с другой стороны, изображение растений как символа рая дает возможность понимать роспись потолка как рассказ об истории Искупления.

В период с IV по VII вв. описанная система плафонных росписей продолжала существовать. При этом с IV века, после воцарения Константина Великого – первого императора христианина – стало возможным изображать Христа непосредственно, не прибегая к иносказанию (Покровский 1894: 58). В связи с этим, в росписях потолков появляется ряд новых сюжетов, среди которых можно выделить Тайную Вечерю и Христа в окружении апостолов или святых. Копозиции последнего типа имеют эсхатологическую17 семантику, иллюстрируя слова Спасителя, сказанные апостолам о конце времен: "Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых" (Мф. 19: 28).

Существенное изменение в организации живописного пространства потолка раннехристианской крипты (капеллы) связано с разрушением концентрической логики композиции, которая с исчезновением орнаментальных дополнений росписи, сменяется многоярусным (чаще двухъярусным) построением. Изображение Христа в мужественном типе, что характерно для сложившейся иконографии Спасителя II пол. IV?VI вв., в отличие от раннего – моложавого типа (до сер. IV в.) (Покровский 1894: 56-57) в окружении апостолов и святых, составляет верхний ярус росписи кон. IV – нач. V в. в Катакомбах Петра и Марцеллина. В нижнем ярусе можно видеть райские реки с мистическим Агнцем, который до Трулльского собора18 наряду с монограммой имени Христа мог заменять образ Спасителя.

Подводя итоги плафонным росписям катакомб, необходимо сделать некоторые выводы относительно содержания этих росписей. Обращает на себя внимание однонаправленность тематики живописи потолков, которая концентрируется, в основном, на личности Христа. Дополнительным оттенком значения является здесь образ рая, либо в собственном смысле, либо как метафора Христа или Его Таинств ("Иона под тыквой"). Заметив эту особенность, закономерно сделать вывод об иерархическом разграничении сюжетов храмовых росписей катакомб. Высшая с точки зрения пространства часть церкви посвящена Самому Господу и раю. Росписи стен чаще связаны с изображением таинств, то есть жизни Церкви, которая иерархически подчинена Христу, являющемуся ее Главой.

 

Образ Церкви и живописное убранство стен

В катакомбных росписях образу Церкви уделено особое внимание. Здесь многократно встречается фигура Оранты-Церкви, которая иногда может связываться с образом Богоматери. Существенной особенностью является то, что Орант(а) (женская или мужская фигура с воздетыми руками) могла украшать, в основном, стены, хотя не исключалась возможность ее нахождения среди композиций плафона. Ее промежуточное положение в иерархии росписей может быть охарактеризовано как второе место после Христа и более высшее расположение по отношению к сюжетам, не связанным с Тайной Вечерей.

Образ Богоматери в раннехристианских росписях зачастую мог одновременно являться аллегорией Церкви на основании книги "Песни Песней" Царя Соломона, где упоминание о Женихе и Невесте истолковывалось в смысле Господа и Его Церкви. Подобно Христу, Богоматерь могла изображаться как в собственном виде (сцена поклонения волхвов, Богоматерь Оранта), так и в виде ветхозаветных пророчеств о Ней. Например, в росписях II века катакомб Прискиллы можно видеть иллюстрацию слов пророка Исайи "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог" (Ис. 7: 14). Известны случаи изображения Богородицы через абстрактный образ с символическим атрибутом. Например, среди росписей катакомб Прискиллы второй половины III века выделяется образ римлянки, кормящей грудью свое дитя (Wilpert 1903). Ничто здесь не говорит о достоинстве Пречистой Девы, кроме одного: молодая мать представлена здесь без головного убора, что указывает на ее девство.

"Поклонению волхвов" в катакомбных росписях может быть приписано евхаристическое значение, поскольку данная композиция могла изображаться непосредственно в алтарной нише19, как это видно на примере росписей перв. пол. 3 века в катакомбах Петра и Марцеллина. Евхаристическое толкование допускает понимание образа Богоматери как алтарного престола, на котором находится Сам Христос. Волхвы могут быть уподоблены священникам в алтаре.

Алтарные росписи

Обратимся к алтарным росписям катакомбной Церкви. Над гробницами подземных кубикул можно видеть полуциркульные ниши, пригодные для совершения богослужений. Росписи этих ниш предполагается рассмотреть ниже. Кроме Богородичных и экклесиологических изображений-аллегорий, здесь могли быть расположены сюжеты с преобладанием евхаристической семантики. Главные полуциркульные поля ниши могла занимать композиция Тайной вечери, Чуда преумножения хлебов или Брака в Кане Галилейской, символическая близость которых подчеркивается сходством иконографии. Несколько реже над престолом могла быть помещена роспись с той же иконографией, но с еще одним – третьим – значением: пир в Царствии Небесном. Примером может служить история страданий мученицы Вибии и ее загробного блаженства, представленная над ее гробницей. 

Личности Христа в росписях алтарных ниш уделяется особое внимание. Здесь можно видеть Его изображение с предстоящими апостолами. Христос как Добрый Пастырь реже появляется в алтаре, чем в плафоне. Однако известны случаи изображения части притчи о Добром Пастыре (овца и волки) под видом истории Сусанны (Wilpert 1903: табл. 251). Здесь невинная христианская душа агнец-Сусанна подвергается нападению волков-нечестивых старцев, которые символизируют лжеучителей. Тема стада и его пастыря оказывается одной из ключевых тем раннехристианского искусства. Начало 10 главы Евангелия от Иоанна (11?16), посвященные этой притче, имело большое значение для толкования раннехристианских живописных программ вплоть до 6 в.

Поверхности по сторонам ниши могли быть украшены такими композициями как "Воскрешение Лазаря" и "Источение воды Моисеем". В последнем случае скала символизирует краеугольный камень-Христа, вода – река Жизни, истекающая от ребр Спасителя. "Точащий краесекомый повелением Твоим, твердый ссаша камень Израильстии людие. Камень же Ты еси, Христе, и жизнь, на немже утвердися Церковь, зовущая: осанна, благословен еси Грядый" (3 ирмос Канона Недели Ваий, глас 4). "Живоначальная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя, и языки верно научая покланятися Царствию Твоему" ("Блаженни", глас 4, Великий Пяток на Утрени). Приведенные богослужебные тексты Страстной Седмицы дают возможность глубже понять значение образа реки Жизни и ее синонимов в изобразительном искусстве (четырех райских рек; Иордана; воды, источаемой из скалы и т.д.). Все эти образы в раннехристианской живописи имеют по преимуществу алтарную принадлежность. Для катакомбного искусства наибольшее распространение получила композиция с Моисеем. В храмовых мозаиках позднейшего времени этот сюжет практически не используется, хотя пророк и боговидец Моисей продолжает по традиции изображаться в алтаре (Сант Аполлинаре ин Классе, Сан Витале в Равенне). Как пишет Кирилл Александрийский "Детоводительство через премудрого Моисея прообразовало древним воспитание через закон, приводящий ко Христу… Он (то есть Христос) некоторым образом равен Моисею по человечеству и есть второй в домостроительстве" (Редин 1896: 140?141). Таким образом, в раннехристианский период сравнение Христа с Моисеем было одной из важных идей, показывающих преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Об этом же говорит первомученик Стефан в Деяниях Апостолов (гл. 7).  Композиция "Источение воды Моисеем" может быть истолкована в значении не только крещальном, но евхаристическом.

Подобна ей по смыслу композиция "Воскрешение Лазаря".20 Интересно, что даже иконографически они чрезвычайно похожи. "Воскрешение Лазаря" не только говорит о воскресении мертвых в конце времен и является прообразом Воскресения Спасителя, она связана с обновлением человека под действием крещения или причащения.

"Входные" композиции

Данная пара сюжетов, о которой говорилось выше, наиболее часто маркирует вход в помещениях катакомб. Однако несмотря на сходство изобразительного материала, композиции входа получают некоторые дополнительные смысловые оттенки. Если в росписях алтарных ниш главное внимание уделено евхаристической семантике, то в росписях входа – крещальной. Смысл катакомбной живописи всегда раскрывается из контекста, и каждая композиция имеет значение не сама по себе, а лишь по отношению к тем сюжетам, которые представлены рядом. Если рядом с "Источением воды" изображена "Тайная вечеря", – перед нами комплекс изображений, связанных с Литургией. У входа, как правило, сюжеты с Моисеем и Лазарем сопровождались исцелениями расслабленного и кровоточивой, что вводит в сферу толкования крещальную символику. Одно из евангельских исцелений расслабленных происходит у купели Вифезда, в которую сходил ангел, возмущая воду, и те, кто вступал в купель по возмущении воды, исцелялись (Ин. 5: 2?9). По сей день евангельское чтение о купели Вифезда используется в чине освящения воды. Таким образом исцеление расслабленного тесно связано с темой крещения (Покровский 1894: 53). Исцеление кровоточивой как вообще всякое исцеление Господом телесной немощи, может быть истолковано в значении и духовного исцеления и обновления, то есть  крещения. Смысл такого художественного предпочтения понятен: человек входит в Церковь посредством крещения, поэтому и вход в храм зачастую связан с этой темой.

Если рассматривать росписи церковных помещений в целом, можно отметить, что другие твердые закономерности для их украшения, кроме уже описанных (потолок, алтарная ниша, вход), трудно установить. Схемы, построенные при помощи описания Покровского, помогают представить систему росписей двух комнат катакомб Каллиста в целом (Покровский 1894: 51-53). Композиции с евхаристической семантикой расположены здесь ближе к алтарю, а крещальные – ко входу. Кроме этого, можно заметить, что изображения, связанные с темой корабля (символ жизненного пути христианина, его вступления в Церковь как  залога будущего воскресения) расположены слева от входа: история Ионы, кораблекрушение и орант (история путешествия апостола Павла). Справа можно видеть сюжеты, связанные со смертью и воскресением (фигура гробокопателя, "Воскрешение Лазаря"). В двух описанных помещениях, видимо, изображения следует читать по часовой стрелке: они охватывают события с момента духовного рождения человека до его воскресения на Страшном суде.

Для понимания традиционной схемы оформления сакрального пространства необходимо рассмотреть не только росписи храмов, но также декоративное убранство раннехристианских саркофагов. Саркофаги, украшенные скульптурой, в отличие от расписных плит катакомб, представляют собой завершенное художественное пространство. Интересно, что не только набор сюжетов, но и порядок их распределения напоминает в рельефах саркофагов порядок храмовой декорации. Саркофаги украшались двухъярусным или одноярусным фризом изображений, где верхний регистр или центр близок по семантике росписям алтаря или потолка раннехристианского храма. Так на саркофаге 315 г. из Ватиканского музея  справа от центра в верхнем фризе изображений можно видеть чудо в Кане и преумножение хлебов, то есть сюжеты, сопоставимые с росписями алтарной стены. В нижнем фризе этого же рельефа в центре находится образ пророка Даниила во рву львином. Та же иконография обычно использовалась в живописи потолков (центральный медальон) – плафон в катакомбах Люцины, II в. Традиционными композициями  для центральной части саркофагов оказываются различные изображения с участием Петра и Павла, такие, например, как "Traditio legis" /"Передача закона"/. Иногда логика развития художественного повествования подразумевает поступательное движение от одного края саркофага к другому. В этом случае "алтарные" сюжеты можно видеть с одной стороны (например, "Жертвоприношение Авраама" в (верхнем) левом поле), а "входные" - с противоположной ((нижнее) правое поле). Например, можно заметить, что "Источение Моисеем воды из скалы" почти всегда бывает помещено на периферии (крайний нижний или угловой участки).21 Такое положение данной композиции (в паре с "Исцелением кровоточивой") позволяет сопоставить ее с "входными" росписями, наделенными крещальной символикой.

Примечания:

1. Demus O. Dyzantine Mosaic Decoration. London, 1947. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.
2. В понятие "храма доиконоборческого периода" включаются ранние катакомбные памятники.
3. Захоронения находятся в катакомбах повсеместно: практически во всех помещениях, включая коридоры.
4. Здесь имеется в виду, что большинство сюжетов собственно храмовой росписи было связано с символикой таинств напрямую. В росписях гробниц та же самая крещальная и евхаристическая символика была важна не сама по себе, но как метафора рая.
5. "Дух твой живет во Христе" (лат).
6. Слово ?????  (рыба) – греч. – есть аббревиатура краткого исповедания христианской веры: "Иисус Христос – Божий Сын, Спаситель" (Уваров, 1908: 138; Красносельцев 1879: 161?163 и след.).
7. "После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. … когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! Есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. … Когда же вышли   на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. … Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: "кто Ты?", зная, что это Господь" (Ин. 21: 1?12).
8. То есть значение, связанное с Церковью.
9. "Как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (Лк. 11: 30).
10. Основным источником информации о росписях плафонов и других частей подземного некрополя в Риме послужило издание Wilpert J. Malereien der Katakomben Roms. Freiburg im Breisgau, 1903. Это атлас, в основном, цветных хромолитографий-копий катакомбной живописи, который дает достаточно полное представление о характере росписей. Одним из самых крупных и полных изданий о катакомбном искусстве является труд де Росси на итальянском языке, включающий также атлас (Rossi 1864?1877).
11. Согласно преданию, мясо павлина обладает свойством нетления, что дает возможность считать образ этой птицы символом вечной жизни (Уваров 1908: 199?200).
12. Буквально: "место зеленое" (греч.), место, изобилующее растениями, сад.
13. В качестве иллюстрации подобных злоупотреблений можно привести тот факт, что культы Митры, характеризующиеся сложной иносказательной образностью, заимствовали некоторые внешние элементы из обрядовой жизни христианской Церкви (Уваров 1908: 71).
14. В древности Св. Дары каждый верующий получал в руки.
15. Тема крестной Жертвы Спасителя передана в композиции "Три отрока в пещи огненной" внешним видом отроков, изображенных в позе распятия.
16. "И вышел Иона из города и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтоб увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтоб избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению" (Иона, 4: 5?6).
17. "Эсхатологический" - связанный с кончиной мира и Страшным судом.
18. На Трулльском соборе (691?692 гг.) было предложено изображать Христа непосредственно, а не в виде Агнца (82 правило VI Вселенского Собора).
19. Любая ниша над гробницей могла быть использована как престол на Литургии. Трудно сказать с полной уверенностью, все ли подобные ниши служили престолами. Однако такую возможность нельзя исключить совершенно. 20. Дж.-Б. де Росси упоминает о том, что "язык Спасителя, говорящего о таинстве Его тела и крови, тот же самый, как и в разговоре с сестрою Лазаря Марией о Воскресении; и поэтому-то… Пруденций сопоставляет Евхаристию с воскрешением Лазаря" (Покровский 1894: 54).
21. Саркофаг IV в., представленный на рис. 11, имеет торцы, украшенные рельефом, которые первоначально относились к другому саркофагу. Объединены скульптурные композиции были позднее. Однако показательно то, что истории Моисея отводится торцовая стенка, то есть периферийная часть сакрального пространства, сопоставимая с семантикой входа.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру